Сувенир программа внеурочной деятельности

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФГБОУ ВПО «УлГПУ имени И.Н.Ульянова»

Кафедра педагогических технологий дошкольного и начального

образования













Педагогический проект



Программа

по внеурочной деятельности

учащихся начальной школы

«Сувенир»








Работу выполнила:

слушатель курсов группы Н-11,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 35 г.Ульяновска

Ятманова Елена Александровна









Ульяновск

2015


Пояснительная записка


В концепции модернизации дополнительного образования детей обозначена важность создания условий для творческого развития личностных потребностей детей в образовании.

Курс имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, навыков, предъявляемых к технической документации требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, освоении новых знаний, выполнении практических заданий).

Программа ориентирована на приобретение у обучающихся жизненно необходимых знаний, умений и навыков. Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволит не только расширить политехнический кругозор учащихся, но и позволит каждому раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал, свою технику, что окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.

Программа « Сувенир» рассчитана на 144 часа в год, что составляет 4 часа в неделю.

Срок реализации данной программы - четыре года.

Возраст обучающихся - 7- 11 лет.

Цели программы:

развитие творческих способностей и индивидуальных дарований, формирование нравственно- личностных качеств, эстетического воспитания, устойчивого интереса к художественно - творческой деятельности.

Актуальность программы:

В том, что она направлена на развитие эстетических качеств ребенка; данная деятельность заинтересовывает его в области искусства, развивает его творческие способности.

Так же актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

Новизна программы:

Заключается в новых оригинальных технологиях. Использование элементов проектной технологии. Выполняя проекты, учащиеся учатся самостоятельно или с помощью учителя находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, приобретать опыт решения реальных задач самостоятельно или в группе. В программе предусмотрено посещение музеев города, чтобы встреча с искусством была для ребенка интересной и насыщенной, а также ярким запоминающимся событием.

Задачи программы:

  1. развивать мелкую моторику рук, пространственное воображение, техническое и логическое мышление, глазомер;

  2. создать условия для овладения начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы;

  3. воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к людям и результатам их труда, интерес к информационной и коммуникационной деятельности; практически применять правила сотрудничества в коллективной деятельности.

Тематическое наполнение и часовая разбивка курса отражены в учебно - тематическом плане. Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, изучение широкого круга тем и вопросов, проведение экскурсий.

Принципы составления программы.

Данная образовательная программа базируется на принципах обучения:

  • доступность;

  • от простого к сложному;

  • учет индивидуальных особенностей обучающихся;

  • дифференцированность;

  • практическая направленность;

  • креативность;

  • результативность.


Нормативно-правовая и документальная основа:

  • Закон Российской Федерации « Об образовании».

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

  • Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.

  • Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.

  • Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ».

  • Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).

  • Должностная инструкция классного руководителя.

  • Должностная инструкция педагога дополнительного образования.

  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования.

Организация учебно - воспитательного процесса.

Для лучшего усвоения программы необходимы наглядные пособия, образцы педагога, фильмы и презентации.

Программа рассчитана на 4 года обучения, но имеет потенциал на продолжении линии в следующих классах .

Занятия могут проходить 2 раза в неделю по 2 часа с 15 минутным перерывом по программе 144 часа в год в группе не более 15 человек. Оптимальный вариант для первоклассников - по 1 часу 4 раза в неделю, принимая во внимание возрастные психологические изменения ребенка - первоклассника.

Формы подведения итогов реализации программы:

• Составление альбома лучших работ или Портфолио.
• Проведение выставок работ учащихся:
- в классе,
- в школе.
• Участие в районных и областных выставках и конкурсах.

Учебно-методическое обеспечение программы:

Дидактические материалы:
• Инструкционные карты и схемы базовых форм.
• Инструкционные карты сборки изделий.
• Схемы создания изделий
• Образцы изделий.
• Альбом лучших работ детей.
• Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний.

  • Презентации по темам.

  • Фотографии людей разных профессий.

  • Инструменты для прикладного труда.

  • Компьютер, проектор, экран.

Используемые технологии:


  • Информационно-коммуникационные ( Применяются методические пособия - презентации, созданные в программе Рower Роint (с использованием звука, показ слайда "в движении")

  • Здоровьесберегающие (Для профилактики школьных заболеваний на занятиях используются режим смены динамических поз , схемы зрительных, зрительно-пространственная активность детей (по Базарному).

  • Проектные (В курсе содержится огромный развивающий потенциал, что особенно важно в условиях современной школы, нацеленной на развивающее обучение и формирование творческой личности).

Характеристика разделов.


  1. Вводное занятие. Техника безопасности.

