- Преподавателю
- Начальные классы
- Здоровьесберегающие технологии - как основа развития детей старшего дошкольного возраста
Здоровьесберегающие технологии - как основа развития детей старшего дошкольного возраста
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Соколова Т.Г. |
Дата | 09.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Здоровьесберегающие технологии как основа развития детей старшего дошкольного возраста
Одна из основных потребностей человека - это потребность в здоровье. Здоровье - одна из самых больших жизненных ценностей. Здоровье позволяет человеку без помех учиться, трудиться, заниматься любимым делом и активно отдыхать. Выделяется несколько компонентов здоровья:
-
Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
-
Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма.
-
Психическое здоровье - состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
Здоровьесберегающие образовательные технологии - это системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, направленная на укрепление и сохранение здоровья детей; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов; технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.
Цель здоровьесберегающих технологий:
-
Обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание здоровье сберегающей культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, здоровье сберегающей компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
-
Содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Виды технологий:
1) Медико-профилактические технологии. Задачи: сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
2) Физкультурно-оздоровительные технологии. Задачи направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка:
-
развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников;
-
профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,
-
воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.
3) Образовательные технологии. Задачи: становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской самопомощи и помощи.
4) Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка. Задачи: обеспечивают психическое и социальное здоровье дошкольника.
В ходе работы достигаются следующие результаты в отношении детей:
- Достижение стабильных качественных показателей оздоровительной работы;
- Создание системы мер, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья воспитанников;
- Психологическая комфортность и безопасность условий пребывания детей дошкольного возраста в детском саду. Создание современной предметно-развивающей среды, обеспечивающей охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; гарантия безопасности занятий;
- Снижение уровня заболеваемости детей;
- Увеличение количества дней, проведенных ребенком в детском саду;
- Сформированность у детей культурно-гигиенических навыков, знаний о правильном питании, умений в организации самостоятельной двигательной деятельности (подвижные игры, упражнения, гимнастики и пр.)
В отношении педагогов - повышение профессиональной компетентности:
- знание программ, методик и технологий по здоровьесбережению детей;
- использование в работе диагностических данных о ребенке;
- создание условий для полноценного физического, психического и социально-личностного развития ребенка;
- ведение индивидуального контроля за двигательной нагрузкой детей;
- систематическое планирование физкультурно-оздоровительной работы.
Таким образом, развитие навыков здорового образа жизни, безопасности происходит не самопроизвольно, а в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения.