Методическая разработка по теме

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание

1. Введение

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития познавательной активности у младших школьников

  1. Понятие познавательной активности

  2. Уровни познавательной активности

  3. Стимулирование познавательной активности на уроках и во внеурочное время посредством исследовательской деятельности

Глава 2. Опытно- практическая работа по использованию исследовательской деятельности с целью развития познавательной активности у учащихся начальных классов

Заключение

Список использованной литературы

Приложения










1.Введение Государственный образовательный стандарт - нормативный документ, фиксирующий обязательные базовые ориентиры образовательной системы на определенном этапе ее существования. Содержание стандарта должно отвечать насущным задачам образования и своевременно обновляться по мере постановки новых задач, продиктованных теми или иными изменениями в жизнедеятельности социума. В современном обществе возможность осуществлять поиск становится ценностной установкой, а умение решать проблемы - одной из задач образования. Проблема познавательной активности - одна из вечных проблем педагогики. Психологи и педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться? Каждая эпоха в силу своих социокультурных особенностей предлагали свои пути решения. Наше время - это время перемен. Сейчас обществу нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Я задумалась. Как же добиться этого успеха? Как вызвать интерес у нынешних детей к учебе, исподволь заставить мыслить, рассуждать, доказывать, соглашаться и не соглашаться, уметь отстаивать свою точку зрения. Решение той или иной проблемной ситуации на уроке способствует активизации их познавательной деятельности. Чтобы достичь этого, необходимо научить детей понимать, с какой целью они выполняют то или иное задание и каких результатов сумели добиться. Учителю необходимо прививать навыки наблюдать, сравнивать, делать выводы это в свою очередь и способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания. В условиях реализации ФГОС особое внимание уделяется системно-деятельностному подходу в приобретении знаний, а исследовательская деятельность, на мой взгляд, является одной из его составляющих. Осваивая исследовательские и поисковые методы, нестандартные формы проведения занятий, дидактические игры, развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Вопросы развития познавательной активности младшего школьника актуальны, важны для каждого педагога. В практике сложилось противоречие между возможностями исследовательской деятельности и отсутствием широкой практики систематического применения исследовательской деятельности в учебном процессе Целью моей методической разработки является показать роль исследовательской деятельности в развитии познавательной активности детей младшего школьного возраста. Для реализации поставленной цели я ставлю следующие задачи: *Изучить теоретические основы по данной теме. *Изучить существующий опыт использования исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности. *Определить роль и влияние исследовательской деятельности на формирование знаний, умений и навыков учащихся. При работе над данной темой я изучила труды известных педагогов, психологов, дидактов России. Использовала ресурсы Интернет сайтов, материалы энциклопедий.

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития познавательной активности у младших школьников

Глава 1.1 В настоящее время большое значение уделяется повышению качества образовательно-воспитательного процесса. Для достижения положительной динамики учитель одной из главных целей в своей работе ставит развитие познавательной активности обучающихся. Ведущую роль для достижения цели должны играть активные творческие методы обучения. Одним из таких методов является исследовательская деятельность школьников, в основе которой лежит умение самостоятельно решать проблему, а, следовательно, развивать познавательные навыки. Также в процессе исследовательской деятельности развиваются поисковые, оценочные, коммуникативные умения и навыки. Не менее важно значение в обучении имеет и форма познавательной активности учащихся. С древнейших времён известны три формы: материальная, речевая и умственная. Проблема развития познавательной активности младшего школьника является актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребенка. Познавательная активность необходима человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти свое место в жизни. Основными характеристиками познавательной активности являются: естественное стремление школьников к познанию; положительное отношение к учебе; активная познавательная деятельность, направленная на осознание предмета деятельности и достижение значимого для ребенка результата; проявление воли в процессе овладения знаниями. Познавательная активность определяется как «Личностное свойство, которое приобретается, закрепляется и развивается особым образом в организованном процессе познания с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся». Следовательно, определяя познавательную активность, мы должны иметь представление, о каком виде, или о какой стороне познавательной активности идёт речь. При этом нельзя забывать о том, что конечный результат усилий педагога заключается в переводе специального организованной активности ученика в самостоятельную активность, процесс самообразования. Суммируя всё вышесказанное, мы можем определить познавательную активность как личностное свойство, которое приобретается, закрепляется, и развивается в результате особым образом и с учётом индивидуальных, и возрастных особенностей учащегося. Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся - одна из актуальных задач современного образования, а привитие школьникам навыков самостоятельной работы над учебным материалом является одним из обязательных условий успешного обучения. Самостоятельная деятельность учащихся является необходимым условием развития их познавательных способностей. Младшие школьники уже могут развивать свои способности и те личностные качества, которые лягут в основу развития их познавательной активности и как следствие повлияют на успешность в учебной деятельности.

