• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Технологическая карта урока русского языка на тему: Развитие орфографического умения написания слов с двумя безударными гласными в корне

Технологическая карта урока русского языка на тему: Развитие орфографического умения написания слов с двумя безударными гласными в корне

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ка

Технологическая карта урока русского языка на тему: Развитие орфографического умения написания слов с двумя безударными гласными в корне.Технологическая карта урока русского языка на тему: Развитие орфографического умения написания слов с двумя безударными гласными в корне.Тема: «Проверяем две безударные гласные в корне».

Предмет: русский язык.

Класс: 3

Студент-практикант: Гладченко Кристина Николаевна.

Тип урока: урок повторения и закрепления знаний и умений.

Цель: Развитие орфографического умения написания слов с двумя безударными гласными в корне.

Задачи:

Образовательные:

  • научить находить безударные гласные в корне слова, подбирать проверочные слова.

  • научиться использовать сопоставления слов с полногласными и неполногласными сочетаниями для написания безударной гласной в корне.

  • сформировать понятие исторического чередования (полногласие и неполногласие).

Развивающие:

  • развивать наблюдения над различиями в значении, стилистической окраске, сфере употребления в речи слов с полногласными и неполногласными сочетаниями.

  • развивать орфографическую зоркость учащихся в определении выбора правописания корней с чередованиями

  • знать источники появления в языке исторических чередований.

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию осознанной потребности в знаниях, совершенствовать учебные умения, навыки, развитию любви к предмету и умению работать в коллективе при решении сложных задач.

Предметные УУД:

  • использовать правила проверки безударных гласных при записи слов и предложений;

  • письменно пересказывать текст, с предварительной подготовкой.

Личностные:

  • осознавать практическую значимость изучения русского языка.

Метапредметные:

  • действовать по алгоритму;

  • отбирать способ проверки в зависимости от особенностей материала;

  • осуществлять контроль учебной деятельности.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

УУД

Организационный этап. Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок для нас!

Вы зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Все легонечко вздохнём,

И урок наш мы начнём.

Сегодня к нам на урок пришел очень добрый и отзывчивый старичок по имени Всеволод. Он пришел к нам, из далекого, далекого XIX века. В его стране не было русского языка. Они использовали славянский литературный язык, основанный на диалекте славян. Он пришел к нам для того, чтобы вместе со мной разобраться и выяснить: как же ПРАВИЛЬНО! написать слова с неполногласными и полногласными сочетаниями со старославянским происхождением.


1.Ученики приветствуют учителя. 2.Подготовка рабочих мест.


3. Дети слушают и соглашаются.










Работа с презентацией


Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание к новому.

Коммуникативные:

формирование умения слушать и слышать.

Постановка цели урока.






































Восприятие и усвоение теоретического материала с применением упражнений.





































Применение изученного материала.














Динамическая пауза.









Обобщение и систематизация.





























Закрепление изученного.



Самоконтроль и самооценка.



Рефлексия.













Информация о домашнем задании.


Подведение итогов учебного занятия.

Ребята сегодня мы с вами отправимся в путешествие вместе со старичком Всеволодом. Но прежде, чем нам отправиться в путешествие, давай те вспомним тему прошлого урока. Что изучали? (Ответы детей).Да, ребята, вы совершенно правы. Ребята, как называется орфограмма? (Ответ детей).

Давай те с вами откроем ваши рабочие тетради и запишем число, тему, классная работа.

Для нас старичок Всеволод приготовил не большую историю. ( Слайд 2). Неполногласные и полногласные сочетания появились вследствие тесной связи русского языка с другим славянским языком. Когда на русской земле начали появляться первые книги, а это происходило тысячу лет тому назад, они переводились с древнегреческого языка на старославянский язык, так как он был понятен русскому народу. Тысячу лет назад на русской земле появились первые книги, переведенные с греческого языка на язык, который теперь называют старославянским. Он был понятен русским людям. Полногласные и неполногласные сочетания в корне: ( Слайд 3).

Полногласные

Неполногласные

-ОРО-

-РА-

-ОЛО-

-ЛА-

-ОРЕ-

-РЕ-

-ЕЛО-

-ЛЕ-

У нашего старичка, есть особенная шкатулка. В ней, есть задания, которые мы должны с вами выполнить. Открываем учебник на стр. 103 упр. 45. Задание для учеников: 1).Прочитайте отрывки. 2).Какие из них взяты из сказки А. С.Пушкина? 3)Найдите в предложениях слова из старославянского языка. Как ты это понял?


4). Выписать эти слова и записать рядом однокоренные исконно русские. Под исконно русской лексикой понимаются те слова, которые образовались непосредственно в русском языке в разные периоды его развития. Работа в классе индивидуальная у доски.


страница

страна

сторонаСледующее задание упр. 46. Задание для учеников: родственны ли слова на доске:


Давайте вспомним: Родственные слова - это…? (Ответ детей).

Чтобы разобраться родственные ли это слова давай те перейдем с вами на упр. 47.

1).Прочитайте текст. 2). Выпишите цепочку родственных слов с корнем -сторон-, и - стран-. Учитель проговаривает ряд слов вместе с классом. Работа фронтальная ребята отвечают с места.

Сторон-//стран-: сторона, посторонний, сторониться; старославянское происхождение: страна, странник; странный; страница. Эти слова являются родственными

Старичок Всеволод предлагает нам немного отдохнуть:

Потрудились - отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбку подарить.

