Рабочая программа по музыке

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по музыке









Пояснительная записка. Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия федерального государственного стандарта начального общего образования по предметам областям «Искусство. Музыка.» Основой отбора содержания данного учебного курса является идея самоценности музыкального искусства как человеческого творения, помогающего ребенку познавать мир и самого себя в этом мире. Содержание музыкального образования в начальной школе- это запечатленный в музыке духовный опыт человечества, в котором отражены вопросы смысла жизни, существования человека на Земле с эстетических и нравственных позиций. Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры (Д.Б.Кабалевский), где возвышенное содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений. Основные задачи уроков музыки.

  1. Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека-творца.
  2. Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.
  3. Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта-человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку.
  4. Развитие музыкального восприятия как творческого процесса- основы приобщения к искусству.
  5. Овладение интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.
  6. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, своему народу, Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира.
  7. Освоение музыкальных произведений и знаний о музыке.
  8. Овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.
Достижение целей общего музыкального образования происходит через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения во взаимосвязи с теми способами действий, формами общения с музыкой, которые должны быть сформированы в учебном процессе. Предмет « МУЗЫКА» изучается в начальной школе 135 часов, из расчета 1 час в неделю в каждом классе, а именно: В 1 классе- 33 часа; во 2-4 классах- по 34 часа в неделю в каждом. Специфика музыкальных занятий в начальной школе заключается в овладении общими способами постижения музыкального искусства, позволяющими как можно раньше представить в сознании учащихся целостный образ музыки, приобщить к музыкальной культуре, осуществить выход в проблемное поле музыки. Изучение музыки позволяет достичь личностных, метапредметных и предметных результатов в освоения учебного предмета. Личностные результаты
  1. Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
  2. Формирование основ национальных ценностей российского общества.
  3. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  4. Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.
  5. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
  7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение избегать конфликтов .
  8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  9. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты. 1.Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии. 2.Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. 3.Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению. 4.использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации. Метапредметные результаты.
  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы решения.
  4. Формирование умения понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха.
  5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
  6. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
  7. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
  8. Использование различных способов поиска ( в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Музыка»; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, форсировать( записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видио- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
  9. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.
  10. Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
  11. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  12. Готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою: излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
  13. Определение общей цели и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  14. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством компромисса и сотрудничества.
  15. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности( природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Музыка».
  16. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  17. Умение работать и материальной и информационной среде начального общего образования( в том числе с учебными моделями).
Основу программы составляет русское и зарубежное классическое музыкальное наследие, отражающее «вечные» проблемы жизни; народная музыка, музыкальный и поэтический фольклор; духовная (церковная) и современная музыка. При отборе музыкального материала учитывался принцип «независимости» той или иной музыки для данного возраста. Поэтому в репертуар программы вошли произведения, играющие исключительно важную роль в развитии музыкальной культуры школьников в данный возрастной период,- та музыка, которая может вызвать ответное чувство в душе ребенка именно в возрасте 6-10 лет. В качестве методологического основания концепции учебного курса «Музыка» выступает идея преподавания искусства сообразно природе ребенка, природе искусства и природе художественного творчества. С учетом этого программа опирается на следующие принципы:
  1. Преподавание музыки в школе как живого образного искусства;
  2. Возвышение ребенка до философско-эстетической сущности искусства (проблематизация содержания музыкального образования);
  3. Деятельностное освоение искусства;
  4. Проникновение в природу искусства и его закономерностей;
  5. Моделирование художественно-творческого процесса.
В данной программе вокально-хоровое исполнительство детей, игра на музыкальных инструментах, исполнение музыки в движении, слушание музыки рассматриваются не как виды музыкальной деятельности, а в качестве форм приобщения к музыке, являющихся лишь частным случаем по отношению к исполнительству как категории более общего порядка. В качестве же видов музыкальной деятельности в неразрывном единстве представлена деятельность композитора, исполнителя, слушателя. Объединенные восприятием музыки, эти виды деятельности отражают три необходимых условия существования музыки, развертывания музыкально-художественной деятельности как целостного явления в единстве процесса и результата. Детское творчество в программе- это не отдельный вид деятельности учащихся, связанный прежде всего с «досочинением» детьми элементарных ритмических и мелодических формул, интонационных схем, в результате чего музыкальное развитие ребенка сводится к поиску»мелодических штампов». Под детским творчеством понимается прежде всего готовность к творчеству, когда ученик хочет и готов постичь смысл своей деятельности, когда у него появляется ощущение необходимости сравнивать, соотносить и находить то, что лучшим образом может выразить его слышание и видение того или иного явления, события, факта, его собственное художественное отношение в целом. Именно эта внутренняя работа ученика, процесс мысленного и реального экспериментирования с выразительными средствами, становится важнее законченного результата, особенно на начальных этапах вхождения в музыку. Одной из задач учителя является создание школьной музыкальной среды, когда музыка не на словах, а на деле пронизывает всю жизнь ребенка, становясь необходимым и естественным условием его существования, ведущим фактором духовного становления личности.