-раскрыть содержание и задачи курса "Сувенир", научить правильно организовать процесс работы и оборудовать рабочее место, ознакомить с техникой безопасности труда


  1. Работа с пластилином.

- поделки из пластилина развивают у детей воображение и мелкую моторику пальцев, что необходимо для младшего школьника.


  1. Работа с бумагой.

- в данном разделе раскрыт широкий диапазон работы с различными видами бумаги и различными технологиями.


  1. Поделки из природных материалов растительного происхождения.

- работа с природным материалом увлекательна, расширяет творческое воображение у детей.


  1. Работа с тканью и нитками.

-ученики узнают об истории шитья, познакомятся с первоначальными навыками работы с тканью.


  1. Экскурсии.

- ознакомительные и игровые интерактивные экскурсии внесут разнообразие в работе курса.


  1. Работа с разными материалами.

-предлагается использовать разный, в том числе и бросовый, уже ненужный в быту материал, создавая из него нужные и полезные для быта сувениры.


  1. Итоговое занятие.

- организуются выставки работ и мастер - классы.

Работы обучающихся по курсу «Сувенир» приобретают общественную значимость: их показывают на выставках, работы украшают кабинет, можно устроить ярмарку или выходить с мастер - классами за пределы кабинета.

Предполагаемые результаты освоения программы.

Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
  • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится:
  • принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок;
  • выполнять учебные действия в материале, речи, уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться, приходить к общему решению;

  • соблюдать корректность в высказываниях;

  • задавать вопросы по существу;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • контролировать действия партнера.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • владеть монологической и диалогической формой речи.

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

  • высказываться в устной и письменной форме;

  • анализировать объекты, выделять главное;

  • осуществлять синтез (целое из частей);

  • проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения об объекте;

  • обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);

  • подводить под понятие;

  • устанавливать аналогии;

  • проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения,

  • делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;

  • Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

  • Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;

  • Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;

  • Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;

  • Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

  • Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;

  • Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

  • Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

  • Достичь оптимального для каждого уровня развития;

  • Сформировать систему универсальных учебных действий;

  • Сформировать навыки работы с информацией.

Диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы».

  1. Знание основных геометрических понятий и базовых форм.

Заполнение угла, овала, круга, спирали.
- Высокий уровень - делает самостоятельно,
- Средний уровень - делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень - не может сделать.

II. Умение создавать изделия, пользуясь
инструкционными картами и схемами.

- Высокий уровень - делает самостоятельно,
- Средний уровень - делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень - не может сделать.

III. Когнитивное развитие.

- Высокий уровень - почти полное совпадение контура с протянутыми нитями;
- Средний уровень - имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по одну сторону образца;
- Низкий уровень - значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону.

IV. Творческое развитие:

- Высокий уровень - работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;
- Средний уровень - работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню возрастной группы;
- Низкий уровень - явные диспропорции, нарушение цветовой гаммы.

V. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков

• Оцениваются умения:
- организовать свое рабочее место,
- рационально использовать необходимые материалы,
- аккуратность выполнения работы.






Календарно - тематическое планирование курса «Сувенир».

Первый год обучения.

1 класс

№п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Даты проведения

Примечание

теория

практика

всего

план

факт

Вводное занятие. Техника безопасности.

1

1

2


Работа с пластилином

7

20

27


«Печатаем» рисунки на пластилиновой основе». «Рисуем» жгутиками.

1

3

4

3.

Лепка посуды, овощей и фруктов

1

3

4

5.

Лепка фигур животных

1

3

4

6.

«На дне морском»

1

3

4

Коллективная работа

7.

«На берегу песчаном»

1

3

4

Коллективная работа

8.

Пластилиновый рисунок

1

2

3

9.

В гости к сказке

1

3

4

Коллективная работа

Работа с бумагой

9

39

48


Контурная мозаика

1

4

5

2.

Симметричное вырезание

1

4

5

3.

Аппликация

1

4

5

4.

Геометрическая аппликация

1

3

4

5.

Поделки из салфеток

1

3

4

6.

Модели самолетов

1

7

8

7.

Оригами

1

7

8

8.

Торцевание

1

4

5

9.

Вытананка

1

3

4


Поделки из природных материалов

растительного происхождения

7

14

21


Деревья из семян и шишек

1

2

3

2.

Цветы из семян и шишек

1

2

3

3.

Кто живет в лесу?

1

2

3

Коллективная работа

4.

Кто живет у воды?

1

2

3

Коллективная работа

5.

В гости к сказке.

1

2

3

Коллективная работа

6.

Картина из семян

1

2

3

7.

