- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа для 3 класса Изобразительное искусство
Рабочая программа для 3 класса Изобразительное искусство
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Назарова Н.В. |
Дата | 25.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Верхнедубровская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено
на заседании МО
Протокол №____
________ /Брагина Л.Г./
руководитель МО
учителей начальных классов
«____»_____________2015 г.
«Согласовано»
зам. директора по УВР
________ /Фомина А.С./
«____»__________2015 г.
«Утверждаю»
Директор МАОУ
«Верхнедубровская СОШ»
_______/Медянцева Ю.Б./
«____»_________2015 г.
ПО ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Класс 3
Учитель: Назарова Наталья Владимировна, первая квалификационная категория.
Верхнее Дуброво
2015 - 2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ МОиН №363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009);
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2885 от 27.12.2011 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
- Авторской программы по предмету «Изобразительное искусство», учебно - методического комплекта «Планета знаний», рекомендованной Министерством образования РФ, автор Н.М. Сокольникова, 2012 г и рассчитана в 3 классе на 34 часа (1 час в неделю).
- Учебный план МАОУ «Верхнедубровская СОШ» на 2015-2016 учебный год.
Программа «Изобразительное искусство» позволяет решать следующие задачи: -сформировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; -сформировать познавательный интерес и положительное отношение к изобразительному искусству, народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну; -ознакомить с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства; -сформировать эстетическое восприятие произведений искусства; эстетическое отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; -сформировать представления о видах и жанрах изобразительного искусства, в том числе об архитектуре, дизайне как видах искусства, об основных видах народного и декоративно-прикладного искусства; -сформировать практические умения и навыки в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; обучить пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализировать средства художественной выразительности произведений искусства; -обучить теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки; -обучить основам народного и декоративно-прикладного искусства; -обучить основам дизайна (элементам проектирования, конструирования, макетирования и моделирования; чувству стиля); - развить у школьников способность выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру; - обучить элементарным умениям, навыкам, способам художественной деятельности; - обучить основным средствам художественной выразительности (линия, пятно, цвет, колорит, фактура, тон, композиция, ритм, гармония и др.), необходимым для создания художественного образа; - обучить способам изображения растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры человека на плоскости или в объёме; - развить творческое воображение, художественное мышление, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности; - развить эмоционально-эстетическую и нравственную сферы личности. Программа «Изобразительное искусство» строится на основе пластических искусств: изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна.
Общая характеристика предмета
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие творческой одарённости ребёнка. Содержание художественного образования предусматривает два основных вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно - творческую деятельность (ученик в роли художника, народного мастера, декоратора, архитектора, дизайнера). Это даёт возможность раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать только информационного изложения материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребёнка с произведениями искусства. Художественно - творческая деятельность учащихся осуществляется с учётом возрастных возможностей учащихся на доступном для них уровне. Основные виды изобразительной деятельности учащихся (графика, живопись, лепка): знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства, с шедеврами русского и зарубежного искусства, творчеством ведущих художников, развитие чувства стиля; рисование с натуры, по памяти и представлению, иллюстрирование сказок и других литературных произведений, создание тематических композиций, лепка рельефов и объёмных фигур, выявление характерных особенностей художественного образа. Изучение народного искусства учащимися включает: знакомство с традиционными художественными промыслами, выявление характерных особенностей видового образа, умения определять принадлежность вещи к локальной школе мастерства, повтор орнаментов, сюжетов, мотивов, образов, вариация и импровизация по мотивам народной росписи, овладение приёмами кистевой росписи, лепку игрушек из глины (пластилина). Изучение декоративного искусства предполагает: знакомство с видами декоративно - прикладного искусства (художественным стеклом, металлом, камнем, деревом, кожей, ткачеством и др.); декорирование поверхности, имитацию технологий художественной обработки материалов, создание орнаментальных и сюжетных плоскостных и объёмных композиций, украшение декором изделий, выявление характерных особенностей видового образа, развитие чувства стиля. Основные виды архитектурной и дизайнерской деятельности учащихся: работа с простейшими знаковыми и графическими моделями, овладение элементарными приёмами комбинаторики и эвристики, проектирование, художественное конструирование, макетирование и моделирование, развитие чувства стиля. На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам. Особенно важно, что, постигая заложенные в произведениях искусства художественно - нравственные ценности, дети нравственно совершенствуются, духовно обогащаются. Младшие школьники учатся работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа, решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций создавать