Выступление на тему РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Евгения Яковлевна Князева,
учитель начальных классов филиала МАОУ Богандинской СОШ № 1 «Княжевская СОШ», с. Княжево Тюменской области

РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Речь - канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания. Повышение уровня речевого развития является одной из важнейших социально - педагогических проблем в современном начальном образовании. Речь служит универсальным средством общения, границы и сферы которого постоянно расширяются; это мощный канал интеллектуального, духовного становления личности: это необходимое условие социальной активности каждого человека. Невозможно представить современного человека, который призван решать сложные социальные задачи и в полной мере реализовывать свои жизненные планы, не умеющим грамотно излагать свои мысли. Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растет значение правильного, убедительного слова. В условиях, когда объем информации удваивается, как минимум каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладеть новым знанием, новыми видами деятельности, поэтому особенностью Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования в содержательной линии «Развитие речи» разделены на 2 группы:

  • Выпускник научится: оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор); выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения; самостоятельно озаглавливать текст; составлять план текста; сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
  • Выпускник получит возможность научиться: создавать тексты по предложенному заголовку; подробно или выборочно пересказывать текст; пересказывать текст от другого лица; составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение; анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски; корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи; анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов); соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Для достижения этих результатов учителю необходимо:
  • обеспечить хорошую речевую среду для учащихся (восприятие речи взрослых, чтение книг);
  • обеспечить создание речевых ситуаций;
  • обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов;
  • вести постоянную работу по развитию речи, связывая ее с уроками грамматики, чтения;
  • создавать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.
Особенность УМК «Начальная школа 21 века» заключается в том, что в ходе обучения реализуется дифференцированный подход. Авторская позиция в создании новых подходов к дифференциации обучения заключается в целенаправленной педагогической помощи и поддержке школьника в условиях разноуровневого класса. Учебники и тетради содержат разноуровневые задания. Для предупреждения и преодоления причин трудностей учеников в учении комплект имеет тетради для индивидуальной и коррекционно-развивающей работы, что и позволяет учителю отойти от традиционно принятой ориентировки на среднего ученика и проводить целенаправленную работу в зависимости от успешности обучения. Таким образом, УМК «Начальная школа XXI века» реализует в образовательном процессе право ребенка на свою индивидуальность. Все средства обучения содержат материал, который позволяет учителю учесть индивидуальный темп и успешность обучения каждого ребенка, а также уровень его общего развития. С первых уроков русского языка я провожу целенаправленное обучение связной речи в виде различных упражнений. Начинаю уроки с речевой разминки в форме артикуляционной гимнастики, упражнений для дыхания и дикции. На уроках я использую такие виды работы, как пересказ, рассказ по сюжетной картине, рассказ - описание, логопедическая сказка, сравнительное описание предметов, фрагментарное рассказывание по пейзажной картинке, творческий рассказ, творческая сказка по силуэтным изображениям и многое другое. Так как уровень развития моих учеников в классе разный, то упражнения учебника я дополняю дифференцированными заданиями на развитие речи. Эти задания я строю с учётом планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования и делю на 4 группы. Ученик сам выбирает себе задание, исходя из своих возможностей, желаний. Часто ученикам хочется попробовать свои силы - выполнить задание посложнее; иногда ребёнок приболел, чувствует недомогание, тогда может выполнить задание полегче. 1 группа - задание ниже нормы. Его выполняет ученица, которая обучается по специальной (коррекционной) программе 7 вида. 2 группа - норма. Это задания из учебника. 3 группа - задания повышенного уровня сложности. 4 группа - задания повышенного уровня сложности с творческим уклоном. Примеры заданий приведены на рисунке 1 и в таблице 1

Выступление на тему РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКАРисунок 1


Таблица 1

Распределение заданий по уровню сложности

Повышенный уровень сложности + творческий уклон

Повышенный уровень сложности

Норма

Ниже нормы В произведениях русской литературы найди стихотворения, в которых автор олицетворяет ветер. Нарисуй иллюстрацию. Используя словарь синонимов, интернет - ресурсы замени глаголы синонимами, прочитай полученный текст. Задание учебника. Выпиши глаголы.


Речь не является врождённой способностью, она развивается в процессе индивидуального развития организма параллельно с физическим и умственным развитием. Речь служит показателем общего развития человека. Речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых и зависит от достаточной речевой практики, речевого окружения, воспитания, обучения, которые начинаются с первых дней жизни. Конечная цель по речевому развитию учащихся начальных классов - научить детей свободно выражать свои мысли. Опыт работы показывает, что планомерная и последовательная работа по развитию речи учащихся, проводимая на основе сознательного освоения ими сведений о средствах межфразовых связей, обеспечивает решение задачи. При этом основное усилие надо направлять не на решение отдельных слов, а на развитие речевых умений и навыков, на то, чтобы дети скорее овладели "механизмом построения речи", на автоматизацию речевых навыков. Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта в короткий срок. Систематическая работа по развитию речи обязательно приведёт к успеху.

© 2010-2022