Содержание программы. Идея первого года обучения- дать обобщенный образ музыки, который раскрывается в трех содержательных линиях. Первая связана с происхождением музыки как философского обобщения жизни, как явления, объективно существующего в мире независимо от нашего к нему отношения. Размышления об этом должны подвести детей к осознанию (пока ещё интуитивному) роли музыкального искусства в жизни вообще и в жизни каждого человека в частности. С самого начала музыкальное искусство не принижается « до возможностей ребенка», а наоборот- ребенок возвышается до содержательного уровня музыки как «хранилища всего лучшего, что передумало и пережило человечество» (В.В.Медушевский). Вторая содержательная линия связана с раскрытием перед школьниками музыкального искусства, широкого разнообразия форм его бытования. Для этой линии характерно, во-первых, вхождение в музыку как целостное явление через первое представление об атрибутах искусства: содержание, форма, язык музыки. Во-вторых, осознание природы музыки путем погружения в музыкальные образы как определенным образом организованную «звуковую материю» путем прослеживания процесса перерождения звука из явления физического в музыкальное, несущее образно-смысловое содержание, и посредством выведения музыкальных интонаций из их речевой праосновы как особенных эмоциональных характеристик. Третья содержательная линия- методическая или творческо-поисковая, когда школьники вводятся в музыкально- художественную деятельность с позиции композитора, исполнителя, слушателя. Эти различные, но в то же время такие единые обобщенные виды музыкально- художественной деятельности складываются в фигуру музыканта, творца, без которого музыка вообще не может появиться и существовать. Таким образом, содержание обучения в 1классе позволяет продолжить естественное для детей этого возраста «существование» в музыке. А это значит, что большое место занимают опыты детского творчества: «омузыкаливание» загадок и пословиц. Свободное музицирование на детских музыкальных инструментах, разыгрывание песен, народные музыкальные игры и т.д. В основе технологии работы с первоклассниками лежит перевод элементарных игровых действий в сферу художественной игры. В месте с тем такой путь облегчает вхождение детей в проблематику искусства, что становится новым уровнем в систематическом освоении мировой музыкальной культуры. В программе число произведений для каждого класса специально дается в несколько большем объеме, чтобы предоставить учителю возможность вариативного отношения к репертуару, т. е. в рамках указанной проблематики выбрать музыку согласно его предпочтения и уровню музыкального развития детей конкретного класса. Идея второго года обучения выражается в формулировке «как живет музыка». Здесь можно выделить две содержательные линии. Первая включает содержание, раскрывающее идею- музыка есть живой организм: она рождается, видоизменяется, вступает во взаимоотношения с жизнью и другими видами искусства. И все эти свойства живого присутствуют в любом произведении. Не увлекаясь прямым отожествлением законов музыки и жизни, учитель подводит детей к пониманию того, что музыка рождается из интонации как своей родовой основы и живет только в развитии и определенных формах. Вторая содержательная линия продолжает проблематику 1 класса, но на новом содержательном уровне- рассматривается взаимосвязь явлений музыки и жизни, их диалектичность и сложность. Основная идея содержания третьего года обучения- отражение истории и души народа в музыке России. Учитель в каждом регионе страны начнет занятия с музыки, бытующей в данной местности, с национальной музыки, постепенно охватывая ближнее и дальнее зарубежье и показывая, как музыка исторически становилась универсальным средством общения, передачи духовных ценностей. Раскрытие этой идеи начинается с уроков-монографий, благодаря которым школьники вводятся в интонационную атмосферу русской классической музыки, в многообразие её форм и жанров. Знакомство с ней подводит детей к ответу на вопрос: «Как и почему мы чувствуем родственность отечественной музыки?». Ответ на него требует специального содержания обучения, которое объединяется в две содержательные линии. Первая погружает школьников в истоки происхождения народного творчества, в сущность национального музыкального искусства через изучение фольклора, при этом делается акцент на выявлении «механизма» преломления в музыке национальных черт характера. Вторая содержательная линия раскрывает соотношение народной и композиционной музыки как двух этапов становления национальной музыкальной культуры. Через их преемственность (в частности, на основе обработок народной музыки) утверждается мысль, что «музыку создает народ, а мы, композиторы, её только аранжируем» (М.И.Глинка). Кульминацией проблематики года становится рассмотрение места и значения русской классической музыки в музыкальной культуре мира. Основная идея содержания четвертого года обучения- развернуть перед выпускниками начальной школы музыкальную партитуру мира, услышать в ней голос России и свой собственный голос. В рамках этой идеи исследуется взаимодействие русской музыки и музыки ближнего зарубежья с мировой музыкальной культурой. Здесь две стороны проблемы: чему и как русская музыка «училась» у музыки других стран; чему и как она «учила» зарубежную музыку. Процесс взаимодействия прослеживается не только исторически и не только на уровне совпадений жанров и форм музыкальных культур России и мира (европейской музыки в первую очередь). Акцент делается на интонационном своеобразии национальных культур зарубежных стран. Постепенно школьники подводятся к пониманию того, что все люди связаны между собой и обращение одного народа к музыке другого народа обогащает её особыми чертами. 4 класс-итог начальной школы. На этом году обучения обобщается вся проблематика начальной школы -от родовых истоков музыкального искусства до познания основ музыкальной драматургии; реализуется (проверяется как важнейший навык слушательской культуры) способность к содержательному анализу музыкального произведения.

Проблематизация содержания музыкального образования. 1 КЛАСС (33 часа). Истоки возникновения музыки (8ч.) Исследование звучания окружающего мира: природы. Музыкальных инструментов, самого себя. Жанры музыки, как исторически сложившиеся обобщения типических музыкально-языковых и образно-эмоциональных сфер: «маршевый порядок», «человек танцующий», «песенное дыхание». Экспериментируя со «звучащей материей», в собственной музыкально- художественной деятельности ищем общечеловеческие истоки музыкального искусства. Сущность деятельности музыканта: искусство выражения в музыкально-художественных образах жизненных явлений. Содержание и формы бытования музыки (16 ч) Неоднозначность, диалектическая противоречивость жизненных явлений- добро и зло, жизнь и смерть, любовь и ненависть, прекрасное и безобразное, день и ночь, осень и весна- в музыке отражен весь мир. Многообразие и многообразность отражения мира в конкретных жанрах и формах; общее и различное при соотнесении произведений малых (камерных) и крупных (синтетических) форм: песня, опера, танец, балет, марш, симфония, концерт и т.д. Язык музыки (6ч.) Музыкально-выразительные средства: мелодические, метроритмические и фактурные особенности с точки зрения их выразительных возможностей, лад, тембр, регистр, музыкальный инструментарий. Введение в язык музыки как звуковой системы (где звук-нота выступает в одном ряду с буквой и цифрой). Резерв 3 часа. 2КЛАСС (34часа). Всеобщее в жизни и в музыке (8ч.) От исследования происхождения всеобщих для музыки языковых (жанров) песенности, танцевальности, маршевости как состояний природы, человека, искусства, через отношения сходного и различного, их взаимодействие в жизни и в музыке к пониманию того, как в музыке обыденное становится художественным. Изучения самих себя для воплощения в музыке сложности, богатства внутреннего мира. Музыка - искусство интонируемого смысла (10 ч.) Интонация как феномен человеческой речи и музыки, как их смысловая единица. Интонация- «звукокомплекс», выступающий как единство содержания и формы. Исполнительская интонация ( прочтение и воплощение авторского интонационного замысла). «Тема» и «развитие» - жизнь художественного образа (10ч.) Одно из основных понятий музыки- «тема»- единство жизненного содержания и его интонационного воплощения. Диалектичность понятия «музыкальная тема». «Развитие»-как отражение сложности жизни, богатства человеческих чувств, как процесс взаимодействия музыкальных образов (тем), образных сфер (частей) на основе тождества и контраста (Б.В.Астафьев), сходства и различия (Д.Б.Кабалевский) Развитие как становление художественной формы (6ч.) Форма(построение музыки) как процесс закономерной организации всего комплекса музыкальных средств для выражения содержания. Исторически сложившиеся музыкальные формы- двухчастная, трехчастная, рондо, вариации. Резерва нет. 3 КЛАСС (34ЧАСА). Характерные черты русской музыки (8ч.) Введение: интонационно-образный язык музыки М.И Глинки, П.И.Чайковского, М.П.Мусоргского (музыкальные портреты). Понятия «русская» и «российская» музыка- различное и общее. Различное: яркая многоголосная ткань Юга России, холодноватая скромная «вязь» Севера, особенная лихость, сила и стройность казачьей песни и «многоголосица» других музыкальных культур внутри России. Общее- интонационные корни. Народное музыкальное творчество - «энциклопедия» русской интонационности (12ч.) Обрядность как сущность русского фольклора. Своеобразие героики в народном былинном эпосе. Знаменный распев. Протяжная песня как особый интонационный склад русской музыки. Частушки и страдания. Танцевальные жанры. Инструментальные плясовые наигрыши. Истоки русского классического романса (6ч.) Интонационная сфера городского музицирования: взаимодействие крестьянской песни и городского салонного романса, городская лирика (популярная), старинный романс. Композиторская музыка для церкви (2ч.) Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре (6ч.) Обработка народных песен. Переосмысление интонационной сферы русской песенности в творчестве композиторов: два пути- точное цитирование и сочинение музыки в народном духе. Величие России в музыке русских классиков. Резерва нет. 4 КЛАСС (34часа). Многоцветие музыкальной картины мира (7ч.) Знакомство с музыкальной речью стран мира: Германии, Польши, Венгрии, Испании, Норвегии, США. Специфика музыкального высказывания. Взаимосвязь музыкального языка и фонетического звучания национальной разговорной речи. Соотнесение особенностей западноевропейской музыки со славянскими корнями русской музыки. Музыка мира сквозь «призму» русской классики (8ч.). Роль восточных мотивов в становлении русской музыкальной классики. Музыкальное «путешествие» русских классиков в Италию и Испанию, Японию и Украину. «Русское» как характерное- через взаимодействие музыкальных культур, через выведение интонационного общего и частного, традиционного и специфического. Музыкальное общение без границ (10ч.) Знакомство с музыкой ближнего зарубежья- Белоруссии, Украины, Молдовы. Казахстана, стран Балтии и др., общее и различное. Выдающиеся представители зарубежных национальных музыкальных культур- Бах, Моцарт, Шуберт, Шуман, Шопен, Лист. Дебюсси. «Музыкальный салон» как форма музыкального представительства. Искусство слушать музыку (9ч.) Восприятие произведений крупной формы как критерий сформированности музыкальной культуры человека. Обобщение проблематики начальной школы от родовых истоков музыкального искусства до основ музыкальной драматургии. Резерва нет.

