Конспект урока русского языка 4 класс Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времент

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: Русский язык Класс: 4 В класс (УМК Школа России) Учитель Краева С.А.

ТЕМА «Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени»

Тип урока: Освоение новых знаний.

Цель: создать условия для усвоения правописания суффиксов глаголов в прошедшем времени.

Задачи: Образовательные: -содействовать систематизации знаний учащихся об образовании глаголов прошедшего времени; -упражнять в правописании суффиксов в глаголах прошедшего времени;

-способствовать развитию орфографической зоркости, внимания, речи, памяти, наблюдательности;

Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной работе. Прививать интерес к русскому языку

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке; оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Ресурсы:

- Учебник «Русский язык» авторы Т.Г. Рамзаева

- тетрадь

- карточки с заданиями

Этапы урока

Деятельность учителя и учеников. I Организационный момент (Мотивация к учебной деятельности ) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - Придумано кем-то просто и мудро. При встрече здороваться: «Доброе утро!». Всем доброе утро. - Желаю вам хорошего, доброго настроения в течение всего дня. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте тепло. Пусть на уроке вам будет тепло и уютно. А теперь за работу!

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.


II. Актуализация знаний.

Цель: -актуализировать знания по теме глагол

- Вспомните, с какой темой мы работаем? (Глагол)

-Вспомним все, что знаем о глаголе.

Игра «Блиц - опрос»

1. Глагол - это часть … (речи, которая обозначает действия предметов и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?)

2. Глаголы изменяются по ….. (временам)

3. Спряжение - это … (изменение глаголов по лицам и числам)

4. Спрягаются только глаголы в … (настоящем и будущем времени)

5. В прошедшем времени глаголы изменяются по … (числам), а в единственном числе… (по родам)

7. Назовите суффиксы глаголов неопределённой формы. ( -ть-, -ти-, -чь-)

8. На какую форму глагола указывает суффикс -л-? (на форму глаголов прошедшего времени)

9. Какие ещё суффиксы глаголов вы знаете? (-а-, -я-, - и-, -ы-, -о-)

-Прочитайте пословицы, которые написаны на доске. Объясните их смысл. Спишите, определите у глаголов время, число, лицо.

Не угадаешь, где найдёшь, где потеряешь.

Что твердо выучишь, навсегда запомнишь.

- Чем похожи все глаголы в пословицах? (Одинаковые морфологические признаки)

- Перечислите их. (Будущее время, 2 лицо, единственное число)

- Какой глагол лишний, почему? («Найдёшь» - глагол с ударным окончанием, а у двух других окончания безударные.)


III. Проблемное объяснение нового знания. Цель: Создать проблемную ситуацию, которая спровоцирует обучающихся на решение проблемы .

-Запишите глаголы с безударным окончанием в прошедшем времени.

Угадаешь- угадал

Потеряешь -потерял

Выучишь - выуч(и,е)л- ?

Запомнишь - запомн(и,е)л-?



- Какие суффиксы вы записали перед суффиксом -л-? (У детей могут быть разные суффиксы)

-Возникла проблема, попробуем ее решить.

- Какой сделаем вывод? (есть правило, как писать глагольные суффиксы перед суффиксом -л- )



- Какова цель нашего урока?

-Сегодня мы познакомимся с правилом как правильно писать безударные суффиксы глаголов в прошедшем времени.

Назовем тему нашего урока: «Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени»

Давайте рядом с нашими глаголами напишем неопределённую форму. Подчеркните основу

Угадаешь- угадал - угадать

Потеряешь -потерял- потерять

Выучишь - выуч(и,е)л- выучить

Запомнишь - запомн(и,е)л- запомнить

Что заметили интересного в первых двух глаголах? (Основа та же, только суффикс - -ть- поменялся на суффикс -л-).

Какой сделали вывод? В прошедшем времени перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и в неопределённой форме.

- Проверим нашу гипотезу, обратимся к учебнику с 109.

-Какие же суффиксы будут у глаголов: выучил, запомнил?

Предложите свой алгоритм написания буквы перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени.

ТАБЛИЦА. «Алгоритм»

1. Поставь глагол в неопределённую форму.

2. Напиши в глаголе прошедшего времени перед суффиксом -л- ту же букву, что и в инфинитиве перед суффиксом -ть-.

ТАБЛИЦА. Выуч?л - выучить - выучил

Физкультминутка.

Цель: отдых

Ученики вытягивают руки вперёд и двумя руками одновременно выписывают горизонтальные восьмёрки влево, вправо; в разном направлении движения рук. IV.Первичное закрепление.

Цель: Закрепить полученные знания, применяя их в практических заданиях.

Вставьте пропущенные суффиксы, напишите начальную форму, подчеркните буквы перед суффиксами - л -. Определите число глаголов, а где возможно и род

1 группа. 2 группа.

пола_ла - … увид_л - ….

выдерж_л - … высуш_ла - …

выглад_ли - … замяук_ли - …

плак_ло - … сып_ло - …

Проверка по эталону.


V.Самостоятельная работа с самопроверкой

Цель: Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки

Прочитай текст, вставь в предложения глаголы в прошедшем времени.

Снег … деревья. Дуб …в мохнатой шапке. На ветках берез … белый шарф. Молодая елочка … в сугроб. Не страшны деревьям мороз и холод.

Слова для справок: спрятаться, укутать, серебриться, дремать.

Какие глаголы требуют проверки? Как проверить? VI. Включение нового знания в систему знаний и повторений.

Цель: Организовать выполнение типов заданий, где используется новый способ действия

В качестве закрепления выполним упр.500. VII. Итог урока (Рефлексия учебной деятельности на уроке ) Цель: Обобщить полученные знания и сделать выводы.

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.


-С какой проблемой мы с вами сегодня столкнулись? Что мы сделали, чтобы эта тема не вызывала у нас трудности?

-Оцените свою работу на уроке.

VII Домашнее задание

Правило с 109, упр. № 501



© 2010-2022