Формирование навыков самооценки и самоконтроля в 1 классе

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ Степнинская СОШ


Формирование навыков самоконтроля и самооценки в 1 классе


Подготовила

учитель начальных классов

Захарова Елена Николаевна


Формирование навыков самоконтроля и самооценки в 1 классе.

Слайд 1

Контроль и оценка составляют основу успешности обучения.
Станислав Теофилович Шацкий

Вопросом самоконтроля и самооценки занимались многие известные педагоги и психологи."Есть основания думать - писал Д. Б. Эльконин, - что рациональнее всего в начальной школе начинать формирование самостоятельного контроля". Новые образовательные стандарты ещё раз подчёркивают актуальность вопроса. Если раньше основной целью обучения было формирование предметных ЗУН, то новые стандарты в основу ставят общеучебные умения .

Слайд 2


Самоконтроль - (психологический термин) умение самостоятельно находить собственные ошибки, намечать пути их устранения. Умение контролировать собственные действия и эмоции.

В 1 классе учитель сталкивается с тем, что некоторые дети слишком эмоционально реагируют на собственные неудачи, не всегда могут контролировать собственные эмоции и поступки. Умение контролировать собственные эмоции необходимо для контроля собственных учебных действий. Ученик должен научиться находить, исправлять ошибки, понимать причину их происхождения. В то время как многие дети, огорчившись отрицательным результатом, «опускают руки», теряют интерес к предмету и учению в целом.


Самооценка - это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе.

Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.

От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. У младших школьников бывает адекватная, заниженная и завышенная самооценка. Это отражается и на учебном процессе. Дети с заниженной самооценкой часто не проверяют собственную работу, чтобы исправить ошибки. Они заранее уверены в отрицательном результате. Дети с завышенной самооценкой, часто убеждены в безошибочности своей работы и так же не проверяют работу, а стремятся быстрее сдать учителю.

Переход школьника к самооценке своих учебных действий непрост и нескор, особенно если у него накоплен опыт проживания в другом режиме, где все оценочные функции находились в руках взрослых людей: родителей, воспитателей, учителей.

Слайд 3

Функции самооценки:

  • Обучающая

  • Стимулирующая

  • Мотивационная

  • Воспитывающая и развивающая

  • Аналитическая

Слайд 4

Три уровня самооценки:

1-й уровень - высокий; он характеризуется реалистичной самооценкой ребенка: преимущественная ориентация при обосновании самооценки на знание своих особенностей; наличие способности к обобщению ситуаций, в которых реализуются оцениваемые качества; глубокое и разностороннее содержание самооценочных суждений и употребление их преимущественно в проблемных формах.
2-й уровень - средний; ему свойственны непоследовательные проявления реалистичных самооценок; ориентация ребенка при обосновании самооценки, в основном, на мнения окружающих, на анализ конкретных фактов и ситуаций самооценивания, наличие самооценочных суждений самого узкого содержания и их реализация, как в проблематичных, так и в категоричных формах.
3-й уровень - низкий; этот уровень отличают преимущественная неадекватность самооценки ребенка; обоснование ее эмоциональными предпочтениями (захотелось), отсутствие подтверждения самооценки анализом реальных фактов, неглубокое содержание самооценочных суждений и употребление их преимущественно в категоричных формах.

Слайд 5 Л.С.Выготский отмечал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться самоконтроль и самооценка ребёнка к самому себе. Поэтому, наиболее благоприятным периодом развития самооценки является младший школьный возраст, так как именно в этот период начинается организованное обучение.

Этапы формирования оценочной самостоятельности:

I и II этапы - 1-2 класс Первый и второй этап формирования оценочной самостоятельности целесообразно развернуть в I - II классах. Критерием того, что первые два этапа становления оценочной самостоятельности завершены, может служить умение учащихся по выработанным критериям произвести оценку своей работы, соотнести её с оценкой учителя.

III этап- 3 класс - I полугодие 4 класса Третьему этапу можно посвятить третий и четвёртый годы обучения. Данный этап можно считать завершённым, когда учащиеся не только сами могут по своим критериям оценить работу в баллах, но и могут составить индивидуальную программу подготовки к аналогичной работе (определить объём и содержание требуемой дополнительной тренировки).

IV этап - II полугодие 4 класса - I полугодие 5 класса Последний этап необходимо организовать при переходе из начальной в основную школу (4 класс- II полугодие, 5 класс - I полугодие) При такой этапности формирования оценки переход на любую нормативную систему оценивания в основной школе не будет травмирующим для учащихся и будет способствовать дальнейшему формированию учебной самостоятельности при определении учащимися своей границы знания - незнания.

Слайд 6

Виды самоконтроля:

1. Предварительный (проверяет уровень готовности к решению задачи)

2. Процессуальный (контроль в процессе выполнения работы)

3. Итоговый (контроль по результату)


Самоконтроль особенно необходим при выполнении самостоятельных работ, а так же в ходе выполнения домашнего задания. Исправления в тетради - это первая форма самоконтроля. Часто исправления придают работе неряшливый вид, но это результат того, что ученик проверил работу и устранил ошибку. Нужно не ругать за исправления, а учить детей делать это аккуратно.

