- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок внеклассного чтения по теме: «Сказки народов мира»
Урок внеклассного чтения по теме: «Сказки народов мира»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бабенко Е.М. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Предмет: литературное чтение
Тема: Внеклассное чтение «Сказки народов мира»
Цель: расширять знания детей о богатстве устного народного творчества, понять необходимость чтения сказок
Задачи:
- формировать углубленное смысловое восприятие сказки;
- развивать мышление, память, речь и творческое воображение;
- воспитывать потребность в чтении книг, любовь к устному народному творчеству, к сказкам различных народов
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесный, частично - поисковый.
Оборудование: фото народов мира, сказочные дворцы, глобус, сказки народов мира- выставка книг
Ход урока
1. Организационный момент.
Ребята, сегодня мне хочется пригласить вас в необычное путешествие. Мы отправимся в удивительную страну, в которой вы не раз уже бывали и встречались с ее необыкновенными жителями.
Ученица 1.(Аяла)
Есть на свете страна такая,
Где всех приключений не счесть,
Любят эту страну все дети,
Волшебство и загадки там есть.
Ученица 2.(Аруна)
Там зло с добром не уживается,
И победит всегда добро.
Как же эта страна называется?
Догадались, наверно, давно?
Учитель
Конечно, эта необыкновенная страна - страна сказок.
Сказки любят все: и дети, и взрослые. С самого раннего детства мы слышим сказки. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки родители, бабушки, а потом вы пошли в школу и сами научились читать. Читая сказки, мы поникаем в чудесный, загадочный, таинственный мир.
Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставят спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты.
Проблемный вопрос.
Для чего нам читать сказки?
Открывается занавесь
Тема урока «Сказки народов мира»
Чтобы попасть в эту удивительную страну ответьте на вопросы:
Что такое сказка?
Сказка - это народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах, событиях с участием волшебных фантастических сил, часто выдумка, неправда, ложь.
- Чем сказки отличаются от рассказов? (В сказке есть волшебство)
Учитель.
Сказка - это что-то чудесное. Поищем с вами чудеса. Буквы перепутались, и стало непонятно, что за сказки пришли к нам в гости.
чикомколоколь Коза с «Коза с колокольчиком»
грТи,крестьянин сали,и «Тигр ,крестьянин и лиса»
векчело и риЗве «Звери и человек»
влиныеЖура ьяпер «Журавлиные перья»
Индивидуальные д\з адания.
краткий пересказ сказок
МедведевВладик, Олейникова София, Алпысбай Абылай
ОтдыхаемИгра "Видели - не видели!"
Я буду называть события. Если такое бывает, вы отвечайте "Видели, видели!". Если такого не бывает, то вы молчите.
1. В зоопарке у ворот спит огромный бегемот.
2. За полями, за лесами ходит курица с рогами.
3. Вот слонёнка тихий сон охраняет старый слон.
4. Чернобровая куница - замечательная птица.
5. Злой презлющий серый волк на ребят зубами щёлк!
6. а зеленый крокодил важно по полю ходил.
Учитель. Сказочные герои - одна из примет сказок. Вот и новые сказочные герои пришли к нам на урок из далекой Японии - страны восходящего солнца
Работа над японской сказкой «Журавлинные перья»
Что вас удивило в этой сказке?
В чем заключается основная идея сказки?
Кто из героев вам больше всего понравился и почему?
Вывод: Сказка ложь …. вывешивается табличка
Очень много сказок у разных народов посмотрите сколько сегодня у нас книг
Выставка книг. (Альмира)
Все, что создано умом
Все, к чему душа стремится,
Как янтарь на дне морском,
В книгах бережно хранится.
Итог урока.
У каждого народа есть свои сказки: они различны и чем-то похожи друг на друга. Различны, потому что они возникли в разных странах, и в них отразились обычаи разных народов и разных стран.
Схожи между собой, потому что в них отразились мечты народов о счастье, их вера в победу добра над злом.
- Так что же объединяет сказки?
1. Добро побеждает зло.
2. Все заканчивается хорошо.
3. Все сказки учат добру.
Журавлиные перья
Японская сказка
1
Давно-давно жили в одной горной деревушке старик со старухой. Очень они печалились, что детей у них не было.
Однажды в снежный зимний вечер пошел старик в лес. Собрал он большую охапку хвороста, взвалил на спину и начал спускаться с горы. Вдруг слышит он поблизости жалобный крик. Глядь, а это журавль попался в силок, бьется и стонет, видно, на помощь зовет.
- Ах ты бедняга! Потерпи немного... Сейчас я тебе помогу. Освободил старик птицу. Взмахнула она крыльями и полетела
прочь. Летит и радостно курлычет.
