Исследовательская работа Влияние музыки на здоровье человека Клышникова Дарья 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследовательская работа Влияние музыки на здоровье человека Клышникова Дарья 2 классВведение



Здоровье - самая важная ценность в жизни человека. «Береги здоровье смолоду…» - гласит русская народная пословица. Оздоровление организма средствами музыкального искусства доступно всем, поскольку не связано со значительными затратами времени и материальных ресурсов, а значит, знания о том, как заниматься оздоровлением музыкой, необходимо всем.

Цель: выяснить, как музыка влияет на здоровье человека.

Чтобы ответить на этот вопрос, мне пришлось (задачи):

1. поискать информацию в интернете и расспросить знакомых людей, что они об этом знают;

2. посмотреть кинофильм «О впечатлениях воды»;

3. выявить музыкальные предпочтения школьников нашей школы;

4. экспериментально проверить влияние музыки на живые организмы;

5. выявить влияние музыки на учащихся моего класса;

6. проанализировать всю информацию, которую получила, и ответить на свой вопрос.

Объект моего исследования - музыка.

Гипотеза:

  1. Классическая музыка оказывает положительное влияние на человека, а рок-музыка отрицательное;

  2. В молодёжной среде отдаётся предпочтение современной популярной музыке и рок-музыке.

Методы исследования:

  1. Изучение литературы по данной теме;

  2. Наблюдение;

  3. Анкетирование;

  4. эксперимент.

Глава 1. Музыка и здоровье.



«Музыка - одно из величайших открытий человечества» Известно, что с древних времен, ещё незнающий речи человек общался звуками. Неразборчивое мычание походило на странную мелодию. В процессе эволюции человек стал разумным: он научился разговаривать, стал сочинять песни, придумал музыкальные инструменты. Музыка открыта всем. Она нужна всем как воздух, как солнечный свет, любовь близких, улыбка друзей. Музыка способствует гармоничному развитию и формированию личности. Нужно лишь сделать шаг и войти в мир музыки, в этот огромный, бесконечно разнообразный мир красоты. Кельтские поэты утверждают, что "Музыка усиливает любую радость, успокаивает любую печаль, изгоняет болезни, смягчает любую боль. И поэтому Мудрецы Древности поклонялись Единой силе Души, Мелодии и Песни". [5., С.5 - 7] Древние трактаты повествуют, что Человек, как часть Вселенной, настраиваясь посредством прекрасных мелодий на гармонические звучания Космоса, обретает духовные силы и физическое здоровье. К этому пониманию музыки постепенно приходит и современная наука. Особо интенсивно изучается влияние музыки в последние десятилетия. Эксперименты ведутся в нескольких направлениях:

  • влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы;
  • влияние музыки великих гениев человечества; индивидуальное воздействие отдельных произведений композиторов;
  • воздействие на организм человека традиционных народных направлений в музыке, а также современных музыкальных направлений.
Человек всегда хотел быть здоровым, физически сильным, психически устойчивым, творчески активным. Здоровье - самая важная ценность в жизни человека. «Береги здоровье смолоду…» - гласит русская народная пословица. Оздоровление организма средствами музыкального искусства доступно всем, поскольку не связано со значительными затратами времени и материальных ресурсов, а значит, знания о том, как заниматься оздоровлением, необходимо всем. Все мы прекрасно знаем о том, что музыка способна поднять настроение, разбудить или наоборот усыпить. Учёные доказали, что влияние музыки на человека намного больше, чем мы могли бы себе представить. Наверное, у каждого из нас есть любимые музыкальные композиции для прослушивания в разные периоды жизни, под разное настроение. Восприятие различных стилей музыки у каждого своё: кто-то любит засыпать под классику, а для кого-то необходимо услышать аккорды тяжёлого рока, чтобы проснуться. Тем не менее, наукой были установлены определённые закономерности влияния различной музыки на психическое и физическое состояние человека. Музыка спокойная и мелодичная поможет быстрее и лучше отдохнуть, восстановить силы, а бодрая и ритмичная - улучшит настроение. Музыка снимает раздражение, нервное напряжение, активизирует мыслительные процессы, помогает подолгу не уставать.

Глава 2. Музыка во благо, музыка во вред.