Слайд 7 - 13

Вот некоторые приёмы формирования навыков самоконтроля и самооценки которые учитель может использовать на уроках.
- На уроках письма с первых дней следует спрашивать «Кто доволен своей работой? У кого не всё получилось?» дети, оценив свою работу, поднимают руку. Важно обратить внимание детей на то, что если не всё получилось, этого не надо стыдиться, ведь мы и пришли в школу, чтобы научиться.

- При изучении букв, в конце урока предлагать детям красным карандашом обвести самую правильную букву, а синим ту, которая не получилась.

- Цветная оценка. Внизу страницы ученики рисуют два круга. Оценив свою работу, дети закрашивают один круг, другой круг закрашивает при проверке учитель. Значение цвета обговариваются заранее.

Например, красный- всё получилось, зелёный - есть недочёты, но старался, жёлтый- получилось плохо, не доволен работой, синий - не могу оценить. Вначале следующего урока ученик смотрит, совпала ли его оценка с оценкой учителя.

Волшебная линеечка на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше Светофор оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный - я умею сам, жёлтый - я умею, но не уверен, зелёный - нужна помощь. Лесенка успеха (лесенка знаний) ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька- требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька - ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно. Символы Фиксация оценки производится следующим образом: + - ученик хорошо знает материал, умеет использовать знания в нестандартной ситуации  - ученик знает материал, но применяет знания по образцу в нестандартной ситуации; - ученик испытывает затруднения в выполнении задания; - - ученик не знает материал и не справляется с заданием;

Слайд 14
Вместе с детьми создаются правила оценочной безопасности. Например: -не скупиться на похвалу -хвалить исполнителя, критиковать исполнение (вместо «Ты сделал три ошибки в этом предложении» лучше сказать», «Давай с тобой найдём в этом предложении три ошибки») -«на ложку дёгтя - бочка мёда» Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем. -ставить перед ребёнком только конкретные цели. Вместо заклинания: «Постарайся быть внимательным и не пропускай букв» эффективней установка «В прошлом диктанте ты пропустил шесть букв, сегодня - не больше пяти» -«за двумя зайцами…» Не надо ставить перед первоклассником несколько задач одновременно. Если вы сегодня ставите задачу не забыть о точке в конце предложения, простите ему на то, что он забыл, как пишется заглавная буква Д. -формула «опять ты НЕ…» - верный способ выращивания неудачника. -учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки. Данный список правил оценочной безопасности является принципиально открытым и может дополняться в ходе учебного процесса.



В учебниках по новым ФГОС, уже содержатся задания на формирование самоконтроля. Электронное приложение к учебникам дают возможность ребёнку отработать и проверить собственные знания дома самостоятельно.

Я предпочитаю словесную самооценку.

а) Для развития самооценки и самоконтроля в конце уроков задаю следующие вопросы:

- Что ты узнал на уроке?

- Чему научился?

-Как ты работал на уроке?

- За что себя можешь похвалить?

- Над чем еще надо поработать?

- Какие задания тебе понравились?

- Какие задания показались трудными?

- Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?

- Ты доволен своей работой? Почему? (Вопрос «Почему?» в 1 классе вызывает наибольшие затруднения, т.к. требует аргументации, поэтому задавать его следует чаще, учить детей задумываться, выражать свои мысли словами.)

б) используются наглядные пособия, которое помогают в оценивании своих достижений

Сегодня на уроке я …

Мне удалось…

Я могу похвалить…

Я недостаточно…

Я старался…

После самооценки ученика, я всегда высказываю своё согласие или несогласие с ним и аргументирую свою позицию. Это помогает формированию адекватной самооценки.

Особое внимание необходимо уделять и взаимооценке. Оценка одноклассника воспринимается как более конкретная, деловая. Негативная оценка вовсе не означает, что ты плохой ученик, а лишь фиксирует сам факт ошибки. Одноклассники говорят, что и как нужно сделать, дают рекомендации. При этом у ребёнка всегда есть право выбора: отказаться от оценки одноклассника, не согласиться с ней или, наоборот, согласиться. Систематическое вовлечение детей в оценочную деятельность даёт возможность формировать адекватную самооценку, поскольку, оценивая ответ других, он оценивает относительно себя.

Выводы: В ходе формирования у детей навыков самооценки и самоконтроля: -Происходит реальное развитие оценочных умений -Снижается уровень общей и учебной тревожности -Осуществляется дифференциация не только по процессу, но и по результату обучения -Система оценивания позволяет увидеть достижения ученика в сравнении с самим собой

Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей.

(Джордж (Дьердь) Пойа)

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.

(Эрик Хаббард)




© 2010-2022