РП Основы проектной деятельности (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»





Утверждена

приказом школы

№ ___ от «___»____2015 г.




Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности

« Основы проектной деятельности»

2 класс

Количество часов 33

Разработана на основе программы «Проектная деятельность»

А.И.Савенковой 2011г


















г. Югорск

2015 год





Составитель: Мустафина Алена Николаевна

учитель начальных классов

вторая квалификационная категория


Согласовано:

зам. директора по УВР ______/Валуйская Л.В./

Дата: «___»___________2015 год


Рекомендации:

Дата: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Дата:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





























Содержание


1 Пояснительная записка 3 2 Общая характеристика учебного курса 4 3 Планируемые результаты освоения программы 7 4 Тематическое содержание программы курса 8 5 Учебно - календарный график выполнения учебных программ по курсу на 2015-2016 уч.год 11 6 Тематическое планирование программы по курсу на 2015-2016 уч.год 12 7 Материально-техническое обеспечение образовательного процесса 15







































Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному курсу «Основы проектной деятельности» для 2 класса разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011г. №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; примерной программы по русскому языку (Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.1.- М: Просвещение, 2012.); сборника рабочих программ «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. - М.: Просвещение, 2011; программы «Проектная деятельность» под редакцией А.И.Савенковой, 2011г. Программа курса «Основы проектной деятельности» реализуется в рамках научно-познавательного направления внеурочной деятельности. Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы. Главная цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей. Задачи: - формирование позитивной самооценки, самоуважения. - формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: - умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; - формирование способности к организации деятельности и управлению ею: - воспитание целеустремленности и настойчивости; -формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; - формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения. - Формирование умения решать творческие задачи. -формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование). Особенность программы Основной принцип развивающей личностно-ориентированной системы обучения на примере проектной деятельности - принцип практической направленности. Он предусматривает формирование универсальных учебных действий средствами всех предметов, способности их применять в условиях решения учебных задач и практической деятельности повседневной жизни, умений работать с разными источниками информации; умений работать в сотрудничестве (в малой и большой учебной группе) в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора учебной деятельности); способности работать самостоятельно.



Таблица тематического распределения количества часов:

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная программа

Рабочая программа

2 кл.

135

33

33

1

Введение

4

2

Учимся делать проекты

35

3

Мы -исследователи

92

23ч

23ч

4

Заключение

4


Общая характеристика курса


Курс «Основы проектной деятельности» носит развивающий характер. Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Основы проектной деятельности» имеет отличительные особенности: - имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей; - в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников; - проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся; - проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.; - проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации; - в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы; - реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности. Основные принципы: Принцип системности Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом. Принцип гуманизации Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей. Принцип опоры Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них. Принцип совместной деятельности детей и взрослых Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении. Принцип обратной связи Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу. Принцип успешности И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение. Принцип стимулирования: Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения. Проекты отличаются друг от друга: результатом: - поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т. д.); - мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.); числом детей: - индивидуальная деятельность (получаемый продукт - результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся); - работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.); - коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т. д.); продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев); числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов); необходимостью привлечения взрослых. Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т. д.). Кроме того, если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, можно привязать этот проект к теме и предоставить ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать. При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей, учитель руководствуется известными способностями учащихся и их психологическими особенностями. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. На представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители. Если проект долгосрочный, то в нем выделяются промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление. Например, при подготовке кукольного спектакля можно устроить презентацию сделанных кукол-персонажей. Некоторые проекты являются как бы самопрезентующимися - это спектакли, концерты, живые газеты и т. д. Презентацию проектов, завершающихся изготовлением моделей, макетов, поделок, организовывают специальным образом. Результат проектной деятельности - личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа. Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4-6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества. Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап - интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части - мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты. Второй этап работы - это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера. Главная цель защиты проектной работы - аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.