Уровень подготовки учащихся. К концу обучения в 1 классе учащиеся могут: *проявлять готовность увлеченно и живо «впитывать» музыкальные впечатления; *воспринимать музыкальные произведения; *проявлять способность к размышлению об истоках происхождения музыки; *знать о способности и способах (голосом, игрой на музыкальных инструментах, движением) воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека; Решать учебные и практические задачи: *выявлять жанровое начало (песня, танец, марш) как способ передачи состояний человека, природы, живого и неживого в окружающем мире; *ориентироваться в многообразии музыкальных жанров (опера, балет. симфония и пр.); *различать характер музыки, её динамические, регистровые, тембровые, метроритмические, интонационные особенности; *применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности (пении, сочинении и импровизации, художественном движении). К концу обучения во 2 классе учащиеся способны: *проявлять устойчивый интерес к музыке; *проявлять готовность «исследовать» композиторский замысел в процессе восприятия интонационного богатства музыкального произведения; *приобретать навыки слушательской культуры; Решать учебные и практические задачи: *определять жанровые признаки; *характеризовать интонации по эмоционально-образному строю- лирические, драматические, трагические, комические, возвышенные, героические и др.; * называть запомнившиеся формы музыки; *определять автора и название музыкального произведения по характерным интонациям (например, Бетховен-Пятая симфония, Григ-«Пер Гюнт», Чайковский- Четвертая симфония) и напеть; *продирижировать главные мотивы, мелодии; *делиться своими впечатлениями о музыке и выражать их в рисунках, игре на инструментах, пением, танцевальными движениями; *проявлять готовность к самостоятельным творческим пробам (поиск своей музыкальной интонации к поэтическому тексту, образной ситуации, к характеристике персонажа, создание элементарного аккомпанемента и пр.). К концу обучения в 3 классе учащиеся могут: *проявлять интерес к русскому обрядовому пласту фольклора; *понимать синкретику народного творчества; Решать учебные и практические задачи: *выделять интонационно-стилевые особенности народной музыкальной культуры; *сравнивать народную и профессиональную музыку; *свободно и непринужденно, проявляя творческую инициативу, самостоятельно запеть( начать в качестве запевалы), завести игру, начать танец и пр.; *узнавать произведения; *называть русских композиторов, называть их имена (в соответствии с программой); *приводить примеры использования русскими классиками образцов фольклора; *различать на слух народную музыку и музыку, сочиненную композиторами в «народном духе»; *самостоятельно распевать народные тексты в стиле устной традиции. К концу обучения в 3 классе учащиеся могут: *проявлять общую осведомленность о музыке, способность ориентироваться в музыкальных явлениях; *проявлять интерес, определенные пристрастия и предпочтения (любимые произведения, любимые композиторы, любимые жанры, любимые исполнители- 2-4 примера); мотивировать выбор той или иной музыки (что он ищет в ней, чего ждет от неё); *ориентироваться в выразительных средствах и понимать логику их организации в конкретном произведении в опоре на закономерности музыки (песня, танец, марш, интонации, развитие, форма, национальные особенности и пр.); *понимать смысл деятельности музыканта (композитора, исполнителя, слушателя) и своей собственной музыкальной деятельности; *выражать готовность и умение проявить свои творческие способности в различных видах музыкально- художественной деятельности: выразительно исполнить песню(от начала до конца), найти образное танцевальное движение, подобрать ассоциативный ряд, участвовать в ансамбле (игра на музыкальных инструментах, хоровое пение, музыкальная драматизация).




Музыкальный материал. Тема Класс Музыкальные произведения. Музыкальный репертуар и опыт творческой деятельности.

