- Преподавателю
- Начальные классы
- Выступление на тему РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Выступление на тему РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Князева Е.Я. |
Дата | 01.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
учитель начальных классов филиала МАОУ Богандинской СОШ № 1 «Княжевская СОШ», с. Княжево Тюменской области
РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Речь - канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания. Повышение уровня речевого развития является одной из важнейших социально - педагогических проблем в современном начальном образовании. Речь служит универсальным средством общения, границы и сферы которого постоянно расширяются; это мощный канал интеллектуального, духовного становления личности: это необходимое условие социальной активности каждого человека. Невозможно представить современного человека, который призван решать сложные социальные задачи и в полной мере реализовывать свои жизненные планы, не умеющим грамотно излагать свои мысли. Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растет значение правильного, убедительного слова. В условиях, когда объем информации удваивается, как минимум каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладеть новым знанием, новыми видами деятельности, поэтому особенностью Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования в содержательной линии «Развитие речи» разделены на 2 группы:
- Выпускник научится: оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор); выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения; самостоятельно озаглавливать текст; составлять план текста; сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
- Выпускник получит возможность научиться: создавать тексты по предложенному заголовку; подробно или выборочно пересказывать текст; пересказывать текст от другого лица; составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение; анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски; корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи; анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов); соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
- обеспечить хорошую речевую среду для учащихся (восприятие речи взрослых, чтение книг);
- обеспечить создание речевых ситуаций;
- обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов;
- вести постоянную работу по развитию речи, связывая ее с уроками грамматики, чтения;
- создавать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.
Рисунок 1
Таблица 1
Распределение заданий по уровню сложности
Повышенный уровень сложности + творческий уклон
Повышенный уровень сложности
Норма
Ниже нормы В произведениях русской литературы найди стихотворения, в которых автор олицетворяет ветер. Нарисуй иллюстрацию. Используя словарь синонимов, интернет - ресурсы замени глаголы синонимами, прочитай полученный текст. Задание учебника. Выпиши глаголы.
Речь не является врождённой способностью, она развивается в процессе индивидуального развития организма параллельно с физическим и умственным развитием. Речь служит показателем общего развития человека. Речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых и зависит от достаточной речевой практики, речевого окружения, воспитания, обучения, которые начинаются с первых дней жизни. Конечная цель по речевому развитию учащихся начальных классов - научить детей свободно выражать свои мысли. Опыт работы показывает, что планомерная и последовательная работа по развитию речи учащихся, проводимая на основе сознательного освоения ими сведений о средствах межфразовых связей, обеспечивает решение задачи. При этом основное усилие надо направлять не на решение отдельных слов, а на развитие речевых умений и навыков, на то, чтобы дети скорее овладели "механизмом построения речи", на автоматизацию речевых навыков. Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта в короткий срок. Систематическая работа по развитию речи обязательно приведёт к успеху.