Вазочка

1

2

3


Работа с тканью и нитками

4

10

14


Плетение

1

3

4

2.

Салфетка с бахрамой

1

2

3

3.

Аппликация из пуговиц

1

2

3

4.

Вышивка на салфетке

1

3

4


Экскурсии

5

5

10


Спасибо, осень!

1

1

2

Парк

2.

Комната памяти Ю.А. Гагарина

1

1

2

МБОУ СОШ № 12

3.

«Симбирск заповедный»

1

1

2

«Мелочная лавка» и «Столярная мастерская»

4.

Современное искусство и живописный рельеф

1

1

2

Экскурсия по улицам города

5.

Игрушки и культура народов Ульяновской области

1

1

2

МБОУСОШ

№ 78

Работа с разными материалами

5

15

20


Моделирование из коробков

1

3

4

2.

Бусы и бисер

1

3

4

3.

Ленточки и бантики

1

3

4

4.

Тубы, трубки и фольга

1

3

4

5.

Крупа

1

3

4


Итоговое занятие

1

1

2

Всего часов в год


39


105


144



Календарно - тематическое планирование курса «Сувенир».

Второй год обучения.

2 класс

№п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Даты проведения

Примечание

теория

практика

всего

план

факт

Вводное занятие. Техника безопасности.

1

1

2


Работа с пластилином

7

21

28


«Рисуем» шариками.

1

3

4

2.

Смешиваем цвета.

1

3

4

3.

Украшаем баночку.

1

3

4

4.

Работа на диске.

1

3

4

5.

Букет (объемная работа)

1

3

4

6.

Жар-птица.

1

3

4

Коллективная работа

7.

Смешарики.

1

3

4

Коллективная работа

Работа с бумагой

9

38

47


Аппликация

1

5

6

2.

Оригами

1

5

6

3.

Торцевание

1

5

6

4.

Модели ракет

1

5

6

5.

Что нам стоит дом построить?

1

5

6

Коллективная работа

6.

Плетение из бумаги

1

6

7

7.

Квиллинг

1

7

8


Поделки из природных материалов

растительного происхождения

5

16

21


Дары осени

1

4

5

2.

Подарки леса

1

3

4

3.

Ежик

1

3

4

4.

Чудо-дерево

1

3

4

Коллективная работа

5.

Панно из семян

1

3

4

Коллективная работа

Работа с тканью и нитками

4

10

14


Игольница

1

5

6

2.

Игрушки из ниток

1

5

6

3.

Аппликация

1

1

2


Экскурсии

5

5

10


Планетарий"

1

1

2

Музей "Метеорологическая станция Симбирска.

2.

"В гостях у симбирских мастеров"

1

1

2

Музей "Столярная мастерская"

3.

"Выставочный зал на Покровской"

1

1

2

"Выставочный зал на Покровской"

4.

Здравствуй, зима!

1

3

4

Парк

Работа с разными материалами

4

16

20


Подснежники (из одноразовых ложек)

1

5

6

2.

Игрушки из носочков и перчаток

1

5

6

3.

Шкатулка

1

5

6

4.

Лошадка (пластилин и нитки)

1

1

2


Итоговое занятие

1

1

2

Всего часов в год


37


107


144




Календарно - тематическое планирование курса «Сувенир».

Третий год обучения.

3 класс

№п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Даты проведения

Примечание

теория

практика

всего

план

факт

Вводное занятие. Техника безопасности.

1

1

2


Работа с пластилином

7

21

28


Сграффито

1

3

4

2.

Пластилинография

1

3

4

3.

Декорирование

1

3

4

4.

Иллюстрация

1

3

4

5.

Пластилиновые фантазии

1

3

4

6.

На детской площадке

1

3

4

Коллективная работа

7.

Аквариум

1

3

4

Коллективная работа

Работа с бумагой

9

38

47


Аппликация

1

5

6

2.

Оригами

1

5

6

3.

Ромашковый топиарий

1

5

6

4.

Модели НЛО

1

5

6

5.

Резное украшение

1

5

6

Коллективная работа

6.

Плетение из бумаги

1

6

7

7.

Квиллинг

1

7

8


Поделки из природных материалов

растительного происхождения

5

16

21


Золотое лукошко

1

4

5

2.

Подарки моря

1

3

4

3.

Веселый гербарий

1

3

4

4.

Икебана

1

3

4

Коллективная работа

5.

Панно из круп, макарон и семян

1

3

4

Коллективная работа

Работа с тканью и нитками

4

10

14


Цветы из ткани и лент

1

5

6

2.

Мягкая игрушка

1

5

6

3.