1 класс Музыкальные эпиграфы года: «К музыке» Ф.Шуберт, «Музыкант» Б.Ш.Окуджавы или «Музыка» Г.Струве. Вхождение в проблематику года. Фрагменты Концерта для голоса с оркестром Р.Глиера, Прелюдия до-мажор из 1-го тома «Хорошо темперированного клавира» И.-С. Баха; Фрагменты Скрипичного концерта Д.Б.Кабалевского. Музыка композиторов России. 1 класс П.И.Чайковский. Пьесы из цикла «Детский альбом», «Мелодия». Сцена и хор мальчиков из оперы «Пиковая дама»; фрагменты из балета «Спящая красавица» («Интродукция», «Пролог», «Вальс»), финал Четвертой симфонии (фрагмент); «Бой с мышами» из балета «Щелкунчик»; пьесы из цикла «Времена года» («Охота», «У камелька», «Подснежник»). С.С.Прокофьев. «Марш» , марш из оперы «Любовь к трем апельсинам», фрагменты из балета «Ромео и Джульетта» («Танец рыцарей», «Джульетта- девочка», финал 2-го действия); из балета «Золушка» («Вальс», «Полночь»). Фрагменты из Седьмой симфонии, симфоническая сказка «Петя и Волк», фрагменты из кантаты «Александр Невский». («Ледовое побоище», «Мертвое поле»).М.П.Мусоргский. «Балет невылупившихся птенцов», «Гном». «Два еврея», «Баба-Яга». Д.Д.Шостакович «Вальс-шутка». С.В.Рахманинов «Итальянская полька». Прелюдия соль-минор. Н.А.Римский-Корсаков. Фрагменты из оперы «Снегурочка»(«Ария Снегурочки» (1-е действие), «Проводы Масленицы», «Первая песня Леля»,заключительный хор); фрагменты из оперы «Сказка о царе Салтане» («Три чуда» и «полет шмеля») Музыка композиторов западных стран. 1 класс Э.Григ. «Утро», «Весной», 1-я часть фортепьянного концерта. К.-В. Глюк. Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика». В.-А.Моцарт. Фрагменты из оперы «Волшебная флейта» (Ария Царицы ночи», «Хор мальчиков». «Ария папагено», «Дуэт Папагено и Папагены») К.Сен-Санс «Караовал животных» (по выбору педагога) Дж.Беллини. «Casta diva» из оперы «Норма» Дж.Верди. марш из опера «Аида». О.Лассо «Эхо». В течении года дети поют и разучивают песни. 1 класс «Скворушка прощается» Т.К.Попатенко; «Совенок», «Мотылек»- Р.Шумана; «Киска»-В.С.Калинникова; «Полюшко-поле»-Л.К.Книппера; «Кукушка»-А.С.Аренского; «Доинные ноги у дождя», «Весенняя песенка» З.А.Левиной, «Подснежник» Д.Б.Кабалевского; песни из сборника «Заигрывай» В.О.Усачевой. Русские народные песни. «Вдоль по морю», «На зеленом лугу», «Вейся капустка», «Авсень», «Плетень заплетися» (хороводная), «Гадание», «Жаворонки»,»Жнеи, мои жнеи». Колыбельные песни (образцы). Народные игры «По городу царевна», «Кострома». Интонирование скороговорок «Три сороки», «Шесть мышат» и др. Музыкальный репертуар и опыт творческой деятельности. 2 класс Музыкальный эпиграф года: фрагмент из Пятой ( «Патетической») симфонии Л. Ванн Бетховена. Вхождение в проблематику года: вступление к опере Ж.Бизе «Кармен», «Мимолетность» №1 и5 (из одноименного цикла С.С.Прокофьева) Музыка композиторов России. 2 класс П.И.Чайковский «Сладкая греза», «Камаринская», «Мужик на гармонике играет», «Хор», «На тройке» (в исполнении С.В.Рахманинова), финал Четвертой симфонии. М.П.Мусоргский. Сцена юродивого с мальчишками из оперы «Борис Годунов»; «На сон грядущий».С.В.Рахманинов «Вокализ», «Богородице Дево, радуйся!» С.С.Прокофьев «Болтунья». М.И.Глинка . Сцена Фарлафа и Наины из оперы «Руслан и Людмила»; Музыка из оперы «Иван Сусанин» (вступление к опере, «Песня Вани», трило «Ах ты, сердце», сцена свадьбы с хором девушек и романсом Антониды, сцена с арией Сусанина, заключительный хор «Славься!». А.С.Даргомежский. Романсы «Титулярный советник», «Старый капрал»(последний в исполнении Ф.И.Шаляпина.) Г.В.Свиридов. Кантата «Снег идет» для детского хора на стихи Б.Пастернака. С. и Т.Никитины.Песня «Снег идет» (на слова Б.Пастернака). Н.А.Римский- Корсаков. Фрагменты из оперы «Сказание о невидимом граде Китяже и деве Февронии» (Духовный стих калик-перехожих, Медвежья потеха, симфонический эпизод «Сеча при Керженце»). И.О.Дунаевский. Увертюра из к/ф «Дети капитана Гранта», «Веселый ветер», «Скворцы прилетели». А.П.Бородин. Романс «Спящая княжна», «В монастыре». Фрагмент из народного свадебного обряда («Рязанская свадьба»- фольклор) и из обряда заупокойной службы. Музыка композиторов западных стран. 2 класс Ф.Шопен. Полонез А-dur и «Юношеский» полонез g-moll, Ноктюрн cis-moll, прелюдии №7 и 20. Э.Григ. «Песня Сольвейг», «Я знаю одну маленькую девочку», «Ариетта» и «Ноктюрн»( из цикла «Лирические тетради»), пьесы из сюиты «Пер Гюнт» Л.ван Бетховен. Пятая («Патетическая) симфония. А.Майкапар. «Сиротка». Р.Шуман. Фортепьянные пьесы «Бедный сиротка», «Порыв», «Отчего?», романс «Два гренадера» (в исполнении Ф.И.Шаляпина). К.Дебюсси. «Ветер на равнине», И.-С.Бах. Хоральные прелюдии Es-dur и f-moll. Ф.Шуберт. «Форель» и вариации на тему песни в одной из частей фортепианного квинтета. В течении года дети поют и разучивают песни. 2 класс «Зимний вечер»-П.И.Чайковского; «Мороз»-А.К.Лядова; «Кот Матрос»-М.П.Мусоргского, «Поросята»-С.С.Прокофьева», «За чем нам выстроили дом?», «Разговор скактусом». «Самое трудное», «Морщины», «Ивы», «Фонарный столб»- Д.Б.Кабалевского, «Добрая сказка»-А.Н.Пахмутовой, «Митя», «Эй, дождик!», «ВЫ , облака , покушайте», «Клены»,-З.О.Левиной, «Котенок и щенок»-Т.К.Попатенко, «Почему медведь зимой спит?»-Л.К.Книппера, детские песни А.С.Аренского (по выбору). Сцена кормилицы, Федора и Ксении из оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов». Русские народные песни: «Ноченька», «Из-за лесу, лесу темного», «Во поле береза стояла», колыбельная про татарский полон; новогодние поздравления Овсени и Таусени, крещенские гадания. Духовный стих «О Голубиной книге», «Мать Мария» (на Рождество). Самостоятельные творческие работы под условным названием «По следам Пера Гюнта»; сочинение сузыки после знакомства с «Волшебной книгой» (фрагментом из сказки «Дикие лебеди» Х.-К. Андерсена) (в качестве образа можно взять музыкальные сказки В. О. Усачевой «Верба и воробей» и «Загадки»).
Музыкальный репертуар и опыт творческой деятельности. 3 класс Музыкальный эпиграф года: знаменные распевы и тема Третьего фортепианного концерта С.В.Рахманинова. Музыка композиторов России. 3 класс М.И.Глинка. «Патриотическая песня», хор «Славься!» из оперы «Иван Сусанин», «Камаринская», (целиком), «Вальс фантазия», «Северная звезда», «Я помню чудное мгновенье», «Ноченька». П.И.Чайковский . Финал Четвертой симфонии, «Средь шумного бала», «Растворил я окно», «Соловей», «Я ли в поле да не травушка была», «кабы знала я, кабы ведала», «У камелька», «На тройке»,Allegretto из Первого квартета. М.П.Мусоргский. «С няней», «В углу», «Жук» (театрализация песен), сцена с юродивым, сцена кормилицы, Федора и Ксении из оперы «Борис Годунов», (самостоятельная детская постановка), «Богатырские ворота», «Гопак», «Трепак» (последний обязательно в исполнении Ф.И.Шаляпина). С.В.Рахманинов. Фортепьянный концерт d-moll (целиком), «Полюбила я на печаль свою», «Вокализ», «Ныне отпущаеши». Д.Б.Кабалевский. Концерт для скрипки с оркестром (2-я часть). Ю.А.Шапорин. Фрагменты из к антаты «На поле Куликовом»,(«Баллада Витязя», «Хор татар»,(дополнительно по выбору учителя). Н.