- Преподавателю
- Начальные классы
- МЯГКИЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [й’], БУКВА Йй
МЯГКИЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [й’], БУКВА Йй
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Буранова Н.Ж. |
Дата | 15.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МЯГКИЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [й'], БУКВА Йй
Цели: познакомить учащихся с мягким согласным звуком [й'], буквой й; развивать речь, логическое мышление, память.
Оборудование: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Формирование новых знаний, умений и навыков.
Постановка целей и задач урока.
Фонетическая зарядка.
- Как вскрикивают от испуга? (Ой!)
1. Учитель предлагает детям назвать транспорт, который перевозит пассажиров. (Такси, автобус, поезд, электричка, самолет, трамвай.)
Рассматривается предметная картинка с трамваем и схема к этому слову.
Звук [й'] выделяется из слова трамвай, которое анализируется с помощью схемы.
Учитель напоминает детям, что этот звук они уже встречали в некоторых словах: в начале слов и после гласных он обозначается вместе с последующими гласными одной буквой:
е - ли - [й'э], маяк - [й'а], ё - жик - [й'о].
Ставится цель - научиться распознавать й в словах вне слияния - в конце слогов и слов, научиться обозначать звук [й'] буквой й.
● Игра «Где звук?».
Детям предлагается определить позицию [й'] в словах:
сильный, хоккей, шайка, йод, линейка.
● Игра «Узнайте звук».
Дети хлопают в ладоши, если услышат [й'] в словах: лиса, лайка, игрок, лицо, умывальник, соловей, автобус, троллейбус, ножницы, машина, змей, имя, чай, трамвай.
Физкультминутка
2. Учитель показывает карточку с буквой й.
Букву Й зовут «И кратким».
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши.
В. Степанов
3. Дети печатают букву й в тетрадях.
▲ Чтение текста на с..
Вопросы:
- Кем был дедушка на войне?
- Что есть у дедушки?
- Что говорит мама о дедушке?
- Как вы понимаете эту фразу?
4. Дети рассматривают на рисунке воинов разных времен.
- Опишите одежду и оружие солдат.
- Опишите знамена и гербы.
Физкультминутка
● Игра «Буква потерялась».
На магнитной доске выложенные слова с недостающей буквой.
Ша_ба, геро_, трамва_, ма_ка,
за_ка, ла_ка, га_ка, ле_ка.
(Во всех словах дети дописали букву й.)
Определяется позиция буквы й (в середине, в конце).
▲ Чтение пословиц.
Учитель выясняет, как дети поняли их смысл.
III. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Что было особенно интересным?
ЧТЕНИЕ СЛОВ С БУКВОЙ Йй
(закрепление)
Цели: закрепить знания учащихся о мягком согласном звуке [й'], букве й; развивать речь, память, логическое мышление.
Оборудование: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Закрепление опорных знаний.
1. На магнитной доске составляются и преобразуются слова:
моя - моё - мой твоя - твоё - твой
Делается вывод: буква й обозначает согласный звук, не входящий в слияние. Звук [й'] слога не образует.
& Работа по учебнику:
Проводится словарно-логическое упражнение: установить, какие из данных слов в теме «Транспорт» лишние, почему.
2. Дети читают слова, данные на доске:
красный жёлтый зелёный
Проводится беседа на тему «Умей переходить улицу». Объясняются некоторые дорожные знаки с опорой на рисунки, с..
(Переезд без шлагбаума; езда на велосипеде запрещена, переход запрещен; место для перехода; осторожно, дети!; место стоянки, или стоянка разрешена.)
Физкультминутка
▲ Чтение стихотворения С. Маршака.
Вопрос:
- Что потом случилось с мячом?
Учитель читает концовку стихотворения С. Маршака «Мяч», в которой дается ответ на вопрос.
А потом
Ты покатился
И назад
Не воротился.
Покатился
В огород,
Докатился
До ворот,
Подкатился
Под ворота,
Добежал
До поворота.
Там
Попал
Под колесо.
Лопнул,
Хлопнул -
Вот и всё!
- Почему мяч попал под колеса машины?
- Где должны играть дети?
● Игра «Превращения слов».
Добавить в слова по одной букве.
а) Как из _айка и _ейка получить слова?
б) Изменить каждое слово так, чтобы в нем была буква й.
строитель - (стройка); лить - (лейка);
заяц - (зайка); зима - (зимой).
▲ Чтение текста на с.
Вопросы:
- Что смотрели по телевизору?
- Чему учил Степашка?
- Назовите вежливые слова.
Физкультминутка
▲ Выразительное чтение стихотворения.
Заучивание наизусть.
3. Повторение всех изученных букв. Определение места буквы й на «ленте букв», с..
III. Итог урока.
- Что повторяли на уроке?
- Какие задания были особенно интересными?
- Какие задания вызвали затруднения?