Бантики

1

1

2


Экскурсии

4

6

10


"День симбирского гимназиста"

1

2

3

Музей "Симбирская классическая гимназия"

2.

"Я Вам пишу..."

1

1

2

Музей "Почтовое дело Симбирска-Ульяновска"

3.

«В мире музыкальных инструментов»

1

1

2

Музей "Симбирские типографии" (экспозиция "Музыкальная жизнь Симбирска")

4.

"Град Симбирск"

1

2

3

Историко-архитектурный комплекс "Симбирская засечная черта"

Работа с разными материалами

3

17

20


Веер (из одноразовых вилок)

1

6

7

2.

Фантики

1

6

7

3.

Из коробочек и коробков

1

5

6

Коллективная работа

Итоговое занятие

1

1

2

Всего часов в год


37


107


144


Календарно - тематическое планирование курса «Сувенир».

Четвертый год обучения.

4 класс

№п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Даты проведения

Примечание

теория

практика

всего

план

факт

Вводное занятие. Техника безопасности.

1

1

2


Работа с пластилином

7

21

28


Сграффито

1

3

4

2.

Пластилинография

1

3

4

3.

Декорирование

1

3

4

4.

Иллюстрация

1

3

4

5.

Пластилиновые фантазии

1

3

4

6.

На детской площадке

1

3

4

Коллективная работа

7.

Аквариум

1

3

4

Коллективная работа

Работа с бумагой

9

37

46


Аппликация

1

5

6

2.

Оригами

1

5

6

3.

Ромашковый топиарий

1

5

6

4.

Модели НЛО

1

5

6

5.

Резное украшение

1

5

6

Коллективная работа

6.

Плетение из бумаги

1

5

6

7.

Квиллинг

1

7

8


Поделки из природных материалов

растительного происхождения

5

16

21


Золотое лукошко

1

4

5

2.

Подарки моря

1

3

4

3.

Веселый гербарий

1

3

4

4.

Икебана

1

3

4

Коллективная работа

5.

Панно из круп, макарон и семян

1

3

4

Коллективная работа

Работа с тканью и нитками

4

10

14


Цветы из ткани и лент

1

5

6

2.

Мягкая игрушка

1

5

6

3.

Бантики

1

1

2


Экскурсии

5

5

10


Наша первая игрушка.

1

1

2

Музей "Столярная мастерская" "

2.

Удивим всех на Новый год.

1

1

2

3.

Когда-то так горшки лепили.

1

1

2

4.

Птички - весны заклички.

1

1

2


Хоровод ремесел.

1

1

2


Работа с разными материалами

3

17

20


Шары. Твистинг

1

6

7

2.

Из журналов и газет

1

6

7

3.

Из компьютерных дисков

1

5

6


Итоговое занятие

1

1

2

Всего часов в год


37


107


144




Список литературы:

1. Андреева Р.П., "Расписные самоделки", Издательский дом "Литера", Санкт - Петербург, 2000 г.;

2. Брыкина Е.К. "Творчество детей с различными материалами", Педагогическое общество России, М: 2002г.;

3. Данкевич Е. В., Жакова О. В. Большая книга поделок для девочек и мальчиков. - СПб.: ООО «Издательство "Кристалл"», М.: ЗАО «Издательский Дом ОНИКС», 2000. - 272 с.: ил.

4. Гусакова М.А. "Подарки и игрушки своими руками" (для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста). - М: ТЦ "Сфера", 2000. - 112 с. (Серия "Вместе с детьми".)

5. Демина И.П. "Подарки из природных материалов", Смоленск "Русич", 2001 г.;

6. Мягкая игрушка. - М.: «Рипол Классик»; СПб.: «Валери СПД», 2000. - 336., ил. (Сер. «Энциклопедия рукоделия»).

7. Сделай сам и подари / Пер. с нем. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - 64 с.: ил.

8. onejournal.ru/detskaya-literatura/umelye-ruchki.html

9. festival.1september.ru/articles/550275/

10. nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/01/19/rabochaya-programma-vneurochnoy-deyatelnosti



ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ

Занятие - беседа для детей

"Ознакомление со свойствами бумаги"

Цель: помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги: бумага бывает белая, красная, синяя и всяких других цветов, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая; бумага шуршит, легко мнется, смятую бумагу трудно распрямить; бумага легко рвется и расползается в воде, она непрочная.

Ход занятия - беседы

Дети сидят за столами. Перед каждым из них по 4 полоски бумаги: 3 белых полоски (папиросная бумага, глянцевая, чертежная), 1 - из цветной бумаги (у детей, сидящих за одним столом, полоски должны быть разного цвета).