А.Римский-Корсаков. «Сеча при Керженце», последняя сцена оперы «Снегурочка»(ария Снегурочки, хор),симфоническая картина «Садко» и фрагменты из оперы «Садко»(1-я и 2-я картины). С.С.Прокофьев. Фрагменты кантаты «Александр Невский» («Вставайте, люди русские», «На горе то калина», «Катерина». А.П.Бородин. Фрагменты оперы «Князь Игорь» («Плачь Ярославны», «Ария князя Игоря»), «Богатырская симфония» (1-я часть). А.А.Архангельский. «Помышляю день страшный». П.Г.Чесноков. «Да исправится молитва моя», «Заступница усердная». А.С.Аренский «Фантазия на тему Рябинина». А.Н.Серов. Фрагмент из оперы «Вражья сила» («Песня Еремки», обязательно в исполнении Ф.И.Шаляпина). Р.К.Щедрин. «Озорные частушки». А.К.Лядов. «Восемь русских народных песен». «Коляда-Маляда», «Протяжная». Г.В.Свиридов «Курские песни» (2-3 по выбору учителя). В.А.Гаврилин. Фрагменты из «Русской тетради» (на усмотрение учителя). В.О.Усачев. Цикл «Русские песни» («Вокализ», «Небывальщина»). И.Ф.Стравинский. Фрагменты из «Весны священной» («Игра в городки», «Вешние хороводы»). Свадебные песни. «Не по погребу бочоночек», «Ой, все кумушки до-моя», «Как не по мосту» («Рязанская область) Свадебный обряд «Рязанская свадьба». «Как Иван-то ходит , бродит» (Рязанская область). Подлинные мелодии народного сказителя и фольклориста Рябинина. Знаменитые распевы. Народный былинный эпос. Былины «Алеша Попович и Тугарин(Сокольник)», «Ой, по морю было морюшку», «Садко и морской царь»(Онежская старина). Рекрутские песни. «Ой, летел, летел», «Ты взойди, ясно солнышко», «Поле чистое, турецкое», «Солдатушки браво ребятушки». Любовная лирика. «Ковой-то нету, а мне больно жаль». Песни в исполнении Ф.И.Шаляпина «Не велят Маше». «Ноченька», «Прощай радость моя», «Эх ты, Ваня». Романсы. «Сидел Ваня», «Выхожу один я на дорогу». Частушки. «Частушки под язык», «Дудик-дудик» и др. Страдания. Плясовые. «Камаринская», «Калинка», казачья плясовая песня «Каланка», хоровод «Во поле береза стояла», «Со вьюном я хожу», народная полька, кадриль. Инструментальные плясовые наигрыши на жалейке, скрипке, рожке, гуслях; старинные наигрыши «Долгова», «Горбатова» и др. «Протяжная», «Свадебная», «Хороводная» из сборника Прокунина (под ред.П.И.Чайковского). Городска лирика. (популярная). «Вниз по матушке по Волге», «Коробейники», «Среди долины ровной», «Светит месяц», «Тонкая рябина», «Догарай, моя лучина», «Вечерний звон», «Эй, ухнем!», «Дубинушка» (последние две в исполнении Ф.И,Шаляпина). Ямщицкие песни. «Степь да степь кругом», «Когда я на почте служил ямщиком», «Вот мчится тройка почтовая». Старинный романс. «О, если б мог выразить в звуке»- Л.Д.Малашкина, «Утро туманное»-В.М.Абаза, «Старинный вальс»-Н.Н.Листова и др., «Красный сарафан», «Соловей» , «Колокольчики», «Домик крошечка», «Матушка-голубушка», «Что мне жить и тужить», «Ах, ты время, времечко»-А.Е.Варламова и др.( по выбору учителя). Романсы А.А.Алябьева, А.Л.Гурилева. В течении года дети поют и разучивают. 3 класс Народные песни разных жанров, былинные напевы, участвуют в воссоздании обрядов, бытующих в данном регионе, области; разучивают народную игровую песню «На горе мак»,совершенствуют исполнение ранее разученных и полюбившихся песен. Музыкальный репертуар и опыт творческой деятельности. 4 класс Музыкальный эпиграф года: гимн России- «Патриотическая песня»- М.И.Глинки. Вхождение в проблематику года: органная музыка И.-С.Баха-токката и фуга ре-минор. Музыка композиторов стран Запада. 4 класс И.-С.Бах. Концерт ре- минор (1-я часть), ария сопрано из «Магнификат», фрагмент из Мессы h-moll. Органная токката и фуга ре-минор. Ф.Шуберт. Вальс h-moll, песни «В путь», «Мельник и ручей», «Баркарола», «Аве Мария», «Серенада», баллада «Лесной царь» В.-А.Моцарт. «Фантазия c-moll», «Фантазия d-moll», «Весенняя песня», «Пастушья песня», «Вариации на тему французской песни», ария графини и ария Фигаро из оперы «Свадьба Фигаро», «Турецкий марш». К.Вебер. Хор охотников из оперы «Волшебный стрелок». Ф.Шопен. Мазурки B-dur (№5) и a-moll (№47), песня «Желание» (также в фортепианной обработке Ф.Листа и в исполнении С.В.Рахманинова), полонез As-dur, этюд As-dur («Эолова арфа»), прелюдия Des-dur, «Экспромт- фантазия» и ноктюрны ( по выбору учителя). Итальянские народные песни. «Ты, мое солнце», «Тарантелла», «Санта лючия», «Вернись в Саренто». Дж.Россини. Увертюра к опере «Сорока-воровка». Дж.Верди. «Стретта Манрико»из оперы «Трубадур», хор из оперы «Набукко». Э.Григ. Концерт для фортепиано с оркестром (целиком)«Заход солнца», «Лебедь», «Лесная песня, «Сердце поэта» (можно в переложении для фортепиано). Обработки для фортепиано- «Колыбельная Йендины», (из народных песен), «Сон Гибоэнса на Отерхольдском мосту» (из крестьянских танцев). Р.Шуман. Концерт для фортепиано с оркестром (1-я часть). К.Дюбюсси. «Затонувший собор», «Фейерверк», «Девушка с волосами цвета льна». Ф.Лист. Рапсодия №2,6,12, «Тарантелла», «Ракоци- марш». И.Брамс. «Венгерские танцы». П. де Сарасате. Цыганские напевы». Испанская народная Малагуэнья», дует гитар. Дж. Гершвин. Прелюдия es-moll, «Голубая рапсодия» (в исполнении А. Цфасмана), «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс». Ф.Лоу. Фрагменты из мюзикла «Моя прекрасная леди». Р.Роджерс. Фрагменты из К/ф «Звуки музыки». Л.ван Батховен. Третья («Героическая») симфония (целиком). Финал Девятой симфонии («Обнимитесь, миллионы»), «Вариации на русскую тему», обработки шотландских и ирландских Песен.
Музыка композиторов России. 4 класс А.И.Хачатурян. «Колыбельная», «Русская пляска» (из балета «Гаяне»). Н.А Римский-Корсаков. «Шехерезада», «Песня индийского гостя», «Песня варяжского гостя», «Песня веденецкого гостя» из оперы «Садко». М.А.Балакирев. «Исламей». А.П. Бородин. «Хор половецких девушек» и «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь». М.И.Глинка. «Арагонская охота», « Я здесь, Инезелья», персидский хор из оперы «Руслан и Людмила». С.В.Рахманинов. «Не пой, Красавица, при мне». А.Г.Рубинштейн. «Персидская песня» (в исполнении Ф.И.Шаляпина). А.С.Даргомыжский. «Ночной зефир». П.И.Чайковский. Четвертая симфония (целиком), «Итальянское каприччио», финал Первого фортепианного концерта. С.С.Прокофьев. «Тарантелла». М.П.Мусоргский. Опера «Борис Годунов», «Гопак» из оперы Сорочинская ярмарка». Д.Б.Кабалевский. Вариации на японскую песню «Вишенка». А.Н.Скрябин. Прелюдия ор. 11, «Две поэмы ор.31», этюды cis-moll (ор. 2) и dis=moll. А.В.Александров. «Нас много на шаре земном». Г.Гусейнли. «Цыплята».
Произведения, ставшие классическими образцами («визитными карточками) национальных музыкальных культур стран ближнего зарубежья. 4 класс «Веснянка», «Гопак», «ревет и стонет Днепр широкий»(Украина); «Перепелочка» и «Ляховиха»(Беларусь), песня «Сулико»(Грузия), «Лезгинка» (Осетия), песня- танец « Мавриги»(Узбекистан), народные песни «Асет», «Камажай» (Казахстан), «В тучах Алагяз» (Армения), «У каждого своей инструмент» (Эстония), «Вей ветерок» (Латвия), мугамы (Азербайджан), дойны, «Молдавеняска» (Молдова), другие песни по выбору детей и учителя.