Программа курса «Основы проектной деятельности» для 1 класса рассчитана на 33 часа в год с проведением занятий 1 раза в неделю, продолжительность занятия 30-35 минут. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать простор воображению. Форма организации: занятия проводятся 1 раза в неделю в учебном кабинете, в музее, библиотеке, на пришкольном участке т.п. Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. Результат работы над проектом должен быть оформлен. Речь идет о продукте проектной деятельности. Формы представления: плакат, макет, модель, игра, стенд, диафильм, буклет, рисунок, викторина, выставка, заочная экскурсия и др.





Планируемые результаты освоения программы

Личностные :

-формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии; -развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления;

Метапредметные результаты

Регулятивные: -в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; -преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Познавательные:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета; -добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; -осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Коммуникативные: -учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями других; -формулировать собственное мнение и позицию; -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; -задавать вопросы; -допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

В результате изучения курса «Юный исследователь» обучающиеся 1класса

Должны научиться: -видеть проблемы; -ставить вопросы; -выдвигать гипотезы; -давать определение понятиям; -классифицировать; -наблюдать; -проводить эксперименты; -делать умозаключения и выводы; -структурировать материал; -готовить тексты собственных докладов; объяснять, доказывать и защищать свои идеи. В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности: - рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); - целеполагать (ставить и удерживать цели); - планировать (составлять план своей деятельности); -моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); - проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; -вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).


Тематическое содержание программы курса


Работа над проектом предваряется необходимым этапом - работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме. Предлагаемый порядок действий: 1.Знакомство класса с темой. 2. Выбор подтем (областей знания). 3. Сбор информации. 4. Выбор проектов. 5. Работа над проектами. 6. Презентация проектов. Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой. При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать. Классические источники информации - энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии. Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми. Возможные экскурсии - это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия. Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета. После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы. Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д. Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители. Результат работы над проектом должен быть оформлен. Речь идет о продукте проектной деятельности. Формы представления: плакат, макет, модель, игра, стенд, диафильм, буклет, рисунок, викторина, выставка, заочная экскурсия и др.


Тематическое содержание программы 2 класса


Тема

1

Введение (1 час)

2

Учимся делать проекты (7 часов)

Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез.

Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практическое занятие по тренировке умений задавать вопросы.

Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т. п. С чего лучше начинать читать научные книги.

3

Мы -исследователи (23 часа)

Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». коллективное обсуждение вопроса о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:

Как и где человек проводит исследование в быту?

Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?

Что такое научные исследования?

Где и как используют люди результаты научных исследований?

Что такое научное открытие?

Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека. понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные)

Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.

Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.)

Что такое мысленный эксперимент. Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель. Рассказать о наиболее известных и доступных экспериментах на моделях. Практическое задание по экспериментированию с моделями.

Выбор темы.

Составление плана исследования.

Сбор материала.

Обобщение полученных данных.

4

Заключение. ( 2 часа)


Способы проверки результатов освоения программы.

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может происходить в виде защиты исследовательских работ перед родителями, одноклассниками, участие в конференции «Природная лаборатория», участие в научно-практической конференции.

При этом учитываются: 1. Самостоятельность работы над проектом 2. Актуальность и значимость темы 3. Полнота раскрытия темы 4. Оригинальность решения проблемы 5. Артистизм и выразительность выступления 6. Как раскрыто содержание проекта в презентации 7. Использование средств наглядности, технических средств



МБОУ «СОШ №2» Утверждаю:

заместитель директора по УВР ____________/Данилишина И.Я./


Учебно-календарный график выполнения программы внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности»,

учитель Мустафина А.Н.

2 г класс. Общий объем часов 34. Количество часов в неделю 1.


Учебные недели

1 четверть - 8 недель 5 дней

2 четверть - 7 недель

3 четверть -9 недель 5 дня

4 четверть -8 недель 4 дня

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33


34

Введение ( 1ч.)


Теоретическая часть 15ч

Практическая часть 19ч










Тематическое планирование

по курсу внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности» 2 г класса

на 2015 / 2016 учебный год.

Учитель :Мустафина А.Н.