"Сегодня мы с вами,- говорит педагог - будем рассматривать бумагу. Что будем делать? Посмотрите, что лежит перед каждым из вас". Выслушивает ответы детей: бумага, кусочки бумаги, полоски, ленточки из бумаги; продолжает: "Про них можно сказать и по-другому: бумажные полоски. Какие полоски? Скажите, какого цвета бумажные полоски. ("Белые, серые, есть красные, синие, есть желтые ... ")

Можно сказать, что бумага бывает разных цветов,- уточняет педагог.- Как я сказала про бумагу? Она бывает ... ? ("Разных цветов".) Потрогайте, погладьте бумагу и скажите, какая она". Выслушивает ответы, обобщает: "Есть гладкая бумага. Попадается шероховатая, поднимите полоску, которую вы считаете самой гладкой. Теперь определите толщину полосок. Что вы заметили? ("Одни полоски - из тонкой бумаги, другие - из толстой, а одна - из очень тонкой бумаги".)

Попробуйте смять бумагу. Что вы слышите? ("Шуршит".) А что еще вы заметили? ("Мнется".)

Вся бумага мнется: и тонкая, и толстая, и гладкая. Мнется и белая бумага, и цветная", - объясняет воспитатель. Затем она предлагает распрямить смятую бумагу, спрашивает, стала ли она такой же красивой, как была, делает вывод: "Нет, бумага не распрямилась, не разгладилась. Итак, бумага легко мнется и что? ("Не распрямляется, не разглаживается".)

А сейчас оторвите по кусочку от полосок. Что вы заметили? ("Очень легко оторвать кусок от любой полоски".)

Послушайте, как я скажу про бумагу: бумага легко рвется.

Она непрочная. Как я сказала про бумагу, какая она? Почему мы говорим, что бумага непрочная?"

Дети садятся лицом к воспитателю. Она говорит: "Перед вами стоит таз. Таз с водой. Возьмите любую бумажную полоску и погрузите - опустите ее в воду, затем возвращайтесь за столы.

Смотрите, кукла Наташа пришла. Добрый день, Наташа! Мы тебе нужны?"

Кукла, поглядывая на детей, что-то шепчет воспитателю.

Та поясняет детям: "Наташа хочет загадать вам загадку. Она принесла два платья. Одно из них можно стирать, а другое стирать нельзя. Угадайте, которое платье можно стирать и почему, а которое не следует стирать". Выслушивает ответы детей, обобщает: "Красное платье из бумаги, поэтому его нельзя стирать. Оно порвется. И не просто порвется, а, … Впрочем, посмотрите сами, что бывает с бумагой, если поместить ее в воду".

Воспитатель достает и выкладывает на поднос мокрую бумагу; приглашает детей (лучше подгруппами) взглянуть, потрогать, отжать бумагу; выслушивает замечания детей, обобщает их: бумага в воде расползлась. После того как вторая подгруппа рассмотрит намокшую бумагу и вернется на стулья, педагог подводит итог наблюдаемому на занятии, вычленяя особенности бумаги (см. цель занятия).

Занятие - беседа для детей

"Ознакомление со свойствами ткани"

Цель: помочь детям с помощью разнообразных действий определить особенности ткани (ткань бывает белая, красная, в цветочек, клетчатая, в полоску и т. д.; тонкая и толстая; гладкая и не гладкая). Одну ткань легко смять, другая не мнется совсем. Ткань труднее рвать, чем бумагу. Ткань намокает, но не расползается в воде. Ткань прочная. Обогатить и уточнить словарь детей.

Ход занятия - беседы

Дети сидят за столами. Перед каждым из них лежат по три лоскута разной ткани: шерсти, ситца или сатина, шелка. Два лоскута из однотонной ткани (плотная шерсть и, например, сатин), один - из пестрой. У детей, сидящих за одним столом, должны быть разные лоскуты.

"Сегодня, - говорит воспитатель, - мы будем рассматривать ткань. Перед каждым из вас лежат кусочки, а можно сказать - лоскутки (как можно сказать?) разной ткани. Посмотрите на них. Давайте выясним, что можно сказать про ваши лоскутки, если не трогать их руками, а просто посмотреть на них". Выслушивает ответы, обобщает их: "Правильно. Можно рассказать, какая ткань по цвету. У кого какая?

Есть ткань синяя. Есть красная. Эта цветочками. У Оли горошками. Дима говорит, что на его лоскутке есть и красное, и белое, и черное. Видите, какая разная ткань по цвету. Найдите и поднимите лоскуток, который весь синий (или весь черный). Посмотрите на действия соседей по столу. Не ошиблись ли они, выполняя задание?