творческие работы на основе собственного замысла, проявлять оригинальность. Программа направлена на развитие у ребёнка способности экспериментировать с формой (мысленно и практически) как при ознакомлении с различными видами искусства, так и в ходе выполнения конкретных изобразительных, декоративных или дизайнерских заданий. Учащиеся систематически осваивают «Азбуку форм». Они учатся различать в природе, произведениях искусства, объектах архитектуры и дизайна такие геометрические формы, как квадрат, ромб, круг, треугольник, прямоугольник, и такие тела, как куб, призма, цилиндр, шар, пирамида и др. Кроме этого, учащиеся знакомятся с формой спирали, яйца, волны и комбинированными формами. Рассматриваются биконические формы в архитектуре и дизайне. Теоретические знания о формообразовании закрепляются в процессе практической работы над эскизами, проектами и моделями объектов архитектуры и дизайна. Освоение пространства младшими школьниками осуществляется в трёх направлениях: передача условного пространства на плоскости листа (графика, живопись), объёмные композиции (лепка, моделирование объектов дизайна) и создание объёмно - пространственных композиций (архитектурное макетирование). Освоение традиционных способов и приёмов передачи пространства на плоскости (загораживание, расположение удалённых предметов ближе к верхнему краю листа, уменьшение дальних объектов в размере, линейная и воздушная перспектива и др.) происходит систематически с 1 по 4 класс в процессе упражнений и творческих заданий На протяжении всего обучения в начальной школе особое внимание уделяется изучению «Азбуки цвета», специально составленной нами для учащихся, и входящих в неё основ цветоведения (цветовой круг, основные цвета, составные цвета, колорит, цветовой контраст и нюанс, холодный и тёплый цвета и др.). Учащиеся учатся анализировать выразительные свойства цвета в произведениях изобразительного искусства, народного и декоративного искусства, объектах архитектуры и дизайна. Природа может подсказать гармоничные цветовые сочетания: краски неба, земли, листвы, цветов, ракушек, камешков, чешуи рыб, крыльев бабочки, оперения птиц и др. Полученные знания дети закрепляют в процессе выполнения практических заданий. Программой предусмотрены индивидуальные и коллективные формы работы. В индивидуальной работе учащиеся осваивают новые техники работы, изобразительную грамоту. Развивающие возможности совместной деятельности детей по созданию коллективных работ обеспечивают развитие у ребёнка способности видеть целое раньше частей, а также способности видеть отдельную вещь с позиций других людей. Можно использовать различные формы коллективной работы школьников (двое создают вместе одно изображение; 4-5 учащихся работают над одним заданием; все дети принимают участие в работе одновременно и др.). Работая в парах или группах, дети учатся планировать и координировать свою творческую деятельность, договариваться друг с другом о содержании и ходе выполнения задания.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В 3 классе на изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится 1 час в неделю, всего 34 часа (34 учебные недели).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Раздел
Количество часов
Проверочные работы
1 Жанры изобразительного искусства
13ч
1ч
2 Народное искусство
6ч
1ч
3 Декоративное искусство
9ч
4 Мир дизайна и архитектуры
6ч
1ч
Итого:
34 часа
Из них 3ч
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
«Мир изобразительного искусства» (13 ч)
«Путешествие в мир искусства» (1 ч). Знакомство с ведущими художественными музеями мира. Британский музей (Лондон). Лувр (Париж). Музей Прадо (Мадрид). Дрезденская картинная галерея (Дрезден). Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк).
«Жанры изобразительного искусства» (11 ч). Натюрморт. Пейзаж. Портрет.
Входная проверочная работа (1ч).
«Мир народного искусства» (6 ч)
Резьба по дереву. Деревянная и глиняная посуда. Богородские игрушки. Жостовские подносы. Павловопосадские платки. Скопинская керамика.
Промежуточная проверочная работа (1ч).
«Мир декоративного искусства» (9 ч)
Декоративная композиция. Замкнутый орнамент. Декоративный натюрморт. Декоративный пейзаж. Декоративный портрет.
«Мир архитектуры и дизайна» (6 ч)
Форма яйца. Форма спирали. Форма волны. Итоговая проверочная работа (1ч).
Основные задачи обучения и развития:
- изучение выразительных возможностей графических
материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и др.) в передаче различной фактуры;
- обучение умению выбирать живописные приёмы (по-сырому, лессировка, раздельный мазок и др.) в соответствии с замыслом композиции;
- продолжение освоения приёмов лепки фигуры человека и животных с учётом передачи пропорций;
- продолжение освоения «Азбуки цвета» (основ цветоведения), цветовой контраст и нюанс; проведение экспериментов по составлению различных цветовых оттенков;
- продолжение изучения способов передачи пространства на плоскости листа (загораживание, уменьшение удалённых объектов и размещение их ближе к верхнему краю листа); освоение цветового, текстурного, тектонического, мерного и образного пространства в процессе игр (изобразительных, декоративных и конструктивных);
- формирование умения выделять композиционный центр (размером, цветом, композиционной паузой и др.);
- ознакомление с художественно-конструктивными
особенностями русской деревянной избы;
- продолжение знакомства с традиционными народными художественными промыслами (резьба по дереву, богородские игрушки, жостовские подносы, павловопосадские платки, скопинская керамика);
- изучение традиционных знаков (земли, воды, солярных и др.) и мотивов (древо жизни, ладья, русалка, птица и др.) народных орнаментов;
- продолжение знакомства с приёмами ассоциативного рисования (ассоциации с различной фактурой);
- обучение умению узнавать форму спирали, волны и яйца в объектах дизайна и архитектуры; создавать эскизы и модели объектов дизайна на основе этих форм;
- продолжение ознакомления с проектной деятельностью исследовательского и творческого характера.
