Статья на тему Профессионально – личностный рост учителя – основной ресурс успешного внедрения ФГОС в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Направление «Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

Шабунина Светлана Борисовна,

руководитель ШМО

начальных классов,

МОУ Платошинская СОШ

Пермского района

Профессионально - личностный рост учителя - основной ресурс успешного внедрения ФГОС в начальной школе.

Инновацией в образовании называют

целенаправленное изменение, вносящее

в систему новые элементы, вызывающие

её переход из одного состояния в другое.

М. М. Поташник. Статистические данные: Учитель высшей категории - 3 ч. Учитель 1 квалификационной категории - 4 чел. Учитель 2 квалификационной категории - 1 чел.

Грамота Министерства образования и науки Пермского края - 5 учителей.

Почётный работник общего образования - 2 учителя.

Профессиональный рост учителя начальных классов.


Уровень

2011 - 2012 уч.г.

2012-2013 уч. год

Муниципальный

«Золотое яблоко» - 3 учит.

«Золотое яблоко» - 4 учит.

Федеральный

1.«Педсовет 21» - 2 учит.

2. «Открытый урок» - 1 учит.

1. «Педагогические инновации в моей практике» - 1 учит.

2. «Урок 2020» - 5 учит.

Публикации

Краевой уровень

Федеральный уровень

1.«В поддержку общественного движения за улучшение экологической обстановки и сохранения открытой среды» - 2 учит. (край)

2. «Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей в условиях реализации ФГОС» -3 учит. (край)

1.Журнал «Метод-сборник» - 1 учит. (федерал. ур.)

2. Материалы общероссийского семинара по формированию гражданской идентичности - 3 учит.

Участие в конференции

«Здоровьесберегающее обучение и воспитание в условиях перехода на ФГОС» - 2 уч. (край)

«Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей в условиях реализации ФГОС» -1 учит. (край)

1 «Разработка и экспериментальное внедрение моделей психолого-педагогической подготовки педагогов и родителей в рамках социального партнёрства института семьи и образовательного учреждения по формированию гражданской идентичности» - 2 учит.

Карта высоких достижений учащихся начальных классов

См. приложение 1.

Методическая работа

1.Участие в апробации «Формирование гражданской идентичности»4 учит.

2. Проект «Школа цифрового века» - 7 учит.

1.Участие в апробации «Формирование гражданской идентичности»- 6 учит.

2.Районный Методический день «ФГОС: формирование УУД» - 3 учит.

3. Проект «Школа цифрового века» - 8 учит.



Введение ФГОС ООО - одна из инноваций в современном образовании. Для эффективного протекания инновационных процессов в школе требуются инновационные подходы к построению систем их методического обеспечения. Одним из таких подходов является проектирование систем методического сопровождения инновационной деятельности педагогов. Инновационный потенциал педагогического коллектива - это способность к саморазвитию и реализации в сфере образования новых идей, проектов, технологий. Система показателей инновационного потенциала педагогического коллектива:

  1. Восприимчивость педагогов к новшествам.

  2. Готовность педагогов к освоению новшеств.

  3. Степень новаторства педагогов.

  4. Степень творческой активности членов педагогического коллектива.

  5. Развитость коммуникативных связей педагогов.

Основные направления деятельности МО учителей начальных классов:

- повышение квалификации педагогических кадров, их самообразование,

- обеспечение научно-методической работы,

- обобщение и распространение передового педагогического опыта,

- проведение мастер - классов, - создание информационного банка данных ОУ по введению материалов ФГОС общего образования второго поколения, - организация работы по инструментальному сопровождению введения требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования,

