Развитие самостоятельного творческого мышления учащихся в процессе обучения русскому языку в начальных классах

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие самостоятельного творческого мышления учащихся в процессе обучения русскому языку в начальных классах















Жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее. Она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, творческого подхода к решению больших и малых задач. Требует от молодого человека, вступающего в самостоятельную жизнь, - рабочего, техника, предпринимателя - самого современного образования, высокого интеллекта, глубоких знаний научно-технических и экономических. Воспитание активной жизненной позиции, научного мировоззрения учащихся органически связано с формированием их мышления, развитием и совершенствованием всех качеств ума, ибо мышление - это всегда поиск путей решения каких-либо задач, способность человека мыслить, рассуждать, делать умозаключения. Необходимо, чтобы школа учила мыслить, мыслить самостоятельно, творчески, учила постоянному «подтягиванию» своих знаний к современному уровню большой науки. Задача развития самостоятельного творческого мышления учащихся все больше приобретает социальный, государственный характер. Поэтому нужно ли говорить, какой весомой является проблема несформированности у учащихся развитого самостоятельного творческого мышления. В современном Казахстане идет становление своей национальной модели образования. Этот процесс сопровождается изменением образовательной парадигмы. На смену старому содержанию образования идет новое: традиционная объект - субъектная





Важнейшая задача цивилизации - научить человека мыслить. Т.Эдисон

Мысль! Великое дело! Что же и составляет величие человека, как не мысль! А.С. Пушкин. Все дело в мыслях, Мысль - начало всего. И мыслями можно управлять. И потому главное дело совершенствования: работать над мыслями.

Л.Н. Толстой.




педагогика Я.А.Каменского, И.Гербарта заменяется иной,обращенной к ребенку как к субъекту учебной деятельности, как к развивающейся личности, которая стремится к самовыражению и самореализации. В этой ситуации важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя и учеников. Новая образовательная парадигма выдвигает на первое место личность ребенка, ее развитие посредством образования. Законом «Об образовании РК» утвержден принцип вариативности в выборе форм, методов, технологий обучения, позволяющий учителям, педагогам образовательных учреждений



использовать наиболее оптимальный на их взгляд вариант, конструировать педагогический процесс по любой модели. Результаты исследования показали, что наиболее эффективными формами и методами по формированию самостоятельного творческого мышления является развивающее обучение, которое лежит в основе педагогических технологий Ж.А.Караева,Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова и др. Поэтому решение проблемы вижу, прежде всего, в развивающем обучении, не исключая традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя формы и методы. Пути решения проблемы:

  1. Тщательное изучение вопросов методики и новых технологий развивающего обучения, применение их в практике.

  2. Изучение диагностического материала по изучению степени развития мышления учащихся.

  3. Реализация новых программ, в основу которых положена идея развивающего обучения.

  4. Включение коллег в педагогический поиск решения проблемы. (Считаю, что проблема максимально разрешима только в том
    случае, если работать с ребенком с 1 класса)

  5. Введение в поурочный план активных форм и методов обучения,
    способствующих развитию мышления учащихся в процессе обучения.

  6. Пополнение лаборатории учебного кабинета с целью реализации проблемы

  7. Организация учебы среди родителей.

  1. Использование дополнительного образования в решении проблемы

  2. Создание атмосферы сотрудничества между учителем и учащимися - необходимое условие успеха.

Развитие самостоятельного творческого мышления предполагает целенаправленное постепенное формирование следующих умений и навыков: анализ и выделение главного, сравнение, обобщение и систематизация, определение и объяснение понятий, конкретизация, доказательство и опровержение, формирование умений и навыков, необходимых в проблемном обучении. Работу в этом направлении хочу показать в рамках разных структурных компонентов уроков русского языка через различные формы и методы. Каждый урок начинаю с организационного момента, постановки цели, определения темы, мотивации учения. 3-4 минуты «драгоценного» времени на организацию детей и мотивацию их деятельности помогут в дальнейшем сосредоточить внимание школьников, активизировать мыслительные способности. Так на уроке повторения в 4 классе записываем число, а тему предлагаю определить учащимся после написания лингвистического диктанта:
  1. Раздел науки о языке, изучающий словарный состав? (лексикология)
  1. Устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному
    слову? (фразеологизмы)
  1. Чем является то, что обозначает слово? (лексическое значение)
  2. Что является основной единицей языка и речи? (слово) и т.д.
Предлагаю учащимся объединить полученные ответы по тематике, выделить главные в каждой группе. Прошу сформулировать тему. (Лексика. Фразеология) При актуализации знаний, связанных с правописанием, строю задания таким образом, что ученик постоянно решает мыслительные задачи, выявляет определенные грамматические признаки, производит целесообразные речевые действия. Так при изучении в 4 классе темы «Не с глаголами», предлагаю решить такую задачу: Учитель отметил в тетради ученика следующую ошибку: небыл. Ученик не согласился и объяснил, что он заменил не был синонимом без не: отсутствовал Кто прав? Учащиеся ищут ответ и приходят к выводу, что для правильного написания очень важно, сначала определить, с какой частью речи употреблено не, так как разные правила регулируют правописание не. Задание требует мыслительных способностей в процессе поиска ответа, решения проблемы.
  1. Расставить знаки, построить схему, сделать синтаксический разбор предложения.

