Конспект урока по обучению грамоте: Согласный звук [ ш ], буква ш, буквосочетание ши. Упражнения в чтении и письме

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: интегрированный урок русского языка и литературного чтения в 1 классе (обучение грамоте)

Учитель: Козина Е.С.

Тема: Согласный звук [ ш ], буква ш, буквосочетание ши. Упражнения в чтении и письме.

Цели урока (предметные):

  • познакомить со звуком [ш] и буквой, которая его обозначает;

  • формировать умение выделять звук [Ш] в речи, умение слышать и слушать;

  • формировать навык начертания письменной буквы ш, написания слов с изученными буквами;

- формировать навык чтения слогов, слов;

- развитие фонематического слуха.

Метапредметные цели урока ( формирование УУД):

Личностные:

- обладать мотивационной основой учебной деятельности;

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

- использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач;

Коммуникативные:

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Оборудование: учебник «Букварь» (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина), Пропись «Мои волшебные пальчики» ( О.В. Пронина), мультимедийная презентация, слоговые таблицы, образцы печатных букв «Ш» и «ш», видеофильм «Город букв», карточки красного и зеленого цвета для взаимооценивания.

Ход урока

  1. Организационный момент. Психологический настрой.

- Здравствуйте ребята!

- Сегодня к нам в класс пришли гости, повернитесь к ним, пожалуйста, улыбнитесь и поприветствуйте! (Добрый день!)

- А теперь повернитесь друг к другу, улыбнитесь и садитесь!

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал!

Так что время не теряем

И работать начинаем.

  1. Повторение. Работа в парах: чтение слоговых таблиц, взаимооценивание с помощью жетонов красного и зеленого цвета.

- А начнем мы с повторения, прочитаем в парах слоговые таблицы. У кого лежит таблица, тот будет сегодня читать, а у кого карточки, тот будет оценивать. Кто прочитает и получит карточку-оценку, поднимите ее, чтобы я видела, какая пара справилась с заданием.

- Молодцы!

3. Побуждающий диалог - постановка проблемы. Планирование деятельности.

- Ребята посмотрите на слайд, что необычного заметили у схемы-человечка?

-Ребята, этим знаком схема-человечек хочет вас предупредить, что он представляет особенный, необычный звук, который отличается от других изученных вами звуков. А чтобы узнать, с каким звуком мы познакомимся, мы выполним звуковую разминку.

-Как шумят листья деревьев в лесу?

-Вспомните, какой звук издаёт змея?

- Какой звук издает чайник при кипении?

-А теперь давайте пошуршим все вместе: Ш-ш-ш.

Так с каким звуком сегодня будем знакомиться?

- Откройте букварь на стр. 80 , а пропись на стр. 26, давайте составим план работы на урок.

-Может быть, кто-то из вас уже догадался, почему же этот звук особенный, чем он отличается от других звуков?

- Тогда давайте решать эту проблему.

4. Характеристика изучаемого звука, работа со схемой.

- Нам нужно всё узнать про этот звук.

- Какой это звук гласный или согласный?

- Раз он согласный, что мы можем про него узнать?

-Давайте узнаем, какой он, звонкий или глухой?

Надевают чёрную шляпу на схему-человечка. -Как узнать, бывает ли он твёрдым или мягким? Нужно произнести слова, где есть этот звук. И посмотреть, как он произносится, твёрдо или мягко? Например, отгадайте загадку: Не галстук он, не воротник, А шею обнимать привык. Но не всегда. А лишь тогда, Когда бывают холода. (Шарф) В слове шарф звук твердый.

Закрашивают башмачок человечка синим цветом ( в прописи).

- Может быть, в других словах этот звук произносится мягко? Давайте проверим: найдите на картинке слова со звуком [ш] и давайте послушаем, как он произносится.

- Сделайте вывод: может ли звук [ш] быть мягким?

Закрашивают второй башмачок синим цветом

- Посмотрите на схему нашего звука, сравните с другими схемами и скажите, чем же отличается новый звук от других звуков нашего «города» Букваринска?