- участие в педагогических конкурсах, публикации своего опыта в СМИ,

- работа с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебной деятельности, - участие учащихся в различных предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях и выставках. Методическая тема 2012 - 2013 учебного года «Формирование коммуникативных УУД в процессе УВР в соответствии с требованиями ФГОС 2-го поколения». Цель работы: совершенствование педагогического мастерства, компетентности учителей начальных классов в части формирования коммуникативных УУД в соответствии с требованиями ФГОС 2-го поколения. Учителя начальных классов решали следующие задачи: - внедрить в практику технологию развития критического мышления, информационно-коммуникационную, игровую, технологию проблемного обучения; -накопить дидактический материал, соответствующий новым ФГОС; -совершенствовать формы работы с одаренными учащимися; -осуществлять психолого-педагогическую поддержку слабоуспевающих учащихся; -выявлять и обобщать передовой педагогический опыт в работе учителя начальных классов. Ожидаемые результаты работы: -овладение учителями МО системой преподавания предметов в соответствии с новым ФГОС; -создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей, коммуникативных УУД. - рост качества знаний обучающихся. В течение 2012 - 2013 учебного года прошло четыре тематических заседания:

  1. «Формирование коммуникативных УУД, необходимых учащимся для достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в рамках ФГОС. Виды заданий».
  2. «Изучение и внедрение новых педагогических технологий по формированию коммуникативных УУД у учащихся начальной школы».
  3. «Проблемный диалог - средство формирования коммуникативных УУД».
  4. «Проектная деятельность как форма формирования коммуникативных УУД у учащихся начальной школы».
Теоретическую часть раскрывали учителя, представляя изученный материал на ШМО, муниципальных и краевых семинарах В первом полугодии 2012 - 2013 провели форум учителей начальной школы с воспитателями ДОУ по теме «Организация и проведение учебных занятий в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ФГТ дошкольного образования». Цель форума: изучение и соотнесение требований к учебному занятию в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ФГТ дошкольного образования. В форуме приняли участие 22 педагога. Некрасова Л. И. показала урок окружающего мира во 2 классе по теме «Подготовка к проекту «Моя страна» и обобщила опыт работы по новым образовательным стандартам. Руководитель ШМО учителей начальных классов познакомила с требованиями к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС НОО, методист ДОУ познакомила с требованиями к занятию в детском саду в соответствии с требованиями ФГТ. Приняли решение - продолжить совместную деятельность школы и дошкольного учреждения для успешного внедрения ФГОС и ФГТ. Во втором полугодии учителя начальной школы приняли участие в родительской конференции «Партнёрство семьи и школы по формированию гражданской идентичности обучающихся». В соответствии с планом ШМО проведена методическая неделя в начальной школе по теме «Формирование коммуникативных УУД в процессе УВР в соответствии с требованиями ФГОС 2-го поколения».
Цель: совершенствование педагогического мастерства учителей.
Задачи:
1. Пополнять «методическую копилку» учителей знаниями об инновационных технологиях, формах и методах работы с учащимися по теме. 2. Повышать творческую активность педагогов и качество проведения учебных занятий на основе внедрения компьютерных и игровых технологий. 3. Выявлять, обобщать и распространять опыт творчески работающих учителей.

Формы демонстрации профессиональных достижений были выбраны самими учителями в виде:

- открытых уроков;

- выставки и демонстрации методических наработок и электронной копилки (презентаций к различным урокам) в начальной школе. Начальное образование призвано решать свою главную задачу - закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка: систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результативность. Необходим поиск адекватных способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которого можно достичь новых образовательных результатов.
1. Братчикова С. Д. обобщила опыт работы по методике оценивания в 1 классе «Активизация деятельности детей в начальной школе в урочное и внеурочное время», продемонстрировала портфолио учеников. 2. Михайлечко Г. К. представила разработки курса «Риторика», познакомила с дидактическим материалом по предметам для первого класса. 3. Соколова Е. В. показала урок по предмету «Общественно бытовой труд» по теме «Пища». Педагог использовала ролевые игры: отрабатывала правила поведения в магазине, распределение обязанностей. Ученики справились с поставленной перед ними задачей.
4. Шабунина С. Б. провела урок русского языка в 4 б классе по теме «Сложные предложения с союзами и, а, но». Педагог использовала проблемно-деятельностный метод при формировании коммуникативных УУД: учащиеся в группах продемонстрировали умения анализировать, сравнивать, вести самостоятельный поиск, делать обобщения по теме урока. 5. Некрасова Л. И. показала урок - исследование в 3 классе по окружающему миру по теме «Почва - важнейшая часть экосистемы». Педагог продемонстрировала взаимодействие с учителями - предметниками, они выступили в роли тьютеров. Урок имел воспитательное воздействие на ученика: формировал у него готовность к творческой деятельности, повысил самооценку. 6. Волгарева Н. А. провела урок русского языка во 2 б классе по теме «Связь слов-предметов и слов-признаков». Учитель использовала проблемно - диалоговый метод при проведении урока. 7. Токарева С. М. провела урок русского языка во 2 а классе по теме «Связь слов-названий, слов-признаков». Педагог продемонстрировала использование «ресурсного круга», который позволил создать благоприятные предпосылки для мотивации учеников. Открытые уроки посетили заместитель директора школы по УРВ, ВР, психолог, педагоги начальной школы, среднего и старшего звена. Все уроки и запланированные мероприятия прошли на достаточно высоком уровне с использованием игровых и компьютерных технологий.
У учителей начальных классов сложился индивидуальный стиль профессиональной деятельности, проявилось предпочтение определённым современным педагогическим технологиям: технологии развития критического мышления, информационно-коммуникационной, игровой, технологии проблемного обучения.

