Конспект урока

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тема урока: «Былины и богатырские сказки» (обобщающий урок)

Цели урока:

  • Обобщить и углубить знания учащихся о былинах и богатырских сказках, богатырях разных народов;

  • Развивать творческое воображение учащихся средствами поэзии, живописи, музыки, любовь к поэтическому слову, чувство патриотизма;

  • Учить сравнивать, обобщать, делать выводы, уметь давать связный ответ;

  • Обучать коллективной работе, работе в микрогруппах.

Оборудование:

  • Выставка книг о богатырях;

  • Детские рисунки «Сказочные богатыри»;

  • Книга для чтения «Маленькая дверь в большой мир» - 2 класс, 1 часть, с. 181 - 218;

  • Мультимедийная презентация.

Этапы урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания Актуализазия знаний





- Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места, да послушайте. Собрались мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А еще хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и все внимательно слушали. Все, что услышите, пригодится вам.


Садятся на места, настраиваются на урок.


Цель: создание доброжелательной психологической атмосферы в классе. Мотивация на работу.


Проверка домашнего задания Группа ребят к уроку приготовила выразительное чтение отрывка из прочитанных нами произведений. Послушаем желающих. Ребята, а вас я попрошу слушать внимательно. Предлагаю вам отгадать: 1) из какого произведения был прочитан отрывок; 2) определить жанр произведения.
- Другая группа ребят выполнила иллюстрации к прочитанным произведениям. Кто желает продемонстрировать свою работу?
Читают 3 - 4 ребенка. Остальные отгадывают, из какого произведения данный отрывок и оценивают чтение.


Демонстрируют свои работы 3 - 4 ученика

Цель: проверить уровень домашней подготовки, умение ориентироваться в изученном разделе.






Обращение к выставке «Славна богатырями земля русская», рассматривание детских работ. Развитие умений - Как называется раздел литературного чтения, который мы изучаем? («Сказочные богатыри») - Кому посвящены произведения этого раздела? (богатырям) - Чем мы сегодня будем заниматься? (мы будем говорить о былинах и богатырских сказках и о их подвигах)

- Какие вопросы у вас возникают?
- Что такое былина? - Кто исполнял былины? - Что общего у былин и богатырских сказок? - Чем отличается былина от богатырских сказок? -Кто был героем русских былин? - Каких русских богатырей мы знаем? - Кто такие богатыри? -Что мы сейчас свами делали?
Отвечают на вопросы Цель: вспомнить изученный материал, приготовить учащихся к обобщению материала. (слайд 1 - «Три богатыря»))

Слайд -2

Слайд 3-4 Постановка проблемы.




- Ребята, что мы изучали в разделе «Сказочные богатыри»? ( мы читали богатырские сказки и былины.)

- А как вы думаете, есть ли что-то общее в этих литературных жанрах?
Давайте исследуем богатырскую сказку и былину. И посмотрим, чем они схожи, а чем различаются. - Ребята, так что такое былина?

(выдержка из авторского текста: «Былины название свое получили от слов «быль», «было».В них неизвестные древние авторы рассказывали о событиях, которые действительно были: о сражениях с врагами, о победах русских воинов. Но авторы многое придумывали сами»)
- Кто и при каких обстоятельствах исполнял былины? (исполняли на праздниках, на пирах особые люди - сказители, которые по памяти рассказывали былины на распев и играли на гуслях - старинном музыкальном инструменте)

- Что общего у былин и богатырских сказок? (и былины и богатырские сказки 1)основаны на исторических событиях; 2) в них есть волшебные силы и персонажи, 3) не имеют автора, так как относятся к устному народному творчеству)


- Кто был героем русских былин? (богатыри)
- Назовите, каких богатырей вы знаете. (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша попович,…….)

- С какими русскими богатырями мы познакомились, читая раздел «Сказочные богатыри» (Илья Муромец, Святогор, Добрыня Никитич, Алеша Попович)
- А кто такие Дыйканбай и Назнай?

(богатыри других народов - киргизского и дагестанского) Беседа о богатырях в наши дни.
А для чего русский народ сочинял богатырские сказки и былины?
Ребята, давайте вернемся в наше время. Как вы считаете, есть ли богатыри в наше время? Где их можно встретить?
Дайте ответ на мои загадки:

С огнем бороться мы должны -
Мы смелые работники,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны.
Так кто же мы? (Пожарники)

Кто, ребята, на границе
Нашу землю стережет,
Чтоб работать и учиться
Мог спокойно наш народ?
(Пограничник.)