Ценить людей надо по тем целям которые они перед собой ставят. Класс делю на две группы. Каждая группа составляет задания-вопросы к одному из заданий, выполняемых на доске. (Такому виду работы начинаю обучать с 3 класса) Эти задания способствуют не только формированию монологической речи, но и мыслительных способностей в процессе структурирования, систематизации, обобщения материала, выделения главного. Можно провести один из видов тестов: тест с дополнением, тест-напоминание, выборочный тест, тест соответствия с последующим взаимоконтролем (данный вид работы предлагается в учебниках нового поколения. Практикую задания по самостоятельному составлению тестов учащимися. Объяснение нового провожу в разной форме (традиционной и нетрадиционной) в зависимости от учебных способностей, подготовленности класса к восприятию новой темы, возрастных и психологических особенностей. (Важно, чтобы учениками была принята цель, стало побудительной
Формирование новых знаний в условиях развивающего обучения это, конечно же, использование всех способов научного познания, сравнения и сопоставления, анализа и синтеза. Так при изучении темы «Части речи» организую изучение темы в группах (учащиеся имеют навык работы) 1. Учащиеся читают теоретический материал учебника, выделяют главное 2. Составляют схему-опору (что они знали о частях речи и что нового они узнают).

«Сильный» ученик воспроизводит схему-опору на доске. Проверяем, сопоставляем с правилом в учебнике. Вносим с классом, при необходимости, коррективы. Проверяем воспроизведение правила по схеме. Дальше идет работа в парах по воспроизведению правила по схеме. Многократное повторение. При необходимости со «слабыми» работаю индивидуально, «сильный» работает со «слабым». Далее следуют разнообразные тренировочные упражнения, предназначенные для того, чтобы закрепить умение правильно рассуждать. В случае затруднения предлагаю прибегать к опоре, которая, и предназначена для того, чтобы оказывать помощь учащимся в работе. В основе этого вида работы лежит принцип «читаем - пишем - говорим», который является залогом усвоения темы на 90 %, так как из пассивных потребителей знаний учащиеся становятся активными участниками процесса собственного обучения, в результате которого идет развитие мышления от низшего уровня (знания информации) к высшему - оценке этой информации, формирование собственного отношения к полученным фактам, их осмысление и сознательное усвоение, возможность увидеть перспективу их применения на практике. В процессе приобретение новых знаний важно формировать у детей умение использовать логические операции в нужной последовательности. Например, знакомя учащихся с опознавательными признаками изучаемой орфограммы, следует обращать их внимание на определенную логическую последовательность операций, доказывающих правильность выбора того или иного написания. Здесь же включается в «активную работу» и графическое обозначение орфограммы. Можно предложить школьникам самим сформулировать правило правописания, опираясь на графическое обозначение орфограммы, как, например, на уроке во 2 классе при изучении темы «Правописание безударных гласных в корне слова Учащиеся, исходя из названия темы урока и предложенных графических обозначений, формулируют правило правописания. Так они убеждаются, насколько важным является умение совершать мыслительные операции в логической последовательности. Работу в этом направлении продолжаю на уроках закрепления, обобщения и контроля. Поэтому вопрос: «Что надо знать и уметь для выполнения задания?» -должен звучать на уроках постоянно. Работа по закреплению нового материала включает самые разные формы работы, в зависимости от темы. Это могут быть: 1) "озвученные домашние задания", куда входят все виды разбора. Дежурные по домашнему заданию на перемене пишут домашние задания и объясняют его на уроке. Или готовят словарный диктант на изученные орфограммы. 2) Лингвистическая разминка, которая позволяет в системе повторить теоретический и практический материал. 3) Решение орфографических задач. Это могут быть задачи на конкретное правило или задачи комплексного характера, когда в одном слове или словосочетании нужно отыскать и решить несколько трудностей. Называются все «ошибкоопасные» места в слове, объясняются все орфограммы. Например: побежал (пабижал), умывается (умываица), прочитанного (прочитанова) и т.д.