Глава 1.2 Уровни познавательной активности Развитие личности - есть бесконечный процесс зарождения новых возможностей и превращения их в реальную действительность. Обучающийся включается в процесс учебной деятельности с разной степенью активности. Г.И. Щукина выделяет репродуктивно- подражательный, поисково-исполнительский и творческий уровни активности учащихся, что соответствует одной из классификаций методов обучения. Т.И. Шамова также различает три уровня познавательной активности: воспроизводящий, интерпретирующий и творческий, положив в основу образ действия. Существует также ещё одна классификация познавательной активности, при которой выделяют три уровня. Нулевой уровень познавательной активности. Учащиеся, как правило, не имеют высоких оценок по основным учебным дисциплинам, вот почему уже изначально они лишены желания учиться, стимула к дальнейшему росту. Задача учителя заключается в том, чтобы нейтрализовать негативные воспоминания и боязнь новой учебной работы, которые, «прокручивая» неудачи, заранее снижают способность ребёнка конструктивно подойти к новой учебной задаче. Детям данного уровня познавательной активности присуща торопливость, незавершённость учебных действий. Эта группа учащихся нуждается в использовании шпаргалок, рисунков- подсказок и т. д. Но есть одна особенность: учащиеся легче запоминают и пользуются теми схемами, которые они создали сами (или совместно с педагогом). Относительная активность. Для школьников с относительно активным уровнем можно ввести защиту кроссвордов, которые составляют сами учащиеся, такая работа им необходима, поскольку, она предполагает внимательное отношение к терминам урока, темы, а также углублённое изучение текста параграфа учебника. Примеры кроссвордов, составленных учащимися стимулируют познавательную активность и способствуют переходу с относительного на исполнительный уровень познавательной активности. Итак, стратегия действий учителя в работе с относительно активными учащимися заключается в том, чтобы не только помочь им включиться в учебную деятельность, но и поддержать эмоционально-интеллектуальную атмосферу на протяжении всего урока. Исполнительно активный уровень познавательной деятельности. Такие ученики систематически выполняют домашние задания, с готовностью включаются в те формы работы, которые предлагает им педагог. Они достаточно осознанно воспринимают учебную задачу, с желанием включаются в учебную деятельность, зачастую предполагают оригинальные пути решения и работают преимущественно самостоятельно. На уроке для таких учащихся надо создавать особые ролевые игры. Такие ребята могут подключаться к технологии оценивания устных и письменных ответов одноклассников, то есть они берут на себя роль «эксперта». Познавательная активность; творческий уровень. Что такое творчество? Это всегда воплощение индивидуальности. Для создания творческой атмосферы необходимо: введение специальных педагогических приёмов, настраивающих учащихся на творческую деятельность. «Удивление...это и начало творческого отношения к миру», считает В.С.Шубинский. Деятельность педагога на творческом уровне познавательной активности заключается, прежде всего, в развитии у учащихся самой потребности в творческой деятельности, в стремлении к самовыражению, самоактуализации через различные виды творчества.