У Алёши старший брат,
Он всегда помочь всем рад.
Кошек с дерева сниматель,
Это будущий ... (спасатель)

Он готов в огонь и бой,
Защищая нас с тобой.
Он в дозор идёт и в град,
Не покинет пост …
(Солдат.)

Ребята, можем ли мы назвать этих людей богатырями? Днем и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других.
Как и в старину, матушка-Русь всегда рождала, и будет рождать сильных сыновей, патриотов своей Родины.
Итак, богатырь - не обязательно силач. Человек, обладающий большой силой воли - тоже богатырь.

- А вы можете стать богатырями?
Отвечают на вопросы. Цель: повторить определение былины, исполнителей былин и героев.

(слайд 5 - определение былины и иллюстрации богатырей)



Слайд ,6,7,8, Физкультминутка


Выполняют упражнения. Цель: обеспечить кратковременный активный отдых во время урока.


Викторина.(групповая работа) - Предлагаю вам викторину по прочитанным произведениям. (каждой группе задаются вопросы, ответы оцениваются жетончиками с изображением богатырского коня)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. «Назови произведение»

- В этом произведении герой ехал в стольный град Киев послужить князю Владимиру.

(«Сказка про Илью Муромца»)

- В этом произведении рассказывается про охотника, сражавшегося с чудищами.

(«Дыйканбай и дэв»)

- Герой этой сказки - очень странный богатырь… («Богатырь Назнай»)

- Былина про двух русских богатырей.

(«Илья Муромец и Святогор»)

2. «Бюро находок». - Кому принадлежат эти предметы?


  • Сабля с замечательной надписью

(Богатырю Назнаю)

  • Чаша в полтора ведра.

(Илье Муромцу)

  • Очень большой карман

(Святогору)

  • Гора золота

(Дыйканбаю)

3. «Узнай по описанию»

- Был он отважным охотником…

(Дыйканбай)

- Родом из Дагестана, очень везучий человек.

(Богатырь Назнай)

- Сидит, как столб; ноги, как плети.

(Илья Муромец)

- Могучий богатырь, с ним хотел подружиться Илья Муромец

(Святогор)


(Детям предлагается занять свои места)
Обсуждение в группах и ответы на вопросы.

(слайды 10 - 12 с вопросами викторины)
- Ребята, а кто такие богатыри? (это, в первую очередь, воины. ) Как вы думаете каким оружием обладали богатыри? (щит, шлем, меч, копьё, топор, лук и стрелы, кольчуга и т.д.) - Назовите доспехи и оружие богатырей, которые находятся на ваших партах (щит, шлем, меч) - Воины всегда старались украсить свои доспехи. Это служило и оберегом.

(слайд 13 - доспехи и оружие) Домашнее задание.


Рефлексия - Домашнее задание выберите сами - на мече, шлеме и щите написаны задания. Внимательно прочитайте их и выберите тот предмет, где написано задание, которое вы хотели бы выполнить к следующему уроку. Два оставшихся предмета сдайте мне. Задание на дом: Меч - найти и прочитать удмуртскую богатырскую сказку. Шлем - написать небольшое сочинение на тему: «Почему я хочу походить на героев богатырских сказок»

- Сделайте вывод, чем отличаются былины от богатырских сказок? (Былины пишутся в стихах и имеют песенный характер, а богатырские сказки написаны в прозе - Что дал каждому из вас урок? - Была ли от него польза? - Какие знания, опыт каждый из вас сегодня получил? - Какую цель мы поставили на уроке? Дос - Дотигли её или нет? Что -Что мы сегодня сделали для для её достижения?

- В чём испытали затруднения?


Цель: дать домашнее задание, объяснить, как его выполнять. Задание носит творческий характер, нацелен на формирование умения работать с дополнительными источниками информации.

(слайд 14 - домашнее задание) Итог урока. - - Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям, повторили понятие «былина» и «Богатырская сказка», говорили о героях былин и богатырских сказок, об их подвигах.) - Кто доволен своей работай на уроке встаньте? - Как бы вы сами оценили свою работу?








Цель: подвести итог урока.


6

© 2010-2022