Из опыта работы по теме «Дошкольное и начальное образование - единый развивающий мир

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1



Дошкольное и начальное образование - единый развивающий мир

Э.И. Ивлева

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается

на определенную стадию развития, проделанную ребенком».

Л. С. Выготский


По определению выдающегося детского психолога Д. Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Он считал, что дети 3 - 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова. Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. Новые стандарты ФГОС НОО и ФГОС ДО являются важными документами для продвижения в решении данной проблемы. Именно с выходом стандартов положено начало к обеспечению преемственности двух звеньев системы образования. Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой приоритет непрерывного образования - формирование умения учиться.

Преемственность - двусторонний процесс. С одной стороны, дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные качества личности ребёнка, служащие основой успешности школьного обучения. С другой стороны, начальная школа как приёмник подхватывает достижения ребёнка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал.

Общетеоретическое определение «готовности к школе» характеризуется как развитие на необходимом уровне тех качеств личности ребёнка, которые определяют его как ученика, то есть помогают учиться. Мы хорошо с вами знаем, что в дошкольном возрасте у детей формируются лишь предпосылки универсальных учебных действий. Это закреплено в новом Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации»: «Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста». (Глава 7. Общее образование. Статья 64. Дошкольное образование).

Выделяется четыре блока в составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный, коммуникативный.

Мероприятия, которые надо проводить по усвоения предпосылок универсальных учебных действий в ДОУ:

сюжетно-ролевые игры;

игры с правилами;

игра в школу;

чтение сказочных текстов с проигрыванием отдельных сюжетов.

Организация позитивного отношения к познавательной деятельности:

доброжелательное и уважительное отношение к деятельности ребенка;

поощрение за активность;

оценка результатов труда ребенка;

конкретные указания по улучшению результата.

Сформированность предпосылок УУД выступает необходимым условием обеспечения преемственности перехода ребенка от предшкольного к начальному образованию и успешности обучения его в начальной школе.

У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению. Если ребенок говорит, что я хочу учиться, значит у него сформировано положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, он готов к познанию!

Проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что проявляется, во-первых, в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа; во-вторых, в наличии содержательного представления о подготовке к школе.
Я - субъект детского сообщества! Ребенок отдает предпочтение коллективным занятиям деловому сотрудничеству со сверстниками, желанию получить оценку своих знаний. Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов. Обучать деятельности в воспитательном смысле - это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства ее достижения; помогать ребенку, сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Принцип деятельного подхода изменил взгляды на роль воспитанника в образовательном процессе. Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития - знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности. Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка.

Важным условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогами и воспитателями.

Цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:

• воспитание нравственного человека;

• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

• сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое, психическое развитие детей.

Задачи:

на дошкольной ступени:

• приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

• обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

• развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

• формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;

• развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе;

•включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

на ступени начальной школы в соответствии со Стандартом:

• становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности

• умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

• духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

• осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; совершенствование достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;

• индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

Задачи сотрудничества ДОУ и школы:

• единство стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;

• выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;

• создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса - воспитателей, учителей, детей и родителей;

• всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

• оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;

• формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, мы, учителя, должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.

Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений участников образовательного процесса. Наше образовательное учреждение, как и другие школы, взаимодействует с близлежащим детским садом №2, из которого поступают воспитанники детского сада. Ежегодно заключаем договор о сотрудничестве детского сада с начальной школой. Составляется план работы по организации преемственности по трем направлениям:

1. Работа с детьми:

• экскурсии дошкольников в школу;

• посещение школьного музея боевой и трудовой славы «Память», библиотеки;

• знакомство дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

• участие в игровых программах, проектной деятельности (День игры и игрушки, проекты «Загадочные снежинки», «Мороженое: вред или польза»);

• организация выставок рисунков и поделок в школе и ДОУ;

• совместные праздники («День знаний», «Посвящение в первоклассники», «Как хорошо учиться в школе!», «Прощание с Азбукой», «Вот и стали мы на год взрослей») и спортивные соревнования (Весёлые старты, День Здоровья, эстафеты) дошкольников и первоклассников.

2. Взаимодействие педагогов:

• совместные педагогические советы («Дошкольное и школьное детство»);

• семинары, мастер- классы («Развитие умственных способностей ребенка»);

• круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы («Формы и методы работы», «Из опыта работы»);

• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

• взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

• открытые занятия в ДОУ и открытые уроки в школе («Современные образовательные технологии»).

3. Сотрудничество с родителями:

• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы (Мы - вместе», «Семья, детский сад и школа - крепкий союз»);

• вечера вопросов и ответов («Что Вас волнует?»);

• консультации с педагогами ДОУ и школы («Как помочь ребенку?», « У Вас проблема»);

• встречи родителей с будущими учителями (Давайте знакомиться!»);

• дни открытых дверей («Мы рады, Вам», «Просим в гости»);

• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе.

Образовательно-воспитательный процесс, как в дошкольном учреждении, так и в школе подчинён становлению личности ребёнка.

Только конструктивный диалог мудрых взрослых позволит оптимально решить проблему преемственности ДОУ и школы, выстроенной на основе партнерских позиций.

Давайте бережно передавать друг другу хрустальный сосуд по имени «РЕБЕНОК», тщательно продумывая каждое слово и действие, с высокой степенью сознательности и ответственности.

Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира - дошкольного и начального образования.

Литература

1. Асмолов, А. Г., Бурменская, Г. В., Володарская, И. А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школ: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.

2. Качур, Е. Н. Проблемы преемственности детского сада и школы. Пути их решения // ИД «Первое сентября». Электронный ресурс: [festival.1september.ru/articles/562010]. - 2013.

3. Кондрашова, Н. Г. Создание преемственных связей между дошкольным учреждением и начальной школой // Открытый урок. Электронный ресурс:

[festival.1september.ru/articles/310700/]. - 17.03.2013.

5


© 2010-2022