- А какой знак используется для обозначения звука [ш] ?

- Что напоминает вам эта буква?

Ах, табуретка хороша!

Перевернул - и буква Ш

Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл.

- Проверьте в Букваре, рассмотрев схемы человечков, правильно ли мы сделали? С какими буквами дружит буква Ш? Почему?

-Решили мы с вами первую задачу, определили, чем этот звук отличается от других? Идем дальше.

5.Знакомство с буквой ш, анализ написания строчной буквы ш.

-Наша задача - научиться сегодня писать строчную букву ш. Подготовим свои пальчики к письму.

Пальчиковая гимнастика «Дружба».

В гости к пальчику большому (выставляются вверх большие пальцы),

Приходили прямо к дому (соединить под углом кончики пальцев обеих рук),

Указательный и средний (поочередно называемые пальцы

соединяются с большим на двух руках одновременно),

Сам мизинчик - малышок (вверх выставляются только мизинцы,

другие пальцы сжаты в кулак),

Постучался на порог (кулачки стучат друг о друга).

Вместе пальчики - друзья,

Друг без друга им нельзя (ритмичное сжатие пальцев на обеих руках).

А теперь подружите пальцы левой и правой руки., согрейте ладошки.

- Из каких элементов состоит буква ш строчная? Есть ли новые элементы?

-Я напишу эту букву под счёт: раз-и, два-и, три-и

- Попробуйте написать эту букву в воздухе под мой счёт

- Пишем все вместе под счёт. Приготовились: раз-и… .

- Подчеркните самую красивую букву , похвалитесь соседу.

6. Организация работы по чтению и анализу слогов.

- Ваша задача - научиться читать слоги с новой буквой. Подготовьтесь прочитать слоги.

-Прочитайте слоги, которые состоят из двух букв и начинаются с гласного звука

-Прочитайте слоги, которые состоят из двух букв и начинаются с согласного звука

Прочитайте слоги, которые состоят из 3 букв и начинаются с гласного звука.

Физминутка

Загадаю вам загадку,

Становитесь на зарядку. (Ходьба на месте.)

Раз - листочки поднимаем. (Руки через стороны вверх.)

Два - листочки загибаем. (Руки за спину.)

Три - ещё разок свернули, ( Обхватили руками плечи.)

На четыре - развернули. (Руки в стороны.)

Буква спряталась внутри.

(Приседания.)

Кто догадлив? Назови!

Покажите буквы: ы, а, о, пэ, эр и гэ,

А теперь садитесь все.

7. Написание слогов и слов с буквой ш.

- Прочитайте и обведите зелёным цветом в словах только букву ш. Возьмите синюю ручку и соедините ш со следующей буквой и обведите их. Что получилось? (слог).

-Вы научились писать новую букву? Вы справились с этой задачей? Без ошибок и затруднений? Вам нужна была помощь? Каким смайликом вы себя наградите? Нарисуйте его в своих тетрадях.

8. Организация чтения и анализа слов с буквой Ш.

-Очень много слов на букву Ш в вашем любимом букваре. Давайте их прочитаем хором.

Выборочное чтение:

- Прочитайте слово, называющее фрукт

- Вкусная, бывает рисовая и манная.

-Жилище.

-Слово-перевертыш.

Имя мальчика.

Имя девочки.

-Какая последняя задача стояла перед нами на уроке?

-Вы справились с этой задачей?

9. Формирование орфографической грамотности.

Просмотр сказки про жи и ши.

Вывод: ши с буквой и всегда пиши!

10. Итог урока Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке?

- У кого были затруднения? Какие?

- Дайте эмоциональную оценку своей работе на уроке.

- Подойдите к шарику такого цвета, какое настроение было у вас на уроке.

Ну вот и все урок к концу подходит,

мы славно поработали сейчас!

Спасибо вам, ребята, за работу,

Не подвели меня и в этот раз!



© 2010-2022