Конкурс знатоков по русскому языку

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ижморская средняя общеобразовательная школа №1»









Конкурс знатоков русского языка

Внеклассное занятие по русскому языку

для 2-3 класса









Автор:

Осинцева Наталья Ивановна,

учитель начальных классов

















Ижморский, 2015

Конкурс знатоков русского языка


Цель. Повторить основные правила курса русского языка начальной школы, звуковой состав слов, части речи.

Оборудование. Карточки с заданиями, конверты с заданиями, «сердцевинки» и «лепестки» цветов, листочки для работы детей.

Ход занятия


Организационный момент

Вступительная часть

Ведущий. Наш праздник начинаем с конкурса «Загадочный диктант». Учитель называет загадку, играки молча записывают отгадку. Задача конкурса состоит не только в том, чтобы отгадать загадку, но и составить из первых букв ответов фразу.

Закутан ребёнок в сто пелёнок. (Капуста)

По горам, долам ходят шуба да кафтан. (Овца)

На пяти проводах отдыхает стая птах. (Ноты)

Ох, не трогайте меня, обожгу и без огня. (Крапива)

Две антенны на макушке, а сама сидит в избушке,

На себе её везёт, очень медленно ползёт. (Улитка)

Под водой живёт народ, ходит задом наперёд. (Раки)

На сучках висят шары, посинели от жары. (Сливы)

Ящик на коленях скачет- то поёт , то громко плачет. (Гармонь)

Зубов много, а ничего не ест. (Расчёска)

Листья клёна пожелтели, в страны юга улетели.

Быстрокрылые стрижи. Что за месяц, подскажи? (Август)

Рогатый, а не бодается. (Месяц)

Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. (Облака)

Живёт в нём вся Вселенная, а вещь обыкновенная. (Телевизор)

Зимой и летом одним цветом. (Ель)

Что же это за девица? Ни швея, ни мастерица.

Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год. (Ежиха)

Кто зима холодной бродит злой, голодный? (Волк)

-14 декабря - день Наума Грамотника , который был покровителем ребят- учеников: «Батюшка Наум, наведи на ум». Этот день отмечался как праздник грамоты, как праздник (обряд) посвящения в ученики. Обучение на Руси начиналось осенью - в день Кузьмы и Демьяна, поэтому ко дню Наума Грамотника ученики уже могли показать свои успехи. Отцы семейства приглашали учителя (мастера грамоты), чаще всего дьячка, в свой дом. Он приносил с собой букварь и плётку. Вначале ученик получал три символических удара плёткой, а затем показывал родителям свои успехи. Учителя после его трудов угощали, дарили ему подарки. Иногда по древнему обряду это был горшок, густо усыпанный монетами. А вот как учили буквы раньше на Руси.

Аз , буки- бери указку в руки.

Аз, буки, верендеи- мухи в квас залетели.

Ер, еры- упал дедушка с горы.

Аз, буки- вот и все науки.

Вот так целый год учили крестьянские дети буквы. Второй год складывали и запоминали слоги: буки, аз-ба. И лишь на третий год учёбы начинали читать.

Наш родной язык- русский. По мнению Михаила Васильевича Ломоносова. Нашему языку присущи «великолепие испанского. Живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского». Александр Сергеевич Пушкин считал, что «язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими». Знать свой язык обязан каждый человек!

Давайте посмотрим, какими знатоками родного языка вы являетесь и как им владеете.

Представление команд

Глаголики

«Глаголить» - значит говорить.

По - русски говорить умеем,

По - русски пишем без труда.

Мы русским языком владеем!

Умники и умницы

«Нет ошибкам!» - наш девиз.

Мы грамотны - и это лучший приз!

Знатоки

Русский язык для нас не загадка,

Не будем играть с ошибками в прядки.

Мы правила знаем и их применяем!

Конкурсная часть

Конкурс «Разминка»

Каждая команда получает карточку с заданиями. За правильно выполненное задание - 1 балл. Максимально можно получить 6 баллов.

КАРТОЧКА 1

Найди «лишнее» слово: строка, земля, гряда, походка.

Дополните: группа, аллея, Анна.

Найдите «лишнее» слово: поезд. Подоконник, пересадка, сельский.

Что общего в словах: печка, свечка. сочный, ёлочный.

Прочитайте: ( й ож). Верна ли эта звуковая запись слова?

Дополните: дочь, мышь, рожь.

Ведущий. Возьмите карточку 2. Прочитайте текст и ответьте на вопрос.

КАРТОЧКА 2

Три месяца находился узник в сыром и мрачном помещении. В пищу ему давали только хлеб сухой и воду. Когда его освободили, в его темнице, в углу, оказалось много костей.

Откуда взялись кости?


Дети. Допущена ошибка в написании существительного с предлогом: с ухой, а не сухой.