Формы организации образовательного процесса: экскурсии, проекты, комбинированные уроки; технология обучения: альбомы, форма контроля: итоговые занятия, выставка.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ К концу 3 класса у учащихся будут сформированы: · внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности; · понимание сопричастности к культуре своего народа, уважение к мастерам художественного промысла, сохраняющим народные традиции; · понимание разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру; · положительная мотивация к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства; · интерес к посещению художественных музеев, выставок. Учащиеся получат возможность для формирования: · осознания изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека; · представления о роли искусства в жизни человека; · восприятия изобразительного искусства как части национальной культуры; · положительной мотивации и познавательного интереса к изучению классического и современного искусства; к знакомству с выдающимися произведениями отечественной художественной культуры; · основ эмоционально-ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности. ПРЕДМЕТНЫЕ Учащиеся научатся: · называть и различать основные виды изобразительного искусства; · называть ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей); · узнавать (определять), группировать произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Полхов-Майдан, Мезень, Каргополь и др.); · применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям литературы; · выбирать живописные приёмы (по сырому, лессировка, раздельный мазок и др.) в соответствии с замыслом композиции; · лепить фигуру человека и животных с учётом пропорциональных соотношений; · изображать глубину пространства на плоскости (загораживание, уменьшение объектов при удалении, применение линейной и воздушной перспективы и др.); · передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами, выстраивать последовательность событий, выделять композиционный центр; · различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; · составлять разнообразные цветовые оттенки, смешивая основные и составные цвета с чёрным и белым. Учащиеся получат возможность научиться: ·узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов(А. Рублёв «Троица», В. Суриков «Взятие снежного городка», В. Кандинский «Композиция», Б. Кустодиев «Купчиха за чаем», К. Малевич «На сенокосе», А. Матисс «Танец» и др.); ·сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства); ·применять цветовой контраст и нюанс, выразительные возможности красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, синего, фиолетового, чёрного, белого и коричневого цветов; ·правильно использовать выразительные возможности графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и др.) в передаче различной фактуры; · моделировать образы животных и предметов на плоскости и в объёме; · выполнять ассоциативные рисунки и лепку; · подбирать краски и цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные Учащиеся научатся: · следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия; · объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа; · продумывать план действий при работе в паре; · различать и соотносить замысел и результат работы; ·включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную); · анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы по заданным критериям. Учащиеся получат возможность научиться: · самостоятельно выполнять художественно-творческую работу; · планировать свои действия при создании художественно-творческой работы; ·руководствоваться определёнными техниками и приёмами при создании художественно-творческой работы; ·определять критерии оценки работы, анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы по выбранным критериям. Познавательные Учащиеся научатся: · осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы; · свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро; · группировать, сравнивать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме; · анализировать, из каких деталей состоит объект; · различать формы в объектах дизайна и архитектуры; · сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников; · характеризовать персонажей произведения искусства; · различать многообразие форм предметного мира; · конструировать объекты различных плоских и объёмных форм. Учащиеся получат возможность научиться: · находить нужную информацию, используя словари учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера; · наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние; · использовать знаково-символические средства цветовой гаммы в творческих работах; · устанавливать и объяснять причину разного изображения природы (время года, время суток, при различной погоде); · классифицировать произведения изобразительного искусства по их видам и жанрам; · конструировать по свободному замыслу; ·анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа; ·сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам; ·группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию; · моделировать дизайнерские объекты. Коммуникативные Учащиеся научатся: · выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при обсуждении в классе; · соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения; · задавать вопросы уточняющего характера по сюжету и смысловой связи между объектами; · учитывать мнения других в совместной работе, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе; · строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя). Учащиеся получат возможность научиться: · высказывать собственное мнение о художественно-творческой работе при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.; · задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам; · учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании художественно-творческой работы в группе; · владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах народов России; · владеть диалогической формой речи, уметь дополнять, отрицать суждение, приводить примеры
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К концу учебного года в 3-ем классе учащиеся должны знать:
- и понимать термины: живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;
- основы художественных школ народных промыслов: хохлома, дымка, городец и др.;
- роль художника в художественном ремесле и архитектуре;
- театральные термины: афиша, занавес, декорации; расписывать декорации к спектаклям, - делать объёмные маски, проектировать театральные костюмы;
- о том, что лучшие произведения искусства хранятся в музеях и галереях, музеях
декоративно-прикладного искусства, музеях архитектуры;
- начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик и т.д.).
