Проект урока обучение чтению Гласные и согласные звуки (1 кл)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект урока

Учебный предмет: обучение чтению

Класс: 1

УМК: Гармония

Авторы учебника: Соловейчик М. С., Н. М. Бетенькова, Кузьменко Н. С., Курлыгина О. Е.

Учебник: Букварь «Мой первый учебник». В 2 ч. - 2011

Тема урока: Гласные и согласные звуки (закрепление)

Тип урока: урок закрепления.

Цель урока: создание условий для закрепления понятий гласные и согласные звуки, и их отличительных особенностей.

Задачи урока:

  • 1.Предметные:

-сделать звуки речи и в целом звучащее слово предметом целенаправленного наблюдения, показать смыслоразличительную роль звуков, способствовать развитию фонетического слуха учащихся; -обобщить знания учащихся об особенностях гласных и согласных звуков, с характеристик, а также с приёмами вычленения звуков из слова и определения их характера; -научить выполнять фонетический анализ слов, частичный и полный

2 Метапредметные регулятивные:

  • по значкам-заголовкам, по заданиям (в словесной и графической форме) понимать, принимать и удерживать учебную задачу;
  • осознавать границы собственных знаний; на основе созданных в букваре ситуаций «открытого незнания» понимать перспективы дальнейшей учебной работы;
  • выполнять различные учебные действия, пользоваться при этом разными способами помощи, оценивать правильность выполнения действий другими, вносить необходимые коррективы; контролировать и оценивать свои действия;
познавательные:
  • разграничивать факты реальной действительности и слова как их названия;
  • осознавать звуки, соотношение звуков и букв, слова, речь (устную и письменную), речевое поведение как объекты специального наблюдения, выполнять применительно к ним операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, подводить факты языка под освоенные понятия;
  • воспринимать чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения информации; осваивать техническую сторону чтения как условие понимания читаемого;
  • осознанно читать, критически оценивать полученную информацию, соотносить её с собственным опытом, с ранее полученными знаниями;
  • понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, модельной; сравнивать информацию, представленную разными способами; переводить информацию, принятую в изобразительной и модельной формах в словесную;
коммуникативные:
  • осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей, в том числе чтение - как способ общения с автором книги;
  • участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы речевого поведения, культуры речи; задавать вопросы, слушать собеседников, стремиться сделать свою речь понятной, стараться понять мысль другого;
  • понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания с учётом речевых задач;
  • вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёру по общению.

Личностные:

  • способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов.

  • помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности;

Предполагаемые результаты:

Должны научиться Анализировать звуковой состав слов. Слушать описание картины и соотносить словесную информацию с изобразительной. Осознавать познавательное значение умения читать. Рассматривать картину, участвовать в беседе по ней. Обобщать знания о звуках речи, строить деловые монологические высказывания на основе модели.

Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, парная.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебник.

Методы: наглядно-образный, словесный, репродуктивный, практический.

Технологии ( для формирования УУД): проблемно-диалогическое обучение, деятельностный подход, учебное сотрудничество, использование ИКТ.

Педагогические технологии: личностно-ориентированного обучения, объяснительно-иллюстративного обучения, педагогика сотрудничества, ИКТ-технология.

















План урока:

1. Организационный момент…………………………………… 1 мин.

2. Актуализация знаний и постановка целей урока…………… 2 мин.

3. Работа над темой урока ……………………………………… 15 мин.

4. Физкультминутка……………………………………………… 2 мин.

5. Закрепление изученного материала …………………………. 15 мин.

6.Физкультминутка……………………………………………….. 3 мин.

7. Рефлексия……………………………………………………….. 3 мин.


ХОД УРОКА


Этап урока Содержание учебного материала
Деятельность обучающихся Формируемые УУД

Организационный момент. Психологический настрой

Здравствуйте, ребята.

Слышите звонок?

Это начинается новый наш урок.

Много интересного будем изучать,

Значит, будут нам нужны

Книжка и тетрадь.

Хорошо известно вам, что должен ученик

При себе всегда иметь ручку и дневник.

А теперь, ребятки, ротики закрыть,

Будем мы по теме только говорить.
1.Как правильно сидеть 2. Разминка.

  • -Чтобы правильно читать, надо правильно дышать.


Эмоциональный настрой.






Вспоминают правила посадки на уроке

Надувают шарик. Произносят чистоговорку

Регулятивные

Обеспечение обуч-ся организации их учебной деятельности.

