- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологическая карта урока русского языка №111 Слова-омонимы для 2 класса
Технологическая карта урока русского языка №111 Слова-омонимы для 2 класса
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Иванова Н.И. |
Дата | 28.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока
Наименование ОУ
МБОУ «СОШ№30» ЭМР Саратовской области
ФИО педагога
Иванова Наталья Игнатьевна
Предмет
Русский язык
Класс
2 класс
Тема урока
Слова омонимы
Тип урока
Открытие новых знаний
Цели урока
Образовательные:
развить умение формулировать определение понятий;
сформировать понятие об омонимах;
развить умение находить омонимы в тексте;
научить отличать омонимы и многозначные слова;
Развивающие:
осуществление системно - деятельностного подхода;
развитие критического мышления;
развитие внимания;
формирование УУД;
Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову.
Задачи
Наблюдать за словами, одинаковыми по звучанию и (или) написанию, но разными по значению.
Ввести термин «омонимы».
Наблюдать за использованием омонимов.
Показать отличие слов-омонимов от многозначных слов.
Формирование универсальных учебных действий.
Предметные :
сформировать умение называть признаки омонимов;
наблюдать за использованием омонимов;
расширить словарный запас обучающихся.
Метапредметные :
Регулятивные УУД:
умение принимать и сохранять учебную цель и задачи;
планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления;
умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать своё предположение.
Познавательные УУД:
развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение;
формировать умение осознавать и формулировать проблему;
освоение умения находить омонимы в тексте;
Коммуникативные УУД:
формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
принимать на себя ответственность за результат своих действий;
учить наблюдать за действиями партнёра;
строить высказывания, аргументировать свои ответы.
Личностные УУД:
формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке;
формирование осознания смысла своих учебных действий
осознание алгоритма учебного действия;
развитие познавательных интересов.
Планируемые результаты
Знать:
названия слов одинаковых по звучанию, но разных по значению - омонимов.
Уметь:
определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
различать группы слов: синонимов, антонимов, омонимов;
формулировать результат работы.
Ресурсы (учебники, наглядные пособия, ИКТ)
«Русский язык. 2 класс». Учебник для учащихся общеобразовательных школ. 2 часть. Под редакцией С.В.Иванова. Москва: Издательство «Вентана-Граф», 2015год;
мультимедийная презентация;
карточки для работы в группах.
Литература
«Русский язык. 2 класс.Комментарии к урокам». С.В.Иванов, М.И.Кузнецова . Москва: Издательство «Вентана-Граф», 2015год;
«Краткий толковый словарь русского языка» под редакцией В.В.Розановой. Москва. «Русский язык»,1987 год;
Дидактическая структура урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД
1.Организационный момент, 1 мин
2 . Актуализация знаний, 1 мин
3.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Прозвенел для нас звонок,
Начинаю я урок.
Гости к нам пришли сегодня.
К ним сейчас вы повернитесь,
Улыбнитесь, подружитесь.
А сейчас за парты сели,
На меня все посмотрели.
Ваши ушки на макушке?
Глазки широко раскрыты?
Слушайте, запоминайте,
Ни минуты не теряйте!
Пожелаю всем удачи -
За работу! В добрый час!
Начинаем наш урок.
Создание мотивации к изучению языка.
- В стране родного языка
Не все известно нам пока.
Работать мы сейчас начнем
И сами до всего дойдем.
Язык - и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно -
В огромном море - море слов -
Купаться ежечасно.
- Для чего нужны слова?
1. Словарная работа.
- Ребята посмотрите на доску. Что там написано? .д.жд., м.р.з, .т.ц, н.р.д, .н.й, м.л.к. .
- Мы можем прочитать эти слова?-
- Почему не можем назвать словами?
-Каким образом мы будем вставлять гласные?
- Вставьте пропущенные буквы и запишите слова в тетрадь, выделяя орфограммы.
Какие слова у вас получились?
- Что сейчас повторили? Зачем?
2. Введение в тему.
- Вспомните, с какими словами мы уже знакомы? Чтобы ответить на этот вопрос, вам необходимо выполнить работу на карточках
Карточка №1
К данным словам подберите пары слов близкие по значению:
Друг - …
Шагать - …
Высокий -…
Как называются эти слова? Сформулируй правило об этих словах -Какой частью речи могут быть синонимы?
Карточка №2
К данным словам подбери пары слов противоположные по смыслу:
Большой - …
Утро - …
Заходить - …
Как называются эти слова? Сформулируй правило об этих словах- Какой часть речи могут быть антонимы?