Учащиеся должны уметь: - изображать предмет в перспективе с передачей одной и двух точек схода; - передавать в рисунке тень, свет, полутень, блик, рефлекс; - владеть навыками работы с бумагой (объёмное конструирование); - пользоваться начальными сведениями о линии и уровне горизонта, перспективе, точках зрения, точках схода; - понимать разницу между плоскими и объёмными фигурами; - в доступной форме участвовать в создании проектов изображений, украшений, выставок для города и школы.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Система оценки предметных достижений учащихся, предусмотренная в рабочей программе, предполагает: 1) ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения содержания предмета и формирование универсальных учебных действий; 2) оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учителя; 3) осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся; 4) включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии); 5) использование критериальной системы оценивания; 6) оценивание, как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования; 7) разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации. Оценка уровня достижений учащихся по предмету соотносится с 4-балльной системой (отметка «1» не выставляется). Овладение учащимися опорным уровнем (образовательным минимумом «Ученик научится») расценивается как учебный успех ученика и соотносится с отметкой «удовлетворительно». Умение осознанно произвольно владеть опорной системой знаний, изученными операциями и действиями в различных условиях оценивается как «хорошо» и «отлично», что соответствует отметкам «4» и «5». При текущем контроле проверяется уровень усвоения умений и навыков работы с конкретным изучаемым материалом и технологией, оцениваются практические работы как результат изучения темы. Тематический контроль позволяет оценить уровень сформированности учебных действий по разделу. Теоретические действия проверяются в форме тестирования, в которое включаются вопросы о материалах, их свойствах, изученных приборах и инструментах, основах изученных техник работы с материалами. Практические действия проверяются в виде самостоятельной творческой работы по заданию учителя, во время которого учащиеся самостоятельно изучают рисунок изделия, его поэтапное выполнение, продумывают план работы, создают изделие, опираясь на полученные умения и навыки работы с материалами. Целью итогового контроля является проверка способностей детей к самостоятельной творческой работе. В последнюю неделю четверти, года третьеклассники продумывают идею изделия, подбирают материалы, планируют работу и осуществляют замысел в практической деятельности на итоговом уроке.
Критерии оценки проверочных работ учащихся по технологии.
Вид работы
«5»
(отлично)
«4»
(хорошо)
«3»
(удовлетворительно)
«2»
(неудовлетворительно)
Устный опрос
Полные и безошибочные ответы на все вопросы учителя
Ответы на вопросы с незначительными ошибками либо с незначительной помощью.
Ответы на вопросы с помощью учителя, одноклассников.
Значительные затруднения при ответах на вопросы, отказ от ответа.
Тестирование
Выполнение работы без ошибок.
Верное выполнение не менее 80 процентов заданий либо незначительные недочёты, неполные, неточные ответы на отдельные вопросы.
Верное выполнение не менее 60 процентов заданий либо неполные, неточные ответы на все вопросы.
Верное выполнение менее 60 процентов заданий.
Для оценки творческих работ учащихся целесообразно применять критериальное оценивание. Оцениваются обязательные практические работы, самостоятельные творческие работы, самостоятельно подготовленные сообщения, доклады. Самостоятельные творческие работы оцениваются в соответствии с критериями, каждый из которых оценивается в 1 балл. Оцениваются соответствие темы задания, самостоятельность выполнения работы (делал все сам или привлекал взрослых), оригинальность идеи, исполнения (интересные подходы в использовании материалов, техник), аккуратность исполнения, умение представить свою работу, описать ход, технологию исполнения. Примерные критерии оценки выступления на заданную тему (доклад, сообщение, защита мини-проекта): 1. Отбор, систематизация материала в соответствии с темой. 2. Разнообразие источников информации. 3. Выразительный устный рассказ. 4. Краткость изложения в соответствии с ограничением времени. 5. Грамотные ответы на вопросы учителя и одноклассников по своему материалу.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Печатные пособия:
- Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 3 класс. Учебник. - М.: АСТ, Астрель.
- Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 3 класс. Рабочая тетрадь. - М.: АСТ, Астрель.
Специфическое сопровождение (оборудование):
шкаф для хранения художественных материалов, бумаги, детских работ, книг.
Электронно-программное обеспечение:
презентации по изобразительному искусству.
Технические средства обучения.
- Ноутбук.
- Интерактивная доска.
- Проектор.
