Конспект урока русского языка

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10

с углублённым изучением отдельных предметов»





УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ

ТЕМА: Имя существительное

УМК «Начальная школа XXI века»

3 класс




Подготовила:


Борисова Елена Александровна,

учитель начальных классов





г. Череповец

2014 г.



Тема урока: Имя существительное.

Тематический блок: «Как устроен наш язык». Цель урока: Формирование осознанного определения имени существительного по признакам (одушевлённое или неодушевлённое, единственное или множественное число, собственное или нарицательное)

Задачи урока:

Образовательные: 1. Обобщить знания учащихся об имени существительном - его лексическом значении и вопросах, на которые оно отвечает (кто? что?). 2. Ввести в активный словарь термины: имя существительное, часть речи, одушевлённое или неодушевлённое, единственное или множественное число, собственное или нарицательное. 3. Учить доказывать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения, находить существительные в текстах и определять их морфологические признаки. Развивающие: 1. Развивать аналитические способности учащихся, память. 2. Содействовать развитию речевых навыков детей. Воспитательные: 1. Воспитывать стремление применять новое знание на практике. 2. Воспитывать интерес учащихся к русскому языку, внимательное отношение к речи. 3. Формировать исследовательские умения.

Тип урока: обобщающий.

Методы, применяемые на уроке: проблемный, наглядный, практический, игровой, эвристическая беседа, наблюдение, словесный, интерактивный.

Формы организации учебной деятельности: урок с использованием компьютера, рассказ учителя с элементами фронтальной, самостоятельной и групповой работы учащихся. Оборудование: мультимедиапроектор, интерактивная доска SMART, компьютер, презентации, учебник «Русский язык» 1 ч.

Форма использования: проецирование на экран при фронтальной работе с классом.

Здоровьесбережение: организация динамических пауз.

Авторские комментарии: презентации созданы с использованием Интернет-ресурсов.

Количество приложений: 3 приложения.



План урока

Этапы урока

Временная реализация

Проверка

1.Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент: приветствие, установка на успешную работу.

1 мин


2.Актуализация знаний учащихся.

1. Проверка домашнего задания.

2 мин

коллективная проверка

2. Чистописание.

1 мин


3. Введение в тему урока. Целеполагание.

2 мин


4. Работа по теме урока.

1.Самостоятельная работа.

4 мин

взаимопроверка, коллективная проверка

Физминутка.

2 мин


2. Группировка слов по грамматическим признакам имени существительного (одушевлённые, неодушевлённые). Словарный диктант.

4 мин

самопроверка, коллективная проверка

3. Физминутка - группировка слов по грамматическим признакам имени существительного (одушевлённые, неодушевлённые; нарицательные, собственные).

2 мин


4. Первичное закрепление (групповая работа по учебнику). Группировка слов по лексическому значению.

8 мин

коллективная проверка

5. Уточнение значения имён существительных.

2 мин


5. Проверка усвоения материала. Обобщение знаний.

3 мин


6. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности и психологического состояния каждого ребёнка. Выставление оценок. Домашнее задание.

3 мин


39-40 мин


Этапы

урока

Задачи

этапов

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности. СЛАЙД 1

Формировать положительную учебную мотивацию, развивать доброжелательное отношение друг к другу.

Послушайте такое предложение: «С маленькой удачи начинается большой успех!»

- Как вы понимаете эти слова?

- В чём заключается ваш успех?

- Кто хочет быть успешным учеником?

- Пожелайте соседу быть успешным?

- Удача - когда что-то получается…

- Успех состоит из маленьких удач…

- Наш успех заключается в хорошей учёбе, в стремлении познавать новое и применять новые знания…

(Поднимают руки)

- Я желаю тебе быть трудолюбивым, любознательным, внимательным, старательным…

Личностные (готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивация к учебной деятельности)

Коммуникативные (умение вести диалог, слушать собеседника)

2.Актуализация знаний учащихся.

2.1. Проверка домашнего задания.

СЛАЙД 2

2.2.Чистописание.

Повторить изученное о частях речи.



- Какую тему мы изучаем?

- На какие группы можем разделить все части речи?

Откройте тетради, проверим домашнее задание.

Запишите число. Сегодня 21 января. Подпишите «Классная работа».

Спишите элементы чистописания в тетрадь.

Узор не продолжать!