Глава 1.3 Стимулирование познавательной активности на уроках и во внеурочное время посредством исследовательской деятельности. Изучая литературу по проблеме активизации познавательной деятельности учащихся, мы должны коснуться условий, от которых зависит степень активности школьника в учебном процессе. К ним относятся: личная заинтересованность ученика в получении знаний; уровень учебных умений и навыков учащихся; взаимоотношения, сложившиеся с конкретным учителем, стиль общения с педагогом; характер взаимоотношений, принятый в конкретном ученическом коллективе, классе; отношения родителей или других референтных лиц к самому процессу получения образования, в целом и к отдельным предметам, в частности; стиль общения между педагогами, стиль преподавания, принятый в данной школе; социальная ориентация общественного мнения в необходимости той или иной учебной дисциплины и т.д. В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико - ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний. Не столь новой, но востребованной в обучении является научно- исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Целью организации исследовательской деятельности учащихся является формирование у них познавательной активности. Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи: развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи; умений обобщать и систематизировать информацию, коммуникативных умений; формирование наблюдательности и внимания, умений работы с художественными научными текстами. Учебная исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующейся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности. Обучение учащихся основам исследовательской деятельности возможно и осуществимо в процессе урока, и внеурочное время через защиту рефератов, проектов, научно - образовательную и поисково - творческую деятельность. В отличие от исследовательской деятельности учащихся старших классов, где принимают участие только отдельные, сильные учащиеся, в начальных классах могут принимать участие все дети. Важно учесть, что для исследовательской деятельности младших школьников существует широкий круг учебных предметов и тем, это позволяет каждому ученику выбрать материал для исследования в зависимости от интересов. Чаще всего ребята выбирают темы по предметам: окружающий мир, русский язык, литературное чтение, экология. Особый интерес вызывают у учащихся работы, когда тема объединяет разные предметы, например, окружающий мир и экология, окружающий мир и литературное чтение, русский язык и литературное чтение, литературное чтение и риторика. Существует вид исследования, которое строится на совместной деятельности учителя и учащегося, направленное на исследование конкретных личностно значимых для ученика проблем. В современной школе возрастает значимость подготовки ребёнка к самостоятельной исследовательской деятельности. Особенно актуальна эта проблема для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе онтогенеза учебной деятельности является ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. Исследовательская работа - работа, связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Если научное исследование направлено на выявление истины, на получение нового знания, то учебное исследование имеет целью приобретения учащимися навыка исследовательской деятельности, освоение исследовательского типа мышления, формирования активной позиции в процессе обучения.

