Рабочая программа по дисциплине «Метрология, стандартизация и подтверждение качества»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Управление образования и науки Тамбовской области

ТОГАПОУ «Аграрно-промышленный колледж»















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И ПОДТВЕРЖДЕНИЕ КАЧЕСТВА


основной профессиональной образовательной программы

специальности 111801 «Ветеринария»
















2014 г.

ОДОБРЕНО Предметно-цикловой комиссией «Информатизация и электрификация производства» ТОГАПОУ «Аграрно-промышленный колледж»
Организация-разработчик: Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Аграрно-промышленный колледж» Составители: Самодурова Ю. А., преподаватель ТОГАПОУ «Аграрно-промышленный колледж»




Рабочая программа учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и подтверждение качества» разработана для специальности среднего профессионального образования 111801 «Ветеринария» Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по данной профессии. Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы СПО в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения








СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


5

  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины


11

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


13


  1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Метрология, стандартизация и подтверждение качества


  1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 111801 «Ветеринария» Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Общепрофессиональная дисциплина в профессиональном цикле.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

- применять требования нормативных документов к основным видам продукции, услуг и процессов;

- оформлять документацию в соответствии с действующей нормативной базой;

- использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;

- приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;

знать: - основные понятия метрологии; - задачи стандартизации, ее экономическую эффективность; - формы подтверждения качества;

- терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;

  1. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 час, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32



2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32 в том числе:


ЛПЗ

8 Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16 в том числе:


выполнение домашних заданий

16 Итоговая аттестация в форме контрольной работы


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные

и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем

часов

Уровень усвоения ВВЕДЕНИЕ Дисциплина «Метрология, стандартизация и подтверждение качества», ее задачи, содержание, связь с другими науками и роль в подготовке специалистов. Краткие сведения об истории развития метрологии, стандартизации и сертификации.

1

1 РАЗДЕЛ 1. Метрология


7 Тема 1.1. Общие сведения о метрологии.

Содержание учебного материала

1


1 Основные термины и определения метрологии. Понятие измерения физической величины. Принципы и методы измерений. Основные понятия о средствах измерений, мерах физических величин, эталонах единиц физических величин.

1

2 Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Государственная метрологическая служба и ее состав. Метрологические службы федеральных органов управления и юридических лиц. Основные задачи метрологических служб федеральных органов управления и предприятий. Обязанности метрологических служб предприятий.

1

Практические работы

2


1 Изучение ФЗ «Об обеспечении единства измерений»


Самостоятельная работа обучающихся

1


Ознакомление с основными функциями государственного метрологического контроля и надзора. Тема 1.2. Физические величины и единицы их измерения.

Содержание учебного материала


2 Исторические сведения о развитии метрической системы. Физическая величина. Единица физической величины. Размер физической величины. Системы физических величин и их единиц измерения. Национальные единицы измерения.

2



2 Международная система единиц физических величин СИ. Основные единицы СИ. Производные единицы СИ. Внесистемные единицы СИ. Кратные и дольные единицы.

2

Практические занятия

2


1


Перевод несистемных единиц измерений в международную систему СИ с использованием кратных и дольных единиц.

Самостоятельная работа обучающихся

1 Ознакомление с направлениями развития современной метрологии. Решение задач по заданию преподавателя на перевод национальных единиц измерений в Международную систему СИ и обратно. Тема 1.3. Классификация, основные характеристики измерений и средства измерений.

Содержание учебного материала

2 1
Классификация измерений. Методы измерений. Классификация методов измерений и их характеристика. Значения физической величины: истинное, действительное, измеренное. Понятие о погрешности измерений. Погрешность результата измерения. Виды погрешностей измерения. Разновидности систематических погрешностей, случайных погрешностей, грубых погрешностей.

2


2 Понятие меры. Классификация средств измерений. Общие сведения об измерительных преобразователях, измерительных приборах, измерительных установках, измерительных системах, измерительных принадлежностях. Выбор средств измерений.

Калибровка средств измерений. Государственный метрологический контроль и надзор за средствами измерений.