№ | Тема урока | Целеполагание урока | Требования к уровню подготовки учащихся УУД | Недельные сроки | |||||||||
По КТП | По факту | ||||||||||||
Мир изобразительного искусства - 13ч. | |||||||||||||
Планируемые результаты формирования УУД: | |||||||||||||
Предметные: | Личностные: | Метапредметные: | |||||||||||
Называть ведущие музеи мира, различать жанры искусства, выделять композиционный центр картины Понимать и объяснять значение терминов «светотень», «тень падающая», «рефлекс», «полутень», «свет», «блик», передавать объем предмета в изображении с использованием светотени, правильно использовать выразительные возможности карандаша Применять изученные приемы графического изображения в самостоятельной работе Учитывать особенности композиции и этапов изображения натюрморта при выполнении творческой работы, возможности акварели в передаче различной фактуры Определять жанр пейзажа по отличительным признакам, характеризовать особенности композиции, обсуждать и высказывать личное мнение о сюжете картины Объяснять особенности перспективы в пейзаже, учитывать законы перспективы при изображении объемных и удаленных объектов. Различать линейную и воздушную перспективу, объяснять значение перспективы в изображении, использовать законы перспективы в творческой деятельности Различать классическое и современное искусство. Рассказывать об особенностях портрета как жанра, основах композиции портрета. Использовать различные техники при создании портрета, учитывать особенности скульптурного портрета | Интерес к посещению художественных музеев, выставок, понимание разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру Положительная мотивация к участию в различных видах изобразительной деятельности Способность оценивать трудность предлагаемого задания Мотивация к успешной изобразительной деятельности Потребность в общении с искусством, в творческом отношении к окружающему миру Самостоятельность в решении творческих задач Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий Способность оценить личный уровень освоения материала и выбрать посильное задание | Выделять и анализировать информацию из текста, иллюстраций, осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы Формулировать под руководством учителя цель и задачи, планировать собственную изобразительную деятельность Осуществлять планирование, самоконтроль и оценку собственной изобразительной деятельности Выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при обсуждении в классе Искать информацию и материалы на заданную тему, участвовать в диалоге, строить высказывания с опорой на письменный текст и иллюстрации Следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия Объяснять, какие приемы, техники были использованы в работе, как строилась работа, оценивать собственную и коллективную творческую деятельность Анализировать и классифицировать произведения изобразительного искусства по их видам и жанрам, планировать собственную исследовательскую и творческую деятельность | |||||||||||
1 | Художественные музеи мира. Рамы для картин. Натюрморт как жанр. Входная проверочная работа. | Ознакомление с коллекциями ведущих художественных музеев мир, с натюрмортом как жанром изобразительного искусства. Повторение основ цветоведения. | Уметь: называть и различать основные виды изобразительного искусства; называть ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей); | 01.09-04.09 |
| ||||||||
2 | Учимся у мастеров Композиция в натюрморте
| Знакомство с жанром натюрморта. Формирование восприятия и оценки натюрморта как жанра изобразительного искусства. Изучение основ композиции в натюрморте. | Уметь: выбирать живописные приёмы (по-сырому, лессировка, раздельный мазок и др.) в соответствии с замыслом композиции; применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке (с натуры, по памяти и воображению). | 07.09-11.09 |
| ||||||||
3 | Светотень. Рисование шара. Последовательность рисования куба.
| Продолжение ознакомления с жанром натюрморта. Продолжение освоения особенностей материалов и инструментов для графики. Изучение передачи светотени на предмете. | Уметь: передавать объёмное изображение формы предмета с помощью светотени различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; составлять разнообразные цветовые оттенки, смешивая основные и составные цвета с чёрным и белым. | 14.09-18.09 |
| ||||||||
4 | Натюрморт как жанр Школа живописи Натюрморт с кувшином
| Развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства. Совершенствование умения рисовать натюрморт. | Уметь: подбирать краски и цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением. | 21.09-25.09 |
| ||||||||
5 | Пейзаж как жанр. Учимся у мастеров Композиция в пейзаже
| Ознакомление с пейзажем как жанром изобразительного искусства. Развитие художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты. | Уметь: применять цветовой контраст и нюанс, выразительные возможности красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, синего, фиолетового, чёрного, белого и коричневого цветов; передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами, выстраивать последовательность событий. | 28.09-02.10 |
| ||||||||
6 | Перспектива. Перспективные построения. Воздушная перспектива
| Продолжение ознакомления с жанром пейзажа. Продолжение изучения основ перспективных построений линейной и воздушной перспективы. | Уметь: различать основные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, батальный, бытовой, анималистический) произведений изобразительного искусства и его виды: графика (книжная графика, каллиграфия, компьютерная графика), живопись, скульптура. | 05.10-09.10 |
| ||||||||
7 | Школа живописи. Рисование пейзажа.
| Обучение акварельной живописи. Передача пространства на листе с помощью линейной и воздушной перспективы. | Уметь: различать основные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, батальный, бытовой, анималистический) произведений изобразительного искусства и его виды: графика (книжная графика, каллиграфия, компьютерная графика), живопись, скульптура изображать глубину пространства на плоскости. | 12.10-16.10 |
| ||||||||
8 | Автопортрет. Портрет как жанр.
