- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока
Конспект урока
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Лопасова С.А. |
Дата | 19.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока: «Былины и богатырские сказки» (обобщающий урок)
Цели урока:
-
Обобщить и углубить знания учащихся о былинах и богатырских сказках, богатырях разных народов;
-
Развивать творческое воображение учащихся средствами поэзии, живописи, музыки, любовь к поэтическому слову, чувство патриотизма;
-
Учить сравнивать, обобщать, делать выводы, уметь давать связный ответ;
-
Обучать коллективной работе, работе в микрогруппах.
Оборудование:
-
Выставка книг о богатырях;
-
Детские рисунки «Сказочные богатыри»;
-
Книга для чтения «Маленькая дверь в большой мир» - 2 класс, 1 часть, с. 181 - 218;
-
Мультимедийная презентация.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечания Актуализазия знаний
- Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места, да послушайте. Собрались мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А еще хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и все внимательно слушали. Все, что услышите, пригодится вам.
Садятся на места, настраиваются на урок.
Цель: создание доброжелательной психологической атмосферы в классе. Мотивация на работу.
Проверка домашнего задания Группа ребят к уроку приготовила выразительное чтение отрывка из прочитанных нами произведений. Послушаем желающих. Ребята, а вас я попрошу слушать внимательно. Предлагаю вам отгадать: 1) из какого произведения был прочитан отрывок; 2) определить жанр произведения.
- Другая группа ребят выполнила иллюстрации к прочитанным произведениям. Кто желает продемонстрировать свою работу?
Читают 3 - 4 ребенка. Остальные отгадывают, из какого произведения данный отрывок и оценивают чтение.
Демонстрируют свои работы 3 - 4 ученика
Цель: проверить уровень домашней подготовки, умение ориентироваться в изученном разделе.
Обращение к выставке «Славна богатырями земля русская», рассматривание детских работ. Развитие умений - Как называется раздел литературного чтения, который мы изучаем? («Сказочные богатыри») - Кому посвящены произведения этого раздела? (богатырям) - Чем мы сегодня будем заниматься? (мы будем говорить о былинах и богатырских сказках и о их подвигах)
- Какие вопросы у вас возникают?
- Что такое былина? - Кто исполнял былины? - Что общего у былин и богатырских сказок? - Чем отличается былина от богатырских сказок? -Кто был героем русских былин? - Каких русских богатырей мы знаем? - Кто такие богатыри? -Что мы сейчас свами делали?
Отвечают на вопросы Цель: вспомнить изученный материал, приготовить учащихся к обобщению материала. (слайд 1 - «Три богатыря»))
Слайд -2
Слайд 3-4 Постановка проблемы.
- Ребята, что мы изучали в разделе «Сказочные богатыри»? ( мы читали богатырские сказки и былины.)
- А как вы думаете, есть ли что-то общее в этих литературных жанрах?
Давайте исследуем богатырскую сказку и былину. И посмотрим, чем они схожи, а чем различаются. - Ребята, так что такое былина?
(выдержка из авторского текста: «Былины название свое получили от слов «быль», «было».В них неизвестные древние авторы рассказывали о событиях, которые действительно были: о сражениях с врагами, о победах русских воинов. Но авторы многое придумывали сами»)
- Кто и при каких обстоятельствах исполнял былины? (исполняли на праздниках, на пирах особые люди - сказители, которые по памяти рассказывали былины на распев и играли на гуслях - старинном музыкальном инструменте)
- Что общего у былин и богатырских сказок? (и былины и богатырские сказки 1)основаны на исторических событиях; 2) в них есть волшебные силы и персонажи, 3) не имеют автора, так как относятся к устному народному творчеству)
- Кто был героем русских былин? (богатыри)
- Назовите, каких богатырей вы знаете. (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша попович,…….)
- С какими русскими богатырями мы познакомились, читая раздел «Сказочные богатыри» (Илья Муромец, Святогор, Добрыня Никитич, Алеша Попович)
- А кто такие Дыйканбай и Назнай?
(богатыри других народов - киргизского и дагестанского) Беседа о богатырях в наши дни.
А для чего русский народ сочинял богатырские сказки и былины?
Ребята, давайте вернемся в наше время. Как вы считаете, есть ли богатыри в наше время? Где их можно встретить?