Глава 2. Опытно-практическая работа по использованию исследовательской деятельности с целью развития познавательной активности у учащихся начальных классов. В данной главе я бы хотела познакомить вас с исследовательскими методами и заданиями, которые я использую я в своей работе. Меня давно интересует эта проблема и я начала работу по ней, когда писала дипомную работу, учась в Муромском педагогическом колледже. С этой работой я выступала на IV Всероссийской молодёжной научной конференции «Научный потенциал молодёжи- будущее России», проводимой в рамках Всероссийских научных «Зворыкинских чтений», где заняла II место. Начав свою педагогическую деятельность, я решила продолжить работу по данной теме, потому что, на мой взгляд, в исследовательской деятельности детей развиваются важнейшие общеучебные умения и навыки, те универсальные учебные действия, о которых мы так много говорим сейчас в связи с внедрением ФГОС. Индивидуальную и групповую работу с детьми по формированию у них исследовательских умений и навыков, по развитию их творческих способностей, выработке самостоятельности я начала выстраивать в виде следующей технологической цепочки, состоящей из нескольких этапов. В первом классе трудно приступать к исследовательской деятельности. Но вполне возможно. Вот примеры приемлемого для первоклассников задания на уроке «Обучения грамоте» при изучении темы «Буквы А, Я». Я предлагала детям разные тексты, напечатанные на листочках. А затем давала задание: найдите и обведите в тексте все буквы А, подчеркните - Я. Выясните, какая буква чаще употребляется. Такое задание не только развивает внимание и способствует усвоению букв, но и носит поисково-исследовательский характер. Первоклассники часто задают вопросы по поводу встречающихся непонятных по значению слов. Можно использовать приём «Попробуй узнать сам», т. е. спросить дома, в библиотеке, а затем рассказать в классе. На занятиях курса внеурочной деятельности «Юный иссследователь» мы с детьми изучали вежливые слова, находили их значение. Результатом нашей работы стало создание детьми «Азбуки вежливых слов» (см. приложение1). В процессе исследовательской деятельности учащиеся используют следующие методы и приёмы работы: изучение теоретических источников; наблюдение; поисковый эксперимент; описательный; анкетирование; интервьюирование. В исследовательской деятельности возможно установление межпредметных связей: литературное чтение и русский язык; окружающий мир и экология; литературное чтение и окружающий мир и т.д. Для того, чтобы активизировать исследовательскую деятельность учащихся начальной школы, помочь им освоить первичные навыки проведения самостоятельных исследований, полезно в работе использовать коллективные и индивидуальные игры. Каждая игра- исследование состоит из двух этапов: 1 - тренировочное занятие; 2 - самостоятельное исследование . Самым начальным этапом работы является выбор темы, далее с помощью учителя ребёнок ставит цель - чего он должен добиться в процессе своей исследовательской деятельности. Следующий этап - подбор материала по своей теме, который происходит без помощи учителя. Потом ученик изучает собранный материал, обобщает и систематизирует, далее оформляет его. И заключительным этапом работы является защита. Используя метапредметный подход, мы с учениками изучали на уроке окружающего мира растения. Учащихся заинтересовала эта тема, и они решили узнать, что же будет, если деревья исчезнут с нашей планеты. Этот вопрос мы с ними продолжили изучать на занятиях курса внеурочной деятельности «Юный исследователь». В результате мы решили устроить праздник любимого дерева, ребята начали вести наблюдение за своим любимым деревом, начиная с осени, сделали зарисовку и вывод о том, как оно меняется в течение всех времён года. Затем, они нарисовали его, привязали ленточки с пожеланиями, таким образом, мы оформили плакат. Исследовательская деятельность младших школьников - это совместная деятельность учеников, учителя и родителей. Цель исследовательской деятельности - создание благоприятных условий для развития творческой личности. Работая в режиме учитель- ученики- родители, мы приняли участие в окружном семинаре директоров в декабре 2012 года, представив проект «Муром, город мой любимый». Мы собирали материал о былинном герое Илье Муромце, проводили исследование под названием «Знакомые незнакомцы» (Илья Муромец), родители помогли детям издать красочный буклет, оформить страницы календаря о Муроме. См. Приложение 2. Педагог играет немаловажную роль в выполнении исследовательской деятельности учащихся: контролирует, направляет, помогает. Оценка деятельности происходит в несколько этапов: оцениваются подготовительный, аналитический, обобщающий и заключительный (защита) этапы деятельности учащихся. В приобщении детей к исследовательской деятельности мы нацелены не на результат, а на процесс. Главное - заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен. Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему творческий, исследовательский характер, необходимо передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Стремясь к самосовершенствованию, я принимала участие во Всероссийском профессиональном конкурсе педагогического мастерства «Урок - 2020» в номинации «Начальное общее образование», по результатам которого я стала призёром, в 2013 принимала участие в профессиональном конкурсе молодых специалистов «Признание-2013», также получила благодарственное письмо за пропаганду безопасного поведения на дороге и активное участие в организации и проведении Всероссийской олимпиады «Светофорик», получила свидетельства за подготовку победителей международного проекта videouroki.net " Дистанционная олимпиада по математике 2 класс» и за подготовку победителей международного проекта videouroki.net «Дистанционная олимпиада по русскому языку 2 класс», а также благодарность за активное участие в работе международного проекта для учителей videouroki.net . После многолетнего забвения метод создания учащимися собственных исследовательских проектов был частично реабилитирован лишь в 90-е годы. Применительно к обучению младших школьников данная проблема практически не рассматривается. Между тем дети младшего школьного возраста, как многократно отмечали многие учёные, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все сферы деятельности. В педагогике 20 века утверждение исследовательского подхода к обучению связано с именами Г. Кершенштейнера, Дж. Дьюи и другими. Главное направление, по которому велись поиски дидактов, - установление связей между учебной темой, учебным материалом и собственным жизненным опытом ребёнка, его практической деятельностью, служившей