| Ознакомление с портретом как жанром изобразительного искусства. Освоение знаний о классическом и современном искусстве. Знакомство с рисованием автопортрета, композицией портрета. | Уметь применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям литературы. | 19.10-23.10 |
| ||||||||
9 | Школа графики. Рисование портрета девочки. | 26.10-30.10 |
| ||||||||||
10 | Скульптурные портреты. Школа лепки. Лепка портрета дедушки.
| Развитие художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого воображения, способности оценивать окружающий мир по законам красоты. Обучение лепке и рисованию портретов. | Уметь: узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов (А. Рублёв «Троица», В.Суриков «Взятие снежного городка», В. Кандинский «Композиция»); лепить фигуру человека и животных. | 09.11-13.11 |
| ||||||||
11 | Портреты сказочных героев. Силуэт.
| Знакомство с традициями изображения сказочных персонажей. Освоение выразительных возможностей силуэта. Обучение умению вырезать и рисовать силуэты сказочных героев. | Формирование умений эмоционального и художественного выражения образов литературных персонажей средствами изобразительного искусства. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Формирование замысла, умения планировать и организовывать действия в соответствии с целью. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами.Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению | 16.11-20.11 |
| ||||||||
12 | Необычные портреты. Школа коллажа.
| Обучение технике коллажа Развитие художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого воображения. Осознание изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека. | 23.11-27.11 |
| |||||||||
13 | Проверочный урок. Твои творческие достижения. |
| 30.11-04.12 |
| |||||||||
Народное искусство - 6 ч. | |||||||||||||
Планируемые результаты формирования УУД: | |||||||||||||
Предметные: | Личностные: | Метапредметные: | |||||||||||
Рассказывать об устройстве и декоре старинной русской избы, называть и классифицировать предметы кухонной утвари русского народа Рассказывать об особенностях богородских игрушек, отличать богородские игрушки от других народных промыслов, изготавливать игрушку-дергуна из картона по образцу Рассказывать об особенностях жостовской народной росписи, расписывать предметы быта в жостовском стиле Рассказывать об истории и особенностях орнаментов, составлять композиционные схемы павлопосадских платков Рассказывать об отличительных особенностях скопинской керамики, создавать собственные творческие работы в скопинском стиле Различать поделки и соотносить их с определенным народным промыслом (Дымково, Городец, Гжель, Жостово, Павловский Посад, Скопино, Богородское, Хохлома, матрешка) | Понимание сопричастности к культуре своего народа, уважение к мастерам художественного промысла, сохраняющим народные традиции Уважение к мастерам художественного промысла, сохраняющим народные традиции Приобщение к отечественной культуре, освоение сокровищницы изобразительного искусства, народных традиций изобразительного искусства Осознание ценности народного искусства в культурном развитии личности Осознанный выбор посильного задания
| Ориентироваться в учебной литературе, планировать учебную деятельность, вести аргументированную беседу. Участвовать в обсуждении, опираясь на текст учебника и иллюстрации, формулировать цель, задачи и планировать свою творческую деятельность Объяснять, какие приемы, техники были использованы в работе, как строилась работа Анализировать изображение, конструировать объекты плоских форм Планировать собственную творческую деятельность, осуществлять пошаговый и итоговый контроль Анализировать, группировать, сравнивать произведения народных промыслов по их характерным особенностям | |||||||||||
14 | Резьба по дереву. В избе. Деревянная и глиняная посуда
| Знакомство с резьбой по дереву, украшением изб. Обучение умению вырезать узоры из бумаги. Воспитание любви к русскому народному искусству. | Уметь: анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа; узнавать (определять), группировать произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Полхов-Майдан, Мезень,Каргополь и др. Уметь: сопоставлять формы природных объектов с формами окружающих предметов; узнавать (определять), группировать произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Полхов-Майдан, Мезень,Каргополь. | 07.12-11.12 |
| ||||||||
15 | Богородские игрушки. Школа народного искусства. Промежуточная проверочная работа. | Знакомство с изделиями богородских мастеров. Обучение умению рисовать богородские игрушки. Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам. | 14.12-18.12 |
| |||||||||
16 | Жостовские подносы. Школа народного искусства.
| Знакомство с работами жостовских мастеров. Обучение умению выполнять жостовские цветы и ягоды. Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам. | 21.12-25.12 |
| |||||||||
17 | Павлопосадские платки
| Знакомство с творчеством павловопосадских мастеров. Обучение умению рисовать павловопосадские цветы. Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам | Уметь: различать и называть центры традиционных народных художественных промыслов России, художественные особенности создания формы в зависимости от традиционной технологии народного промысла, взаимосвязь народного орнамента и формы изделия, выразительные возможности цветового решения в разных школах народного мастерства, зависимость колористического решения художественной вещи от традиционной технологии её изготовления; определять (узнавать), группировать произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Полхов-Майдан, Мезень, Каргополь, др.); Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности. Формирование замысла, умения планировать и организовывать действия в соответствии с целью. | 11.01-15.01 |
| ||||||||
18 | Скопинская керамика. Школа народного искусства.