А теперь положите эти лоскутки отдельно, поодаль от других.

Послушайте, как я скажу про них: они одного цвета, одного тона. Эти лоскутки из одноцветной, однотонной ткани. Из какой ткани? (Ответы детей.)

Найдите и положите к первому еще один лоскуток из одноцветной, однотонной ткани. Теперь скажите, какой бывает однотонная ткань? ("Бывает красной, белой и т. д.".)

Давайте рассмотрим оставшийся лоскуток. Можно ли про него сказать, что он однотонный? Катя, у тебя какой лоскуток? ("Сам синий, а горошек беленький".) Говорят, - уточняет воспитатель, - синяя ткань в белый горошек.

А у Андрея? ("У меня красная ткань в белый горошек".) У кого есть еще лоскутки из ткани в горох? Поднимите, покажите их.

Поднимите лоскутки из ткани цветами и цветочками. Вон их сколько! И все из какой ткани? ("Цветочками".)

А как сказать про эту ткань? Правильно. Она в полоску. Или можно сказать - полосатая.

А теперь потрогайте, помните все лоскутки и определите толщину ткани. Что заметили?" Выслушав ответы, педагог обобщает: "Ткань бывает толстая и бывает тонкая".

А когда вы мяли ткань, что выяснили еще? Да, бывает мягкая ткань, бывает не мягкая, попадается шероховатая. Есть гладкая-гладкая ткань. Оля заметила, что на одном из ее лоскутков ткань пушистая.

Дети! Помните, мы с вами мяли бумагу и выяснили, что бумага ... ? ("Легко мнется".) Измятая бумага так и остается… что? ("Измятой, не распрямляется".)

Попробуйте мять ткань. Что вы скажете?

Попробуйте оторвать кусочек от лоскутка толстой ткани. И что? ("Не рвется".) А бумага рвалась?

Дети, если мы бросим лоскутки в воду, что с ними будет? ("Намокнут".) А порвутся они, как бумага? (Ответы.) Отложите лоскутки и послушайте, что я скажу про ткань: ткань прочная. Она прочнее бумаги.

Теперь посмотрите на свои платья, рубашки, штанишки, рассмотрите, из какой ткани они сшиты".

На 1 - 2 примерах дети с помощью педагога повторяют качества ткани. Затем они оглядывают одежду друг друга и обобщают: рубашки мальчикам шьют из клетчатой и цветной ткани; брюки, штанишки - из однотонной; платья шьют из разнообразных тканей.

"Сейчас, - говорит педагог, - вы все будете работать в ателье.

Начнете шить разные вещи. Ткань перед вами (имеются в виду три лоскутка. Их можно обменять на лоскутки, имеющиеся у соседа). Из какой ткани вы сошьете красивое платье?"

Каждый показывает подходящий, по его мнению, лоскуток, воспитатель проверяет правильность выбора.

Затем он интересуется, что дети сшили бы из двух других лоскутков, выслушивает и оценивает ответы, подводит итог: говорит, что сегодня дети узнали много интересного о ткани (кратко перечисляет сведения, с которыми познакомились дети на занятии).

Занятие - беседа для детей

"Ознакомление с деревом и металлом"

Цель: используя прием сравнения (в распоряжении детей по пластине из того и другого материала), познакомить детей с деревом и металлом, с качествами этих материалов: металл тверже, тяжелее и звонче дерева; объяснить, что предметы могут быть сделаны как из дерева, так и из металла; предложить детям, выбрав один из предметов на столе воспитателя, определить, из чего он сделан.

Ход занятия - беседы

Дети сидят за столами лицом к воспитателю. На столах лежат металлические пластины (из "Конструктора") или медицинские шпатели и деревянные пластины (необработанное дерево, кирпичики разных цветов) (из деревянного "Конструктора"), фланелевые салфетки (используются для того, чтобы предметы не гремели).

Педагог показывает детям металлическую пластинку; спрашивает, из чего она сделана; выслушав, уточняет и обобщает ответы: "Пластина из металла. Если она из металла, про нее можно сказать и так: пластина металлическая". Дети повторяют.

Педагог показывает деревянную пластинку, по размеру и толщине соответствующую металлической, и проводит анализ, аналогичный первому. Закрепляет в речи детей слова из дерева, деревянный.

