Статья Интегрированные уроки в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому.

Жан-Жак Руссо

Интегрирование:

по форме - это технология, позволяющая решить проблему разобщённости предметов, что даёт возможность:

  • устанавливать связи между понятиями и определять их практическую направленность;

  • -исключить повторы в учебных дисциплинах;

  • -углубить изучение материала без дополнительных временных затрат;

  • . повышение мотивации учебной деятельности, за счет

нестандартной формы урока.

  • положительная динамика метапредметных компетентностей.

  • -повысить творческий потенциал обучающихся;

  • -расширить информационную ёмкость урока, интенсивность.

Формы интегрирования:

  • Интегрированный курс, объединяющий многочисленные предметы, предусмотренные учебными планами общеобразовательного учреждения.

  • Интегрированный урок - наиболее эффективная форма обучения, так как изучаемый предметный материал тут же находит практическое применение при изучении других предметов.

  • Интегрированный фрагмент урока - использование интеграции не на всем уроке, а только на каком-либо этапе.

Типы интегрированных уроков

1. урок формирования новых знаний

2. урок обучения умениям и навыкам

3. применение знаний на практике

4. урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления

умений

5. урок контроля и проверки знаний и умений

Формы уроков

урок-лекция;

урок-путешествие;

урок-экспедиция;

урок-исследование;

урок-инсценировка;

учебная конференция;

урок-экскурсия;

мультимедиа- урок;

проблемный урок; повторительно-обобщающий урок;

диспут;

игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина);

театрализованный урок (урок-суд);

урок-совершенствование;

заключительная конференция;

Этапы подготовки урока: подготовительный, основной, заключительный.

I Подготовительный этап

  • Определяются цели и задачи урока, обосновывается необходимость интеграции с другими школьными предметами

  • Составляется план -конспект урока

  • Обучающиеся подбирают дополнительную литературу, иллюстрации, аудио - и видеоматериалы, готовят презентации по конкретному вопросу данной темы, получают индивидуальные задания.

II Основной этап

  • организация и проведение урока в рамках предложенных типов

  • урок - игра,

  • урок с элементами анализа и сопоставления различных источников информации,

  • урок -решение проблемных ситуаций,

  • урок -размышление,

  • урок -дискуссия, урок -конференция, урок -презентация, урок -портрет, урок -экскурсия)

III Заключительный этап

  • Учитель совместно с обучающимися подводит итоги урока.

  • Намечает вопросы для дальнейшей самостоятельной работы по изученной теме.

  • Организует обмен мнениями участников о возможности проведения интегрированных уроков в дальнейшем.


Интегрированный урок в 3-м классе

(окружающий мир + русский язык + технология)

"Тайны морского дна"

Задачи:

1. Образовательные - знакомство учащихся с обитателями морского дна, а также с энциклопедической литературой, закрепление умения проверять безударные гласные, парные и непроизносимые согласные в корне слова, обогащение словарного запаса детей, совершенствование знаний и практических умений по обработке бумаги.

2. Развивающие - развитие познавательных интересов, памяти, речи, мышления, воли, эмоций, интеллекта, самостоятельности, творческих способностей, умения выделять главное, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли, формирование у учащихся умения преодолевать трудности в проблемных ситуациях, расширение кругозора.

3. Воспитательные - воспитание умения выслушивать товарища, эстетическое воздействие на учащихся, воспитание культуры поведения, нравственности, формирование трудовых учебных навыков, воспитание любви к природе.

Оборудование: морская карта с островами, нарисованный корабль, рисунки с изображением осьминожек, индивидуальные карточки с текстом, индивидуальные сигнальные карточки для учащихся, детская энциклопедическая литература на морскую тематику, видеозапись "Море", ватман, цветная бумага, ножницы, клей, шаблоны.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Ребята, сегодня у нас будет необычный урок, а урок-путешествие. Во время этого путешествия вы должны показать свои знания по русскому языку, окружающему миру, а также навыки и умения по чтению и труду. Куда же мы отправимся? Это вы узнаете из загадки.

