Конспект урока литературного чтения по произведениям В. Осеевой «Печенье», «Лекарство»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Конспект урока литературного чтения

по теме:


«Кто родителей почитает,

тот вовек не погибает»

(по произведениям

В. Осеевой «Печенье», «Лекарство»)



Составитель: Домрачева Оксана Викторовна

Учитель начальных классов МАОУ СОШ № 77









Екатеринбург

2015


Тема урока: «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: формировать представление о семейных ценностях (об уважении и любви)

Задачи:

  • Раскрыть психологический характер внутреннего конфликта рассказа;

  • Совершенствовать умение понимать идею произведения;

  • Совершенствование навыков сознательного, беглого, выразительного, правильного чтения;

  • Развивать умение понимать мотивы поведения героя, давать характеристику его внутренних переживаний;

  • Развитие творческого воображения и ассоциативного мышления

  • Приобщение детей к общечеловеческим ценностям (добросердечие, любовь и уважение к родным, совестливость)

Оборудование: учебник «Литературное чтение» О.В. Кубасовой 3 класс 3 часть, интерактивная доска, наглядно-сопроводительные материалы

План урока:

  • Организация работы (1 минута)

  • Подготовка к восприятию текста (7 минут)

  • Первичное восприятие текста (5 минут)

  • Проверка первичного восприятия (5 минут)

  • Чтение и анализ произведения (7 минут)

  • Обобщение (3 минуты)

  • Физкультминутка (1 минута)

  • Перечитывание произведения (7 минут)

  • Подведение итогов.(4 минуты)

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Организация работы


Организация урока. Мотивация учащихся. - Начнём урок литературного чтения, сегодня мы будем читать поучительные рассказы замечательной детской писательницы (а что значит поучительные?), нас ждет очень интересная беседа, но давайте вспомним правила сотрудничества, чтобы наш урок получился успешным. Осмысливать задания; Выслушивать мысли каждого; Отстаивать, доказывать свою точку зрения; Не перебивать друг друга; Соблюдать правило поднятой руки.

Подготовка к восприятию текста

Посмотрите на доску, давайте прочитаем пословицу: «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает». Как вы ее понимаете? Что значит почитать родителей? А вы как почитаете своих родителей? Мы вернемся в конце урока к этой пословице, может быть, у кого-то появятся еще мысли.

Ребята, у меня есть для вас письмо от одной замечательной писательницы. Послушайте его, пожалуйста. (Читает ученик)

"Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы, я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

- Понравился тебе рассказ?

Я ответила: - Не знаю. Я о нём не думала.

Мама очень огорчилась.

- Мало уметь читать, надо уметь думать, - сказала она.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала и для вас короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать".

Так какие рассказы любила читать писательница, когда была маленькой?

А вы любите их читать? Почему?

Как вы думаете, кто мог бы сказать о своих рассказах такие слова.

Каких авторов вы знаете, которые пишут короткие рассказы.

Носов, Драгунский и др.

Это письмо оставила для вас замечательная писательница Валентина Александровна Осеева.

Как вы думаете, зачем она написала для вас это письмо?

(1 слайд) Ребята, какие произведения В.Осеевой вам уже знакомы?

А вы знаете, почему она начала писать и благодаря кому ее рассказы дошли до нас с вами? Послушайте внимательно, чтоб ответить на эти и другие вопросы об авторе, которые я для вас приготовила.

В.А.Осеева родилась в 1902 году в Киеве в семье инженера - строителя. Окончив гимназию, она поступила в театральный институт на актерский факультет, однако окончить его не удалось. Её семья переехала в Подмосковье. Здесь мама Осеевой стала работать в детском доме, а позже и сама В.А. 17 лет отдала работе в детских домах. Воспитывая детей, она поняла, что не надо читать нотаций, а надо воспитывать силой примера и она стала сочинять маленькие рассказы и пересказывать их своим воспитанникам. Ребятам очень нравились рассказы Валентины Александровны, и именно они уговорили Осееву написать то, что она рассказывала и отнести в редакцию. Так в 1937 году был напечатан первый рассказ Осеевой "Гришка" - о мальчике-беспризорнике. А в 1940 году вышел первый сборник рассказов "Рыжий кот". Так, благодаря ребятам, мы с вами можем читать эти замечательные рассказы.

Итак, ребята, почему она начала писать и благодаря кому ее рассказы дошли до нас с вами? Кто запомнил, в каком городе родилась Валентина Александровна?