основным источником этого опыта. Основной метод - организация практической, учебно-исследовательской деятельности учащихся с опорой на собственный опыт ребёнка. Естественно, что одна из основных целей такого обучения- расширение этого опыта в ходе поисковой, исследовательской деятельности. Учебный процесс в этом случае строится на основе самостоятельного поиска ребёнком новых познавательных ориентиров. Это позволяет добиться того, что обучение происходит не только на основе усвоения новой информации, но и включает в себя также организацию и творческую перестройку уже имеющихся представлений или исходных, познавательных ориентиров. В современной педагогике выделяется три уровня реализации исследовательского обучения: педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику её решения, а само решение предстоит найти учащемуся самостоятельно; педагог ставит проблему, но сам метод её решения ученик ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск); на третьем (высшем) уровне постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработка решения осуществляются учащимися самостоятельно (Дж. Шваб, П. Брандвейн, А. Леви и др.) Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом. Мы начала изучать тему по математике «Литр», затем тему по окружающему миру «Вода», мы прочли, что вода в морях и океанах соленая, а наш одноклассник Комаров Иван подготовил сообщение о Мертвом море, в котором вода такая соленая, что в ней невозможно утонуть. Удивительно: сколько учебных предметов, но везде мы встречаемся с солью?! На уроках окружающего мира мы говорили о свойствах льда и снега, превращающихся в воду, если они попадают в тепло. Я раскрыла секрет «Новогоднего инея» на веточке .- Это кристаллы соли, - рассказала я и обещала научить «колдовать», то есть выращивать кристаллы. Потом началась самостоятельная работа каждого ребёнка. В течение нескольких недель им предстояло вырастить кристаллы из соли. Результатом нашей работы стал выпуск брошюры под названием "Ах эта волшебная соль или как можно вырастить кристаллы из соли в домашних условиях» (см. приложение 4). Данное занятие ориентировано на развитие исследовательской, творческой активности детей, на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Эта работа может проводиться индивидуально, но может иметь локальный и фронтальный характер. Существует следующая классификация исследований: Экспресс-исследования (кратковременные). Эта форма организации предполагает массовое участие детей. И одарённых, и тех, кто не может быть отнесён к этой категории. Суть её сводится к тому, что дети проводят кратковременные, оперативные исследования по предложенной педагогом тематике. Например, тема, которую я планирую провести со своими детьми в 3классе. Третьеклассники, отправляясь на прогулку после учебного дня, получают индивидуальные задания для проведения эмпирических исследований по природоведению. Им предлагается исследовать, какие птицы живут в окрестностях школы, какие растут деревья, выявить основные признаки зимы, наблюдаемые в природе, проследить, как зимуют травы, как ложится снег, как ведут себя зимой насекомые, как и почему люди прокладывают тропинки по территории школы и т.п. Возможны не только эмпирические (построенные на наблюдениях и экспериментах), но и теоретические и, конечно же, фантастические экспресс-исследования. Для этого надо лишь обозначить круг проблем для сбора материала и, не затягивая время, включить детей в работу. Например, для проведения фантастических исследований я думаю предложить ученикам в 4 классе следующие темы: «Архитектура будущего» (поручить, детям оперативно составить проекты жилого дома будущего, школьного здания будущего, магазина будущего и др.); «Неземные цивилизации», «Фантастические рассказы» и др. Теоретические экспресс-исследования технически сложней, однако, в плане обучения они очень продуктивны и их легко можно привязать ко всем основным традиционным предметным дисциплинам. Но здесь с особой остротой проявляется проблема источников информации. Особую важность в данной форме организации учебных исследований имеет заключительный момент. Обязательный элемент- вопросы к докладчику и краткое обсуждение сообщения. Долговременные исследования. Эта работа проводится в рамках внеучебной деятельности. Продолжительность выполнения каждого исследовательского проекта - несколько месяцев. Её методическая сторона может быть условно поделена на шесть относительно самостоятельных этапов: ребёнок выделяет и ставит проблему (выбор темы исследования); предлагает возможные варианты решения; собирает материал; делает обобщения; готовит проект (доклад, макет и др.); защищает проект. Как выбрать тему исследования. От правильного выбора темы в значительной мере зависит результат работы. Тема должна быть интересна ребёнку и при этом нести в себе познавательный заряд. Темы, которые мы использовали в своей работе с детьми, можно объединить в три основные группы: А) фантастические - темы, ориентированы на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений; Б) теоретические- эта группа тем ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках; это то, что можно спросить у других людей, что написано в книгах и др.; В) эмпирические темы, предполагающие проведение собственных экспериментов. Понаблюдать можно за поведением людей, птиц и животных, за тем, как деревья теряют осенью листву, как выбирает себе дорогу весенний ручей. Особенно ценно проведение собственных экспериментов. Хорошую почву и для наблюдений, и для экспериментов даёт исследовательская работа младших школьников в области человеческих отношений. Дети с увлечением наблюдают за поведением людей, проводят несложные тесты и входе этого учатся важнейшему качеству - понимать других. Исследовательская работа - дело серьёзное и не любит спешки и суеты. Надо учить детей вникать в проблему, воспитывать способность не только предлагать интересные необычные идеи, но и учиться их разрабатывать. Обобщение полученных данных и подготовка к представлению результатов. Выбирать тему и даже собирать материал при правильной организации дела - занятие весёлое и приятное. Значительно сложнее решить, что делать с представленной информацией. Здесь первое время никак не обойтись без деликатной помощи взрослого. Итогом исследовательской работы может быть макет, выполненный из самых разных материалов с описанием действия представляемого им объекта. Это может быть и книга, и научный отчёт о проведённом эксперименте, и многое другое. Важно, чтобы представленные материалы отвечали не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям. Детям необходимо помочь выбрать способ представления результатов, исходя из темы и их собственных возможностей. Подготовка проекта к защите должна превратиться для детей в интересную многодневную игру. «Обучая других, обучаешься сам» - эта точная мысль Я.