ВЫВОД: методическая неделя вызвала положительный отклик среди учителей и способствовала не только профессиональному росту, но и сплоченности коллектива.
Было принято решение:
- материалы методической недели выложить на сайт школы,

- принять участие в педагогическом конкурсе «Метапредметный урок».

В 2012-2013 учебном году завели мониторинг «Смысловое чтение». Выявлены проблемы, намечены пути их решения (приложение 2).

Заключение: инновационный потенциал учителей начальных классов нашей школе на высоком уровне.

Статья на тему Профессионально – личностный рост учителя – основной ресурс успешного внедрения ФГОС в начальной школе. «Методическая работа в школе, если она грамотно организована, это основанная на науке и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте целостная система взаимосвязанных мер, нацеленная на обеспечение роста учителя, развитие его творческого потенциала, и. в конечном итоге, на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализации и сохранения здоровья учащихся».

М. М. Поташник.

Литература:


  1. Федеральный общеобразовательный стандарт начального общего образования. Издательство «Просвещение».

  2. «Планируемые результаты начального общего образования» Ковалёва Г. С., Логинова О. Б.

  3. Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли». Асмолов А. Г.





Приложение 1.

Выдержки из публичного доклада «Об итогах работы

МОУ Платошинская средняя общеобразовательная школа

за 2012 - 2013 учебный год»


Особенности образовательного процесса.


На начало учебного года приступили к обучению 142 ученика, на конец учебного года завершили обучение - 142 ученика. Учебные результаты выглядят следующим образом:

Класс

Количество учеников

Качество обучения

Качество обучения, %

Пропуски

Пропуски без уваж. причины

1

37

-

-

895

-

2

27

19

56 %

1056

-

3

30

17

57 %

717

-

4

48

26

54 %

978

-

1 - 4

142

55

52,4 %

3646

-

Особенностью образовательного процесса в 2012-2013 учебном году явилась работа учреждения по повышению качества работы в области математического образования.

Создана система поддержки мотивированных детей:

  • муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников;

  • очные олимпиады для школьников дистанционного уровня (Международная олимпиада по основам наук, Международный математический конкурс «Кенгуру», Всероссийский конкурс «Инфознайка», Всероссийский командный турнир «Умка» - «Сфера знаний», Всероссийская дистанционная олимпиада по математике «Математический калейдоскоп»);

  • внешний мониторинг в начальных классах.


Состояние преподавания математики в начальной школе

2012-2013 учебный год

Ф. И. О. учителя

Класс

Качество обучения

2011-2012 уч. г.

внешний мониторинг (тестовый балл)

внутренний мониторинг (качество обучения, %)

Октябрь

Декабрь

март

май

2чт

3чт

4чт

год

Волгарева Н.А.

-

-

56,3

45,18

60,1






Токарева С.М.

-

-

51,3

58

46,6






Некрасова Л.И.

2

-

49,4

50,9

53,48

50,9



61

59

59%

Токарева С.М.