Далее воспитатель предлагает сравнить металл и дерево. "Сядьте удобнее, лицом к своему столу,- говорит он,- и возьмите металлическую и деревянную пластинки (их количество должно соответствовать числу детей). Потрогайте металл и дерево, подержите их в руках. Металл какой? Правильно, он гладкий. А дерево? ("Шероховатое, не гладкое, шершавое".) Возьмите металлическую пластинку и попытайтесь ее согнуть. Сильнее, сильнее сгибайте. Сгибается пластинка? А попробуйте согнуть, сломать брусок. И вce-таки дерево мягче, а металл тверже".

Педагог предлагает провести углом металлической пластины по деревянной и наоборот; спрашивает, что дети заметили, обобщает ответы, повторяет вывод: "Металл твердый, дерево мягче металла, его можно строгать ножом" (показывает).

"Давайте послушаем, как звучат деревянные и металлические предметы,- говорит воспитатель. - Посмотрите, у меня в руках ложки. Они какие? ("Металлические".) А у меня есть и две деревянные ложки. Вот они. Эти ложки сделаны ... ? ("Из дерева".) Сейчас я ударю одной металлической ложкой о другую и деревянной ложкой о деревянную. Догадайтесь, когда удар будет звонче. (Выслушивает ответы.) Да, звонче ударяются металлические ложки.

Проверьте, действительно ли металлические предметы, ударяясь, гремят звонче". Дети ударяют сначала металлическими пластинками, потом деревянными, подтверждают вывод.

Педагог делает обобщения: "Мы познакомились со свойствами дерева и металла, выяснили, что металл гладкий, а дерево какое? ("Шершавое, шероховатое".)

Мы определили, что металл твердый, а дерево тоже твердое, но мягче металла. Если нажать на деревянную пластинку углом металлической пластины, на дереве останется след (вмятина), звук от удара металлических предметов звонче.

Есть и еще одно отличие. Возьмите в одну руку металлический предмет, в другую - деревянный. Положите их на ладони и догадайтесь, что тяжелее: металл или дерево. Да, металл тяжелее, дерево легче".

Далее воспитатель предлагает детям взять стулья и поставить их полукругом около ковра (или там, где это удобнее). В центр полукруга выдвигается детский стол. На него педагог высыпает множество деревянной и металлической мелочи: шарики, солдатики, посуду, пуговицы и др. (Предметов из дерева и металла должно быть на 4-5 штук больше числа детей.)

Педагог говорит: "Сейчас я позволю вам взять со стола любой предмет. Не спешите, их хватит всем. Взяв предмет, возвращайтесь на места. Я спрошу, кто что взял. Надо будет назвать и предмет, и материал, из которого он сделан. Например: взяла грибок. Он деревянный - из дерева".

Воспитатель приглашает к столу детей. Когда они возвращаются на свои места, спрашивает 4-6 детей, что они взяли и какие это предметы; предлагает детям положить то, что они взяли, и, не отходя от стола, выбрать себе по деревянному предмету; предлагает детям: "Вспомните, чем деревянные предметы отличаются от металлических"; проверяет, как выполнено задание. Если ребенок ошибся, предмет от него "убегает". Воспитатель оценивает результаты выполнения задания.

Затем дети выбирают металлические предметы.




  1. Пословицы и поговорки

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Каков мастер, такова и работа.

Умелые руки работы не боятся.

В хорошей артели всяк при деле.

Сперва думай, потом делай.

Труд - дело чести, будь всегда на первом месте.

Сломать легко, сделать трудно.

Есть терпение будет и умение.

Кто первый в труде, тому слава везде.

Кто работы не боится, у того она и спорится.

Кто в труде впереди, у того орден на груди.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Мало хотеть надо уметь.

Делал наспех, сделал на смех.

Голова научит, а руки сделают.

Неумелой швее и иголка с ниткой мешает.

Всякому молодцу ремесло к лицу.

Работа хвалит мастера.

Над чем постараешься, тому и порадуешься.

Каждое дело любовью освещается.

С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.

Где не возьмешь топором, там возьмешь смекалкой.

Веселись, играй, да дело знай.

Глаза облюбовали, а руки сделали.

Кто на все руки, у того нет скуки.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Тот труда не боится, кто умеет трудиться.

Без волненья, без заботы не ищи радости от работы.

Хором бригадир, хороша и работа.

Хорошему работнику мало уменья, нужна привычка.

Воля и труд дивные всходы дают.

Говорить легко, а делать трудно.

Дерево смотрят в плодах, а человека в делах.

Ленивые руки не родня умной голове.

Нерадивый дважды дело делает.

Честный труд - наше богатство.

Не говори что делал, а говори что сделал.

Кто мало говорит, тот больше делает.

Трудолюбивый за что не возьмется - все заблестит.

Труд человека кормит, а лень - портит.

Хорошая работа два века живет.

