Конспект урока - исследования + презентация Свойства воды, 3 класс окружающий мир

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Городской конкурс профессионального мастерства педагогов образовательных учреждений «Мой лучший урок»


Урок окружающего мира в 3 классе

(учебник: А.А.Плешаков «Окружающий мир»)





Автор: Рулёва Анжелика Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №49» г. Калуги

Калуга, 2015


Тема. Вода. Свойства воды. (Урок- исследование)

Цель урока: организовать работу для изучения свойств воды, создать условия для выполнения это работы.

Развивать личность школьника на основе формирования умения учиться, развивать внимание, мышление, память, способствовать развитию научной речи.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой формах работы. Воспитывать трудолюбие и ответственность. Планируемые результаты. В предметной области: учащиеся научатся с помощью опытов исследовать свойства воды, анализировать, доказывать предположения, делать выводы в устной и письменной форме, выполнять опыт по инструкции, составлять план ответа при помощи «помощников» представления работы, сравнивать свойства воды и воздуха. В личностной области: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности. В метапредметной области: Уметь определять и формулировать тему и цель урока, принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, высказывать свои суждения на основе проведённых опытов. (Регулятивные УУД)
Осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника, выполнения опытов, собственных наблюдений, понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической. (Познавательные УУД) Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых группах;  допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам. (Коммуникативные УУД)
Основные понятия, формируемые на уроке. Свойства воды - без цвета, без запаха, без вкуса, прозрачность, текучесть, растворитель, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.
Основные ресурсы: Плешаков А.А. Окружающий мир Учебник для 3 класса \ А.А. Плешаков.-М., 2013\ Дополнительные: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Свойства воды», оборудование для опытов, инструкция, «помощники» ответов, рабочая тетрадь, карточки со словами, карточка-таблица.
Организационные формы работы: фронтальная, групповая, самостоятельная
Используемые технологии:

  1. Технология личностно-деятельностного обучения
  2. Иформационно-коммуникационные технологии
  3. Технология исследовательской деятельности
  4. Технология коммуникативного общения

Ход урока (индуктивный тип)
1.Организационный момент (Приветствие)
Задачи этапа урока Деятельность учеников Деятельность учителя Планируемые результаты

Предметные УУД Настрой на учебную деятельность Настраиваются на учебную деятельность Организует и создаёт условия для мотивированной учебной деятельности
Уметь выполнять требования к уроку, правила поведения на уроке
2.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Задачи этапа урока Деятельность учеников Деятельность учителя Планируемые результаты

Предметные УУД Включение в учебную деятельность Слушают фонограмму Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Уметь слушать вопросы, осмысливать и отвечать на них (коммуникативныеУУД)
Звучит фонограмма шума воды в течение нескольких секунд. Учитель. Что услышали? Что представили? Какие чувства вызывает шум воды?
3. Актуализация знаний.
Задачи этапа урока Деятельность учеников Деятельность учителя Планируемые результаты

Предметные УУД Проверка знаний, полученных ранее, Актуализация темы, постановка проблемы Отвечают на вопросы, определяют проблему, формулируют тему и цель урока Организует диалог с детьми, в ходе которого формулируется проблема урока Уметь отличать разные состояния воды при помощи отгадок на загадки Уметь излагать ответы, слушать ответы других, отгадывать загадки (коммуникативные, познавательные УУД)
Учитель. Докажите, что вода самая главная жидкость на Земле.
Дети. Вода входит в состав любого организма. Вода кормит и поит все живые существа. Вода является домом для водных животных и растений. Человек использует воду для приготовления пищи, уборки помещения, для гигиены тела. Вода работает на гидроэлектростанциях - добывает электрический ток. Без воды невозможно сделать бумагу, ткани, резину, пластмассу, лекарства и многое другое. А ещё вода - самая широкая, самая удобная дорога. По бесчисленным рекам, морям и океанам день и ночь плывут суда - везут тяжёлые грузы и пассажиров. 2)Учитель. Отгадайте загадки:

