- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья «Развитие креативных способностей учащихся младших классов на уроках математики»
Статья «Развитие креативных способностей учащихся младших классов на уроках математики»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мохова И.В. |
Дата | 15.12.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
И.В Мохова,
учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 10»,
г. Абакан, республика Хакасия
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Л. В. ЗАНКОВА
"Творчество - это: копать глубоко, смотреть в оба,
слышать запахи, смотреть сквозь,
протягивать руки в завтрашний день,
слушать кошку, петь в собственном ключе…" (Торренс) Современное состояние общества характеризуется повышением внимания к внутреннему миру и уникальным возможностям отдельно взятой личности, важнейшими качествами которой становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы и призван обеспечить выполнение основных целей, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться [10]. На протяжении многих лет проблема развития креативных способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания - философии, педагогики, психологии, лингвистики и других. В современной психолого-педагогической литературе (В.И. Андреев, Г.С. Альтшуллер, М.И. Махмутов, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, Е.И. Машбиц, А.И. Уман, А.В. Хуторской и др.) акцентируется внимание на определении средств повышения продуктивности познавательной деятельности учащихся, организации их совместной творческой деятельности, рассматриваются вопросы организации творческой деятельности учащихся с помощью создания проблемных ситуаций, развития методологической культуры школьников в процессе выполнения творческих заданий. Опираясь на имеющийся положительный опыт, следует отметить объективную потребность образования в определении средств организации процесса развития креативных способностей младших школьников. Тем не менее, возможности творческого развития учащихся, заложенные в содержании современных программ, не используются в полной мере педагогами начальной школы. В связи с этим целью данной работы является рассмотрение развития креативных способностей младших школьников на уроках математики в системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Креативность (от англ. creativity) - уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности [4]. Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И.Я.Лернера, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения. Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают "...комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов" [5,с. 32]. Для определения уровня креативности выделяют множество способностей индивида, её характеризующих. Общепризнанными являются следующие:
- беглость мышления (количество идей, возникающих в единицу времени. Она включает в себя 2 компонента - лёгкость мышления и точность выполнения задания)
- гибкость мышления (способность найти несколько различных путей решения одной и той же задачи);
- оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов)
- любознательность (чувствительность к проблемам окружающего мира);
- разработка гипотез (мозговой штурм)
- фантастичность (полная оторванность ответа от реальности);
- способность к анализу и синтезу (решение проблем)
- открытость (содержание проблемной ситуации или противоречия);
- соответствие условия выбранным методам творчества;
- возможность разных способов решения;
- учет актуального уровня развития;
- учет возрастных особенностей учащихся.
- Сколько на рисунке треугольников? (других геометрических фигур?).
- Чем отличаются картинки?
- Раскрась участки, на которых ты встретишь такие фигуры (даются образцы различных фигур и большой рисунок, который составляют эти фигуры).
- Подчеркни лишнее выражение. Постарайся найти не одно решение.
- Раскрась того сказочного героя, у кого на пути выражения с наибольшим количеством действий второй ступени и т.п.
II. Задания для развития оригинальности мышления В задачах такого вида предлагаю обучающимся следующую схему рассуждений: 1. Определить «правильность» условия задачи. 2. Придумать свою, необычную задачу. 3. Предложить совершенно иной способ решения данной задачи. Выполняя подобные упражнения, ученики с удовольствием находят недочёты в предлагаемых заданиях, придумывают свои варианты, в том числе задачи с фантастическими, несуществующими персонажами. Опираясь на «Задачник» писателя Г. Остера, дети придумывают аналогичные задачи, изобретая сюжет задачи дополняют его необходимыми данными. III. Задания для развития беглости Нахождение нескольких возможных решений, выбор лучшего способа решения, установление сходства и различия, определение причинно-следственных связей помогают обучать на уроке навыкам самообразования и научно-исследовательского труда. IV. Задания для развития креативности мышления Для развития креативности мышления, умения мыслить и действовать самостоятельно, иметь собственное независимое мнение предлагаю такие задания: 1. Сформулировать свои вопросы. 2. Определить, в чём заключается противоречие, сформулировать и конкретизировать его. 3. Высказать свои критические замечания. 4. Самостоятельно оценить ответы одноклассников. 5. Исправить ошибки. Открытые задания максимально приближены к житейским проблемным ситуациям, с которыми в жизни сталкиваются учащиеся. В этих ситуациях очень важно умение выдвигать как можно больше альтернативных стратегий решения, а затем, оценив их выбрать одно или несколько лучших. Для развития креативности используются специально подобранные задания. Это такие упражнения, как "Цепочка", "Энциклопедия", "Математические сказки", "Символика", "Животные на плоскости". Также развитию креативности способствует аналогия, которая помогает человеку при решении жизненных ситуаций и при овладении математикой. Это такая мыслительная операция, с помощью которой находится сходство между объектами в некотором отношении. Использование аналогии в математике является одним из основных методов при поиске решении задач. Я широко применяю аналогию при решении таких текстовых задач как:
- задачи на предположение;
- задачи на движение;
- задачи на части;
- геометрические задачи на разрезание;
- задачи, решаемые "с конца".
- Раздели фигуры на группы.
- Найди «лишний» рисунок.
- Начерти розовый отрезок длиннее зелёного, зелёный длиннее синего, а коричневый равный розовому отрезку.
- Найди закономерность и продолжи её.
- По какому принципу объединили данные фигуры и др.
- Задачи на смекалку
- Задачи шутки
- Числовые фигуры
- Задачи с геометрическим содержанием
- Логические упражнения со словами
- Математические игры и фокусы
- Комбинаторные задачи
Список литературы:
- Аргинская И.И.Дополнительные материалы к методическим пособиям по математике (1 - 4 классы). - Москва: Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова 2002.
- Гин А.А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс, 1999. - 88 с.
- Занковские педагогические чтения. Опыт. Достижения. Перспективы. - Федеральный научно - методический центр им. Л.В. Занкова. - Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2007.
- Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - C.173.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 185 с.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе: Кн. для учителей. - М.: Просвещение, 1997. - 240 с.
- Образовательная программа развивающего обучения Л.В. Занкова. Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л. В.Занкова, издательство «Учебная литература», 2005г.
- Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" 2009г.
- Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 1990. - 192 с.
- Федеральный государственных образовательный стандарт. Москва, 2009.
-
Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе.- М.: Центр "Педагогический поиск", 2001. - 384 с.
8