Тяжело тому жить, кто от работы бежит.

Делай хорошо, а плохо и само получится.

Сам молчун, а руки громкие.

Не стыдись не знать, стыдись не научиться.

Встречают по одежке, провожают по уму.

Без топора не плотник, без иглы не портной.

Кому работа в тягость, тот не знает радость.

Каков человек, таков и инструмент.

От безделья дурь наживается, а в труде воля закаляется.

Поспешишь - людей насмешишь.

От скуки бери дело в руки.

Была бы охота, заладится всякая работа.

Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

С умом больше сделаешь, чем одной силой.

Глаза страшатся, а руки делают.

Труд все побеждает.

Не сиди сложа руки, не будет и скуки.

От желания к исполнению приложи умение.

Наскоро сделать - переделывать.



  1. Загадки

  • Одноглазая старушка узоры вышивает (иголка).

  • Всех на свете обшивает, что сошьет - не надевает (иголка).

  • Сама коротка, а хвост длинен (нитка с иголкой).

  • Ныряла, ныряла, да хвост потеряла (нитка с иголкой).

  • Маленького роста я тонкая и острая. Носом путь себе ищу, за собою хвост тащу (нитка с иголкой).

  • Я пушистый, мягкий, круглый, есть и хвост, но я - не кот, часто прыгаю упруго, покачусь - и под комод (клубок ниток).

  • Маленько, кругленько, а за хвост не поднять (клубок ниток).

  • На пальце одном ведерко вверх дном (наперсток).

  • Железный жучок, на хвостике червячок (булавка).

  • Кланяется, кланяется, придет домой - растянется (топор).

  • Зубастый зверек грызет со свистом дубок (пила).

  • Толстый тонкого побьет, тонкий что-нибудь прибьет (молоток и гвоздь).

  • Два кольца, два конца, а посередине гвоздик (ножницы).

  • Без головы, а в шляпе, одна нога, и та без сапога (гвоздь).

  • Грамоты не знаю, а весь век пишу (карандаш).

  • Деревянная река, деревянный катерок, а над катером струится деревянный дымок (рубанок).

  • По деревянной речке плывет кораблик новый, свивается в колечки дымок его сосновый (рубанок).



  1. Материал для работы с детьми

  1. Бумага (писчая, цветная, папиросная, гофрированная, самоклеющая, оберточная, обои).

  2. Картон (однослойный и многослойный).

  3. Береста.

  4. Природный материал (шишки, желуди, ракушки, листья, ветки, солома).

  5. Фломастеры, маркеры, карандаши.

  6. Деревянные палочки, досочки.

  7. Бутылочки от: шампуня, крема, витамин, минеральной воды, соков.

  8. Коробки от: конфет, зубной пасты, духов, кремов.

  9. Нитки (простые, шерстяные, капроновые).

  10. Леска.

  11. Пуговицы.

  12. Резина.

  13. Скотч.

  14. Ткань.

  15. Спичечные коробки.

  16. Веревочки разной толщины.

  17. Пробки от бутылок.

  18. Пластмассовые баночки.

  19. Проволока.

  20. Цветной бисер.

  21. Упаковки от: тортов, киндер - сюрпризов.

  22. Скорлупа от: грецких, кедровых орехов, фисташек.

  23. Семечки. Крупа.

  24. Вата.

  25. Пух. Перья.

  26. Обертки от конфет и шоколада.

  27. Цветные иллюстрации.

  28. Клей. Пластилин.

  1. Инструменты для работы.

  1. Ножницы.

  2. Рулетка.

  3. Сантиметр.

  4. Линейка.

  5. Шило, игла.

  6. Пилка.

  7. Наждачная бумага.

  8. Канцелярский нож.

  9. Маркер.

  10. Дырокол.

  1. Правила техники безопасности при работе с различными материала и инструментами.

  • Работай за своим рабочим местом.

  • Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место правильно.

  • Во время работы держи рабочее место в порядке: откуда взял инструмент, туда и положи его после выполненных действий.

  • Нельзя брать в рот мелкие детали.

  • При работе с клеем будь аккуратен, при попадании клея на руки и лицо промой их водой.

  • При работе с ножницами, держи их параллельно столу.

  • Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами вперед.

  • Когда режешь, держи ножницы концами от себя.

  • При работе не держи ножницы концами вверх.

  • При вырезании детали поворачивай бумагу.

  • Не оставляй ножницы в раскрытом виде.

  • Не работай ножницами с ослабленным креплением.

  • Береги инструменты, экономь материалы.

  • Закончил работу - убери рабочее место быстро и аккуратно.


© 2010-2022