- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока русского языка 4 класс Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времент
Конспект урока русского языка 4 класс Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времент
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Краева С.А. |
Дата | 31.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Предмет: Русский язык Класс: 4 В класс (УМК Школа России) Учитель Краева С.А.
ТЕМА «Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени»
Тип урока: Освоение новых знаний.
Цель: создать условия для усвоения правописания суффиксов глаголов в прошедшем времени.
Задачи: Образовательные: -содействовать систематизации знаний учащихся об образовании глаголов прошедшего времени; -упражнять в правописании суффиксов в глаголах прошедшего времени;
-способствовать развитию орфографической зоркости, внимания, речи, памяти, наблюдательности;
Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной работе. Прививать интерес к русскому языку
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке; оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Ресурсы:
- Учебник «Русский язык» авторы Т.Г. Рамзаева
- тетрадь
- карточки с заданиями
Этапы урока
Деятельность учителя и учеников. I Организационный момент (Мотивация к учебной деятельности ) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - Придумано кем-то просто и мудро. При встрече здороваться: «Доброе утро!». Всем доброе утро. - Желаю вам хорошего, доброго настроения в течение всего дня. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте тепло. Пусть на уроке вам будет тепло и уютно. А теперь за работу!
-Откройте тетради, запишите число, классная работа.
II. Актуализация знаний.
Цель: -актуализировать знания по теме глагол
- Вспомните, с какой темой мы работаем? (Глагол)
-Вспомним все, что знаем о глаголе.
Игра «Блиц - опрос»
1. Глагол - это часть … (речи, которая обозначает действия предметов и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?)
2. Глаголы изменяются по ….. (временам)
3. Спряжение - это … (изменение глаголов по лицам и числам)
4. Спрягаются только глаголы в … (настоящем и будущем времени)
5. В прошедшем времени глаголы изменяются по … (числам), а в единственном числе… (по родам)
7. Назовите суффиксы глаголов неопределённой формы. ( -ть-, -ти-, -чь-)
8. На какую форму глагола указывает суффикс -л-? (на форму глаголов прошедшего времени)
9. Какие ещё суффиксы глаголов вы знаете? (-а-, -я-, - и-, -ы-, -о-)
-Прочитайте пословицы, которые написаны на доске. Объясните их смысл. Спишите, определите у глаголов время, число, лицо.
Не угадаешь, где найдёшь, где потеряешь.
Что твердо выучишь, навсегда запомнишь.
- Чем похожи все глаголы в пословицах? (Одинаковые морфологические признаки)
- Перечислите их. (Будущее время, 2 лицо, единственное число)
- Какой глагол лишний, почему? («Найдёшь» - глагол с ударным окончанием, а у двух других окончания безударные.)
III. Проблемное объяснение нового знания. Цель: Создать проблемную ситуацию, которая спровоцирует обучающихся на решение проблемы .
-Запишите глаголы с безударным окончанием в прошедшем времени.
Угадаешь- угадал
Потеряешь -потерял
Выучишь - выуч(и,е)л- ?
Запомнишь - запомн(и,е)л-?
- Какие суффиксы вы записали перед суффиксом -л-? (У детей могут быть разные суффиксы)
-Возникла проблема, попробуем ее решить.
- Какой сделаем вывод? (есть правило, как писать глагольные суффиксы перед суффиксом -л- )
- Какова цель нашего урока?
-Сегодня мы познакомимся с правилом как правильно писать безударные суффиксы глаголов в прошедшем времени.
Назовем тему нашего урока: «Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени»
Давайте рядом с нашими глаголами напишем неопределённую форму. Подчеркните основу
Угадаешь- угадал - угадать
Потеряешь -потерял- потерять
Выучишь - выуч(и,е)л- выучить
Запомнишь - запомн(и,е)л- запомнить
Что заметили интересного в первых двух глаголах? (Основа та же, только суффикс - -ть- поменялся на суффикс -л-).
Какой сделали вывод? В прошедшем времени перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и в неопределённой форме.
- Проверим нашу гипотезу, обратимся к учебнику с 109.
-Какие же суффиксы будут у глаголов: выучил, запомнил?
Предложите свой алгоритм написания буквы перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени.
ТАБЛИЦА. «Алгоритм»
1. Поставь глагол в неопределённую форму.
2. Напиши в глаголе прошедшего времени перед суффиксом -л- ту же букву, что и в инфинитиве перед суффиксом -ть-.
ТАБЛИЦА. Выуч?л - выучить - выучил
Физкультминутка.
Цель: отдых
Ученики вытягивают руки вперёд и двумя руками одновременно выписывают горизонтальные восьмёрки влево, вправо; в разном направлении движения рук. IV.Первичное закрепление.
Цель: Закрепить полученные знания, применяя их в практических заданиях.
Вставьте пропущенные суффиксы, напишите начальную форму, подчеркните буквы перед суффиксами - л -. Определите число глаголов, а где возможно и род
1 группа. 2 группа.
пола_ла - … увид_л - ….
выдерж_л - … высуш_ла - …
выглад_ли - … замяук_ли - …
плак_ло - … сып_ло - …
Проверка по эталону.
V.Самостоятельная работа с самопроверкой
Цель: Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки
Прочитай текст, вставь в предложения глаголы в прошедшем времени.
Снег … деревья. Дуб …в мохнатой шапке. На ветках берез … белый шарф. Молодая елочка … в сугроб. Не страшны деревьям мороз и холод.
Слова для справок: спрятаться, укутать, серебриться, дремать.
Какие глаголы требуют проверки? Как проверить? VI. Включение нового знания в систему знаний и повторений.
Цель: Организовать выполнение типов заданий, где используется новый способ действия
В качестве закрепления выполним упр.500. VII. Итог урока (Рефлексия учебной деятельности на уроке ) Цель: Обобщить полученные знания и сделать выводы.
-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
-С какой проблемой мы с вами сегодня столкнулись? Что мы сделали, чтобы эта тема не вызывала у нас трудности?
-Оцените свою работу на уроке.
VII Домашнее задание
Правило с 109, упр. № 501