В нашем сложном мире любое явление можно использовать как во благо, так и во вред. Музыка - не исключение. Жаль, что новая музыка так часто аритмична. Действительно, в последнее время появилось множество новых музыкальных направлений. И большинство из них, отмечают исследователи, действуют разрушительно на живые организмы[2., С.23-25]. * Если классическая музыка ускоряет рост пшеницы, то рок-музыка - наоборот. * Если под воздействием классической музыки увеличивается количество молока у кормящих матерей и млекопитающих животных, то под воздействием рэпа оно резко снижается. * Вообще, растения и животные предпочитают гармоничную музыку. Например, дельфины с удовольствием слушают классическую музыку, особенно Баха; услышав классические произведения, акулы собираются со всего океанского побережья. * Растения и цветы под классическую музыку быстрее расправляют свои листья и лепестки. * Под звуки современной «попсы» коровы ложатся и отказываются есть. * В Китае, например, можно обнаружить в аптеках музыкальные альбомы - пластинки или кассеты - с названиями «Пищеварение», «Бессонница», «Печень», «Почки»… Ну, и так далее. Примерно тоже самое существует в Японии, В Индии. * Монахи из монастыря Британии обнаружили, что коровы, получая вместе с кормами ещё и музыку Моцарта, дают больше молока. * в Канаде струнные квартеты Моцарта исполняются прямо на городских площадках, чтобы упорядочить уличное движение. * Музыка Моцарта оказывает, несомненно, положительное влияние на процессы высшей мозговой деятельности, требующиеся для математики и шахмат. * Музыка снимает напряженность во время деловых переговоров, ученики под музыкальное сопровождение более внимательно слушают и значительно быстрее запоминают новый материал. Современные ученые выдвигают гипотезу, что ВОДА обладает памятью! Открыто ее четвертое состояние - информационное! Оказывается, вода способна воспринимать, сохранять и передавать информацию даже такую тонкую, как человеческая мысль, эмоция, слово. Узнать, как на человека влияет та или иная музыка можно с помощью воды. Установлено, что у новорожденного ребенка вода составляет до 90% массы тела, у взрослого - 70-80%. В 1995 году доктору Эмото Масару впервые удалось зафиксировать музыкальные впечатления воды. Ей дали послушать музыку, после чего стремительно заморозили и под микроскопом отчётливо увидели кристаллы, которые в результате образовала вода. Кристаллы воды, которая слушала великих классических композиторов, намного отличается от кристаллов, прослушанного тяжёлого рока (Фильм). В музыке можно найти всё: и успокоение, и энергию, и здоровье. Надо лишь уметь слушать.

Глава 3. Воздействие музыки на человека.



Изучив материал по теме, мы выдвинули 2 гипотезы:

  1. Классическая музыка оказывает положительное влияние на человека, а рок-музыка отрицательное;

  2. В молодёжной среде отдаётся предпочтение современной популярной музыке и рок-музыке.

Чтобы доказать первую гипотезу мы решили провести опыт. В 2004 году в журнале «Природа и человек» были опубликованы интересные данные. Оказывается, классическая и народная музыка воздействуют на структуру воды, придавая ей лечебные свойства. А раз организм человека на 70% состоит из воды, то можно сказать, что музыка оказывает лечебное действие на наш организм [3., С.17-18]. Мы проверили это экспериментальным путем, а помогли нам полезные микроорганизмы - инфузории (очень маленькие организмы, похожие на маленькую движущуюся капельку воды.) (Приложение 1). Они не видны невооруженным глазом, поэтому нам потребовался: микроскоп, предметное стекло. Инфузорию туфельку можно найти в аквариумной воде. После того, как были обнаружены инфузории, мы включали разные направления в музыке и наблюдали за поведением микроорганизмов. Во время прослушивания классической музыки (П.И.Чайковский «Танец феи Драже») и народной («Барыня») инфузории были активны, но как только мы включили рок-музыку (Rock-I am Rock), микроорганизмы тут же остановились (погибли). Проведя данный опыт, можно сделать вывод: если слушать, исполнять русскую народную музыку и классическую, то это благотворно влияет на состояние здоровья человека. Рок-музыка, наоборот, отрицательно влияет на человека. Также мы провели исследование в классе. Хорошо известно, что выбор цвета отражает настроение, функциональное состояние. Это также было использовано в нашем исследовании. В таблице представлена эмоциональная характеристика основных цветов и дополнительных цветов по Люшеру.