Кругом вода,

А с питьём беда.

- Молодцы, догадались! Мы отправляемся путешествовать по морю, где познакомимся с некоторыми его обитателями.

В синем море, под водой,
Расположен мир другой.
Много рыб здесь самых разных,
И цветов разнообразных.

Есть здесь звёзды, пескари,
Крабы, ракушки, угри.

Осьминоги и дельфины,
В Чёрном море - афалины.

В общем, дивно в мире том,
Необычно как - то в нём.

(Включается видеозапись с музыкальным сопровождением: " Море").

2. Остров "Почемучек".

-А вот и наш корабль! Вы на этом корабле сегодня будете у нас юнгами. А кто такие юнги? Найдите значение слова в словарях.

- Юнга - подросток на судне, готовящийся в матросы.

- Ну что, юнги, готовы? Тогда отправляемся в путь! Наш девиз: «Только сильным, смелым, дружным покоряются моря!»

- Итак, мы находимся в море, приближаемся к острову "Почемучек". На этом острове живут очень начитанные и умные жители. Но вот беда! Некоторых жителей этого острова захватили в плен коварные осьминоги. Только вы сможете их освободить. Справитесь? Тогда слушайте задание.

- Вам на листочках дан текст. Давайте его прочитаем.

Тайны моря

Почему в море с…лёная в…да? Оказывается, д…ждевая в…да, просачиваясь в почву, вымывает из неё минеральные вещества, ф…рмирующие м…рскую соль. Насыщенная ими в…да поп…дает в море из рек.

Извес…но, что в открытом море в…да часто бывает синей, ближе к поб…режью-голубой, а у бер…га-прозрачной. Такие чудес…ные цв…товые превращения совершает небо. Когда м…рское дно находится на б…льшой глубине, оно погружено во мрак, и поверхность в…ды отражает только синее небо, принимая его цвет. Но если дно нед…л…ко от поверхности, то его окраска просвечивает сквозь толщу в…ды. В этих м…стах море прозрачное. Ск…пление микроскопических лё…ких водорослей, называемых фитопланктоном, прид…ёт в…де з…лёный цвет.

- Что мы прочитали? (Текст.) Докажите.

- Какой это текст? (Научно-познавательный.)

- Почему вы так решили? (Текст научного содержания, из энциклопедической литературы.)

- Почему в море солёная вода?

- Какого цвета бывает вода в море?

- Какие цветовые превращения совершает небо?

- Что может придать морю зеленоватый оттенок?

- А теперь, чтобы освободить жителей острова от злых осьминогов, нужно вставить в словах пропущенные орфограммы.

(Работа выполняется учащимися индивидуально на листочках.)

- Давайте уберём осьминогов, проверим правильность написания пропущенных орфограмм.

- Найдите в тексте и назовите слова с безударной проверяемой гласной в корне. Какую гласную написали? Почему? Как проверить безударную гласную в корне слова?

(Надо эту гласную поставить под ударение.)

- Какие слова с парными согласными в корне встретились в тексте? Назовите проверочные слова. Как проверить парную согласную в корне слова? (Надо слово изменить так, чтобы после этой согласной стояла гласная или звонкие согласные "р", "л", "м", "н".)

- Какие слова с непроизносимыми согласными встретились? Как проверили?

(Класс оценивает правильность ответов с помощью сигнальных карточек.)

- Молодцы! Всех жителей острова "Почемучек" освободили!

- Ребята, вы познакомились с текстом о морской воде. А какого цвета морская вода? Правильно, синяя, сине-зеленая, голубая, зеленая.

Давайте попробуем передать цвет воды на бумаге. Как добиться голубого цвета? А синего? А как получить сине-зеленый цвет?

(Выполняют работу на листах)

3. Физкультминутка.

- А теперь, прежде чем продолжить наше путешествие, давайте немного отдохнём. Повторяйте за мной.