| Воспитание любви к русскому народному искусству. Знакомство со скопинской керамикой. Обучение умению лепить скопинские сосуды. Развитие устойчивого интереса к художественным традициям своего народа. | 18.01-22.01 |
| |||||||||
19 | Проверочный урок. Твои творческие достижения.
| Развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты. Проверка владения практическими умениями и навыками художественной творческой деятельности | 25.01-29.01 |
| |||||||||
Декоративное искусство - 9 ч. | |||||||||||||
Планируемые результаты формирования УУД: | |||||||||||||
Предметные: | Личностные: | Метапредметные: | |||||||||||
Рассказывать об особенностях декоративной композиции, приводить примеры декоративной композиции в искусстве (коллажи, гобелены, витражи, мозаика), отличать стилизованные изображения приводить примеры замкнутого орнамента, характеризовать композиционное решение орнамента разных форм. Создавать собственные творческие работы на основе правил композиции замкнутого орнамента Различать живописный и декоративный натюрморт. Создавать собственные творческие работы в жанре декоративного натюрморта Различать живописный и декоративный пейзаж. Знать и использовать в своей творческой деятельности приемы создания декоративного пейзажа в различных техниках Рассказывать о художественных особенностях декоративного портрета, использовать приемы декоративного рисования при создании портрета Действовать по иллюстрированному плану при самостоятельной творческой работе, использовать изученную технику при создании авторских творческих работ Использовать различные материалы и инструменты при создании собственных творческих работ Рассказывать о пасхальной символике на доступном уровне, создавать творческие работы на пасхальную тему с использованием личного опыта. Узнавать стиль, технику и жанр произведения искусства. | Понимание разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру Способность самостоятельно подбирать выразительные средства в зависимости от замысла Осознанный выбор посильного задания Эмоционально - ценностное отношение к человеку и его изображению в искусстве Интерес к декоративному творчеству, понимание богатства выразительных средств, представления о роли искусства в жизни человека Художественный вкус, способность к эстетическому развитию личности Эстетические чувства при восприятии произведений искусства Способность осуществлять выбор на основе адекватной оценки собственных возможностей | Составлять устные высказывания, планировать учебную деятельность Планировать собственную творческую деятельность, осуществлять пошаговый и итоговый контроль Анализировать средства создания образа, составлять устные высказывания, вести беседу по теме урока Работать по иллюстрированному плану, осуществлять пошаговый и итоговый контроль Следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия Включаться в самостоятельную творческую деятельность, анализировать и оценивать результаты собственной художественно- творческой работы по заданным критериям | |||||||||||
20 | Декоративная композиция. Стилизация.
| Изучение художественных приёмов декоративной композиции. Обучение приёмам стилизации. Развитие эмоционально-ценностного отношения к миру. | Уметь: сопоставлять формы природных объектов с формами окружающих предметов; самостоятельно выполнять художественно-творческую работу | 01.02-05.02 |
| ||||||||
21 | Замкнутый орнамент
| Изучение схем размещения орнамента на круге, прямоугольнике и квадрате. Обучение приёмам декоративной росписи. Формирование представлений о роли декоративного искусства в жизни человека. | Уметь: анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа; планировать свои действия при создании художественно-творческой работы; | 08.02-12.02 |
| ||||||||
22 | Декоративный натюрморт
| Продолжение ознакомления с жанром натюрморта. Изучение художественных приёмов декоративной композиции. Обучение декоративной живописи. Развитие творческих способностей. | Уметь: выполнять наброски, эскизы, учебные и творческие работы с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках самостоятельно выполнять художественно-творческую работу Формирование представлений о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению | 15.02-19.02 |
| ||||||||
23 | Декоративный пейзаж
| Продолжение ознакомления с пейзажным жанром. Изучение художественных приёмов декоративной композиции. Обучение технике бумажной мозаики. Развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы. | 22.02-26.02 |
| |||||||||
24 | Декоративный портрет. Школа декора. | Продолжение ознакомления с портретным жанром. Изучение художественных приёмов декоративной композиции. Развитие эмоционально-ценностного отношения к человеку, его изображение в декоративном искусстве. | Уметь: выполнять наброски, эскизы, учебные и творческие работы с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках руководствоваться определёнными техниками и приёмами при создании художественно-творческой работы | 29.02-04.03 |
| ||||||||
25 | Маски из папье - маше(картона). Школа декора. | Формирование интереса к декоративному творчеству. Развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства. | Уметь: сопоставлять формы природных объектов с формами окружающих предметов;самостоятельно выполнять художественно-творческую работу | 07.03-11.03 |
| ||||||||
26 | Секреты декора Катаем шарики. Рисуем нитками
| Обучение секретам декора. Развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы. Формирование представлений о роли декоративного искусства в жизни человека. | Уметь: сопоставлять формы природных объектов с формами окружающих предметов; планировать свои действия при создании художественно-творческой работы | 14.03-18.03 |
| ||||||||
27 | Праздничный декор Писанки
| Развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы. Формирование представлений о роли декоративного искусства в жизни человека. | Уметь: сопоставлять формы природных объектов с формами окружающих предметов; планировать свои действия при создании художественно-творческой работы | 28.03-01.04 |
| ||||||||
28 | Проверочный урок. Твои творческие достижения.