Конкурс «Помогите»

Ведущий. У двери нашего класса я нашла пакет, а в нём записка:

К вам, ребята, мы спешили,

Познакомиться решили.

Но вчера упали с кочки

И распались на кусочки.

Помогите! Помогите!

Из кусочков нас сложите.

В конверте «сердцевинки» цветов: звук, слово, части речи - и лепестки звонкий, глухой, твёрдый, мягкий, согласный, окончание, приставка, корень, суффикс, прилагательное, основа, предлог, глагол, существительное, предлог.

Каждая команда собирает свой цветок.

Конкурс «Тарабарский язык»

Ведущий. Благодаря тому что все слова в русском языке относятся к какой - нибудь части речи, появляются такие весёлые стихи.

На доске:

Варкалось. Хливкие шорьки

Пырялись по наве:

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики в мове.

(Л. Кэрролл)

- Определите части речи во втором предложении.

Дети записывают на листочках предложение, сверху надписывают части речи.

Конкурс «Слово делится на части»

Ведущий

-Ах! Какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей.

«

КАРТОЧКА 3

Пере, нос, нас, и , ть

По, па, ход, к, а

Угол, оч, ек, икСоберите» слово. Осторожно, возможны ловушки!

Конкурс «Угадай пословицу»

Ведущий. Каждое слово имеет свлй смысл, значение. А некоторые слова могут быть противоположны по смыслу: лёгкий-тяжёлый, весёлыи- грустный. Перед вами пословицы-перевёртыши. Кто сможет прочитать их? Подчёркнутые слова не изменены.

На доске

Новый враг хуже старых двух.

Плохая слава дешевле бедности.

Всё плохо, что плохо начинается.

За каждую правильно составленную пословицу даётся 1 балл.

Ведущий. Как вы их понимаете?

Конкурс «Исправьте ошибки»

Команды получают карточки с текстом, в которых надо найти и исправить ошибки. За каждую найденную ошибку засчитывается один балл.

КАРТОЧКА 4

Зимние каникулы я правел у дяди серёжи Однажды ночю лес занисло пушыстым снегом. Мы расчистили трапинку к старошке, а потом катались налыжах. Заденешь ветку - политит тебе в лицо мяхкий снежок.

Конкурс «Крылатые выражения»

Ведущий. Ярким и точным называем мы наш язык, одно из средств языка - крылатые выражения.

Объясните, когда так говорят:

Ежата - детки хоть куда!

И что же тут дивиться!

Ведь мама держит их всегда

В ежовых ….(рукавицах)

Как это принято у змей,

Кусают за ногу гадюки.

А потому при встречи с ней

Берите, дети, ноги … (в руки)!

За обедом в разговоре

Лез в бутылку, с нами споря.

А потом сказал:

- Друзья,

Не в своей … (тарелке) я!

Дети заканчивают четверостишия и объясняют смысл выражений.

Конкурс «Загадочный сосуд»

Ведущий. У меня в руках деревянный сосуд. Особенность этого сосуда в том, что он не тонет в воде. И вот в таком сосуде обнаружилось письмо путешественника. Которое он положил в эту бутылку и отправил по воде. Я переписала начало этого письма и размножила для вас. Достаньте из конверта и прочитайте его.

Дети читают.

«Я в ужасном положении. Мой корабль потерпел крушение. Я высадился на необитаемый остров в океане»

Ведущий. Вторая часть письма размыта водой, сохранились лишь отдельные слова. Вот они.

На доске карточка со словами:

КАРТОЧКА 5

Страх, дом, помощь, смекалка, климат, корабль, умение, выдержка, возвращение, строительство, удача, путешественника в беде.

- Попробуйте придумать продолжение этой истории, употребив в своём рассказе эти слова. Выигрывает та команда, которая составит самый интересный рассказ.

Итог конкурса

Ведущий. Молодцы! Вы настоящие знатоки русского языка. Итоги нашего конкурса подведёт жюри.

Награждение победителей.

Литература:

  1. Бырылкина, Л.П. Внеклассные мероприятия 2 класс [Текст]/Л.П. Барылкина, Л.Н. Яровая, Т.И. Цыбина. - 2-е изд. доп. - Москва:Вако, 2005. - 208 с.
  2. Макеева, В. Конкурс знатаков русского языка [Текст]/ В.Макеева// Первое сентября. - 2004. - №22. - с 12-13.
  3. Максимова, Т.Н. Классные часы в школе 2 класс [Текст]/ Т.Н. Максимова - Москва: «Вако», 2009. - 268 с
  4. Радионова, Е. Мы искали и нашли - три склонения прошли! [Текст]/ Е. Радионова// Первое сентября. - 2004. - №22. - с 14-15.
  5. Савинова, С.В. Праздники в начальной школе [Текст]/ С.В. Савинова - Волгоград: Учитель, 2003. - 103 с



© 2010-2022