Почему она не закончила театральный институт? Как начала работать в детском доме? Для чего она писала рассказы? (воспитывать детей, поэтому необходимо вдумчивое чтение).

Первичное восприятие текста


Сегодня мы познакомимся с двумя ее небольшими рассказами. Первый рассказ, с которым мне очень хочется познакомить вам, называется «Печенье». Прочитаю вам его я, а вы послушайте внимательно рассказ. (Слайд 2) Учительское чтение до слов: «Миша … посмотрел на маму»; Предположение: - Как вы думаете, что произошло дальше? Дочитывание, проверка предположения.

Проверка первичного восприятия - Совпали ли ваши предположения с концовкой произведения? Какие чувства у вас появились в душе, когда вы дослушали рассказ? Ребята, скажите, как себя вели за столом мама и бабушка? Почему они молчали? Что они могли чувствовать в этот момент? Что вы можете сказать о поступке Вовы и Миши? А в вашей жизни были такие ситуации, когда вы сначала обидели, не подумав, а потом поняли, что поступили неправильно? Как вы выходили из таких ситуаций?

Чтение и анализ произведения А сейчас я вам предлагаю выполнить упражнение со скороговоркой:

Чайные чашки в печали,

Стуча и бренча, закричали.

- медленное хоровое чтение, представляя, о чем говорим;

- убыстряя темп (хором).

Открываем учебник на стр.38. Чтение по ролям (Автор, Миша, Вова). Установка выразительного чтения.

Скажите, как начинался и как закончился вечерний чай для всей семьи. Найдите и прочитайте самые веселые строки в рассказе. Найдите и прочитайте самые грустные предложения.

О чем могла думать мама, когда высыпала печенье на тарелку? Как себя в начале чаепития вела бабушка? Какое у них было настроение? Когда настроение поменялось? Как вы думаете, почему в этот момент мама с бабушкой не сделали замечания мальчикам?

-О каком внутреннем состоянии мамы говорят слова: она мешала ложечкой неначатый чай?

- Как вы думаете, что чувствовала бабушка, о которой сказано: она жевала корочку хлеба?

Как свой чай закончил Вова? Что можно о нем сказать? О чем мог подумать Миша, когда посмотрел на маму и бабушку?

Почитают ли мальчики свою семью? Какими растут мальчики? Как мы называем таких людей? Кто такой эгоист? (Эгоист - себялюбивый человек, пренебрегающий интересы окружающих)

- Как вы считаете, у Вовы и Миши есть шанс не стать закоренелыми эгоистами, чёрствыми, невнимательными, бездушными?

- Из чего это видно? (Многоточие в конце рассказа)

- Как на месте ребят поступили бы вы?

Обобщение

-Что вы можете посоветовать мальчикам?

-Как по-другому можно назвать рассказ? Что хотела сказать этим рассказом В.А. Осеева?

Физкультминутка

А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И возьмемся вновь за дело.

Первичное восприятие текста

А сейчас познакомимся со вторым рассказом В.А. Осеевой «Лекарство». Как вы думаете, о чем этот рассказ? Прочитайте сначала его самостоятельно. (Затем читает кто-то из учащихся).

Проверка первичного восприятия

- Как вы думаете, почему писательница так назвала свой

рассказ? Что явилось лекарством для мамы?

- В каком предложении заключается главная, на ваш взгляд, мысль? (Пока дочка не отвыкнет командовать, мама не выздоровеет.)

Чтение и анализ произведения

- Прочитайте, какой была героиня в начале рассказа? Теперь прочитайте, какой стала героиня в конце? Как и почему изменилась героиня рассказа?

- Найдите слова доктора в тексте. Подумайте, в шутку или всерьёз нужно воспринимать слова доктора?

Обобщение

- Сравните поведение мальчиков из рассказа «Печенье» и

девочки из рассказа «Лекарство». Как вы думаете, что хотела

донести до читателей этих произведений Осеева?

Подведение итогов

Вернемся к нашей пословице «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает». Какие мысли у вас возникают при ее чтении? Что значит почитать родителей? Как вы почитаете своих родителей?

Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы, я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила: - Понравился тебе рассказ? Я ответила: - Не знаю. Я о нём не думала. Мама очень огорчилась. - Мало уметь читать, надо уметь думать, - сказала она. С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала и для вас короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать.

………….











© 2010-2022