Конспект урока по окружающему миру

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок окружающего мира.

Учитель Игнатова А.А. Класс: 1 Тип урока: Урок изучения нового материала. Вид урока: Урок с использованием ТСО, теоретических и практических самостоятельных работ. Тема урока. ВЕСНА-ПРИРОДА ПРОБУЖДАЕТСЯ.

Цель урока: Расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых элементов (пробуждение природы, признаки весны, последовательность событий в природе и их связи) и овладение материалом урока на уровне сознательного воспроизведения и запоминания. Задачи урока:

  1. Дать представление об изменениях в жизни растений и птиц весной; показать связь этих изменений с неживой природой; учить обобщать собственный жизненный опыт;

  2. Развивать монологическую речь учащихся через использование алгоритма ответа; коммуникативные навыки через работу в парах и группах, оценку и самооценку деятельности;

  3. Воспитывать чувство гордости за родной край; продолжать формирование элементов экологической культуры; формировать аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы;

Планируемые результаты:

-предметные УУД: - открытие нового знания и способность к его применению при решении учебной задачи (показать пробуждение природы, научить наблюдать признаки весны на всём её протяжении, определять последовательность событий в природе и их связи). -личностные УУД;

- установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (под руководством учителя);

- познавательные УУД;

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска (под руководством учителя); определение основной и второстепенной информации; постановка и формулирование проблемы;

структурирование знаний;

-регулятивные УУД;

- организация учащимся своей учебной деятельности, элементов самоконтроля (под руководством учителя);

-коммуникативные УУД. - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, построение продуктивного взаимодействия в парах и сотрудничества со сверстниками и взрослыми (под руководством учителя).

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

-история;

-литературное чтение.

Фронтальная,

Работа в парах, метод информационного поиска; метод контроля и самоконтроля, частично - поисковый, наглядный, метод самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Информационные

(учебник и рабочая тетрадь по окружающему миру).

Технические

(фонограмма произведения классической музыки, компьютер,)

Демонстрационные

(индивидуальный раздаточный материал, презентация к уроку).

Используемые источники информации: учебник «Окружающий мир. 1 класс, часть 3» (А.А. Вахрушев). Пособие для учителя; РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ СИСТЕМЫ УЧЕБНИКОВ «ПЕРСПЕКТИВА»; Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.

Ход урока

ЭТАП УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Оргмо
мент.




















Создание эмоциональной ситуации



Здравствуйте, ребята.
Громко прозвенел звонок Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем.
Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к природе, будем стараться подружиться с ней, откроем некоторые её тайны, узнаем о некоторых взаимосвязях. Я рада, что у вас прекрасное настроение, и вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний. (Слайд 2)
Что мы будем делать с вами, Чтоб природе стать друзьями? Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научиться наблюдать, Будем вместе развивать качество- внимательность, А поможет всё узнать Наша любознательность.

Формируемые УУД на этапе:

-самоопределение;

- целеполагание.

2. Актуа

лиза

ция знаний и форму-лирова-ние темы урок


























Эвристическая


беседа.


Физкультминутка


Анализ известных фактов, эвристическая беседа





































Конспект урока по окружающему миру

3.

Совместное откры

тие нового

Постановка проблемного вопроса.


Опреде-
ление призна-
ков весны.






























Сравнение, рассуждение






Работа в парах.






















Конспект урока по окружающему миру

физкультминутка




Конспект урока по окружающему миру

4. Исследователь-ская работа (опыты с веточками деревьев)










Физкультминутка «Ручейки»





Конспект урока по окружающему миру

Первич-ное закрепле-ние (обучение способам примене-ния)


Работа с учебни-ком.












































9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.



Поощрение.












Практическая часть урока (начало формирования умений).














































    Подведение итогов.



















    - Давайте повторим некоторые понятия, которые понадобятся сегодня на уроке. - Что такое природа?

    - Какая бывает природа?
    - Что относится к живой природе? - А что относится к неживой природе?