А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно,
Вместе - раз, это брасс,
Одной, другой, это кроль,
Все, как один,
Плывём, как дельфин.

(Дети повторяют движения за учителем.)

4. Остров "Всезнаек".

- Плавание продолжается. Наш корабль приближается ещё к одному острову "Всезнаек". Жители этого острова очень наблюдательные, любят читать научно- познавательную литературу. А вы любите? Поделитесь с жителями этого острова своими знаниями в этой области. У вас на столах лежат пазлы. Команде необходимо сложить быстро пазл, угадать морского обитателя и рассказать о нем, о его внешнем виде, повадках и особенностях.

(Дети работают в группах, составляют план своего выступления.)

- Давайте послушаем, о каких морских обитателях вы нам расскажете.

(Выступает по одному докладчику с каждой группы.)

- Молодцы, ребята! Оказывается, как много интересного можно узнать из научно-познавательной литературы. А мы с вами можем продолжить наше путешествие.

5. Остров "Самоделкиных".

- А вот и остров "Самоделкиных". Жители этого острова любят всё делать своими руками. Они просят и вас показать свои умения. Согласны? Сейчас мы с вами вместе будем делать необычное панно. А в чём его необычность вы узнаете из загадки.

Посмотрите, дом стоит,
До краёв водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы-
Все умелые пловцы.

- Молодцы, догадались! Сейчас мы сделаем панно в виде аквариума. Но наш аквариум тоже будет удивительным. В нём будут плавать морские обитатели.

(Составляется коллективное панно. Учащиеся, работая в группах, вырезают растительность, рыбок, морских звёзд, медуз и других морских обитателей, делают оригами.)

6. Итог урока.

- Молодцы, ребята! Какое великолепное маленькое море у нас получилось! Кого здесь только нет!

- Но нам пора возвращаться домой. А этот волшебный аквариум напомнит нам, с какими морскими обитателями мы сегодня встретились.

Назовите их.

- Говорят, что жизнь всех людей на Земле тесно связана с морями и океанами. Как вы думаете, почему?

(Вода, испаряющаяся с поверхности морей и океанов, орошает Землю. Океаны и моря дают немало кислорода, которым мы дышим. В морях и океанах обитает более половины всех известных на Земле живых существ. Рыбы, крабы, омары, креветки, морская капуста, устрицы-все эти вкусные и питательные продукты добывают в морях и океанах. Со дна морей и океанов добывают нефть. Из морской воды получают поваренную соль. Эта частичка моря у нас на столе. Океан с его волнами, течениями, приливами и отливами представляет собой неиссякаемый источник энергии, использовать который человек пытается уже очень давно. Кораллы, жемчуг, поднятые со дна моря, используют в ювелирных изделиях. На берегах морей и океанов находятся многочисленные порты. Водная поверхность - прекрасная дорога, связывающая различные страны мира.)

- Вот и причалил наш корабль к берегу. Во время нашего путешествия мы побывали на трёх островах. Огромные волны, как морские ворота, задают вам вопрос: какие задания мы выполняли, что нового узнали, какие правила повторили? Чем вам понравилось путешествие? Что запомнилось?

- Вы сегодня очень хорошо работали на уроке, показали свои знания, умения и навыки по предметам. Молодцы! Всем большое спасибо!

ВЫВОД

Выбор такого типа урока неслучаен. Я часто провожу интегрированные уроки и уверенна, что восприятие детьми информации бывает намного лучше и качественнее, если происходит интеграция, т. е. связывается, казалось бы, несвязуемое. Последние исследования психологов, медиков и мои собственные наблюдения привели к тому, что дети нынешнего поколения быстро утомляются, внимание рассеивается. Через 10 - 15 минут урока ребенок способен усвоить всего 30% информации. По мнению психологов необходимо переключить мозг в другое информационное поле.

При большом количестве материала мне удалось избежать перегрузки учащихся. Урок прошел в умеренном темпе, с увлечением.



© 2010-2022