Рассмотрите внимательно строку чистописания.

- Какие слова можно вычитать в чистописании?

- Что это за слова?

- Что ещё мы знаем об имени существительном?

- Части речи.

- Самостоятельные и служебные.



- Кто и что.

- Вопросы, на которые отвечают имена существительные.

- Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет.

Регулятивные

(умение выбирать действие с поставленной задачей, выполнять учебное действие)























3. Введение в тему урока. СЛАЙД 3

Целеполагание.

СЛАЙД 4



СЛАЙД 5

СЛАЙД 6

Определить тему урока, поставить цель.

- Откройте учебник на с. 154 и прочитайте тему урока.

На протяжении нескольких уроков в центре внимания будут имена существительные. Прочитайте рубрику «Ты узнаешь».

- О чём предстоит узнать на этих уроках?



- Какова же цель этого урока?

- Имя существительное.

- Что такое род, число, падеж и склонение имен существительных.

- Какие имена существительные называются собственными, а какие - нарицательными.

- Какие имена существительные называются одушевлёнными, а какие - неодушевлёнными.

- Как образуются имена существительные.

- Закрепить, что обозначают имена существительные?

- Будем учиться различать имена существительные от других частей речи, группировать их по изученным признакам.

Регулятивные (определение темы, постановка цели и задач урока)



Познавательные (смысловое чтение)





Регулятивные (умение ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, планирование действий) Коммуникативные (задавать вопросы, аргументировать свою позицию)

4. Работа по теме урока.

4.1.Самостоятельная работа.

Взаимопроверка.

Физминутка

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Супер физминутка»

4.2. Группировка слов по грамматическим признакам имени существительного (одушевлённые, неодушевлённые).

Словарный диктант.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Словарные слова»

Самопроверка

Коллективная проверка.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Словарные слова» с проверкой





4.3. Физминутка -

группировка слов по грамматическим признакам имени существительного (одушевлённые, неодушевлённые;

нарицательные, собственные).

4. 4. Первичное закрепление (групповая работа по учебнику). Группировка слов по лексическому значению.



Коллективная проверка.



4.5. Уточнение значения имён существительных.

СЛАЙД 7

Вычленять имена существительные среди других слов.

Группировать слова по грамматическим признакам имени существительного (одушевлённые, неодушевлённые).

Знать словарные слова.



Выявить и зафиксировать места и причины затруднения





Группировать слова по грамматическим признакам имени существительного (одушевлённые, неодушевлённые;

нарицательные, собственные).

Группировать слова по лексическому значению.



Выявить и зафиксировать места и причины затруднения



Уточнить обобщённое значение имён существительных.

На с. 155 прочитайте задание к упражнению 1.

- Что нужно сделать?

Самостоятельно работаем.

Сравните свою работу с работой соседа.

Вспомним написание некоторых словарных слов-имён существительных.

Записать со строчной буквы в столбики: кто?, что?



Если вы считаете, что правильно написали все безударные гласные, поставьте на полях восклицательный знак (!), если сомневаетесь в правильности написания словарных слов - вопросительный знак (?).

Проверяем вместе.

Поднимите руки те, кто безошибочно написал словарный диктант.

Поставьте рядом с первым знаком восклицательный знак.

Кто допустил ошибку - вопросительный знак.

- У кого на полях 2 восклицательных знака?

Молодцы.

- К каким словам зададим вопрос КТО?

- Почему?

- Какой вопрос зададим к остальным словам?

- Почему?

Закончите предложения, выбирая правильный ответ в рубрике «Давай подумаем».

Найдите упражнение 2.

Сейчас выполним это упражнение устно.

Если слово отвечает на вопрос кто? - поднять через стороны руки вверх, а если на вопрос что? - присесть.

- По какому другому признаку можно разделить все эти слова на две группы?

Значит, на сегодня у имени существительного мы можем определить…

- Что обозначает имя существительное?

- Что такое «предмет»?

- Мы можем потрогать день, радугу, нежность?

В очередной раз сталкиваемся с трудностями русского языка.

- Как быть?

- Обратимся к рубрике «Обрати внимание».

Прочитайте информацию и дополните формулировку правила о значении имени существительного.

В упражнении 4 (с. 156) предлагают распределить имена существительные по определённым группам.

Прочитайте. Попробуйте выполнить это упражнение, работая в паре с соседом.