    -Послушайте стихотворение и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Слайд 3)
    Снег теперь уже не тот,- Потемнел он в поле. На озёрах треснул лёд, Будто раскололи. Облака бегут быстрей. Небо стало выше. Зачирикал воробей Веселей на крыше. Всё чернее с каждым днём Стёжки и дорожки, И на вербах серебром Светятся серёжки. (С.Маршак)

    - О чем мы будем с вами говорить на уроке?

    - Итак, тема нашего урока: «Весна - природа пробуждается».

    (4 слайд)

    - Что нам предстоит узнать на уроке?

    Спал цветок и вдруг проснулся.

    Больше спать не захотел.

    Шевельнулся, потянулся,

    Взвился вверх и полетел.

    Солнце утром лишь проснётся,

    Бабочка кружит и вьётся.

    Давайте для начала вспомним весенние месяцами, а помогут нам в этом ваши одноклассники. Они прочитают четверостишия, а вы определите какой месяц описывается.


    Какие месяца называют весенними?

    Ребята из группы «Исследователи» поработали с народным календарем. Вот, что интересного они хотят нам сообщить.



    (Слайд 5) - Прочитайте вопрос, который нам подготовила мудрая сова.

    - Можем ли мы сейчас сразу ответить на главный вопрос урока? Почему? (Слайд 6) В этом нам поможет картина Алексея Кандратьевича Саврасова «Грачи прилетели»

    -Рассмотрите иллюстрацию знаменитого русского художника Саврасова, который рисовал картины родной природы. - Что изображено? Как бы вы озаглавили? - Художник озаглавил эту картину «Грачи прилетели» Какой это месяц? Почему?


    Сколько звуков в этой картине! Слышите, как перекликаются птицы, звенит капель, как шелестит ветер в мокрых ветках и поскрипывают кривые стволы.

    Итог. Мы видели особенности ранней весны. - По каким признакам мы узнаём, что наступила весна? - Возьмите карточки. Зачеркните те явления природы, которые не относятся к весне.













    - Проверка. Назовите по порядку, какие признаки зачеркнули в 1 столбике? А во 2? (Слайд 7)



    - Давайте попробуем выделить самый главный признак. (Слайд 7)

    Упражнение подснежники.

    Отдохните, глубоко подышите. Какая чудесная, спокойная, звонкая мелодия. Как вы думаете, о каком времени года она рассказывает звуками?

    Сейчас присядьте все к полу, вы стали подснежниками.

    А теперь лучи солнца посветили на вас, разбудили подснежники, они потянулись, улыбнулись, распустили свои листики, голубые головки и стали расти, расти, к солнышку потянулись.

    Какое яркое солнышко, даже смотреть на него невозможно. Прищурьте глазки, а теперь раскройте их, похлопайте солнышку.

    До урока ведут наблюдение в течении 3 недель, делают зарисовки.

    Посмотрите на наш опыт с ветками деревьев. Объясните, почему
    такие изменения произошли, или с ними ничего не случилось?


    Вывод. Что нужно, чтобы природа весной ожила?

    А теперь мы ручейки,

    Побежим вперегонки.

    Прямо к озеру спешим,

    Станет озеро большим.

    С рыбками поплаваем,

    С бобрами поиграем,

    Вернёмся к маме с папой мы

    Вновь став учениками.


    Учебник, с. 49.

    Раскроем секрет Весны. Что помогает ей распускать листочки?

    Но не только растения реагируют на появление тепла. С наступлением весни птицы прилетают в наши края.

    Отгадайте загадку:

    Что за весенняя черная птица любит за плугом ходить и кормиться?

    Что за весенняя черная птица прямо на трактор чуть не садится?

    В каком месяце прилетает грач?

    Грач на дворе - весна на дворе.

    Причем сначала прилетают самцы, которые готовят гнезды для своих подруг, а позже прилетают самки. Гнездятся грачи стаями, а называется гнездование ГРАЧЕВАНИКАМИ. (Это мы видели на картине Саврасова).