Количество учебных часов по программе 34, количество учебных часов в неделю 1


дата

тема

Формируемые УУД

примечание

Теоретическая часть - 16 часов Введение (1 час)


1

Введение. Круг твоих интересов. Хобби. Увлечение. Р: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

К:формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии;


Учимся делать проекты (15 часов)


2

Выбор темы твоего проекта. Ты - проектант. Твое знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема»

П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы

Р: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; Л: формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии


3

Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями

Практическое занятие


4

Выбор помощников в работе над проектом

практическое занятии


5

Этапы работы над проектом. Ваше знакомство с понятием «этап»

Экскурсия в библиотеку


6

Школа «почемучек». Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность»



7

Проблема. Решение проблемы

Практическое занятие


8

Выработка гипотезы - предположения. Твое знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», «предположение»

Практическое занятие



9

Цель проекта. П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

К: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

Р: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей

Л: развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления



10

Сбор информации для проекта. Твое знакомство с понятиями «сбор», «информация», «энциклопедия», «Интернет», «книги, газеты, журналы».

Практическая работа


11

Знакомство с интересными людьми. Интервью

практическая работа


12

Обработка информации. Отбор значимой информации. Твое знакомство с понятиями «обработка информации», «отбор».

индивидуальный


13

Создание продукта проекта? Твое знакомство с понятиями «макет», «поделка».

Индивидуальный


Фотовыставка


14

Играем в ученых. Это интересно. Тест.


15

Отбор информации для семиминутного выступления (мини-сообщение)

индивидуальный


Практическая часть 19ч




16

Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с понятиями «презентация».

Альбом, газета


17

Значимость компьютера в создании проектов. Презентация.



18

Первые шаги составления презентации на компьютере.



19

Первые шаги составления презентации на компьютере.


20

Совмещение текста выступления с показом презентации.

Практическая работа


21

Пробное выступление перед знакомой и незнакомой аудитории



22

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта



23

Тест «Добрые советы проектанту от Мудрого Дельфина»

творческий проект


24

Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки.

индивидуальный


25

Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ».

Индивидуальный. групповой


26

Играем в ученых. Это интересно.



27

«Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности



28

Памятка жюри конкурса.



29

Пробное выступление перед незнакомой аудиторией



30

«В гостях у сказки». Изготовление декораций. Репетиция.



31

Самоанализ - рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией.


Заключение. ( 2 часа)


32

Защита проектов

Р: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей К: формулировать собственное мнение и позицию;

Л: развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве,



33

Благодарственные рисунки-открытки помощникам твоего проекта. Пожелания будущим проектантам.

индивидуальный


34

Советы на лето от Мудрого Дельфина.







Материально-техническое обеспечение программы 1. компьютер; 2. проектор; 3. интерактивная доска; 4. интернет; 5. энциклопедии, словари, справочники; 6.оборудование для проведения экспериментов «Научная лаборатория». 7.Бабкина Н.В. «Познавательная деятельность младших школьников» издательство «Аркти» Москва 2002г. 8.Землянская Е.Н. «Учебные проекты младших школьников» // Начальная школа, 2005г. № 9 9.Савенков А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2006г. 10. Семенова Н. А. «Исследовательская деятельность учащихся»// Начальная школа 2006г. №2. 11. Семёнова Н.А. «Исследовательская деятельность учащихся»//Начальная школа, 2006г. .№2. 12.В.Ф.Феоктистова «Исследовательская и проектная деятельность младших школьников (рекомендации, проекты). Волгоград: Учитель, 2012г. 13.Щербакова С. Г. «Организация проектной деятельности в школе: система работы» Волгоград: Учитель, 2008г. 14.Е.В.Кривобок, О.Ю. Саранюк «Исследовательская деятельность младших школьников» (программа, занятия, работы учащихся). Волгоград: Учитель, 2012г. 15. Шатилова М.Ю., Селезнева Н.И., Ильина Н.И. и др. «Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации: программа, занятия, проекты/ авт.-сост. М.ю. Шатилова (и др).- Волгоград: Учитель, 2013г.


13


© 2010-2022