- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по дисциплине «Метрология, стандартизация и подтверждение качества»
Рабочая программа по дисциплине «Метрология, стандартизация и подтверждение качества»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Загороднева Ю.А. |
Дата | 05.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Управление образования и науки Тамбовской области
ТОГАПОУ «Аграрно-промышленный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И ПОДТВЕРЖДЕНИЕ КАЧЕСТВА
основной профессиональной образовательной программы
специальности 111801 «Ветеринария»
2014 г.
ОДОБРЕНО Предметно-цикловой комиссией «Информатизация и электрификация производства» ТОГАПОУ «Аграрно-промышленный колледж»
Организация-разработчик: Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Аграрно-промышленный колледж» Составители: Самодурова Ю. А., преподаватель ТОГАПОУ «Аграрно-промышленный колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и подтверждение качества» разработана для специальности среднего профессионального образования 111801 «Ветеринария» Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по данной профессии. Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы СПО в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
11
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
13
-
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Метрология, стандартизация и подтверждение качества
-
Область применения рабочей программы
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- применять требования нормативных документов к основным видам продукции, услуг и процессов;
- оформлять документацию в соответствии с действующей нормативной базой;
- использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;
- приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;
знать: - основные понятия метрологии; - задачи стандартизации, ее экономическую эффективность; - формы подтверждения качества;
- терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;
- Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 час, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
48 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
32 в том числе:
ЛПЗ
8 Самостоятельная работа обучающегося (всего)
16 в том числе:
выполнение домашних заданий
16 Итоговая аттестация в форме контрольной работы
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные
и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем
часов
Уровень усвоения ВВЕДЕНИЕ Дисциплина «Метрология, стандартизация и подтверждение качества», ее задачи, содержание, связь с другими науками и роль в подготовке специалистов. Краткие сведения об истории развития метрологии, стандартизации и сертификации.
1
1 РАЗДЕЛ 1. Метрология
7 Тема 1.1. Общие сведения о метрологии.
Содержание учебного материала
1
1 Основные термины и определения метрологии. Понятие измерения физической величины. Принципы и методы измерений. Основные понятия о средствах измерений, мерах физических величин, эталонах единиц физических величин.
1
2 Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Государственная метрологическая служба и ее состав. Метрологические службы федеральных органов управления и юридических лиц. Основные задачи метрологических служб федеральных органов управления и предприятий. Обязанности метрологических служб предприятий.
1
Практические работы
2
1 Изучение ФЗ «Об обеспечении единства измерений»
Самостоятельная работа обучающихся
1
Ознакомление с основными функциями государственного метрологического контроля и надзора. Тема 1.2. Физические величины и единицы их измерения.
Содержание учебного материала
2 Исторические сведения о развитии метрической системы. Физическая величина. Единица физической величины. Размер физической величины. Системы физических величин и их единиц измерения. Национальные единицы измерения.
2
2 Международная система единиц физических величин СИ. Основные единицы СИ. Производные единицы СИ. Внесистемные единицы СИ. Кратные и дольные единицы.
2
Практические занятия
2
1
Перевод несистемных единиц измерений в международную систему СИ с использованием кратных и дольных единиц.
Самостоятельная работа обучающихся
1 Ознакомление с направлениями развития современной метрологии. Решение задач по заданию преподавателя на перевод национальных единиц измерений в Международную систему СИ и обратно. Тема 1.3. Классификация, основные характеристики измерений и средства измерений.
Содержание учебного материала
2 1
Классификация измерений. Методы измерений. Классификация методов измерений и их характеристика. Значения физической величины: истинное, действительное, измеренное. Понятие о погрешности измерений. Погрешность результата измерения. Виды погрешностей измерения. Разновидности систематических погрешностей, случайных погрешностей, грубых погрешностей.
2
2 Понятие меры. Классификация средств измерений. Общие сведения об измерительных преобразователях, измерительных приборах, измерительных установках, измерительных системах, измерительных принадлежностях. Выбор средств измерений.
Калибровка средств измерений. Государственный метрологический контроль и надзор за средствами измерений.
