- Преподавателю
- Начальные классы
- Выступление на педагогическом совете на тему Мониторинг как средство повышения качества обучения
Выступление на педагогическом совете на тему Мониторинг как средство повышения качества обучения
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Расторгуева С.А. |
Дата | 15.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Мониторинг как средство повышения качества образования
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования представляет собой совокупность требований,
обязательных при реализации основной программы начального общего
образования.
В тексте ФГОС начального общего образования отражены основные
положения планируемых результатов начального общего образования.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной
программы отнесены:
• личностные результаты - готовность и способность обучающихся к
саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию,
ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие
их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности,
личностные качества; сформированность основ российской, гражданской
идентичности;
• метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные
учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
• предметные результаты - освоенный обучающимися в ходе изучения
учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области
деятельности по получению нового знания, его преобразованию и
применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной. Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения предметных дисциплин. Несмотря на признание в педагогической науке и практике значения метапредметных (общеучебных) действий и умений для успешности обучения, вплоть до настоящего времени серьезной широкомасштабной систематической работы по их внедрению в школьное обучение не производилось. Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в значительном разбросе успеваемости, несформированности учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте отклоняющегося поведения. Концепция развития универсальных учебных действий для школьного образования рассматривает их как существенную психологическую составляющую образовательного процесса и признает их целенаправленное планомерное формирование универсальных учебных действий ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых социально-исторических условиях развития общества. Для получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения в начальных классах проводится мониторинг. Задачи мониторинга: 1. Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД. 2. Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД. 3. Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД. 4. Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования. 5. Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения. 6. Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования.
В нашей школе утверждена «Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе». Программа составлена на основе методического пособия под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе». Программа рекомендована для осуществления психолого - педагогического сопровождения учебного процесса в условиях реализации ФГОС в начальной школе. Программа мониторинга представляет собой лонгитюдное исследование направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности УУД на ступени начального образования в течении 4 лет. Данные, полученные в ходе мониторинга используются для оперативной коррекции учебно- воспитательного процесса. Для успешной реализации программы мониторинга используется банк диагностических методик, технологические карты, кадровый ресурс, создан и утверждён план-график мониторинга. Мониторинговые исследования проводятся 2 раза в год, обрабатываются и анализируются. Успехи каждого ученика отражаются в листах индивидуальных достижений по формированию УУД. Таким образом, мониторинг позволяет отследить и выявить острые проблемы школьного обучения, позволяет получить объективную информацию о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников, позволяет учителю своевременно скорректировать и спланировать работу, учитывая индивидуальные достижения каждого ученика.