    А вот какие птицы прилетают вслед за грачами, вы узнаете открыв учебник на с. 49.

    Обведите карандашом птиц, прилетающих к нам весной.

    Какие из них прилетают вслед за грачами?

    А какие из них в разгар весны?

    Какие птицы прилетают в леса во второй период весны?

    Назовите птиц, которые прилетают последними.

    Какие птицы сами построили гнезда?

    А как люди могут помочь птицам с жильем?

    Итог:

    Какие изменения произошли в жизни птиц весной?

    Итог урока.

    Давайте обобщим, что мы узнали о весне и назовем характерные особенности.

    Послушайте стихотворение и скажите, о каком времени говорится.

    Она приходит с ласкою
    И со своею сказкою.
    Волшебной палочкой
    Взмахнёт,
    В лесу подснежник
    Расцветёт.

    Правильно, это весна. Мы ее приход, ее пробуждение замечаем в основном зрительно. Люди узнают весну благодаря целому ряду признаков.

    Перечислите каких.

    А какова же главная причина весенних явлений в природе?

    С какой целью мы вели наблюдения за распусканием листочков на ветке?



    Работа в группах. - Повернитесь друг к другу и образуйте группы по 4 человека. Ваше задание - составить рассказ о пробуждении природы весной по плану

    Карточка № 3.

    1. Весна приходит к нам сразу после ________.
    2. Весенние месяцы - это_______________.
    3. Весну можно узнать по таким признакам_______,






    1. Какие раннецветущие растения появляются весной?
    2. Какие птицы прилетают к нам весной?
    3. Какое главное условие должно быть, чтобы птицы вернулись?
    4. Какую пользу приносят птицы?
    5. Забота о птицах весной.

    - Проверка. (Рассказ по цепочке с опорой на план. Выступает 1 человек от группы. Каждая группа озвучивает по 2 пункта плана).

    - Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока?

    - Что нового узнали на уроке?

    - Что было для вас самым интересным на уроке?

    - Что было сложным? Вызвало затруднения? Самооценка. (Слайд 19)

    Конспект урока по окружающему мируКонспект урока по окружающему мируКонспект урока по окружающему миру- Возьмите карточки человечков с разной мимикой и оцените свою работу на уроке

    Всё что нас окружает и существует независимо от человека.

    Природа бывает живая и неживая.

    Растения, животные, человек.

    Вода, воздух, полезные ископаемые, почва.



    О весне.


    Познакомимся с признаками весны; Научимся различать изменения, происходящие в природе весной; ознакомимся с весенними месяцами; поговорим о жизни птиц весной.

    (Туловище вправо, влево)

    (Туловище вперёд, назад)

    (Руки вверх, потянуться)

    (Руки вверх, влево, вправо)

    (Покружиться)







    Читают четверостишия.

    Замер лес в прозрачной дымке.

    На деревьях тают льдинки.

    С ветки падает капель.

    И слышна синицы трель.

    (март)

    2.

    Снег сошел. Запахло трелью.

    Прокатился в небе гром.

    Муравьи под старой елью

    Всем семейством строят дом.

    (апрель)

    3.

    Дружно лопаются почки,

    Распускаются листочки.

    На траве роса дрожит,

    Лось за радугой бежит.

    (май)

    Март.

    Апрель.

    Май.

    1 ученик:

    Первый месяц весны - МАРТ, в народе неверен, он то плачет, то смеётся. Это не случайно, ведь зима с весной борется - кто кого.

    2 ученик:

    АПРЕЛЬв народе назвали Березень, Снегогон, Водопол. В этом месяце вскрываются реки, начинается ледоход, у берёзы начинается процесс сокодвижения.

    3 ученик:

    МАЙ в народе назвали Травень, так как в этом месяце начинает появляться трава.


    Какие изменения в неживой природе и как влияют на пробуждение природы?

    Ответы детей.


    Вид деревни весной.

    Ответы детей.

    Это март. Потому что снег едва начал таять, образую темные лужи, проталины.

    Березы стоят голые, темные.