Дайте ответ на мои загадки:
С огнем бороться мы должны -
Мы смелые работники,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны.
Так кто же мы? (Пожарники)
Кто, ребята, на границе
Нашу землю стережет,
Чтоб работать и учиться
Мог спокойно наш народ?
(Пограничник.)
У Алёши старший брат,
Он всегда помочь всем рад.
Кошек с дерева сниматель,
Это будущий ... (спасатель)
Он готов в огонь и бой,
Защищая нас с тобой.
Он в дозор идёт и в град,
Не покинет пост …
(Солдат.)
Ребята, можем ли мы назвать этих людей богатырями? Днем и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других.
Как и в старину, матушка-Русь всегда рождала, и будет рождать сильных сыновей, патриотов своей Родины.
Итак, богатырь - не обязательно силач. Человек, обладающий большой силой воли - тоже богатырь.
- А вы можете стать богатырями?
Отвечают на вопросы. Цель: повторить определение былины, исполнителей былин и героев.
(слайд 5 - определение былины и иллюстрации богатырей)
Слайд ,6,7,8, Физкультминутка
Выполняют упражнения. Цель: обеспечить кратковременный активный отдых во время урока.
Викторина.(групповая работа) - Предлагаю вам викторину по прочитанным произведениям. (каждой группе задаются вопросы, ответы оцениваются жетончиками с изображением богатырского коня)
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. «Назови произведение»
- В этом произведении герой ехал в стольный град Киев послужить князю Владимиру.
(«Сказка про Илью Муромца»)
- В этом произведении рассказывается про охотника, сражавшегося с чудищами.
(«Дыйканбай и дэв»)
- Герой этой сказки - очень странный богатырь… («Богатырь Назнай»)
- Былина про двух русских богатырей.
(«Илья Муромец и Святогор»)
2. «Бюро находок». - Кому принадлежат эти предметы?
-
Сабля с замечательной надписью
(Богатырю Назнаю)
-
Чаша в полтора ведра.
(Илье Муромцу)
-
Очень большой карман
(Святогору)
-
Гора золота
(Дыйканбаю)
3. «Узнай по описанию»
- Был он отважным охотником…
(Дыйканбай)
- Родом из Дагестана, очень везучий человек.
(Богатырь Назнай)
- Сидит, как столб; ноги, как плети.
(Илья Муромец)
- Могучий богатырь, с ним хотел подружиться Илья Муромец
(Святогор)
(Детям предлагается занять свои места)
Обсуждение в группах и ответы на вопросы.
(слайды 10 - 12 с вопросами викторины)
- Ребята, а кто такие богатыри? (это, в первую очередь, воины. ) Как вы думаете каким оружием обладали богатыри? (щит, шлем, меч, копьё, топор, лук и стрелы, кольчуга и т.д.) - Назовите доспехи и оружие богатырей, которые находятся на ваших партах (щит, шлем, меч) - Воины всегда старались украсить свои доспехи. Это служило и оберегом.
(слайд 13 - доспехи и оружие) Домашнее задание.
Рефлексия - Домашнее задание выберите сами - на мече, шлеме и щите написаны задания. Внимательно прочитайте их и выберите тот предмет, где написано задание, которое вы хотели бы выполнить к следующему уроку. Два оставшихся предмета сдайте мне. Задание на дом: Меч - найти и прочитать удмуртскую богатырскую сказку. Шлем - написать небольшое сочинение на тему: «Почему я хочу походить на героев богатырских сказок»
- Сделайте вывод, чем отличаются былины от богатырских сказок? (Былины пишутся в стихах и имеют песенный характер, а богатырские сказки написаны в прозе - Что дал каждому из вас урок? - Была ли от него польза? - Какие знания, опыт каждый из вас сегодня получил? - Какую цель мы поставили на уроке? Дос - Дотигли её или нет? Что -Что мы сегодня сделали для для её достижения?
- В чём испытали затруднения?
Цель: дать домашнее задание, объяснить, как его выполнять. Задание носит творческий характер, нацелен на формирование умения работать с дополнительными источниками информации.
(слайд 14 - домашнее задание) Итог урока. - - Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям, повторили понятие «былина» и «Богатырская сказка», говорили о героях былин и богатырских сказок, об их подвигах.) - Кто доволен своей работай на уроке встаньте? - Как бы вы сами оценили свою работу?
Цель: подвести итог урока.
6