1

Самостоятельная работа обучающихся

1




Изучение обнаружений систематических погрешностей, случайных погрешностей, грубых погрешностей. Ознакомление с обработкой результатов измерений.

РАЗДЕЛ 2. Стандартизация

16


Тема 2.1. Система стандартизации Российской Федерации, национальные стандарты Российской Федерации.

Содержание учебного материала

2


1 Основные положения, понятия и определения стандартизации. Функции стандартизации. Понятия об унификации и агрегатировании. Общие сведения о комплексной и опережающей стандартизации.

1 2 Основные положения государственной системы стандартизации Российской Федерации. Цели и задачи стандартизации в современных условиях. Органы и службы стандартизации. Виды национальных стандартов. Обозначение национального стандарта (индекс ГОСТ Р). Правила разработки, утверждения и применения национальных стандартов.

1

Самостоятельная работа обучающихся

2


Ознакомление с порядком обновления и отмены национальных стандартов, с разработкой изменений, с проведением пересмотра, с внесением поправок, с правилами осуществления отмены национального стандарта. Тема 2.2. Правовая и экономическая база стандартизации.

Содержание учебного материала

2 1 Контроль и надзор за соблюдением требований стандартов. Правовая база стандартизации. Экономическая база стандартизации

1

Практические работы

2


1 Изучение закона «О защите прав потребителя»



Самостоятельная работа обучающихся

1


Изучение маркировочных знаков монитора персонального компьютера. Тема 2.3. Межотраслевые системы (комплексы) национальных стандартов.

Содержание учебного материала

2 1 Сущность и значение межотраслевой комплексной стандартизации. Важнейшие межотраслевые комплексы национальных стандартов.

1 2 Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Показатели экономической эффективности стандартизации.

2

Самостоятельная работа обучающихся

2


Ознакомление с Международными организациями по стандартизации, с организационными структурами Международной организации по стандартизации (ИСО), с Международной электротехнической комиссией (МЭК). Тема 2.4. Работа с текстовой документацией.

Содержание учебного материала

2









1 Текстовые конструкторские и технологические документы. Типы текстовых документов. Правила выполнения текстовых документов.

2

2 Правила оформления курсовых и дипломных проектов в соответствии с ГОСТ. Классификационные номера при разработке конструкторских документов, их структура и обозначения. Перечень элементов электрической схемы. Спецификации. Форма и порядок заполнения спецификации на изделие в соответствии с ГОСТ.

2

Самостоятельная работа обучающихся

2


Оформление перечня элементов на принципиальную электрическую схему реального электронного устройства по заданию преподавателя. Тема 2.5. Классификация и кодирование информации о товаре.

Содержание учебного материала

2

1 Допуск отклонения. Поле допуска. Номиналы резисторов и конденсаторов. Шкала номинальных сопротивлений постоянных резисторов. Шкала номинальных емкостей конденсаторов. Цифровая и буквенная кодировка допуска отклонений резисторов и конденсаторов. Цветовая кодировка резисторов и конденсаторов.

2

2

Штриховое кодирование информации. Понятие штрихового кода. Товарные коды. Штриховой ряд. Цифровой ряд. Штриховые коды UPC и EAN, их структура. Алгоритм расчета контрольной цифры.

2

Самостоятельная работа обучающихся

2


Определение полей допусков резисторов по заданию преподавателя.

РАЗДЕЛ 3. Подтверждение качества.




Тема 3.1. Системы сертификации.

Содержание учебного материала

8


1 Понятия и терминология в области подтверждения качества. Цели и задачи подтверждение соответствия. Обязательное и добровольное подтверждение соответствия. Формы оценки соответствия. Классификация форм подтверждения соответствия.

2

1
2 Законодательная база сертификации. Понятие о системе сертификации. Структура национальной системы сертификации РФ. Типовая структура системы сертификации однородной продукции. Система сертификации ГОСТ Р.


1

Самостоятельная работа обучающихся

1


Ознакомление техническими регламентами как основой нормативной базы подтверждения соответствия

Тема 3.2.

Сертификация продукции и услуг в Российской Федерации.

Содержание учебного материала

2

1 Схемы подтверждения качества продукции. Схемы сертификации работ и услуг. Выбор схем сертификации. Новые схемы сертификации и декларирования.