    На ветках ни одного листочка.

    Прилетели первые вестники весны - грачи.

    С веселым криком они летают над деревьями, хлопочут о жилье.



    Ответы детей.

    Дети работают по карточкам в парах (Слайд 7) Карточка № 1. Стало холоднее. Стало теплее Образовались проталины. Земля покрылась снегом. День уменьшается. День увеличивается. Река замерзает. Лёд на реке тает. Листья распускаются. Листья желтеют. Птицы улетают на юг. Птицы прилетают с юга. Тает снег и лёд.
    Стало теплее Образовались проталины.

    День увеличивается. Лёд на реке тает. Листья распускаются. Птицы прилетают с юга. Тает снег и лёд.
    День увеличивается и становится теплее.









    О весне.

    Дети присаживаются. Учащиеся выполняют движения соответственно словам, встают медленно, руки протягивают вверх, смотрят вверх, на солнышко.

    Все движения выполняются под музыку.


    1-я группа. Ветки с водой стояли в холодном месте.

    - Ничего не про­изошло, потому что там было холодно.

    2-я группа. Ветки в баночке без воды на подоконнике.

    - Засохли, потому что нет воды.

    3-я группа. Ветки в баночке с водой на подоконнике.

    - Начали рас­пускаться почки, потому что есть вода, тепло и солнечный свет.

    - Главное, чтобы солнце согрело землю, наполнило светом, напоило водой, и тогда при­рода оживает.

    Показывают о чём говорится в физкультминутке


    - Солнце, выше поднимаясь, сильнее нагревает, растапливая снег, наполняет водой землю.


    Грач.

    В марте.



    Скворец, ласточка, соловей, зяблик.

    Скворцы.

    Зяблики, дрозды.

    Соловьи, иволги, мухоловы.

    Ласточки и стрижи.

    Ласточка, соловей, зяблик.

    Сделать домик для скворцов - скворечник, а для синиц - синичкин.

    Весенний перелет птиц;

    Гнездование;

    Насиживание яиц;

    Появление птенцов


    О весне.


    Таяние снегов, таяние люда, ледоход на реках, появление первых листочков, цветение растений первоцветов, прилет птиц из теплых краев, начало гнездования птиц.

    Появление тепла

    Чтобы определить, что нужно для того, чтобы природа ожила.

    Или


    Зимы

    Март, апрель, май.

    Таяние снегов, таяние люда, ледоход на реках, появление первых листочков, цветение растений первоцветов, прилет птиц из теплых краев, начало гнездования птиц.

    Подснежники, мать-и-мачеха.

    Грачи, соловьи, ласточки и др.

    Тепло.

    Поедают букашек и жучков- вредителей деревьев.

    Формируемые УУД на этапе:

    - анализ, синтез, обобщение(личностные);

    - освоение правил поведения в мире людей, норм поведения в социальной среде;

    - подведение под понятие(познавательные);

    -выполнение пробного учебного действия(регулятивные);

    - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(коммуникативные);

    - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

    (коммуникативныне).












    Формируемые УУД на этапе:

    - смыслообразование (личностные);

    - анализ, сравнение, обобщение (познавательные);

    - познавательная инициатива ( речевые);

    - построение логической цепи рассуждений (познавательные);

    - доказательство (познавательные);

    - обобщение, аналогия (познавательные);

    -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (коммуникативные)












    Формируемые УУД на этапе:

    - обобщение, аналогия (познавательные);

    - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (коммуникативные).




    Формируемые УУД на этапе:

    -анализ, обобщение (познавательные);

    - извлечение из текста необходимой информации (познавательные);

    -выполнение действий по алгоритму (познавательные);

    - построение логической цепи рассуждений (познавательные)







    Формируемые УУД на этапе:

    - рефлексия способов и условий действия (познавательные);

    - контроль и оценка результатов деятельности (познавательные);

    - самооценка на основе критерия успешности (познавательные);

    - адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности (личностные);

    - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (коммуникативные).













    © 2010-2022