Настал вечер. Собрались старики сесть за ужин. Вдруг кто-то тихонько к ним постучался.
- Кто бы это мог быть в такой поздний час?
Открыл старик дверь. Видит: стоит в дверях девушка, вся запорошенная снегом.
- Заблудилась я в горах,- говорит.- А на беду, сильно метет, дороги не видно.
- Заходи к нам,- приглашает старуха.- Мы гостье рады. Взял старик девушку за руку и повел к очагу:
- Садись, обогрейся да поужинай с нами.
2
Поужинали они втроем. Видят старики, девушка красивая да такая ласковая. Стала она старухе по хозяйству помогать, а потом и говорит:
- Хочешь, бабушка, разомну тебе плечи, спину потру? - Вот спасибо, доченька. Спина-то у меня и вправду болит.
А как тебя по имени зовут?
- О-Цуру.
- О-Цуру, Журушка, хорошее имя,- похвалила старуха.
Пришлась старикам по сердцу приветливая девушка. Жалко им с ней расставаться.
На другое утро собирается о-Цуру в путь-дорогу, а старики ей говорят:
- Нет у нас детей, Журушка. Останься с нами жить.
- С радостью останусь, у меня ведь на свете никого нет... А в благодарность за доброту вашу натку я для вас хорошего полотна. Об одном только прошу: не заглядывайте в комнату, где я ткать буду. Не люблю, когда смотрят, как я работаю.
Взялась девушка за работу. Только и слышно в соседней комнате: кирикара тон-тон-тон.
На третий день вынесла о-Цуру к старикам сверток узорчатой ткани. По красному полю золотые журавли летят.
3- Красота-то какая! - дивится старуха.- Глаз не отвести!
Пощупала ткань: мягче пуха, легче пера.
А старик взглянул на девушку и встревожился:
- Сдается мне, Журушка, что похудела ты. Щеки у тебя вон как впали. В другой раз не позволю тебе так много работать.
Вдруг послышался хриплый голос: - Эй, дома хозяева?
Это пришел торговец Гонта. Ходил он по деревням, скупал у крестьян полотно. Спрашивает Гонта:
- Ну что, бабушка, есть у тебя полотно на продажу? Наткала, верно, за зиму-то?
- Есть на этот раз у нас кое-что получше, господин Гонта,- отвечает старуха.- Вот взгляни-ка. Это наткала дочка наша Журушка,- и развернула перед Гонтой алую ткань. Золотые журавли словно живые летят.
4
- О, такого прекрасного узора и в столице никто не видал. Ваша дочь, я смотрю, мастерица! - Гонта сразу полез в кошелек, достал пригоршню золотых монет. Понял он, что в княжеском дворце продаст такую замечательную ткань во сто раз дороже.
- Золотые монеты! Смотрите, настоящее золото! - Старики глазам своим не поверили.
Впервые на своем веку видели они золото.
- Спасибо тебе, Журушка, спасибо! - от всего сердца поблагодарили девушку старик со старухой.- Заживем мы теперь по-другому. Сошьем тебе новое платье к празднику. Пусть все любуются, какая ты у нас красавица.
Наступила весна. Пригрело солнце. Что ни день, прибегают к дому стариков деревенские дети:
- Сестрица Журушка, выйди поиграй с нами. Улыбается Журушка:
- Ну хорошо, давайте играть. Поплывем в гости к лунным феям
5.
Поднимут двое детей руки - это ворота в царство фей. А Журушка поет:
Поплывем мы в царство фей Дружно, дружно, весело. Облачко - как лодочка, Серебряные весла.
Проходят дети в ворота веселой вереницей и стариков зовут:
- Дедушка, пойдем с нами играть! Бабушка, пойдем играть!
- Да полно вам, не тяните нас за руки так сильно,- смеются старики.
Но не всегда светить солнцу. И дождь полям нужен. Поглядит Журушка, что небо облака закрыли, и запоет:
Дождик, дождик, лей сильней, Дождик, лей среди полей. Дольше, дольше погости На грушевом дереве.
Соберутся дети вокруг Журушки, а она им сказки рассказывает о разных диковинных птицах.
Хорошо было детям играть с Журушкой. Но вот как-то раз снова пожаловал Гонта.
- Здравствуй, дедушка! Не найдется ли у тебя опять такой же ткани, как в прошлый раз? Продай мне, я охотно куплю.
6
- Нет, и не проси. Дочке моей о-Цуру нельзя больше ткать: очень она от этой работы устает. Боюсь, заболеет.
Но Гонта чуть не силой всунул старику в руки кошелек, набитый золотыми монетами.