  • Течёт, течёт - не вытечет
Бежит, бежит - не выбежит. (река)
  • Рыбам зиму жить тепло
Крыша - толстое стекло. (лёд)
  • Скатерть бела всю землю одела. (снег)
  • Сквозь густую пелену
Ничего я не пойму Дом, деревья, водоём Серый гость накрыл плащом. (туман)
(Карточки с отгадками дети находят на угловых зрительных метках)
Учитель. Как вы думаете, почему воду считают удивительным веществом на Земле? Дети. Вода может находиться в трёх состояниях. Учитель. Итак, мы всё сказали про воду. Кажется, мы всё знаем о ней или не всё? (пауза) Как вы думаете, есть ли у воды особые свойства, о которых мы ещё не знаем? Дети. Думаем, что есть. Учитель. Хотели бы про них узнать? Тогда сформулируйте тему нашего урока. Дети. Мы будем изучать свойства воды. Слайд№1 Учитель. С какой целью мы будем это делать? Дети. Чтобы узнать больше о воде, может нам это пригодится в жизни.
  1. Исследование в малых группах.

Задачи этапа урока Деятельность учеников Деятельность учителя Планируемые результаты

Предметные УУД Проведение исследований по плану, решение проблемы, вывод Проводят исследования по плану, решают проблему, делают вывод в результате групповой работы Организует исследовательскую работу учащихся Узнать в ходе опытов свойства воды Уметь добывать новые знания, запоминать их, работать в группе. (Познавательные, коммуникативные УУД)

Класс делится на 6 групп по 4 человека для проведения опыта и одна группа из 3 человек для наблюдения за загрязнённой водой) давайте вспомним, как нужно работать в группе. Слайд№2 Каждая группа получает необходимое оборудование для проведения опыта и инструкцию как выполнять опыт. В инструкции есть указания для каждого участника группы: кто-то выполняет опыт, кто-то контролирует, кто-то формулирует вывод, кто-то записывает вывод в тетрадь. Для своего выступления дети могут воспользоваться планом ответа, который выдаст учитель для каждой группы.
1 опыт. На столе стакан с водой, стакан с молоком, ложка. Участник группы опускает поочерёдно ложку в стакан с молоком, а затем в стакан с водой. Приходят к выводу, что ложка видна в стакане с водой. Это говорит о свойстве воды - прозрачность. 2 опыт. На столе стакан с водой и полоски цветной бумаги. Дети поочерёдно сравнивают цвет бумаги с цветом воды. Приходят к выводу, что вода бесцветная.
3 опыт. На столе стакан с водой, пузырёк с душистым веществом, например, духи. Дети нюхают воду в стакане, а затем духи. Приходят к выводу, что вода не имеет запаха.
4 опыт. На столе стакан с водой, стакан с чаем или компотом. Дети пробуют на вкус чай, а затем воду. Приходят к выводу, что вода без вкуса.
5 опыт. На столе два стакана с водой, палочка для размешивания, немного соли и немного измельчённого мела. Дети насыпают в один стакан соль, а в другой - мел, размешивают палочкой и приходят к выводу, что соль исчезла в стакане, то есть растворился, а мел осел на дно стакана. Это говорит о свойстве воды - растворитель некоторых веществ.
6 опыт. На столе стакан с водой, ложка, дощечка. Дети наливают ложку воды на дощечку и приходят к выводу, что вода растекается. Это говорит о свойстве - текучесть.
7 опыт. Наблюдение за загрязнённой водой. На столе стакан пустой, стакан с водой, палочка для размешивания, специальная бумага для фильтра, речной песок. Группа детей по рисункам учебника делают фильтр и пропускают воду через фильтр. Делают вывод, что воду можно отфильтровать.
Физкультминутка. На болоте две лягушки - две зелёные подружки, Утром рано умывались, полотенцем растирались, Ручками хлопали, ножками топали. Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались. Вот здоровья в чём секрет, всем друзьям - физкультпривет!

