Статья Повышение творческого и интеллектуального потенциала через ИКТ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Повышение творческого и интеллектуального

потенциала через ИКТ
С.Н. Семыкина учитель начальных классов МКОУ Верхнехавская СОШ №3 Верхнехавского муниципального района Воронежской области
ХХI век - век высоких компьютерных технологий. Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре - он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребенком. На современном этапе развития нашего общества огромное влияние имеют информационные технологии. Они используются во всех сферах человеческой деятельности. Становление новой системы начального образования возможно только с помощью компьютеризации, вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Первоклассник, впервые переступив порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Ее реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребенка. Наиболее эффективными средствами включения ребенка в процесс творчества на уроке являются: - игровая деятельность; - создание положительных эмоциональных ситуаций; - работа в парах; - проблемное обучение. В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его использовать на уроке? На помощь пришел компьютер. Для того чтобы использовать в своей работе новейшие информационные технологии в частности компьютерные, повышающие общий уровень учебного процесса, одного желания мало. Учителю необходимо овладеть рядом умений. Основными являются: - технические, т.е. умения, необходимые для работы на компьютере в качестве пользования стандарта программного обеспечения; - методические, т.е. умения необходимые для грамотного обучения младших школьников; - технологические, т.е. умения, необходимые для грамотного использования информационных средств обучения на разных уроках. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе образовательный процесс. Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка), обеспечивает наглядность, привлекает большое количество дидактического материала, повышает объем выполняемой работы на уроке, обеспечивает высокую степень дифференциации обучения, расширяет возможность самостоятельной деятельности, формирует навык исследовательской деятельности, обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. А в общем способствует повышению качества образования. Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Самыми часто применяемыми являются: видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания развивающего характера. При разработке уроков с использованием ИКТ должно уделяться особое внимание здоровью обучающихся. Поурочные планы должны включать в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий. Таким образом труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях: - повышает качество знаний; - продвигает ребенка в общем развитии; - помогает преодолеть трудности; - вносит радость в жизнь ребенка; - позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития; - создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе. Использование мультимедийных презентаций на уроках в начальной школе сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика. Презентации отражают один из главных принципов создания современного урока - принцип привлекательности. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать. Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных работ, позволяет учителю за короткое время получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста), но и повышают мотивацию к обучению. На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение. Компьютер является мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых слабых. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнять преобразования в деформированном тексте. Превратив разрозненные предложения в связный текст. В начальной школе мы используем информационные технологии на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. При проведении олимпиад, внеклассных занятий. Ребенок становится ищущим, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Компьютеры и информационные технологии вообще - удобный инструмент, который при разумном использовании способен привнести в школьный урок элемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знаний, облегчить учителю задачу подготовки к занятиям. Современные школьники быстрее и с большим интересом усваивают информацию с экрана компьютера, чем со слов учителя. Применение ИКТ в образовательном процессе позволяют решать одну из важнейших задач обучения - повышение качества знаний.
Литература Беляков Е.В. Понятие информационно - коммуникационных технологий - (ИКТ) и их роль в образовательном процессе. Сергеев Т. Новые информационные технологии и содержание образования // Информатика и образование. - 2002. Удалов С.Р., Воронина О.В. Информационные технологии обучения: Учебное пособие. - Омск: ОмГПУ. - 2004.


© 2010-2022