Система оценки достижений планируемых результатов освоения программы. Функция оценки - учет знаний, проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции); умение пользоваться ключевыми и частными знаниями; проявление музыкальных способностей и стремление их проявить. Оценка "5" ставится: ? если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной позиции); ? умение пользоваться ключевыми и частными знаниями; ? проявление музыкальных способностей и стремление их проявить. Оценка «4» ставится:

? если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание своей
жизненной позиции); ? проявление музыкальных способностей и стремление их проявить; ? умение пользоваться ключевыми и частными знаниями. Оценка «3» ставится: ? проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной позиции; ? умение пользоваться ключевыми или частными знаниями; ? проявление музыкальных способностей и стремление их проявить. Оценка «2» ставится: ? нет интереса, эмоционального отклика; ? неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями; ? нет проявления музыкальных способностей и нет стремления их проявить.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

1.ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

*Учебники «Музыка» 1,2,3,4 классы (автор В.О. Усачева, Л.В.Школяр)

2.МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

* «Музыка». Программа. 1-4 классы (автор В.О.Усачева и Л.В. Школяр)

3.ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ:

*Караоке 700 песен с бек- вокалом.

* «Энциклопедия Классической музыки».

* «Пластилиновая ворона»-караоке -Г.Гладков.


Тематическое планирование

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащегося

1 класс

Истоки возникновения музыки (8 ч)

Общее представление о музыке и её роли в окружающей жизни и в жизни человека. Исследование звучания окружающего мира: природы, музыкальных инструментов, самих себя. Жанры музыки. «Маршевый порядок», «Человек танцующий», «Песенное дыхание».

Сущность деятельности музыканта: искусство выражения в музыкально-художественных образах жизненных явлений. Композитор, исполнитель, слушатель

Воспринимать окружающий мир, выделяя в его звучании отдельные музыкальные звуки, мелодии, фразы.

Размышлять о роли музыки в окружающей жизни и в собственной жизни детей (класса, школы, республики, страны).

Различать характерные признаки основных жанров музыки.

Приводить примеры песен, танцев, маршей из собственного жизненного опыта.

Переносить признаки музыкальных жанров на явления, события, факты окружающей жизни.

Характеризовать деятельность композитора, исполнителя, слушателя.

Слушать и исполнять музыкальные произведения разных жанров, разыгрывать народные песни, пословицы, поговорки, загадки.

