Урок русского языка «Различие гласных и согласных звуков. Обозначение их буквами» (2класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Различие гласных и согласных звуков. Обозначение их буквами.

Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.

Цель:

Формировать умение различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки.

Задачи:

  1. Образовательная: систематизировать знания детей о звуках и буквах русского языка;
Развивающая: развивать фонематический слух детей и умение слышать последовательность звуков в слове, внимание, речь, самостоятельность.

Формировать умения:
- формулировать тему урока, ставить цель урока самостоятельно (Регулятивные УУД);
-
оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД);
- ориентироваться в своей системе знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую; вычитывать все виды текстовой информации (Познавательные УУД).

Ход урока:

Организационный момент: (проверка готовности к уроку, правильная осанка).

Рано утром солнце встало, всем лучи свои послало.

Давайте улыбнёмся друг другу и пусть у нас будет солнечным наше настроение.

Сообщение темы и целей урока Отгадайте загадки.

Его не видно,

В руки не взять,

Но зато слышно.

(Звук.)

Чёрные, кривые,

От рождения немые.

Станут в ряд -

Враз заговорят.

(Буквы.)

Чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы читаем и записываем)

- Внимательно посмотрите на буквы и найдите среди них лишние: А, И, У, М, О,К, Ы, Э.

Лишние буквы М,К!

- Почему вы так думаете? (Потому что они согласные.)

- Что вы можете сказать об оставшихся буквах? ( Они гласные!)


- Давайте вспомним как произносятся гласные звуки? (ОНИ ПРОИЗНОСЯТСЯ ГОЛОСОМ И НЕ ВСТРЕЧАЕТ ПРЕГРАД)


- Как произносятся согласные звуки? (ОНИ НЕ ТЯНУТСЯ, НЕ ПОЮТСЯ, ПРОИЗНОСЯТСЯ С ПРЕПЯТСТВИЕМ.)

- Как вы думаете, какова сегодня будет тема нашего урока? (Различие гласных и согласных звуков. Обозначение их буквами.) - Чему мы будем учиться? (различать звуки и буквы)

  1. Работа по теме урока.
Сегодня у нас урок будет необычным. Мы отправимся в увлекательное путешествие по Стране гласных и согласных звуков и букв, где мы вспомним гласные и согласные звуки. А поможет вам путешествовать весёлый паровозик, который быстро доставит нас от одной станции к другой.

Итак, в путь!

Вот и первая остановка. Кто прочитает как называется это остановка? - "Разминка"

На этой станции вы должны хорошо выполнить разминку, чтобы красиво и правильно делать записи в тетради

- заведем мотор машины (вращение кулаков)

-покажите как работает наше сердце (сжимание и разжимание рук)

-поднимаемся по ступенькам и спускаемся вниз

(большим пальцем нажимаем на подушки пальцев по порядку)

-раз,два, три, четыре, пять,(сгибаются пальцы по порядку в кулак)

и сразу:

все пальчики ушли спать.(наклон кулачков)

-вдруг проснулись ,потянулись.

Разминку сделали просто замечательно. Теперь ваши пальчики и руки будут хорошими помощниками.

Нас встречает следующая Станция "Художники"(минутка чистописания)

Открываем тетради и записываем дату и "Классная работа"

Я тетрадь свою открою,

И с наклоном положу.

Ручку я вот так держу.

За посадкой я слежу.

С чистотою я дружу

Без ошибок напишу.

Сегодня на минутке чистописания надо выписать из ряда букв только гласные. Давайте красиво запишем эти буквы в тетради.

О Н У И Д А Э

Проверка своей работы на доске.