5. Обмен информацией.
Задачи этапа урока Деятельность учеников Деятельность учителя Планируемые результаты

Предметные УУД Первичное закрепление нового материала Рассказывают о своих наблюдениях Помогает детям собирать карточки с названиями свойств и закреплять их на сенсорный крест. Уметь систематизировать знания, полученные в ходе исследования. Уметь рассказать по плану о своих наблюдениях за водой. (Регулятивные УУД)
Каждая группа по очереди выходит к доске и рассказывает, как они выполняли опыт, какое свойство воды они наблюдали. Дети могут воспользоваться помощниками ответов. Например:1) Мы опускали в стакан……. 2) Наблюдали, что…… 3)Сделали вывод……… Один представитель от группы снимает со стены карточку с названием свойства воды, учитель прикрепляет её на сенсорный крест. Таким образом, карточки с названием свойств собираются вместе.

6. Организация информации.
Задачи этапа урока Деятельность учеников Деятельность учителя Планируемые результаты

Предметные УУД Продолжение реализации поставленной цели Дети наблюдают новые опыты Демонстрирует два опыта, с целью выявления новых свойств Узнать ещё о новых свойствах воды Уметь ориентироваться в своей системе знаний (Регулятивные УУД)

Учитель. Какие свойства воды вы обнаружили, проделывая опыты? Дети перечисляют. Слайд№3 (схема) Учитель. Что могут обозначать вопросительные знаки на схеме? Дети. Возможно, есть ещё свойства, которые мы не рассмотрели Учитель демонстрирует ещё два опыта: нагревает и охлаждает воду, чтобы выявить ещё два свойства - расширение воды при нагревании и сжимание воды при охлаждении. Теперь все свойства изучены, снова на слайде можно увидеть схему, но без вопросительных знаков. Слайд№4

  1. Связывание информации. Обобщение.

Задачи этапа урока Деятельность учеников Деятельность учителя Планируемые результаты

Предметные УУД Обобщить полученные знания, самостоятельная работа Дети обобщают полученные знания и заполняют сравнительную таблицу Организует диалог с детьми, даёт задание практического характера. Уметь сравнивать свойства воды и воздуха Уметь производить действия со знаками и символам (позна вательные УУД)
Учитель. Где в быту, в жизни мы используем свойство воды - растворитель? Дети. Когда размешиваем сахар в воде. Учитель. Могут ли нам пригодится знания о свойстве воды как расширение при нагревании? Дети. Да, когда кипятим чайник, надо наливать воду не до самого края чайника. Учитель. Как можно очистить загрязнённую воду? Дети. Пропустить через фильтр. Учитель. Достаточно ли этого, чтобы пить эту воду? Дети. Нет. Учитель. Что нужно сделать ещё? Дети. Прокипятить Учитель. Со свойствами какого вещества, мы познакомились на прошлом занятии? Дети. Воздух. Учитель. Сравните свойства воды и воздуха. Сделайте вывод. ( Дети заполняют таблицу), а затем проверяют её по эталону. Слайд№5




Свойства Вода Воздух Прозрачность + + Без цвета + + Без вкуса + + Без запаха + + Текучесть + - Растворитель + - При нагревании расширяется + + При охлаждении сжимается + +

  1. Рефлексия.

Задачи этапа урока Деятельность учеников Деятельность учителя Планируемые результаты

Предметные УУД Зафиксировать новое содержание урока, организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности Отвечают на вопросы, дают самооценку деятельности на уроке Организует фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности.
Уметь самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия, способность положительной самооценки на основе успешной учебной деятельности. (регулятивные УУД)
Учитель. О каких свойствах воды вы теперь знаете? Как мы изучали эти свойства? Что вас удивило в процессе работы? Что показалось интересным при изучении темы? Что показалось самым сложным? Что самое важное узнали?





Список литературы 1.Н.Б. Шумакова Развитие исследовательских умений младших школьников\Москва. Просвещение2011\ 2. Плешаков А. А. Окружающий мир: учебник для 3 класса\ А.А. Плешаков.-М., 2013\ 3.По пути к высоким стандартам (Сборник информационно-методических материалов) Калуга 2011

© 2010-2022