| Обучение декоративной росписи. Формирование эстетических чувств при восприятии Развитие эмоционально-ценностного отношения к человеку, его изображение в декоративном искусстве. | Уметь: выполнять наброски, эскизы, учебные и творческие работы с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках руководствоваться определёнными техниками и приёмами при создании художественно-творческой работы | 04.04-08.04 |
| ||||||||
Мир дизайна и архитектуры - 6 ч. | |||||||||||||
Планируемые результаты формирования УУД: | |||||||||||||
Предметные: | Личностные: | Метапредметные: | |||||||||||
Узнавать форму яйца в объектах дизайна и архитектуры, создавать эскизы и модели дизайнерских объектов на основе формы яйца Узнавать форму спирали в объектах дизайна и архитектуры, создавать эскизы и модели дизайнерских объектов на основе формы спирали Узнавать форму волны в объектах дизайна и архитектуры, создавать эскизы и модели дизайнерских объектов на основе формы волны Применять изученные техники, формы, стили. | Эстетические чувства при восприятии произведений искусства Способность осуществлять выбор задания на основе адекватной оценки собственных возможностей Художественный вкус, творческое воображение, способность к эстетическому развитию личности Мотивация к самостоятельной творческой деятельности | Анализировать и различать формы в объектах дизайна и архитектуры. Следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия. Анализировать форму и устройство объектов дизайна и архитектуры, классифицировать объекты по форме, конструировать по чертежу и шаблону объекты заданной формы. Моделировать дизайнерские объекты, осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль, оценивать результат своей творческой деятельности и творчества одноклассников по заданным критериям. | |||||||||||
29 | Мир дизайна и архитектуры Форма яйца.
| Сформировать представление о дизайне и архитектуре как видах искусства. Изучение формообразования на основе яйца. Обучение умению различать форму яйца в объектах дизайна и архитектуры. | Уметь: сопоставлять формы природных объектов с формами окружающих предметов; самостоятельно выполнять художественно-творческую работу; | 11.04-15.04 |
| ||||||||
30 | Школа дизайна Форма яйца. Мобиль. Декоративная свеча
| Обучение изготовлению мобиля и декоративной свечи. Развитие дизайнерского мышления, художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности давать эстетическую оценку объектам дизайна. | Уметь: выполнять наброски, эскизы, учебные и творческие работы с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках планировать свои действия при создании художественно-творческой работы | 18.04-22.04 |
| ||||||||
31 | Форма спирали в архитектуре и дизайне
| Обучение изготовлению розы из цветной бумаги. Обучение конструированию бус и панно на основе спирали. | Уметь: сопоставлять формы природных объектов с формами окружающих предметов; руководствоваться определёнными техниками и приёмами при создании художественно-творческой работы; | 25.04-29.04 |
| ||||||||
32 | Форма спирали. Школа дизайна Бумажная роза. Бусы
| Развитие зрительного восприятия и ощущения волнообразной формы. Обучение умению различать волны в объектах дизайна и архитектуры. Совершенствование умения лепить и декорировать панно. Развитие эмоционально-ценностного отношения к объектам архитектуры и дизайна. Развитие умения планировать работу и трудиться в коллективе. | Уметь: выполнять наброски, эскизы, учебные и творческие работы с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках самостоятельно выполнять художественно-творческую работу Уметь: сопоставлять формы природных объектов с формами окружающих предметов; самостоятельно выполнять художественно-творческую работу. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Формирование замысла, умения планировать и организовывать действия в соответствии с целью. Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности. | 02.05-06.05 |
| ||||||||
33 | Форма волны в архитектуре и дизайне. Коробочка для печенья.
| 09.05-13.05 |
| ||||||||||
34 | Проверочный урок. Твои творческие достижения. Итоговая проверочная работа. | Проверка развития эмоционально-ценностного отношения к объектам архитектуры и дизайна, владения навыками конструирования на основе волны и спирали. Проверка развития художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческой активности. | 16.05-20.05 |
|