Синий

  • Спокойствие;

  • Удовлетворённость.

Зелёный
  • Самоуважение;
  • Справедливость;
  • Сила воли;
  • Благородство характера.
Красный
  • Активность;
  • Уверенность;
  • Дружелюбие;

В больших количествах может провоцировать ярость, гнев.
Жёлтый
  • Желание свободы;
  • Открытость;
  • Общительность;
  • Подвижность

Дополнительные цвета:
  • Фиолетовый;
  • Чёрный;
  • Коричневый;
  • Серый.
Символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчение. Учащиеся прослушали 3 музыкальных фрагмента: П.И.Чайковский «Танец феи Драже», русскую народную музыку «Барыня» и рок-музыку. После прослушивания музыки: ученики сделали зарисовки. Были выявлены определенные закономерности:
  • Музыка Чайковского окрашена в цвета спокойствия, уверенности, успешности, активности, уверенности, надежды, мечты;
  • Русская народная музыка увеличению импульсивности, возбуждения и активности;
  • Так, после прослушивания рок - композиции отмечено преобладание фиолетового, черного, и серого цветов. Все это можно интерпретировать как состояние беспокойства, настороженности, чувство неудовлетворенности собой, у кого-то чувство беспомощности, стрессовое состояние.
По этому исследованию также можно сделать вывод: классическая и русская народная музыка положительно влияют на здоровье человека, а рок-музыка отрицательно. Чтобы доказать вторую гипотезу, мы провели анкетирование среди учащихся нашей школы по выявлению музыкальных предпочтений, в анкетировании приняли участие 112 человек. Ученикам были предложен вопрос «Какую музыку вы предпочитаете?» и 5 вариантов ответа:
  • Классическую;
  • Современную эстрадную, популярную;
  • Народную;
  • Рок-музыку;
  • Не люблю музыку.
Результаты теста по выявлению музыкальных предпочтений учащихся утверждают, что развлекательная музыка занимает ведущее место у наших учащихся. Большинство опрошенных учащихся привлекает современная эстрадная, популярная музыка (67%). 52% школьников нравится рок-музыка. Классическую музыку слушают 11%, народную 5%. И 7% учащихся вообще не любят музыку (Приложение 2). Наша вторая гипотеза подтвердилась частично.

Заключение.



Выдвинутая нами гипотеза о том, что духовное развитие человека средствами классического музыкального искусства благотворно влияет на состояние его здоровья, была подтверждена в ходе практической исследовательской деятельности. Полученные результаты тестирования и опыта подтвердили наше предположение. Вторая, выдвинутая нами гипотеза, подтвердилась частично, так как в молодёжной среде есть те, кто слушает классическую и народную музыку. Поскольку оздоровление организма при помощи музыки доступно всем, то знания о том, как это достигать, необходимы. Мы считаем, что нужно расширять возможности звучания настоящей музыки в нашей жизни. Подводя итог нашему исследованию, хочется пожелать всем: слушайте классическую музыку на здоровье! Она напомнит о любви к людям и поддержит в горе, научит восхищаться красотой человеческой души и величием природы, откроет неведомые стороны богатейшего мира творчества, принесёт радость, здоровье и наслаждение.


Список литературы


  1. Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М., 1999. - 125 с.
  2. Ушакова Е. Музыкальная терапия /Е.Ушакова// Директор школы. - 1998. - №7. - с. 23-25.
  3. Лобанова Е.А. Е. Лечебные свойства воды /Е.А. Лобанова// Природа и человек. - 2004. - №3. - с. 17-18.
  4. Райгородский Б.Д. Что может музыка? /Б.Д. Райгородский// Музыка в школе - 2008. - №1. - с.15-18
  5. Фролова Т.А. Влияние музыки на здоровье человека /Т.А. Фролова// Музыка в школе - 2004. - № 1. - с.5-7



















Приложение 1. Инфузория туфелька.
















Приложение 2. Результаты по выявлению музыкальных предпочтений учащихся МОБУ СОШ № 5. Исследовательская работа Влияние музыки на здоровье человека Клышникова Дарья 2 класс

11


© 2010-2022