Самопроверка: Если вы уверены в правильности выполнения задания, то напротив каждой пары слов поставьте -!; если сомневаетесь в правильности выполнения задания, то поставьте - ?
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
-С помощью слов мы общаемся.
-Буквы.
-Нет. Слово состоит из звуков и имеет значение.
-Не хватает гласных букв.
-Вспоминаем словарные слова.
- Одежда. мороз, отец, народ, иней, молоко.
-Правописание словарных слов.
Работа в парах.
Карточка №1
Друг - приятель, шагать - идти, высокий - большой
Эти слова называются синонимами.
Синонимы - это слова одной и той же части речи с близким лексическим значением. Синонимами могут быть имена существительные, прилагательные и глаголы.
Карточка №2
Большой - маленький, утро - вечер, заходить - выходить
Эти слова называются антонимами. Антонимы -это слова, которые отвечают на один и тот же вопрос, но противоположные по смыслу. Антонимами могут быть имена существительные, прилагательные и глаголы.
Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.
Коммуникативные:
- формирование умения слушать и слышать.
Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
Познавательные:
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.
- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
4. Подготовка к формулированию темы урока, 7 мин
А)На прошлом уроке мы говорили о многозначных словах. Вспомните определение этих слов.
Найдите в стихотворении многозначное слово(слайд)
Вот шофёр какой чудак:
Он поесть не мог никак,
Потому что спозаранку
Он крутил свою баранку.
А зачем крутил - вертел?
Лучше взял бы да и съел.
- О какой из баранок идёт речь в стихотворении ?
- Как вы думаете, какое из этих слов появилось в языке раньше? Почему?
- Почему это слово стало многозначным?
Б) Чтение стихотворения: (слайд)
В море суши полоса
Называется коса.
А у девушки коса
Цвета спелого овса.
На траве лежит роса,
Косит травушку коса.
У меня один вопрос:
Сколько есть на свете кос?
- Что вы заметили необычного в этом четверостишии?
-Правильно, у нас есть три слова «коса». Объясните их значение. (слайд)
1. Коса - девичья коса, прическа
2. Коса - орудие труда для срезания травы
3. Коса - песчаная отмель
- Что общего у этих слов?
- Чем они отличаются?
-Слова, у которых есть два и более лексических значения.
-Многозначные слова похожи по форме, по назначению
Дети высказывают свои предположения.
-Руль похож по форме на баранку( с дыркой)
В этом стихотворении несколько раз повторяется слово - коса
1. Коса - девичья коса, прическа
2. Коса - орудие труда для срезания травы
3. Коса - песчаная отмель
-Они произносятся и пишутся одинаково
-Слова имеют разное лексическое значение
Регулятивные:
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;
Познавательные:
- постановка и решение проблемы;
Личностные:
- развитие познавательных интересов учебных мотивов;
Коммуникативные:
- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.
5. Постановка темы и целей урока, 3 мин
- Ребята, если вы верно справились с первым заданием, словарной работой, то из первых букв слов у вас должно получиться новое слово. Прочитайте его
-Какова же тема нашего урока? ОМОНИМ.
-Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?
-Какие знания и умения нам пригодятся?
Слова одинаковые по звучанию, но с разным лексическим значением.
-ОМОНИМ.
Узнавать, как называются эти слова.
Где встречаются слова?
Зачем они нужны?
На какие вопросы отвечают?
Какой частью речи являются?
Нам понадобятся умения писать, умение слушать, умение работать в группе.
Регулятивные:
- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.
Познавательные:
- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)
Коммуникативные:
- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
6. Сообщение темы, 1 мин
-Так какая же тема нашего урока? Выдвинем гипотезу
На слайде:
Омонимы -это слова одинаковые по звучанию, но разные по значению.
- Как произносятся омонимы?
-Какое лексическое значение имеют ?
-Омонимы
Слово «омоним» произошло от двух древнегреческих слов: «омос» - «одинаковый» и «онима» - «имя».
-Одинаково.
-Разное.
Познавательные:
- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;
Регулятивные:
- составление плана и последовательности действий.
7.Изучение нового, 7 мин
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Работа по учебнику
-Давайте проверим по учебнику, правильно ли мы сделали вывод..
-Чтобы провести следующее исследование, нам предстоит выполнить работу в тетрадях.
- Давайте выполним упражнение 1.
Читаем задание. Что необходимо сделать, чтобы выполнить задание?