Проверяем работу.



- Дополните, что обозначает имя существительное?

Открывают с. 155, зачитывают задание к упражнению 1.

- Выписать только имена существительные.

(Выполняют упражнение 1.)

Записывают словарные слова со слайдов презентации «Словарный диктант»:

кто? что?

воробей машина

собака платок

заяц капуста ребята молоток

тетрадь

картина

месяц

Выполняют самопроверку.

(Поднимают руки.)

(Поднимают руки.)

- Воробей, собака, заяц, ребята.

- Одушевлённые имена существительные.

- Что?

- Неодушевлённые имена существительные.

- Слова, которые отвечают на вопрос что?, называют явления природы, растения, предметы.

- Слова, которые отвечают на вопрос кто?, называют людей и животных.

(Выполняют упражнения физминутки.)

- Нарицательные и собственные.

- Одушевлённые или неодушевлённые; нарицательные или собственные имена существительные.

- Предмет.

- Нет.

- Обозначает:

  • конкретные предметы (люди, животные, растения, реки, города)

  • явления природы (гром, молния)

1) названия качеств человека: смелость, доброта, аккуратность, честность

2) названия состояний, которые испытывает человек: печаль, покой, грусть, радость

3) названия промежутков времени: каникулы, праздники, день, сутки, отпуск

4) названия действий: прыжки, движение, бег, ходьба, полёт

- Обозначает:

  • конкретные предметы (люди, животные, растения, реки, города)

  • явления природы (гром, молния)

  • события (праздник, рождение)

  • промежутки времени (сутки, век)

  • качества человека (смелость, доброта)

  • состояние, которое испытывает человек (грусть, радость)

  • название действий (бег, сон)

Познавательные

(применение полученных знаний при выполнении заданий)

Регулятивные

(коррекция)















Личностные (самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности)





Познавательные

(нахождение слов с указанными характеристиками)





Познавательные

(смысловое чтение, группировка слов,

умение отвечать на вопросы)

Регулятивные (умение удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную)

Коммуникативные (умение выражать свои мысли, работать в паре, сотрудничать, разрешать конфликты)

Регулятивные

(коррекция)

5. Проверка усвоения материала. Обобщение знаний.



СЛАЙД 8

Формировать умение находить нужную информацию, обобщать.

- Приведите примеры:

  • - собственные имена существительные;

  • - нарицательные имена существительные;

  • - одушевлённые имена существительные;

  • - неодушевлённые имена существительные;

- Охарактеризуйте:

  • имя существительное «учебник»



  • имя существительное «Кремль»

  • имя существительное «ученик»

  • имя существительное «Вася»

Посмотрите на слайд.

Имя существительное имеет постоянные признаки:

  • собственные или нарицательные

  • одушевлённые или неодушевлённые

  • род (?)

  • склонение (?)

Имеет непостоянные признаки:

  • число (единственное, множественное)

  • падеж (?)

- Закончилось ли изучение имени существительного?

- Что пока нам не знакомо?

- Нарицательное, неодушевлённое.

- Собственное, неодушевлённое.

- Нарицательное, одушевлённое.

- Собственное, одушевлённое.



- Нет.

Ответы детей.

- Род.

- Склонение.

- Число (единственное, множественное).

- Падеж.

Познавательные (поиск и извлечение информации, обобщение)





Регулятивные (выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению)

6. Итог урока.

СЛАЙД 9

Рефлексия учебной деятельности и психологического состояния каждого ребёнка.

СЛАЙД 10

Домашнее задание.

Выставление оценок.

СЛАЙД 11

Оценить свою работу на уроке.

Оценить свою работу на уроке

- Достигли ли мы цели урока?

- Чему научились сегодня на уроке?

- Оцените свою работу на уроке.

- Продолжите предложение:

- Домашнее задание:

* с. 155, № 3 (учебник)

- Урок окончен. Спасибо за работу!

(Вспоминают цель урока и говорят, достигли или нет цели, и почему они так думают.)

Рефлексия.

- Я сегодня узнал…

- Дома я расскажу…

- Мне нужно прочитать о…

Личностные

(готовность и способность к саморазвитию)

Регулятивные (осознание качества и уровня усвоения)

Коммуникативные (сотрудничество, монологическое высказывание)




© 2010-2022