- Я заплачу тебе еще дороже, чем в прошлый раз. А если ты не согласишься, пеняй на себя. Худо тебе будет. Меня ведь сам князь к тебе прислал,- пригрозил Гонта.- Чтоб через три дня была ткань готова, не то головой поплатишься!
Ушел Гонта, а старик и старуха стали горевать:
- Беда, беда! Что же с нами теперь будет! Пропали наши головы.
Все слышала о-Цуру, хоть и была в другой комнате. Стала она утешать стариков:
- Не бойтесь, не плачьте. Через три дня будет готова ткань, красивее прежней.
Пошла девушка в ткацкую комнату и затворила дверь наглухо.
Вскоре послышался за стеной быстрый-быстрый стук: кирикара тон-тон-тон, кирикара тон-тон-тон.
День, и другой, и третий стучит ткацкий станок.
7
- Журушка, кончай скорее, будет тебе! - тревожатся старик со старухой.- Ты, верно,устала, доченька?
Вдруг послышался грубый голос:
- Ну как, готово? Покажите мне. Это был Гонта.
- Нет, показать нельзя. Журушка крепко-накрепко запретила к ней входить, пока она ткет.
- Ого! Вот еще выдумки! Я вижу, ваша дочь привередница. Ну, а я и спрашивать у нее не стану!
Оттолкнул Гонта стариков и настежь распахнул двери.
- Ой, там журавль, жу-жу-равль! - испуганно забормотал он.
Входят старики - и правда, стоит за ткацким станком большая птица.
Широко раскрыла она свои крылья, выщипывает у себя клювом самый нежный мягкий пух и ткет из него красивую ткань: кирикара тон-тон-тон, кирикара тон-тон-тон.
Захлопнули старики дверь поскорее, а Гонта со всех ног убежал - так он испугался.
На другое утро прибежали дети звать Журушку.
- Журушка, выйди к нам, поиграй с нами или сказку расскажи.
Но в ткацкой комнате все было тихо.
Испугались старик со старухой, открыли дверь и видят: никого нет. Лежит на полу прекрасная узорчатая ткань, а кругом журавлиные перья рассыпаны... Начали старики звать дочку, искали-искали, да так и не нашли.
8
Под вечер закричали дети во дворе:
- Дедушка, бабушка, идите сюда скорее!
Выбежали старики, глядят... Ах, да ведь это журавль. Тот самый журавль! Курлычет, кружится над домами. Тяжело так летит...
- Журушка, наша Журушка! - заплакали старики. Поняли они, что это птица, спасенная стариком, оборотилась девушкой... Да не сумели они ее удержать.
- Журушка, вернись к нам, вернись!
Но все было напрасно. Грустно, грустно, точно прощаясь, крикнул журавль в последний раз и скрылся в закатном небе.
Долго ждали старик со старухой, но Журушка так и не вернулась.
Есть, говорят, на одном из дальних островов большое озеро. Видели там рыбаки журавля с выщипанными перьями. Ходит журавль по берегу и все поглядывает в ту сторону, где старик со старухой остались.
Вот и сказке Журавлиные перья конец, а кто слушал - молодец!
выставка книг
вступительное слово занавесь открыта
рабочие фрагменты урока
Самоанализ урока
Класс: 2-«З»
Тема урока: «Сказки народов мира"
1.Данный урок в теме это ознакомление с устным народным творчеством разных народова Урок является продожением основных уроков литературного чтения по теме: «Сказки»
2.В классе 26 учащихся, ребята очень активные, любят узнавать что- то новое.
При планировании урока учитывалась активность учащихся, хотелось показать ребятам как нужно красиво пересказывать прочитанное произведение, с этой целью нескольким ребятам давалось индивидуальное задание
3. Триединая дидактическая цель урока . - формировать углубленное смысловое восприятие сказки;
- развивать мышление, память, речь и творческое воображение;
- воспитывать потребность в чтении книг, любовь к устному народному творчеству, к сказкам различных народов
5.К сожалению запланированное время на работу по сказкам затянулось, так как дети сделали не краткий, а полный пересказ прочитанной сказки .
По этой причине урок потерял свою идейность и на основное произведение не оставалось времени.
8.Психологическая атмосфера на уроке и общение учителя и уч-ся была доброжелательной .
9.Результата урок достиг частично. Не удалось реализовать все поставленные задачи урока.
10. Продолжить работу над сказками народов мира на дополнительных занятиях.
средняя школа -лицей №5 им.М.Ломоносова
Урок внеклассного чтения по теме:
«Сказки народов мира»
учитель Бабенко Е.М.