Экспериментировать со звучащими предметами, простейшими музыкальными инструментами, подбирать ритмический аккомпанемент к исполняемым детским песням

Содержание и формы бытования музыки

(16 ч)

Раскрытие содержания музыкального искусства как процесса воспроизведения (передачи) запечатлённого в нём ценностного опыта человечества. Представление о «вечных» проблемах существования человека на земле, смысла жизни с нравственно-эстетических позиций. Прикосновение к диалектике жизни через противостояния: добро и зло, жизнь и смерть, любовь и ненависть, прекрасное и безобразное, комическое и трагическое, возвышенное и низменное.

Многообразие и многообразность отражения окружающего мира и человека в нём в конкретных жанрах и формах музыки.

Общее и различное при соотнесении произведений малых (камерных) и крупных (синтетических) форм: песня, опера, балет, марш, симфония, концерт

Различать на слух малые и развитые музыкальные формы.

Распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, человеческие взаимоотношения и характеры, мысли и чувства человека.

Наделять музыку свойствами всего живого: рождается, дышит, двигается, рассказывает, помогает, утешает, успокаивает, заражает энергией, зовёт, призывает и т.п.

Выражать характер музыки в разных видах творческой деятельности: выразительном пении, игре на детских музыкальных инструментах, художественном движении, рисунках, графических партитурах

Язык музыки (6 ч)

Значение музыкального языка в сфере человеческого общения.

Музыкальные средства: мелодические, метроритмические, фактурные особенности с точки зрения их выразительных возможностей.

Лад, тембр, регистр, музыкальный инструментарий - их роль в создании неповторимости художественного образа музыкального сочинения.

Исследование выразительности жеста, звучания слова, движения, позы на материале фрагментов опер, балетов, театральных постановок, поэтического народного фольклора.

Введение в язык музыки знаковой системы, где звук-нота выступает в одном ряду с буквой и цифрой

Анализировать выразительные средства музыкальных произведений, определять их роль в раскрытии и понимании жизненного содержания искусства.

Сравнивать мелодические, метроритмические, тембровые и прочие особенности музыки, выявлять их значение в создании конкретного художественного образа.

Различать в процессе знакомства с нотными прописями знаковые системы, выделяя нотную запись.

Определять на слух звучание отдельных музыкальных инструментов симфонического и народного оркестров.

Участвовать в народных праздниках, обрядах (хороводы, заклички, народные игры)

2 класс

Всеобщее в жизни и музыке (8 ч)

Всеобщие эмоционально-образные сферы музыки - песенность, танцевальность, маршевость как состояния природы, человека, искусства.

Взаимодействие явлений жизни и музыки - попытка проникновения в процесс превращения обыденного в художественное.

Выразительные и изобразительные возможности музыки в раскрытии внутреннего мира человека

Размышлять о взаимосвязи музыкальных и жизненных явлений.

Исследовать выразительные и изобразительные возможности музыки - возможна ли «чистая» изобразительность в искусстве?

Различать в произведениях искусства песенность, танцевальность, маршевость и выделять эти свойства в жизни природы и человека.

Воспринимать и раскрывать музыкальное содержание как выражение мыслей, чувств, характера человека, его душевного состояния.

Использовать графическую запись при импровизации голосом, игре на детских музыкальных инструментах.

Исполнять песни, собственные попевки, музыкальные фразы, подбирать к ним ритмический аккомпанемент

Музыка - искусство интонируемого смысла (10 ч)

Интонация как феномен человеческой речи и музыки.

Интонационное многообразие музыки: различение и классификация интонаций как по жанровым истокам, так и по эмоционально-образному содержанию.

Интонация как особый тон произнесения музыки: особенность художественного высказывания - возвышенность, благородство интонирования. Интонация как интерпретация музыки: исполнительское прочтение авторского «интонационного замысла».

Интонация - «звукокомплекс», выступающий как единство содержания и формы, единство выразительного и изобразительного

Размышлять о музыкальной интонации как художественном воспроизведении человеческой речи.

Находить истоки разговорной и музыкальной интонации, определять их выразительное значение.

Исследовать средства перевода звуков природы, человеческой речи в музыкальную интонацию.

Различать на слух и исполнять интонации, характерные для музыкально-художественных образов произведений разных форм и жанров.

Сочинять главные интонации героев сказок, литературных сюжетов.

Исполнять вокально-хоровые произведения, воплощая интонационно-выразительный замысел авторов текста и музыки

«Тема» и «развитие» - жизнь художественного образа (10 ч)

«Тема» - одно из основных понятий музыки, единство жизненного содержания и его интонационного воплощения.

«Развитие» как отражение сложности жизни, внутреннего богатства и многообразия проявлений человеческих чувств; как процесс взаимодействия музыкальных образов (тем), образных сфер (частей) на основе тождества и контраста, сходства и различия

Размышлять о всеобщности развития в жизни и музыке: «всё течет, всё изменяется».

Воспринимать музыкальную тему произведения в единстве жизненного содержания и интонационной линии развития.

Наблюдать, как с появлением нового художественного образа (темы) музыка изменяет движение во времени и пространстве.

Различать на слух взаимодействие музыкальных тем на основе тождества и контраста, сходства и различия.

Вырабатывать исполнительский план вокально-хорового произведения, исходя из отражения в нём законов развития музыки и жизни.

Воплощать исполнительский замысел в разных видах музицирования: пении, игре на музыкальных инструментах, пластическом интонировании

Развитие как становление художественной формы (6 ч)

Форма (построение) музыки как процесс закономерной организации всего комплекса музыкальных средств для выражения содержания.

Исторически сложившиеся музыкальные формы - двухчастная, трёхчастная, рондо, вариации

Размышлять над зависимостью формы от содержания в каждом конкретном произведении.

Выявлять роль формы для восприятия логического развития музыкальной мысли.

Определять на слух простые формы звучащей музыки - двухчастные, трёхчастные, рондо, вариации.

Воплощать собственный художественный замысел в той или иной форме с позиций композитора, исполнителя, слушателя.

Запоминать имена великих композиторов-классиков, определять на слух интонации, главные темы, характерные для их творческой индивидуальности

3 класс

Характерные черты русской музыки (8 ч)

Отношение профессиональной (композиторской) музыки и народного фольклора. Фольклорная экспедиция: собирание и сохранение народного музыкального творчества, древнейших музыкальных инструментов.

Мировая слава русской классической музыки. Интонационно-образный язык музыки М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского (музыкальные портреты).

Понятия «русская» и «российская» музыка - различное и общее. Различное: яркая многоголосная ткань Юга России, холодноватая скромная «вязь» Севера; особенная лихость, сила и стройность казачьей песни и «многоголосица» других музыкальных культур внутри России. Общее - интонационные корни

Размышлять об общих интонационных корнях профессиональной музыки и народного творчества.

Различать на слух интонации (мелодии) композиторской и народной музыки.

Узнавать по характерным чертам жанры многонационального российского творчества (песни, былины, попевки, инструментальные наигрыши и пр.).