Кто справился со своей работой без ошибок поставьте на полях !, кто ошибся «-» Отправляемся дальше на станцию «Словарная» Звуки природы действительно очень приятно слушать, но и полюбоваться на природу тоже хочется. (слайд 2,3) Посмотрите на осенние картины природы. Мы с вами и на уроках чтения много говорили об осенней красоте, и на уроках ИЗО изображали осенние пейзажи. И сегодня, осень нам поможет познакомиться с новым словарным словом. Отгадайте его. - первый слог, как в слове окно (ок) - второй слог, как второй слог в слове утята (тя) -дальше идет буква, обозначающая звонкий согласный, парный глухому звуку (п) (б) -непарный звонкий согласный из слова жираф (р) -в конце слова буква не гласная и не согласная (ь) Назовите все слово. (Октябрь) Объясните лексическое значение слова (осенниий месяц, десятый месяц года) Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение, определите опасное место.

Основная часть.

  • Следующая остановка город под названием Звукоград. Давайте сегодня немного задержимся в нём и рассмотрим, как он устроен.
  • А почему он так называется?

Расскажите о жителях этого города. (В домиках живут звуки. Звуки бывают гласные и согласные.)

Кто живёт в домиках на площади? (Гласные звуки. (ОНИ ПРОИЗНОСЯТСЯ ГОЛОСОМ И НЕ ВСТРЕЧАЕТ ПРЕГРАД)


  • Перечислите.

  • Какие звуки живут во всех других домах? (Согласные.)

  • Как вы думаете, почему в одних домиках живут по четыре звука, в других - по два, а в третьих - по одному?

Почему в некоторых домиках крыши одного цвета, а в других - разных цветов?


Итак, Расскажите, что вы знаете о гласных и согласных звуках
Познакомившись со Звукоградом, покидаем его, но со звуками мы не прощаемся - без них нам в речи не обойтись. И попадаем в город Буквоград. Рассмотрим изображение буквограда. - На каких улицах живут буквы? - Какие буквы не попали ни на одну улицу? - Сколько букв в русском алфавите?

- Сколько гласных букв?

- Сколько согласных букв?

- Скажите, ребята, чем же отличаются звуки от букв? ( слова состоят из звуков и записываются с помощью букв. Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы читаем и записываем.

Следующая остановка

Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Задание 1. На доске расположены буквы: З, К, А, В, Е, Н, М, И, Ю, Б. Разделите эти буквы на 2 группы у доски. По какому признаку вы разделили буквы? Назовите буквы каждого ряда. Дополните каждый ряд своими примерами по две буквы. Молодцы! Мы повторили с вами гласные и согласные буквы.
Задание 2. Групповая работа (5 минут) На интерактивной доске, на слайде выводятся рисунки животных (петух, слон, осёл, антилопа, утка, жираф, индюк, корова).

- Задание: сейчас первая группа - выписывает только тех животных, названия которых начинаются с гласного звука и подчёркивают этот гласный звук, а группа согласных - выписывает названия животных начинающиеся с согласных, а третья группа выполняет - тест.

Отлично. У кого все правильно, поставьте «!», 1ошибка «+», 2 и болеее «-»

Молодцы!.

Задание 3.

Прочитайте пары слов. В один столбик запишите пары слов, различающихся гласными звуками, а в другой - различающихся согласными звуками.

Бык - бок, дом - дым, балка - палка, гора - кора, мыл - мал, малина - калина.

- Назовите звук, которым различаются слова.

- Одинаковое ли значение имеют слова?

  • Вывод: Всего один звук способен изменить значение слова. Вот почему надо стараться говорить ясно и чётко.






Вот и подходит наше путешествие к концу.

Закончите высказывание:

Звуки мы …. слышим и произносим.


Буквы мы … читаем и записываем.

Звуки бывают …..

В русском языке гласных звуков …. (6)

Гласными называются звуки…

Согласными называются звуки…


VII. Рефлексия Предлагаю вам оценить каждому свою деятельность Поднимите воздушный шарик, чтобы он соответствовал настроению с которым вы уходите с урока, если у вас хорошее настроение, урок вам понравился и вы всё поняли - красный, если вы уходите с грустным настроением, и вам понятно не всё то синим. - Украсим воздушными шарами наш класс.


Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос зовет,

Звук получается гласный.

А согласные … согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.


© 2010-2022