Эмоционально-положительный настрой на урок, сознание ситуации успеха,доверия.

К Планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками).

Актуализация знаний и постановка проблемы



















Формулирование

темы урока

1.Форзац букваря

  • Много раз, открывая букварь, вы быстро перелистывали страничку, где расположился город под названием Звукоград. Давайте сегодня немного задержимся в нём и рассмотрим, как он устроен.
  • Кто знает, где найти этот город?

  • А почему он так называется?

  • Глядя на условные обозначения, расскажите о жителях этого города.
  • Кто живёт в первом доме? (Гласные звуки.)

  • Как вы догадались?

  • Сколько в доме жильцов?

  • А перечислить их можете

  • Какие звуки живут во всех других домах? (Согласные.)

  • Кратко расскажите о жителях этих домов.

  • Познакомившись со Звукоградом, покидаем его, но со звуками мы не прощаемся - без них нам в речи не обойтись
2.Обложка букваря
  • 1-го сентября многие ещё не могли понять, что за значки там изображены. А вот сейчас все уже понимают значки и могут рассказывать о них другим. Назовите эти значки.
  • Давайте определим тему урока

  • Как вы считаете, вы уже хорошо научились слышать и различать звуки речи?
  • Хотите проверить себя? (Да)

В домиках живут звуки. Звуки бывают гласные и согласные.

По подсказке значков даётся общая характеристика звуков.

Рассказывают о звуках речи с опорой на таблицу

Работают по обложке букваря, называют обозначения значков: гласные и согласные звуки

Называют тему урока

Гласные и согласные звуки

Дают оценку своим знаниям

К Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка.


П. Общеучебные универсальные действия

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Представление основного материала одновременно в словесной и знаково-символической форме.


Л Смыслообразование

К Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка.

Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

Р Целеполагание

К Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка.


Работа по теме урока 1.Задания для тренировочной работы

  • Послушайте и найдите слова, которые различаются одним звуком.

Работа в паре.

На улице был жаркий день.

Все прятались от солнца в тень.

Шумел от ветра спелый колос

Как будто поле пело в голос

С. Лукьянова

Мы потолок белили

А дрова пилили

С. Лукьянова


  • Всего один звук способен изменить значение слова. Вот почему надо стараться говорить ясно и чётко.

■ Назовите звуки, которыми различаются слова:

мел - мель

мыл - мал

мал - мял

пол - пыль

  • Чем различаются такие слова:

белки - белки (в яйце)

Физминутка (интерактивная)

  • Назовите звук, который повторяется чаще других и помогает услышать то, что происходит. Потом дайте характеристику этого звука.

Тише, тише, тише, тише,

Шелестят на крыше мыши.

И сейчас же щетки, щетки

Затрещали как трещетки.

К.Чуковский

Бывают в жизни чудеса

Ужа ужалила оса

Она ужалила в живот

Ужу ужасно больно. Вот.

Р. Муха

Сравнивают слова.

Называют звук, которым различаются слова.

Дают характеристику.

Называют звуки. В слове мел последний звук [л]- согласный звонкий, твёрдый. В слове мель последний звук [л,] -согласный звонкий мягкий

Объясняют лексическое значение слов

.













Называют звук и дают ему характеристику

П.

Логические универсальные действия

Работать с информацией, представленной в стихотворной форме

Беседа.



П.

Логические универсальные действия:

К Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка.


Работа по закреплению Итоговое обобщение сведений о звуках речи.

1.Предстоит выполнить задание учёного:

  • вспомнить главные правила речи

  • соблюдая их, рассказать всё, о чём сообщает эта схема.

Схема «Звуки речи»


2.Какая бывает речь?

  • Какой речью вы только что пользовались?
  • Что вы строили, когда сообщали сведения о звуках речи.

Физминутка для глаз
3.Репродукция с картины В.М. Васнецова «Богатыри»
  • Рассмотрите картину.
  • А теперь попробуем себя в письменной речи. Запишем
    небольшой рассказ, правда, пока не буквами, а чёрточками. Это
    мой рассказ о картине.

  • Послушайте текст и считайте количество предложений.

Сошлись три богатыря охранять русскую землю. Зорко всматриваются они вдаль. Не идут ли враги? Богатыри готовы побить вражью силу!

  • Сколько предложений? (4)

4.Составление схем. Опасные места.

5. Работа по вопросам.

  • Что же это за русские богатыри?
  • Как их зовут?
  • Где это можно узнать?
  • Об этих богатырях рассказывается в книгах. В четвёртом классе вы их будете читать. А пока мы познакомимся с богатырями, если прочитаем о них короткий рассказ в нашем букваре.