А.Каменского пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая эту закономерность, ребёнок, изучивший что-либо, часто стремится рассказать об этом другим.» Главный вывод, который можно сделать в результате исследования роли учителя в формировании познавательной активности учащихся заключается в том, что круг вопросов, связанных с этой проблемой, необычайно обширен. К данной области исследований обращались психологи и педагоги в течение всего периода развития отечественной науки, каждый раз изучая её с новых позиций. Смена современной социокультурной ситуации также создаёт особые условия, которые предполагают обращение к проблеме активизации познавательной деятельности школьников под новым углом зрения. В младшем школьном возрасте очень остро стоят вопросы развития таких познавательных процессов как мышление, внимание и память. Недостаточная сформированность этих процессов создают проблемы в обучении младшего школьника. После анализа литературы по данной проблеме я остановилась на следующем определении познавательной активности, где познавательную активность можно определить как постоянно меняющееся свойство личности, которое означает глубокую убеждённость ученика в необходимости познания, творческого усвоения системы научных знаний, что находит проявление в осознании цели деятельности, готовности к энергичным действиям и в самой непосредственной познавательной деятельности. При этом, считаю, что конечный результат заключается в переводе специально организованной активности ученика в его собственную. Таким образом, оба вида познавательной деятельности тесно взаимосвязаны друг с другом. Однако для различных учащихся характерна разная степень, или интенсивность в активном познании. Моя задача - помочь учащимся перейти с нулевого на активный или творческий уровень познания. Для достижения поставленной цели использую технологию развития исследовательских умений младших школьников, подразумевающую соблюдение данных организационно-педагогических условий. Стараюсь добиваться, чтобы на каждом уроке, в учебную деятельность включались все, без исключения, учащиеся, на уровне их потенциальных возможностей. Моя стратегия заключается не только в использовании новых технологий обучения, но и в переориентировке сознания учащихся: учение из каждодневной принудительной обязанности становится частью общего знакомства с удивительным окружающим миром. Используя технологию развития познавательной активности через исследовательскую и проектную деятельности можно сделать вывод, что она дает положительный результат. Планирую следующие этапы становления исследовательской деятельности. Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста учащихся и конкретных педагогических задач. Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов. Первый этап соответствует первому классу. Для решения задач использую следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности - коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование; во внеурочной деятельности - игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ. Второй этап - второй класс. На данном этапе буду использовать следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности - учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования; во внеурочной деятельности - экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты. Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам. С учетом особенностей данного этапа выделяю соответствующие методы и способы деятельности школьников: мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие. Активно буду использую возможности внеурочных форм организации исследования. Это будут продолжены занятия на куружке внеурочной деятельности «Юный исследователь», а так же домашние исследования школьников. Домашние задания являются необязательными для детей, они выполняются по собственному желанию школьников. Главное, чтобы результаты работы детей были обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми (показ, выставка). С целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках использую загадки, ребусы, шарады, задачи-шутки, логических задания и задания на развитие творческих способностей; игровые моменты, связанные с введением в ход урока сказочных героев, ролевые игры, дающие возможность провести квазиисследования. Нужно помнить, чтобы все компоненты познавательной активности ребёнка развивались, необходимо тщательно продумывать систему взаимодействия педагога и ребёнка; чувства, которые он испытывает, выполняя ту или иную деятельность, что даёт ему возможность осознавать цели деятельности и не бояться, активно действовать. В современном обществе остро стоит проблема развития познавательной активности, т. к. это влияет на личность в целом. Познавательные процессы функционируют взаимосвязанно, то воздействие на память, внимание и мышление, отражается на познавательной активности младшего школьника. Таким образом, на основе выше изложенного, можно сделать вывод, что исследовательская деятельность просто необходима в школе. Благодаря исследовательской работе учитель может раскрыть каждого ученика индивидуально. Каждый ученик способен проявить свои творческие, интеллектуальные и другие способности. Исследовательская деятельность помогает заинтересовать ребёнка, привлечь его к получению знаний. Немало важным фактором также является и, то, что знания, которые ученик добывает сам, в ходе исследовательской работы более продуктивны. Эти знания добытые учеником будут так же более значимы для него, нежели если бы учитель ему их рассказал. Каждый учитель может привлечь ребёнка заниматься исследовательской деятельностью, если сам будет гореть этим, если он сам будет проявлять интерес ко всему тому, что делают его ученики. Активизация познавательной активности предполагает определённую стимуляцию, усиление процесса познания. Активизация познания может осуществляться на всех последовательных этапах. Познавательная активность рассматривается преимущественно как характеристика ученика- субъекта познавательной деятельности. Отсюда и обязательное упоминание волевых усилий как проявления активной позиции в учебном процессе. Степень проявления активности учащегося в учебном процессе- это динамический, изменяющийся показатель. В силах учителя, воспитателя и педагога помочь учащимся перейти с нулевого уровня на относительно активный, с последнего на активный исполнительский. И во многом именно от педагога зависит, дойдёт ли воспитанник до творческого уровня.