68

58,4

55,2

63

62,25

65

59

71

78

71%

Шабунина С.Б.

57

67,7

52,4

69,4

60,6

53

63

72

66

66%

Братчикова С.Д.

69

44,7

53,3

48,17

52,0

75

83

83

71

75%

Петрова Т.Ф.

62

46,5

51,2

49,39

58,0

60,8

58

54

70

63%

итого


64%

53,3

52,9

55,2

55,7





66,8%



ср. балл - 54,29







Другой особенностью работы школы по переходу на ФГОС ООО явилось методическая работа по повышению профессиональной компетентности педагога.

Повышение профессиональной компетентности педагогов организовывалось в следующих направлениях:

  • обучение на КПК

  • организация и проведение школьных методических недель

  • изучение материалов ФГОС

  • самообразование: работа над методической темой

  • участие в работе районных мероприятий по введению ФГОС

  • участие в работе методических совещаний, педсоветов ОУ

  • апробационная деятельность в рамках краевой апробационной площадки по введению ФГОС ООО

Все учителя начальной школы имеют курсовую подготовку по внедрению ФГОС. Кроме этого, все педагоги посетили семинары по введению ФГОС.

Каждое методическое объединение (а их в школе 4: начальных классов, гуманитарного цикла, учителей математики и информатики, естественнонаучного направления) работало по узкой методической теме, подчиненной вопросам введения ФГОС:

  • ШМО учителей начальных классов: «Формирование коммуникативных УУД в учебно-воспитательном процессе»;

  • ШМО учителей гуманитарного цикла: « Воспитание квалифицированного читателя в соответствии с требованиями ФГОС ООО»;

  • ШМО учителей математики и информатики: «Формирование познавательных УУД на уроках информационно-математического цикла»;

  • ШМО учителей естественнонаучного цикла: « Развитие профессиональных компетенций учителей в области исследовательской деятельности».

Взаимодействие методических объединений было обеспечено такими формами деятельности: теоретические чтения по материалам ФГОС НООО и ФГОС ООО, методические совещания, педагогический совет, методические недели в рамках ШМО учителей гуманитарного цикла, ШМО учителей математики и информатики, учителей естественнонаучного цикла. Эффективной формой представления опыта работы методического объединения и деятельности отдельного учителя явилась методическая неделя. В рамках недель все учителя того или иного МО провели открытые уроки по заявленной ШМО теме недели. Для посещающих уроки каждого МО были разработаны карты экспертов, на рабочих заседаниях ШМО изучались теоретические вопросы ФГОС, подведение итогов недели проводилось в рамках методического часа. Всего учителями начальных классов было представлено 10 открытых занятий. Необходимо отметить, что данная форма работы активизировала деятельность педагогов, подвигнула к творчеству и аналитической деятельности. Анализ открытых занятий показал степень постижения педагогами идей ФГОС ООО, опыт формирования УУД на уроке, уровень владения профессиональными компетенциями . Взаимодействие с ШМО начальной школы было обеспечено посещением уроков администрацией школы, учителями основной школы, представлением опыта деятельности на школьном семинаре «Организация и проведение учебных занятий в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ФГТ дошкольного образования», проведенного совместно с представителями детского сада в феврале 2013 г., в рамках которого были проведены 2 открытых урока (в 1 и во 2 классах), а также на педагогическом совете «Механизмы введения ФГОС ООО» (апрель 2013 года). Современные требования к деятельности учителя включают организацию мониторинга учебных достижений учащихся по предмету, качества преподавания. Эта деятельность наблюдается у учителей всех ступеней, но в строгой системе она присутствует у учителей начальной школы - они делятся опытом с коллегами основной и старшей школы по ведению мониторинга качества обученности (здесь не говорим о внешнем мониторинге) в рамках реализации ФГОС НОО. Ведение мониторинга и следующая за ним аналитическая деятельность, а затем - проектирование дальнейших шагов по коррекции и повышению показателей - это также один из признаков профессиональной компетентности учителя. В повышении профессиональной компетентности учителя ходе реализации ФГОС НОО и подготовки к введению ФГОС ОО большую роль играет психологическая составляющая, так как качественное формирование УУД невозможно без участия психологической службы. В рамках психологического сопровождения образовательного процесса для учителей школы проводятся семинары-практикумы под руководством школьного педагога-психолога.