(Работа со статьёй толкового словаря)
- А теперь, нам надо определить: Слово «ключ» - это многозначное слово или омоним? Какие значения этого слова вы знаете? А теперь посмотрим, какие значения даны в словаре:
КЛЮЧ 1 - 1. Приспособление для запирания и отпирания замка. 2. То, что служит для разгадки чего-нибудь. Ключ к шифру. 3. Знак в начале нотной строки. Басовый или скрипичный ключ.
КЛЮЧ 2 - бьющая из-под земли вода. Лесной ключ.
- Так какое же это слово - омоним или многозначное слово? Почему так считаете?
- Сколько значений имеет слово ключ.
- Почему?
- Почему слово ключ записано в словаре два раза?
Примеры: Запереть дверь на ключ. Саша принес гаечный ключ. Вода бьёт ключом.
Давайте сделаем вывод:
- Как произносятся омонимы?
-Какое значение имеют омонимы?
Вывод:
Омонимы произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение
-Омонимы - это слова, которые одинаковы по звучанию, но разные по своему лексическому значению.
Ученики работают в тетрадях, выполняют самопроверку
-Работать со словарной статьей.
Ученики дают свои ответы.
-Три значения.
-Это многозначное слово, все значения связаны по смыслу.
-Значения слов разные, значит это слова-омонимы.
Омонимы произносятся одинаково.
- Омонимы имеют разное значение.
-Омонимы - это слова, которые одинаковы по звучанию, но разные по своему лексическому значению.
Регулятивные:
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;
Личностные:
- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;
- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
8. Физминутка, 1 мин
А сейчас все дружно встали,
Отдохнём как на привале.
Вправо, влево повернись,
Наклонись и поклонись.
Руки вверх, руки в бок
И на месте скок да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы вы ребятишки!
Встали, сели, встали, сели
И друг друга не задели!
9. Наблюдение над ролью слов-омонимов в тексте, 3 мин
Выявление других особенностей слов-омонимов
А)Упр.2.
-Прочитайте предложения.
-Что необходимо сделать, чтобы смысл предложений стал ясен?
Наконец мы нашли старый замок ( здание).
Наконец мы нашли старый замок (что закрывает дверь).
- Какой сделаем вывод?
Б) Наблюдение над омонимами - омофонами: совпадают при произнесении.
- Кто может назвать, какие блюда можно приготовить из рыбы?
Прочитайте предложение на экране.
Старик ел хлеб сухой, откуда под столом рыбьи кости?
- Это шутка, на чём она основана, кто разгадал секрет?
- Запишите омонимы в тетрадь
Хлеб сухой - хлеб с ухой.
Проверка.
- Представьте нашу речь без омонимов. Какая бы она была?
- Зачем же нужны омонимы?
- Действительно, омонимы делают нашу речь более яркой и выразительной.
Вывод: омонимы делают нашу речь более яркой и выразительной.
-В слове необходимо поставить ударение.
-Есть слова, которые похожи только на письме, но при произношении ( по месту ударения) не похожи.
Дети перечисляют названия блюд.
-В предложении орфографическая ошибка.
Записывают омофоны в тетради.
-Скудная, неинтересная.
-Они делают нашу речь богаче, красивее.
Гимнастика для глаз (мультимедиа)
Регулятивные:
- умение адекватно воспринимать оценки;
Познавательные:
- построение логической цепи рассуждений;
Личностные:
- формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки и самопринятия;
Коммуникативные:
- управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий);
- владение монологической и диалогической формами речи родного языка.
10.Наблюдение за тем, где встречаются омонимы, 4 мин
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа в группах .Задание на карточках.
- А сейчас давайте проверим, как вы сможете самостоятельно найти слова омонимы.
Найдите омонимы в предложениях и запишите примеры в нужный столбик таблицы.
Слова, не связанные по смыслу
Одинаково пишутся, звучат по - разному
Одинаково звучат, пишутся
по - разному
Одинаково звучат и пишутся
Уж наступал вечер. Уж питается лягушками.
Зацвели душистые гвоздики. Мальчик рассыпал маленькие гвоздики.
Сложный код. Пушистый кот.
Заполняем таблицу
Проверяем правильность выполнения
- Самопроверка, самооценка.
Проверка
- Какие слова вы находили?
- Какие слова называются омонимами?
Ребята работают в группе: находят омонимы в предложениях.
-Буду слушать ответ товарища, и сравнивать со своей записью на карточке
- Омонимы
- Омонимы - это слова одинаковые по звучанию, но разные по значению.
Коммуникативные:
- умение работать в группе, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
11. Работа со словарем омонимов, 1 мин
- Всегда ли вам было просто находить омонимы?