Следующее задание я достаю из шкатулки это упражнение 41. Задание для учеников: 1).Чему учит нас пословица? 2).Запишите пословицы.3). Вставьте недостающие гласные. 4).Письменно подберите проверочные слова. 5)Устно разберите, какие есть орфограммы в словах. Работа в парах.



Ребятам предлагается работа в группах по 4 человека. Задание для ребят: 1).Замените из употребления исконно русские слова старославянского языка, привычными для употребления. ( Слайд 5)


«Лесенка успеха»

Каждый учащийся оценивает себя к концу урока. Чертит на полях тетради линию и отмечает шкалу от 1 до 5. Он будет должен поставить:

На тот уровень куда бы он хотел себя поставить 1- я ничего не понял;

2- я ничего не узнал для себя нового;

3- я хорошо усвоил материал;

4- я многое понял и узнал;

5- у меня все получилось, усвоил.

Анализ урока: Поднимут пусть руки те, кто поставил себя на лесенку «2», пусть поднимут руки те, кто поставил себя на «3», кто поставил на «4»,и кто поставил на «5» - те молодцы ребята. А у тех, у кого низкий результат, желаю, что бы старались подняться на высокий результат.

- Ребята, давайте вспомним, с кем мы сегодня встретились на уроке?

- Что такое полногласные сочетания ?

- Что такое не полногласное сочетание?

- Какие слова мы называем старославянские?


Но прежде, чем уйти Всеволоду он приготовил для вас домашнее задание, откроем дневники и запишем его.

Слайд № 5.

Ребята, подошел к концу наш урок, старичок Всеволод благодарит за ответственную работу к заданиям, и говорит вам: «До свидания», ему пора возвращаться домой. Спасибо за урок! С вами приятно работать! 1.Слушают учителя. Ответ детей: 1.Слова с полногласными сочетаниями оро//ра, оло//ла, ере// ре. Ответ детей: 2.Способ проверки две безударные гласные в корне. 3. Записывают число, тему, классная работа.

1.Ребята слушают и смотрят.













1. Записывают в тетрадь зеленой ручкой: -ОРО- -РА- -ОЛО- -ЛА- -ОРЕ- -РЕ- -ЕЛО- -ЛЕ-


Ответ ребят: 2).2.Отрывок. «Морозко» РНС. 3.Отрывок. «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкин. 4. Отрывок. « Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкин. Ребята выполняют письменно. 4). Ответ ребят: Старикову-старый- старик; Злате-злато-золотой- золото; Град-ограда- город; Ступили- наступить- переступить; Ограда- ограждение; Брег-берег-берега.


Ответ детей:

Родственные слова- это слова, которые имеют один корень, но близкие по значению и относятся к различным частям речи.
Ответ ребят: 1.2).Ребята записывают в тетрадь цепочку родственных слов: Сторона-сторонний, посторонний, посторонитесь; Страна-странный, иностранный, странствие, прстранство, страница. 2.Запись в тетрадь: Слова являются родственными.

1.Ребята выполняют вместе с учителем разминку.






Ответ ребят: 1).Не важно старый человек или молодой его мудрость должна быть в голове; Огород дает 2 пользы: с огорода можно кушать овощи и фрукты, а вторая польза: можно продавать. Запись в тетрадь: 3)4).В голове- головы-головка; В бороде- бороды-бородка; Огород-сл.сл. Надо ЗАПОМНИТЬ! 5). Орфограммы: огород- (сл.сл.,полногл.); Доход-(сл.сл.,согл. на конце слова); Семьи-(раздел. Ь знак); Мудрость-(смягчение Ь).

1.Ребята работают по 4 человека. 2.Ответ ребят: 1).Веремя- время Ворог- враг Хоробрый-храбрый Солодкий- сладкий Кладезь- колодец Врата- ворота- вороты.
1. Ученик чертит на полях тетради линию. 2.Отмечает шкалу от 1 до 5. 3. Ставит 4.Поднимает руку по команде учителя.









Ответ ребят: 1.Сегодня на уроке присут ствовал старичок Всеволод. 2. Полногласные сочетания- это сочетания в корне слова оро, оло, оре, ело. 3.Неполногласные: сочетание в корне слова ра, ла, ре, ле.


1.Ребята слушают учителя, открывают дневники и записывают д/з.
1.Слушают учителя.



Работа с презентацией




Учебник. Стр. 103, упр. 45.




Учебник. Стр. 103, упр. 46.


Учебник. Стр.103, упр. 47.




Учебник. Стр. 102, упр. 41.




Работа с презентацией.

Личностные:

мотивация к изучению нового учебного материала.

Познавательные: извлечение информации из опыта детей.

Регулятивные:

предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания.

Познавательные: извлечение информации из опыта детей; работа с информацией.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачей;

умение слушать, слышать и говорить.

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания.

Предметные:

Определить старославянских слова от исконно русских слов.

Личностные:

иметь положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению русского языка.

Метапредметные: наблюдать, анализировать, использовать знаково-символическое моделирование.

Предметные:

разобрать, родственные ли это слова или нет.

Регулятивные: (обеспечивать способность регулировать свою деятельность)

понимать, принимать и сохранять учебную задачу

Познавательные:

читать и слушать, извлекая нужную информацию.

Коммуникативные: осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей


Коммуникативные:

возможность научиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в классе.



Познавательные:

строить объяснение в устной форме по предложенному плану.




Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.


Регулятивные:

адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Подпись учителя: Подпись методиста:



© 2010-2022