Урок литературного чтения 1 класс Потешки и колыбельные песни

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения в 1 классе

Оборудование: Литературное чтение. Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений/О.В.Кубасова. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012; рисунки детей по сказкам; карточки с заданиями для работы в группах, толковый словарь С.И.Ожегова; потешки и колыбельные песни.

Тема: Потешки и колыбельные песни.

Цель: познакомить детей с фольклорными произведениями малых жанров: потешка, колыбельная песня.

Задачи:

Сформировать представление о малых жанрах фольклора: потешка и колыбельная песня;

Научить определять их особенности;

Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас, закреплять навы к чтения;

Прививать любовь к Родине, к традициям русского народа и его культуре, через фольклор.


Этапы урока.

1. Организационный момент 2мин

2. Учебная задача-

- Народная мудрость гласит: "Делу время, потехе час"

- Как вы понимаете слово "потеха"?

- Проверим точность наших ответов по толковому словарю С.И.Ожегова:

Потеха - забава, развлечение.

- Назовите слова, похожие на слово "потеха".

В старину на Руси люди придумали потешки - короткие забавные стишки. Послушайте потешки.

(дети рассказывают потешки)

- Пальчик-мальчик,

Где ты был

- С этим братцем

В лес ходил.

С этим братцем

Щи варил,

С этим братцем

Кашу ел,

С этим братцем

Песни пел.

Идёт коза рогатая,

Идёт коза бодатая.

Ножками: топ! топ!

Глазками: хлоп! хлоп!

Кто каши не ест,

Кто молока не пьёт,

Того забодает, забодает.

- Для кого придумывали, кому рассказывали и сейчас рассказывают такие забавные стишки - потешки?

- Нравятся ли маленьким детишкам потешки? Чем.?

- Прочитаем сами. (учебник с. 38 - 39) - чтение по выбору.

- Что особенного заметили, на что обратили внимание?

(повторы, ласковые слова)

- Как вы думаете, для чего в потешках используются повторы?

Работа в парах. Рассказывание потешек.

- Попробуйте потешку спеть и разыграть при помощи движений.

Ф\минутка (Дети рассказывают потешки)

Работа в группах. Карточка. Найди "лишнее".


_____________________

Пошёл котик на торжок,

Купил котик пирожок,

Пошёл котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли есть,

Либо Бореньке снесть?

- Я и сам укушу,

Да и Бореньке снесу

_____________________

Люли-люли-люленьки!
Где вы, где вы гуленьки?
Прилетайте на кровать,
Начинайте ворковать.
Люли-люли-люленьки,
Прилетели гуленьки.
Сели в изголовьице,
Спи-ка на здоровьице.

_____________________

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку.


- Чем похожи произведения? Чем отличаются?

- Как называется "лишнее"произведение? (колыбельная песня) -

- Почему так назвали?

- Для чего исполняется колыбельная?

(Исполнение колыбельной "Спи моя радость, усни" ансамблем учащихся)

3. Решение учебной задачи. Развитие творческих способностей.

Игра "Сказка +"

(Играют в группах. На столах иллюстрации к сказкам : "Гуси - лебеди", "Сказка о глупом мышонке", "Волк и семеро козлят", "Колобок" , тексты потешки и колыбельной песни.

Ой, люли, люли, ли

Спи, дитяточка, усни.

Уж ты, котик-коток,

Котик, серенький лобок,

Приди, котик, ночевать,

Мою деточку качать,

Баю-баю, бай...

Ладушки, ладушки,

- Где были?

- У бабушки.

- Что ели?

- Кашку.

- Что пили?

- Бражку.

Кашка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Домой полетели!

Задание: выбрать место в сюжете, куда можно вставить колыбельную или потешку, рассказать получившийся отрывок)

4. Вывод: Каковы отличия потешек и колыбельных? Чем они похожи?

5. Итог: Что нового узнали на уроке? Где это может пригодиться?

- Мы хорошо сделали дело, а теперь время для отдыха, для потехий

© 2010-2022