Традиционным направлением остается в школе работа по развитию социальной активности учащихся и развитию их учебных способностей.

Всего приняли участие в олимпиадах, конкурсах - 86 учащихся.

Учителя, подготовившие трех и более призеров, - Мелехина Г. В., учитель математики и информатики, Сапожникова Е. С., учитель математики и информатики, Петрова Т. Ф., учитель начальных классов, Братчикова С. Д., учитель начальных классов, Шабунина С. Б., учитель начальных классов

Победители и призеры интеллектуальных конкурсов и олимпиад в

2012 - 2013 учебном году


  • Краевая олимпиада по краеведению «Рысенок»:

Меркучева Алина, 4 класс - диплом победителя;

Ширяева Дарья, 4 класс - диплом I степени;

Некрасова София, 4 класс - диплом II степени.

  • Всероссийская дистанционная олимпиада «Юный патриот России»:

Конин Александр - 4 класс - диплом II степени;

Михайлечко Данил - 4 класс - диплом II степени;

Разепин Никита - 4 класс - диплом II степени.

  • Всероссийский конкурс «Интеллект-экспресс», номинация «Любимая природа» - Ширяева Дарья, 4 класс - диплом победителя.

  • Всероссийский конкурс детского творчества «Талант с колыбели»:

Ковалева Анна, 4 класс - диплом II степени

Керова Дарья, 3 класс - диплом лауреата.

  • Всероссийский конкурс детских исследовательских работ «Мои первые открытия»:

Меркучева Алина, 4 класс - диплом победителя;

Конев Дмитрий, 4 класс - диплом победителя;

Лапшина Кристина, 4 класс - диплом победителя;

Пирожков Егор, 4 класс - диплом победителя.

  • Всероссийская дистанционная мультиолимпиада-марафон «Муравейник 2013»:

Ковалева Аня, 4 класс - диплом победителя;

Ширяева Дарья, 4 класс - диплом победителя;

Бояршинова Ксения, 4 класс - диплом победителя;

Воробьева Марина, 4 класс - диплом победителя;

Густокашина Виктория, 4 класс - диплом победителя;

Лапшина Кристина, 4 класс - диплом победителя;

Пирожков Егор, 4 класс - диплом победителя;

Пономарева Арина, 4 класс - диплом победителя;

Рогозина Карина, 4 класс - диплом победителя;

Смирнова Анна, 4 класс - диплом победителя;

Чиж Виктория, 4 класс - диплом победителя.

  • Всероссийская дистанционная олимпиада по математике «Математический калейдоскоп»:

Густокашина Виктория, 4 класс - диплом победителя;

Лапшина Кристина, 4 класс - диплом победителя;

Пономарева Арина, 4 класс - диплом победителя;

Смирнова Анна, 4 класс - диплом победителя.

  • Краевой конкурс «Моя Родина - Пермский край»:

Некрасова Софья, 4 класс - диплом победителя.

  • Краевой конкурс учебно-исследовательских работ «Муравьишка»:

Некрасова Софья, 4 класс - грамота за успешное выступление;

  • Краевой конкурс «Я поэт, писатель, публицист»:

Шаньшерова Ирина, 4 класс - диплом 2 степени;

Федосеева Софья, 3 класс - диплом 3 степени;

Ширяева Дарья, 4 класс - грамота.

  • Краевой конкурс памяти пермского журналиста Валерия Дементьева:

Керова Дарья, 3 класс - диплом победителя;

Ковалева Анна, 4 класс - диплом победителя.

  • Муниципальный тур «Марафон знаний»:

Мелехин Ян, 4 класс: русский язык - 2 место; математика - 2 место; окружающий мир - 1 место.

  • Муниципальный этап творческого конкурса «Открой дверь в сказку»:

Колесникова Юлия, 2 класс - диплом победителя;

Юмина Виктория, 1 класс - диплом победителя;

Шаравьева Алена, 3 класс - диплом победителя.


К числу самых ярких учебных достижений 2012 - 2013 учебного года нужно отнести следующие:


  • Учреждение вошло в число «100 первых школ Пермского края» в 2012-2013 уч. году;


  • Отличники 2013 года

ФИО

Класс

Классный руководитель

1. Шаньшерова Елизавета Сергеевна

2. Воробьев Егор Ильич

3. Гулина Диана Владимировна

Токарева С. М.

Шабунина С. Б.

4. Баксанова Вера Сергеевна

5. Колесова Юлия Николаевна 6. Кулешова Дарья Юрьевна

7. Смирнова Ульяна Викторовна

8. Собянина Мария Дмитриевна

Сапожникова Е. С.

9. Лапшин Дмитрий Владимирович

10. Пономарева Алина Сергеевна

11. Толстик Алена Александровна

Мелехина Г. В.


  • Ученические коллективы - победители школьных конкурсов:

«Лучший класс года» - 10, 7а, 4а классы,

классные руководители: Леонова Н. И., Сапожникова Е. С., Петрова Т. Ф.

«Самый спортивный класс» - 4б, 5 классы,

классные руководители: Братчикова С. Д., Алексеева О. В.

.

«Самый читающий класс» - 2, 3а, 3б классы,

классные руководители: Некрасова Л. И., Шабунина С. Б., Токарева С. М.




Приложение 2.

Мониторинг «Смысловое чтение».

Проверка читательской компетенции в 1 - 3 классах

Апрель 2012 - 2013 уч. года.

Перед проведением мониторинга были разработаны критерии оценивания.

Критерии оценивания.

  1. Умение находить фактуальную информацию.

  2. Умение находить тематическую лексику.

  3. Умение видеть незнакомые слова.

  4. Умение видеть позицию автора (его отношение к описываемому).

  5. Умение выразить собственное отношение к прочитанному (к героям).

  6. Умение задать вопрос по содержанию (1 вопрос).

В 1 классах участвовали в мониторинге 35 учащихся.

Уровень

Результат

Высокий

12 уч.

Средний

7 уч.

Ниже среднего

10 уч.

Низкий

6 уч.

Качество выполнения - 54%

Не справились - 17% (Батуев М., Киряков Д., Сидорова Е., Черноусов З., Григорьева В., Лапшин П.)

Во 2 классе участвовали в мониторинге 25 учащихся.

Уровень

Результат

Высокий

8 уч.

Средний

10 уч.

Ниже среднего

6 уч.

Низкий

1 уч.

Качество выполнения - 76%

Не справились - 4% (Ермолаев Артём)

В 3 классах участвовали в мониторинге 29 учащихся.

Уровень

Результат

Высокий

2 уч.

Средний

12 уч.

Ниже среднего

12 уч.

Низкий

3 уч.

Качество выполнения - 50%

Не справились - 10% (Исекеев Д., Огнёва В., Пермяков А.) Наиболее удачно учащиеся справились с первым, вторым, третьим заданиями. Эти задания требовали нахождения фактуальной информации. Очень слабо справились с четвёртым, пятым заданиями в 1-2 классах, с шестым заданием в 3 классе. Эти задания требовали умения видеть позицию автора, его отношения к описываемому. Учащиеся затруднились выразить собственное отношение к прочитанному. Затруднения вызваны неумением оформлять свои мысли на письме, малым словарным запасом. Почти половина учащихся дали краткие ответы на вопросы, не смогли объяснить значение выражения своими словами. Решение:

  1. Необходимо продолжить работу над лексическим значением слов и выражений.
  2. Учить учащихся давать полные ответы на поставленные вопросы.
  3. Подбирать задания, вопросы, направленные на умение выражать собственное отношение к прочитанному, к действиям героев.
  4. Отрабатывать умение видеть позицию автора (его отношение к описываемому).
  5. Учить задавать вопросы по тексту.
  6. Обратить внимание на орфографию при списывании текста.
  7. Продумать критерии оценивания (краткие, полные ответы).
  8. Рекомендовать использование дидактического материала по работе с текстом.
  9. Продумать список художественной литературы для чтения на период летних каникул (использование читательских дневников - удачный вариант).