6. Чтение рассказа читающими детьми.

  • Как хорошо, что кто-то уже умеет читать, а то мы так и не узнали бы, как зовут этих могучих богатырей.

7. Чтение учителем заключительной фразы «Как хорошо уметь читать!», взятой из известного стихотворения В. Берестова.

  • Согласны ли вы с прочитанной мыслью?

  • Все, кто согласен, произнесите её хором.
8.Фонетическая работа.
  • Всмотритесь в картину и запишите значками звуков некоторые слова-названия.

Илья, шлем, щит, меч, тугой лук, белый конь

Говорить понятно, смотреть на собеседников

Устная и письменная

Устной

Предложения

Рассматривают картину

Слушают текст и считают предложения.

Работают у доски. Составляют схему каждого предложения. Называют опасные места в предложении.

Дети отвечают на вопросы:

- это защитники нашей земли

-высказывают свои предположения.

-можно прочитать в книге, спросить у учителя…

Читают текст.

Читают хором.

Работают у доски и в тетрадях

П. знаково-символические

(работа в парах)

.

К Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка. Постановка вопросов

(фронтальная)

П Логические универсальные действия

индивидуальная

К

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка.

(фронтальная)

Р Планирование

П. Общеучебные универсальные действия

П. Общеучебные универсальные действия

Информационные: поиск и выделение необходимой информации

фронтальная

Л.Нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

П. Общеучебные универсальные действия (индивидуальная работа) Итог урока. Рефлексия

  • Чему учились на уроке?

  • Что было для вас сегодня самым трудным?

  • Что было самым интересным?

  • Как работали сегодня на уроке?

  • Кто доволен собой, товарищем?

  • Кто чувствовал помощь друга?

Предлагаю вам оценить каждому свою деятельность

Раскрасьте ваш воздушный шарик нужным цветом:

зелёным - всё понятно;

жёлтым - не совсем понятно есть вопросы;

красным - не понятно;

- Украсим воздушными шарами наш класс.

Поводят итог урока

Дружно (соедините руки)

Дают эмоциональную оценку своей деятельно.

К. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка.

Р. Оценка

П Логические универсальные действия:


САМОАНАЛИЗ УРОК.

1. Организация урока: организационная четкость урока; наличие плана; эффективность использования ИКТ, выполнение психологических и гигиенических требований к уроку; существование на уроке обратной связи; четкое распределение времени на все этапы урока.

2. Эффективность обучения: высокая степень реализации принципов научности, прочности, осознанности знаний, доступности, проблемности, связи обучения с жизнью; задачи и цель урока были достигнуты, при помощи различных форм и методов обучения ( наглядно-образный, словесный, репродуктивный, практический; индивидуальная, фронтальная, парная) на уроке присутствовал контроль за знаниями учащихся., самооценка и самоконтроль.

3. Эффективность воспитательной деятельности учителя: нравственная направленность урока; формирование трудовых и учебных навыков; единство обучения, воспитания и развития; эстетическое, физическое и гигиеническое воспитание, воспитание гражданской идентичности и патриотизма, любви к своему народу и к своей истории.

4. Эффективность деятельности учащихся: реализация принципа развивающего обучения и принципа самостоятельности и активности; работоспособность учащихся; интерес к труду; навыки самостоятельной работы; умение выделять главное в учебном материале, планировать ответ, анализировать свою работу и работу товарища; развитие речи, письменных, графических и специальных навыков; уровень культуры.

Данный урок способствует формированию и развитию УУД.

Литература. 1.Примерные программы начального общего образования. Ч.1. - М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения). 2. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Бетенькова Н.М. Обучение грамоте: программа и тематическое планирование. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011. 3.Соловейчик М. С., Н. М. Бетенькова, Кузьменко Н. С., Курлыгина О. Е. Букварь «Мой первый учебник». В 2 ч. - 2011. 4.Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С., Бетенькова Н. М., Курлыгина О. Е. Поурочные методические рекомендации к букварю «Мой первый учебник» и прописям «Хочу хорошо писать» - 2011.

5.Интернет ресурсы: nsc.1september.ru/article.php?ID=200700511, pedsovet.su/load/138-1-0-23376, umk-garmoniya.ru/ , borisovna.rusedu.net/category/4998/14160, nsportal.ru/nachalnaya-shkola/tekhnologiya/library/sovremennye-trebovaniya-k-uroku .



© 2010-2022