1
Самостоятельная работа обучающихся
1
Изучение обнаружений систематических погрешностей, случайных погрешностей, грубых погрешностей. Ознакомление с обработкой результатов измерений.
РАЗДЕЛ 2. Стандартизация
16
Тема 2.1. Система стандартизации Российской Федерации, национальные стандарты Российской Федерации.
Содержание учебного материала
2
1 Основные положения, понятия и определения стандартизации. Функции стандартизации. Понятия об унификации и агрегатировании. Общие сведения о комплексной и опережающей стандартизации.
1 2 Основные положения государственной системы стандартизации Российской Федерации. Цели и задачи стандартизации в современных условиях. Органы и службы стандартизации. Виды национальных стандартов. Обозначение национального стандарта (индекс ГОСТ Р). Правила разработки, утверждения и применения национальных стандартов.
1
Самостоятельная работа обучающихся
2
Ознакомление с порядком обновления и отмены национальных стандартов, с разработкой изменений, с проведением пересмотра, с внесением поправок, с правилами осуществления отмены национального стандарта. Тема 2.2. Правовая и экономическая база стандартизации.
Содержание учебного материала
2 1 Контроль и надзор за соблюдением требований стандартов. Правовая база стандартизации. Экономическая база стандартизации
1
Практические работы
2
1 Изучение закона «О защите прав потребителя»
Самостоятельная работа обучающихся
1
Изучение маркировочных знаков монитора персонального компьютера. Тема 2.3. Межотраслевые системы (комплексы) национальных стандартов.
Содержание учебного материала
2 1 Сущность и значение межотраслевой комплексной стандартизации. Важнейшие межотраслевые комплексы национальных стандартов.
1 2 Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Показатели экономической эффективности стандартизации.
2
Самостоятельная работа обучающихся
2
Ознакомление с Международными организациями по стандартизации, с организационными структурами Международной организации по стандартизации (ИСО), с Международной электротехнической комиссией (МЭК). Тема 2.4. Работа с текстовой документацией.
Содержание учебного материала
2
1 Текстовые конструкторские и технологические документы. Типы текстовых документов. Правила выполнения текстовых документов.
2
2 Правила оформления курсовых и дипломных проектов в соответствии с ГОСТ. Классификационные номера при разработке конструкторских документов, их структура и обозначения. Перечень элементов электрической схемы. Спецификации. Форма и порядок заполнения спецификации на изделие в соответствии с ГОСТ.
2
Самостоятельная работа обучающихся
2
Оформление перечня элементов на принципиальную электрическую схему реального электронного устройства по заданию преподавателя. Тема 2.5. Классификация и кодирование информации о товаре.
Содержание учебного материала
2
1 Допуск отклонения. Поле допуска. Номиналы резисторов и конденсаторов. Шкала номинальных сопротивлений постоянных резисторов. Шкала номинальных емкостей конденсаторов. Цифровая и буквенная кодировка допуска отклонений резисторов и конденсаторов. Цветовая кодировка резисторов и конденсаторов.
2
2
Штриховое кодирование информации. Понятие штрихового кода. Товарные коды. Штриховой ряд. Цифровой ряд. Штриховые коды UPC и EAN, их структура. Алгоритм расчета контрольной цифры.
2
Самостоятельная работа обучающихся
2
Определение полей допусков резисторов по заданию преподавателя.
РАЗДЕЛ 3. Подтверждение качества.
Тема 3.1. Системы сертификации.
Содержание учебного материала
8
1 Понятия и терминология в области подтверждения качества. Цели и задачи подтверждение соответствия. Обязательное и добровольное подтверждение соответствия. Формы оценки соответствия. Классификация форм подтверждения соответствия.
2
1
2 Законодательная база сертификации. Понятие о системе сертификации. Структура национальной системы сертификации РФ. Типовая структура системы сертификации однородной продукции. Система сертификации ГОСТ Р.
1
Самостоятельная работа обучающихся
1
Ознакомление техническими регламентами как основой нормативной базы подтверждения соответствия
Тема 3.2.
Сертификация продукции и услуг в Российской Федерации.