Заключение Начальная школа является фундаментом общего и специального образования. Именно в этот период начинается формирование личности, характера, способов мышления и деятельности. Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является, на мой взгляд, формирование у ребят готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Формирование этих умений лучше всего происходит, когда дети вовлечены в поисково- исследовательскую деятельность. Наблюдая за учениками во время такой работы, понимаю, что они выполняют её не только ради конечного результата, им интересен сам процесс работы: наблюдения, опыты, исследования- всё, что помогает сделать правильный вывод, совершить открытие. В начале моей работы была проведена первичная диагностика, с помощью диагностической методики (см. приложение 5) я выявила уровни интенсивности познавательной активности на первом этапе: нулевая активность у 4 учащихся, относительная активность у 10 учащихся, привычно-исполнительская у 6 учащихся, творческая активность у 3 учащихся. В конце года я провела итоговую диагностику и сравнила полученные результаты, 2 учащихся перешли с нулевой активности на относительную, 2 на привычно-исполнительскую, 2 на творческую. Анализируя данные диагностики я могу сказать, что познавательная активность у некоторых детей повысилась. Так же я проверяла уровень сформированности УУД и сделала вывод, через исследовательскую деятельность учащиеся моего класса повысили свой уровень не только учебно-познавательной, но и все группы ууд. Работа над этой темой дала много положительных эмоций как учителю, дети узнали много нового и интересного, научились работать в паре, группе, делать выводы. Учебно-исследовательская работа позволила мне открыть способности ученика к тому или иному предмету, помогла самому ученику сделать самооткрытие собственных способностей и возможностей, подняться на первую ступень к самореализации личности. Наверное, благодаря этому мои ученики стали победителями, призёрами и участниками Всероссийской дистанционной олимпиады «Домик- Семигномик», «Юный патриот России», «ЧИП», «Светофорик», «Видеоуроки». (см. приложение 6). В перспективе, работая над этой темой, мне бы хотелось провести с детьми исследования на такие темы, как: «Компьютер: помощник или враг ребёнку», « Исследование классной комнаты», «Исследование уровня загрязнения в районе нашей школы», выставить лучшие работы моих учеников в различных конкурсах. Совершенствуя методы, средства и формы обучения, каждый учитель должен проявить максимум творчества и инициативы, чтобы обеспечить активное усвоение знаний учащимися, заложить основы всестороннего развития и интереса к учению.


Список использованной литературы 1 Головизнина Н.Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности// Дополнительное образование.- 2002.-№8.-с.6-11 2 Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение погружённое в общение.- М.: «КСП», институт психологии РАН, 1997, 224с. 3 Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. «Исследовательская деятельность младшего школьника», издательство Волгоград, 2008 год. 4 Савенков А.И. «Методика исследовательского обучения младшего школьника», издательство учебная литература, 2010 год.

© 2010-2022