2

2 Номенклатура продукции, подлежащей сертификации (декларированию). Порядок сертификации продукции. Структура регистрационного номера сертификата соответствия на продукцию. Сертификационные испытания. Оформление сертификата.

2

Практические занятия

2


1.Анализ реального сертификата соответствия.

Самостоятельная работа обучающихся

1

Ознакомление с правилами сертификации розничной торговли. Тема. 3.3. Сертификация систем качества и производств. Сертификация персонала.

Содержание учебного материала

1 1 Регистр системы качества. Организационная структура Регистра системы качества. Документы организации-заявителя в орган сертификации. Этапы проведения работ по сертификации систем качества. Сертификация производств.

1 4 Система добровольной сертификации экспертов. Порядок сертификации персонала. Схемы сертификации персонала. Сертификация экспертов. Деятельность экспертов.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1


Ознакомление с кодексом профессиональной этики эксперта Системы сертификации ГОСТ Р. Тема 3.4. Обеспечение качества подтверждения соответствия.

Содержание учебного материала

1

1

1 Требования к органам по сертификации. Требования к испытательным лабораториям. Российская система аккредитации. Международные организации по сертификации. Правовое обеспечение соответствия.

Самостоятельная работа обучающихся

1


Ознакомление с особенностями сертификации в странах ЕС, с информацией о нарушении технических регламентов.

Итого: 48 часов


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины


3.1. Требования к материально-техническому обеспечению Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Метрология, стандартизация и подтверждение качества»
Оборудование учебного кабинета: Таблицы ГОСТ учебники и учебные пособия; практические задания, тесты;
Технические средства обучения: 1. Измерительный инструмент (штангенциркули, микрометры, нутромеры, калибры различных типоразмеров), детали узлов и механизмов пригодные для измерений.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники: 1. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 г. (гриф МинОбрНаука) 2. Яблонский О.П., Иванова А.А. Основы стандартизации, метрологии, сертификации: Ростов н/д:- Феникс, 2008 г. (гриф МинОбрНаука) 3. Кошевая И.П., Канке А.А. «Метрология, стандартизация,сертификация : учебник- М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М,2012. (Профессиональное образование). 4. Метрология,стандартизация и сертификация на транспорте:учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ (И.А. Иванов, С.В. Урушев, А.А. Воробьев, Д.П. Кононов)- 3-е изд.-М.: Издательский центр «Академия»,2012.-336с.
Дополнительные источники: 1. Дудников А.А. Основы стандартизации, допуски, посадки и технические измерения, -М.: Агропромиздат, 2007-(Учебники и учебн. пособия для учащихся техникумов). Интернет-ресурсы: 1. Министерство образования Российской Федерации (Электронный ресурс) - Режим доступа: ed.gov.ru 2. Федеральный портал «Российское образование» (Электронный ресурс) - Режим доступа: edu.ru 3. Федеральный информационный портал (Электронный ресурс) - Режим доступа: "SakhaNews" 4. Справочно-информационный портал (Электронный ресурс) - Режим доступа: inmor.su 5. Информационный портал (Электронный ресурс_ - Режим доступа: shkval-antikor.ru 6. Стандартно - нормативный портал (Электронный ресурс) - Режим доступа gosthelp.ru 7. Портал нормативно-технической документации (Электронный ресурс) - Режим доступа: pntdoc.ru 3.2 Информационное обеспечение обучения.

























4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

применять требования нормативных документов к основным видам продукции, товаров, услуг и процессов наблюдение и оценка выполнения практических работ

оформлять техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой; письменная проверка, решение задач

использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества наблюдение и оценка выполнения практических работ

приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ наблюдение и оценка выполнения практических работ

Знания:

основные понятия метрологии устный опрос, письменная проверка

задачи стандартизации, ее экономическую эффективность письменная проверка, тестирование

основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов письменная проверка, тестирование

формы подтверждения соответствия наблюдение и оценка выполнения лабораторных работ

терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ наблюдение и оценка выполнения лабораторных работ




5


© 2010-2022