Содержание учебного материала
2
1 Схемы подтверждения качества продукции. Схемы сертификации работ и услуг. Выбор схем сертификации. Новые схемы сертификации и декларирования.
2
2 Номенклатура продукции, подлежащей сертификации (декларированию). Порядок сертификации продукции. Структура регистрационного номера сертификата соответствия на продукцию. Сертификационные испытания. Оформление сертификата.
2
Практические занятия
2
1.Анализ реального сертификата соответствия.
Самостоятельная работа обучающихся
1
Ознакомление с правилами сертификации розничной торговли. Тема. 3.3. Сертификация систем качества и производств. Сертификация персонала.
Содержание учебного материала
1 1 Регистр системы качества. Организационная структура Регистра системы качества. Документы организации-заявителя в орган сертификации. Этапы проведения работ по сертификации систем качества. Сертификация производств.
1 4 Система добровольной сертификации экспертов. Порядок сертификации персонала. Схемы сертификации персонала. Сертификация экспертов. Деятельность экспертов.
2
Самостоятельная работа обучающихся
1
Ознакомление с кодексом профессиональной этики эксперта Системы сертификации ГОСТ Р. Тема 3.4. Обеспечение качества подтверждения соответствия.
Содержание учебного материала
1
1
1 Требования к органам по сертификации. Требования к испытательным лабораториям. Российская система аккредитации. Международные организации по сертификации. Правовое обеспечение соответствия.
Самостоятельная работа обучающихся
1
Ознакомление с особенностями сертификации в странах ЕС, с информацией о нарушении технических регламентов.
Итого: 48 часов
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Метрология, стандартизация и подтверждение качества»
Оборудование учебного кабинета: Таблицы ГОСТ учебники и учебные пособия; практические задания, тесты;
Технические средства обучения: 1. Измерительный инструмент (штангенциркули, микрометры, нутромеры, калибры различных типоразмеров), детали узлов и механизмов пригодные для измерений.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники: 1. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 г. (гриф МинОбрНаука) 2. Яблонский О.П., Иванова А.А. Основы стандартизации, метрологии, сертификации: Ростов н/д:- Феникс, 2008 г. (гриф МинОбрНаука) 3. Кошевая И.П., Канке А.А. «Метрология, стандартизация,сертификация : учебник- М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М,2012. (Профессиональное образование). 4. Метрология,стандартизация и сертификация на транспорте:учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ (И.А. Иванов, С.В. Урушев, А.А. Воробьев, Д.П. Кононов)- 3-е изд.-М.: Издательский центр «Академия»,2012.-336с.
Дополнительные источники: 1. Дудников А.А. Основы стандартизации, допуски, посадки и технические измерения, -М.: Агропромиздат, 2007-(Учебники и учебн. пособия для учащихся техникумов). Интернет-ресурсы: 1. Министерство образования Российской Федерации (Электронный ресурс) - Режим доступа: ed.gov.ru 2. Федеральный портал «Российское образование» (Электронный ресурс) - Режим доступа: edu.ru 3. Федеральный информационный портал (Электронный ресурс) - Режим доступа: "SakhaNews" 4. Справочно-информационный портал (Электронный ресурс) - Режим доступа: inmor.su 5. Информационный портал (Электронный ресурс_ - Режим доступа: shkval-antikor.ru 6. Стандартно - нормативный портал (Электронный ресурс) - Режим доступа gosthelp.ru 7. Портал нормативно-технической документации (Электронный ресурс) - Режим доступа: pntdoc.ru 3.2 Информационное обеспечение обучения.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Умения:
применять требования нормативных документов к основным видам продукции, товаров, услуг и процессов наблюдение и оценка выполнения практических работ
оформлять техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой; письменная проверка, решение задач
использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества наблюдение и оценка выполнения практических работ
приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ наблюдение и оценка выполнения практических работ
Знания:
основные понятия метрологии устный опрос, письменная проверка
задачи стандартизации, ее экономическую эффективность письменная проверка, тестирование
основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов письменная проверка, тестирование
формы подтверждения соответствия наблюдение и оценка выполнения лабораторных работ
терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ наблюдение и оценка выполнения лабораторных работ
5