- Что же делать в случае затруднения?
- Правильно. Есть словарь омонимов, к которому можно обратиться в случае затруднения.
Знакомство со словарем омонимов.
-Спросить у взрослых, посмотреть в словаре.
Коммуникативные:
- умение работать в статичных и мигрирующих группах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи;
Познавательные:
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Личностные:
- ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
- умение выделить нравственный аспект поведения;
- готовность к сотрудничеству и дружбе;
Регулятивные:
- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.
12. Контроль уровня усвоения новых знаний, 5 мин
13. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). 1 мин
14. Итог урока, 1 мин
15. Рефлексия, 1 мин
17. Домашнее задание
- Выясним, весь ли материал усвоен, над чем нужно ещё поработать.
Включение в систему знаний и повторение.
А)Упр.5
Веснушкам нету сноса:
Не исчезают с носа.
Я, не жалея мыла,
Нос терпеливо мыла.
Зависело б от мыла.
Веснушки я б отмыла.
Задание: Найди слова - омонимы. Выпиши омонимы парами. В чём особенность каждой пары? Объясни устно
Находим и объясняем значение омонимов
Б) Найдите пару . Игра «Угадай омоним»(слайд)
Рефлексия
-Какие слова вы угадывали?
-Что такое омонимы?
- С каким новым понятием познакомились на уроке?
-Какие слова называют омонимами?
-Где встречаемся с омонимами?
-Зачем нужны омонимы?
Итак, сегодня мы с вами убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы умели пользоваться этим богатством в своей устной и письменной речи.
- Так достигли мы поставленной цели?
А вот прощальная пора…
Нам книгу закрывать пора;
Мы всё надеемся, что с ней
Ты стал немножечко умней.
Узнал ты много слов смешных
И много всяких всячин.
И, если ты запомнил их,
Не зря твой день потрачен.
- У вас на столах лежат цветы красного, розового и жёлтого цветов. Если вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой, вы научились находить омонимы и можете помочь другим, то приклейте в букет красный георгин. Если вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, но было трудно и вы нуждаетесь в помощи - розовый георгин, если было очень трудно и много осталось непонятного, то приклейте жёлтый георгин. Итак, оцените свою работу на уроке.
Дифференцированное домашнее задание
1 Учебник - стр. 60 правило;
2. По выбору- в словаре найти 2 пары омонимов, составить предложения; стр.61 упр. 4 .
Спасибо за урок.
Желаю вам успехов в освоении этой темы.
Ребята работают в парах.
сноса -с носа, ( не жалею чего ?) мыла - (что делала?) мыла, (от чего?) от мыла - (что сделала?) отмыла
-Омонимы
-Омонимы - это слова одинаковые по звучанию, но разные по своему лексическому значению.
-С омонимами.
-Омонимы - это слова одинаковые по звучанию, но разные по своему лексическому значению.
-С омонимами встречаемся на уроках литературного чтения.
-Омонимы нужны для того, чтобы наша речь была богаче, ярче и выразительнее.
-Да.
Ученики проводят рефлексию. На доске получился букет георгинов.
Регулятивные:
- оценка - осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;
- осуществлять итоговый контроль
Личностные:
- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.
Коммуникативные:
- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
- проявлять активность в деятельности.
Приложение:
Слова, не связанные по смыслу
Одинаково звучат и пишутся
-
Уж наступал вечер. Уж питается лягушками.
-
Зацвели душистые гвоздики. Мальчик рассыпал маленькие гвоздики.
-
Сложный код. Пушистый кот.
_____________________________________
Слова, не связанные по смыслу
Одинаково звучат, пишутся по - разному
-
Уж наступал вечер. Уж питается лягушками.
-
Зацвели душистые гвоздики. Мальчик рассыпал маленькие гвоздики.
-
Сложный код. Пушистый кот.
Слова, не связанные по смыслу
Одинаково пишутся, звучат по- разному
1.Уж наступал вечер. Уж питается лягушками.
2.Зацвели душистые гвоздики. Мальчик рассыпал маленькие гвоздики.
3.Сложный код. Пушистый кот.
Карточка №1
К данным словам подберите пары слов близкие по значению:
Друг - …
Шагать - …
Высокий -…
Как называются эти слова? Сформулируй правило об этих словах -Какой частью речи могут быть синонимы?
Карточка №2
К данным словам подбери пары слов противоположные по смыслу:
Большой - …
Утро - …
Заходить - …
Как называются эти слова? Сформулируй правило об этих словах
- Какой часть речи могут быть антонимы?