1 класс.

Летучие мыши. Летучие мыши очень полезные зверьки. Они поедают вредных насекомых. Днём летучие мыши заворачиваются в свои широкие крылья, как в плащи, и висят в тёмных местах вниз головой. Наступает ночь. Вылетают они на охоту. Многие вредные насекомые летают ночью. Почти все птицы спят в это время. Поэтому «работа» летучих мышей особенно важна. (51 слово) (по Ю. Дмитриеву)

  1. Какую пользу приносят летучие мыши? (1б.)


  1. Как проводят день летучие мыши? (1б.)


  1. Когда охотятся летучие мыши? (1б.)


  1. Как вы понимаете значение выражения «полезные зверьки»? (1б.)


  1. Как автор относится к летучим мышам? (2б.)

5-6 б. -«5»

4 б. -«4»

3 б. - «3»

2 б. - «2»

1 б. - «1»


2 класс.

Птица - секретарь. Почему птицу зовут «секретарь»? Её оперение напоминает одежду секретаря в старое время. Секретарём звали писца, переписчика. В старину писец носил за ухом гусиные перья. У птицы косицы, словно перья за ушами. У неё серая куртка и короткие штанишки. Секретарь - отличный охотник на змей. Змея шипит, раздувает шею. Но птица закрывает ноги широким крылом. Другим крылом секретарь бьёт змею по голове. Змея оглушена. Птица рвёт её на части и съедает по кускам.

(по Н. Коростелёву)

  1. Чем птица - секретарь напоминает писца старых времён? (1б.)


  1. На кого охотятся птицы - секретари? (1б.)


  1. Как они защищаются от змей? (1б.)


  1. Чем птица оглушает змею? (1б.)


  1. Какой ты представляешь птицу - секретарь? (2б.)

5-6 б. -«5»

4 б. -«4»

3 б. - «3»

2 б. - «2»

1 б. - «1»


3 класс.

Муравьишки. С первыми лучами тёплого весеннего солнышка, растопившего снег на пригорках, просыпаются великие труженики - муравьи. Не тратя времени даром, они открывают все ходы, обращённые к солнцу, для просушки и проветривания помещений. Муравьи полны жизни, энергии. Суетливо бегая, они осматривают территорию и подправляют разрушенное за зиму. Так проходят первые весенние дни. Но вот и лето. Отшумели свадебные игры. Новое поколение муравьёв пополнило ряды солдат. Это крупные муравьи с большой головой и сильными челюстями. Они защищают муравейник. Появились новые фуражиры, доставляющие в муравейник пищу. Есть и молодые садоводы, которые выращивают под землёй грибы. А вот два совсем юных муравья. Это помощники пастуха. Они помогают ему разводить тлей и ухаживать за ними. Сейчас им дано важное задание - привести в муравейник новое стадо тлей. Пообщавшись друг с другом усиками, они отправились в путь. На первой же лужайке обнаружили растение, увешанное чёрными тлями. Муравьишки потрясли стебелёк - и тли попадали в траву. Расставив усики, охотники сумели окружить нескольких разбегавшихся тлей. И погнали их к муравейнику. По дороге они напились сладкой сахаристой влаги. Ведь при каждом прикосновении усиков тли выделяли капельку вкусной жидкости. Теперь жители муравейника обеспечены сладким на десерт. Муравьишки получили благодарность от самой царицы.

  1. ов)




  1. Каких муравьёв называют солдатами? Почему? (1б.)


  1. Кто такие фуражиры? (1б.)


  1. Каких насекомых - тружеников напоминают тебе муравьи? (1б.)


  1. Выпишите глаголы, которыми автор описывает трудолюбие муравьёв? (1б.)


  1. Выпишите слова, значение которых вам непонятно.(1б)


  1. Что важно для автора в его рассказе? (3б.)


  1. Какими ты представляешь муравьёв? (2б.)

9-10б.- «5

7-8 б. - «4»

5-6 б. -«3»

Ниже 5 б. - «2»


© 2010-2022