(по Поташкиной «Новые формы обучения русскому языку»). Развитие самостоятельного творческого мышления в процессе дифференцированного обучения особенно результативно, так как задания предполагают материал от простого к сложному. Работа со «слабыми» организуется так, чтобы со временем степень самостоятельности школьников возрастала, а доза помощи учителя постепенно снижалась. Сильные учащиеся нуждаются в заданиях повышенной трудности, нестандартных работах творческого характера, - именно это позволит им максимально реализовать и развить свои учебные возможности. Для подобной дифференциации использую образцы выполнения заданий, указание на правила, на которые опирается данное упражнение, Выбор правильного решения из предложенного ряда (например, предлагаю несколько схем состава слова, из которых нужно выбрать ту, которая соответствует составу данного слова), Использую памятки-опоры, памятки-планы, памятки-алгоритмы и т.д. Дифференцированные задания для закрепления материала по теме «Морфологический разбор имени существительного». 1-П. Вспомните свою любимую песенку или стихотворение. Выпишите два существительных и сделайте их морфологический разбор. III. Из упр. выберите существительные 3-го склонения, выполните морфологический разбор, пользуясь планом и образцом (4 кл.). К контролю знаний подбираю задания разных уровней с учётом подготовленности ребят по предмету, с учетом их развития. Задания даются по вариантам на выбор самих учащихся. Задания первого варианта требуют воспроизведения материала, содержат определённую дозу помощи. Задание второго варианта направлены на применение знаний, умений в новой ситуации, установление связей между понятиями. Задания третьего варианта рассчитаны на учащихся, проявляющих большую степень самостоятельности (творческие задания). Оцениваются задания разных вариантов неодинаково. Домашние задания. Три варианта рассчитаны на учеников: 1) увлечённых, легко усваивающих материал, 2) испытывающих определённые затруднения, 3) имеющих существенные пробелы в знаниях, неуверенных в себе. Задания даются обязательно в первой половине урока, когда ребята ещё не устали и внимание их не рассеивается. Дифференцированные домашние задания по теме «Имя существительное как часть речи». ( 4 класс ). I. Подберите синонимы к существительным, определите склонение, падеж: радость, талант,
работа, храбрость, желание, горе. II. Составьте план §, расскажите о существительном по этому плану. III. Выпишите из упр. только существительные.
  1. Прочитайте предложение.
  2. Найдите слова, которые отвечают на вопросы кто?.
  3. Выпишите слова, четко проговаривая слова по слогам.
Дифференцированный подход к учащимся позволяет школьнику работать в своём оптимальном темпе, даёт возможность справляться с заданиями, вселяет уверенность в собственные силы, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения. Школьник учится думая и думает, учась. А там, где нужно найти ответ на вопрос, что-то понять, и начинается мышление. Работа по формированию самостоятельного творческого мышления дала результат, когда формирование необходимых навыков и умений превратилась в систему на основе сотворчества - кропотливого, трудного и продолжительного процесса мышления. Создание атмосферы сотворчества, требующей постепенного перехода от диалога к монологу, считаю необходимым условием для достижения результата в работе над проблемой. Сотворчество в составлении заданий к упражнениям, тестовых заданий к разделам программы, в работе по развитию речи (сочинения, рефераты, доклады), первые пробы пера (работа над стихами) и т.д. постепенно перешло в самостоятельный процесс познания. Учащиеся приобрели уверенность. С желанием участвуют в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах «Ак бота», «Русский медвежонок». Повысилась успеваемость и качество знаний учащихся. Свою работу по проблеме собираюсь совершенствовать

по схеме: сотворчество + развивающее обучение + постоянный поиск новых форм и методов обучения = УСПЕХУ.

Список используемой литературы

  1. Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

  2. Ю.А.Поташкина «Новые технологии обучения русскому
    языку».

  3. Кобдикова Ж.У. «Уровневая дифференциация обучения в
    средней школе».

  4. Программы Министерства образования и науки по русскому языку.

  5. Учебники «Русский язык» нового поколения.

( 2-4 классы ).

7. Методические руководства к учебникам русского языка .

8. Материалы газеты «Первое сентября» (Приложение «Русский язык».

© 2010-2022