Пропевать главные интонации (мелодии) изучаемых произведений композиторов-классиков.

Запоминать имена корифеев русской музыкальной культуры, знать названия их лучших произведений.

Понимать необходимость сохранения фольклорной культуры, древних музыкальных инструментов

Народное музыкальное творчество - энциклопедия русской интонационности (12 ч)

Род, родник, Родина - духовно-нравственные основы устного народного творчества.

Исторически сложившиеся фольклорные жанры.

Обрядовость как сущность русского народного творчества.

Благородство, импровизационность и сказительность былинного народного творчества. Истоки своеобразия героики в былинном эпосе.

Рекрутские, свадебные песни. Частушки и страдания. Танцевальные жанры. Инструментальные плясовые наигрыши.

Свадебный обряд - ядро и критерий нравственно-эстетического отношения к жизни

Сравнивать знаменный распев и протяжную песню, выявляя истоки особого интонационного склада русской музыки.

Различать и выявлять выражение в русской музыке специфически национальных черт характера.

Разучивать и исполнять былинные напевы, народные песни разных жанров, частушки и страдания.

Стараться выражать в хоровом и сольном исполнении интонационно-мелодические особенности отечественного музыкального фольклора.

Разыгрывать народные обряды, используя народные инструменты и разнохарактерные танцевальные фольклорные жанры

Истоки русского классического романса

(6 ч)

Многообразная интонационная сфера городского музицирования.

От крестьянской песни к городскому салонному романсу.

Жанры бытового музицирования: старинный (композиторский) романс, любовный, жестокий, цыганский романс, разбойничья песня и пр.

Сравнивать народные песни и примеры композиторской интерпретации вокального народного творчества.

Различать интонационную сферу городского салонного романса и классического (А. Гурилёв, А. Алябьев, А. Варламов).

Напевать мелодии старинных романсов, выражая интонацией психологическую

насыщенность содержания

Композиторская музыка для церкви (2 ч)

Хоровая музыка на религиозные тексты (Д.С. Бортнянский, П.Г. Чесноков, А.А. Архангельский, С.В. Рахманинов и др.) - значимый пласт русской музыкальной культуры. Особенности интонирования русского церковного пения

Размышлять о роли музыки в церкви.

Различать интонационно-мелодические особенности духовной музыки

Народная и профессионально-композиторская музыка в русской культуре

(8 ч)

Два пути в профессиональной аранжировке классиками народной музыки - точное цитирование и сочинение музыки в народном духе. Особенности индивидуальных подходов к переосмыслению интонационной сферы русской песенности в профессиональном композиторском творчестве (обработки народных песен).

Общее и различное в выражении героического начала в народной и профессиональной музыке. Величие России в музыке русских классиков

Различать на слух народную музыку и музыку, сочинённую композиторами в народном духе.

Уметь проследить и объяснить в народной музыке зависимость комплекса выразительных средств от содержания мировоззрения русского человека, воспроизводимого конкретного чувства, черты характера.

Выявлять своеобразие отношения классиков к интонационному богатству народной исполнительской культуры.

Определять композитора незнакомой музыки по характерным для него принципам использования народного фольклора.

Стараться в исполнении народной музыки воспроизводить специфику устной традиции.

Участвовать в воспроизведении основных моментов русских обрядов

4 класс

Многоцветие музыкальной картины мира (7 ч)

Знакомство с «музыкальной партитурой мира» через музыку Германии, Венгрии, Испании, Норвегии, Польши, Италии, США.

Общее и специфическое в интонационном языке, жанрах и формах музыки разных народов мира.Взаимосвязь музыкального языка и фонетического звучания разговорной речи. Соотнесение особенностей западноевропейской музыки со славянскими корнями русской музыки. Джаз и его всемирно-историческое значение для музыкальной культуры планеты

Размышлять о закономерностях возникновении специфических особенностей музыкальной культуры страны.

Осознать зависимость любых особенностей музыки от условий жизни народа.

Определять по характерным интонациям принадлежность звучащей музыки той или иной стране.

Воспроизводить специфическое, особенное музыкальной культуры других стран в собственной деятельности

Музыка мира сквозь призму русской классики (8 ч)

Роль восточных мотивов в становлении русской музыкальной классики.

Музыкальное «путешествие» русских композиторов в Италию и Испанию, Японию

и Украину. Русское как характерное - через взаимодействие музыкальных культур, через выведение интонационного общего и частного, традиционного и специфического

Исследовать истоки обращения русских композиторов к музыке Востока.

Находить примеры тонкого и чуткого воссоздания интонационной атмосферы музыкальных культур народов Азии.

Осознать взаимодействие с различными музыкальными культурами, как действенный способ развития отечественной музыкальной культуры.

Исполнять музыку других народов, передавая её интонационные и стилистические особенности

Музыкальное общение без границ (10 ч)

Знакомство с музыкой ближнего зарубежья - Беларуси, Украины, Молдовы, Казахстана, стран Балтии, Кавказа и др. Общее и различное.

Выдающиеся представители зарубежных национальных музыкальных культур - Бах, Моцарт, Шуберт, Шуман, Шопен, Лист, Дебюсси. «Музыкальный салон» как историческая форма художественного общения народов между собой

Найти общее в интонационных сферах музыки бывших республик СССР с музыкальными культурами стран Европы и Азии.

Прийти к выводу, что общее - это общечеловеческое, выраженное в различных музыкальных культурах разными комплексами музыкально-художественных средств.

Выявлять интонационно-стилистические черты, свойственные великим представителям зарубежных национальных культур, и узнавать их в незнакомой звучащей музыке.

Обобщать собственные рассуждения о музыке путём формулирования содержания музыки в виде нравственно-эстетической художественной идеи.

Создавать собственные тематические «музыкальные салоны», используя методы театрализации, моделирования, импровизации

Искусство слышать музыку (9 ч)

Обобщение проблематики воспитания музыкальной культуры учащихся в начальной школе - от родовых истоков музыкального искусства до основ музыкальной драматургии. Восприятие произведений крупной формы и его содержательный анализ - этап развития музыкальной культуры человека как части всей его духовной культуры

Осмыслить на новом уровне роль композитора, исполнителя, слушателя - как условие, способ существования, развития музыки и воздействия её на духовную культуру общества.

Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с позиций возвышенных целей и задач искусства.

Осуществлять анализ конкретной музыки, вскрывая зависимость формы от содержания; закономерность данного комплекса выразительных средств - от выражаемых в музыке человеческих идеалов.

Подготовить реферат о творчестве любимого композитора.

Участвовать в музыкальной жизни класса, школы в форме проведения классных концертов для малышей и родителей





© 2010-2022