Рабочая программа по изо 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Рабочая программа

по изо 3 класс












Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 В класса на 2015 - 2016 учебный год разработана на основе требований к результатам освоения образовательной программы начального общего образования, программы формирования УУД, ППНОО, в соответствии с Положением о рабочей программе МБОУ СОШ № 4 г. Боготола Красноярского края, Федеральным законом об образовании, программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского, утвержденной Минобрнауки РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2012 года, примерных программ Министерства образования России, в соответствии с Положением о рабочей программе МБОУ СОШ № 4. Учебно - методический комплект (УМК): Неменская Л.А. Изобразительное искусство. «Искусство всюду вокруг нас»: учебник для 3 класса (2010 г.) Одна из основных идей программы - «От родного порога - в мир культуры Земли», т. е. без приобщения к культуре своего народа (даже культуре своей «малой родины») нет пути к обще­человеческой культуре. Обучение в этом классе строится на приобщении детей к ми­ру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Детей подводят к пониманию того, что предметы не только имеют утилитарное назначение, но и явля­ются носителями духовной культуры, и так было всегда - с да­лекой древности до наших дней. Надо помочь ребенку увидеть красоту окружающих его вещей, объектов, произведений искусст­ва, обратив особое внимание на роль художников - Мастеров Изображения, Украшения, Постройки - в создании среды жизни человека. В конце учебного года дети должны почувствовать, что их жизнь, жизнь каждого человека ежедневно связана с деятельнос­тью искусств. Завершающие уроки каждой четверти должны строиться на вопросах: «Что было бы, если бы Братья-Мастера не участвова­ли в создании окружающего вас мира - дома, на улице и т. д.?» Понимание огромной роли искусства в повседневной жизни большей частью не осознается, поэтому должно стать открытием для детей и их родителей. Настоящий курс рассчитан на 34 часа школьных занятий. 1 час в неделю. Уроки состоят из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает беседы по теории изобразительного искусства, композиции, живописи, декоративно прикладного искусства. В программу включены экскурсии, беседы, посещение выставок. Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельно­сти. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной сум­мой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетен­циями: коммуникативной (К), личностного саморазвития (ЛС), ценностно-ориентационной (ЦО), смысло -поисковой (СП), рефлексивной (Р). Цель: третьего года обучения - введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний , раздумий. Формирование духовно-нравственного развития обучающихся, т.е. формирование у них качеств, которые отвечают представлениям истиной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Воспитание гражданственности патриотизма. Задачи: Развитие художественно-образного мышления, наблюдательности, умения вглядываться в явления жизни; Фантазии, т.е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности; Воспитание культуры восприятия произведений ИЗО; Освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях; Овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме; Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями Общая характеристика учебного предмета, курса. Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе всех основных видов искусств: изобразительных - живопись, графика, скульптура; конструктивных - архитектура, дизайн; различных видов ДПИ, народного искусства, а так же постижение роли художника в синтетических искусствах - искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: -изобразительная художественная деятельность; -декоративно-художественная деятельность; -конструктивная художественная деятельность. Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов. Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства. Практическая художественно-творческая деятельность(ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивает опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, инструменты, художественные техники. Одна из задач - постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого. Восприятие произведений искусств, предполагает развитие специальных навыков, чувств, а так же овладение образным языком искусств. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления. Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной информации в Интернете. Развитие художественно-творческого мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности и развитие фантазии. Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Место учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с Образовательной программой школы на 2014-2015 учебный год, рабочая программа рассчитана на 34 часа в год при 1 часе в неделю. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирова­ние у него качеств, отвечающих представлениям об истинной че­ловечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в вос­питании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия - часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повсед­невном его бытии, в жизни общества, значение искусства в раз­витии каждого ребенка - главный смысловой стержень курса. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Одна из главных задач курса - развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру. Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Планируемые результаты изучения учебного курса.

Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО

Универсальные учебные действия.


Личностные универсальные учебные действия.

У третьеклассника будут формироваться:

-Чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.

-Уважительное отношение к культуре искусству других народов нашей страны и мира в целом.

-Понимание особой роли культуры в жизни общества и каждого отдельного человека.

-Эстетические чувства художественно-творческое мышление, наблюдательность, фантазия.

-Эстетические потребности; потребности в общении с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности.

-Навыки коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.

-Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы.

Третьеклассник получит возможность для формирования:

-Понимания значения изобразительного искусства в жизни человека.

-Понимания роли искусства в собственной жизни.

-Внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к предмету «Изобразительное искусство» через освоение роли автора своих художественных работ.

-Уважения к чувствам и настроениям другого человека, представления о дружбе, доброжелательным отношениям к людям.

-Мотивации к коллективной творческой работе.

-Представления о труде художника, его роли в жизни каждого человека.

-Личностной идентификации на основе общего представления о творческом самовыражении, о мире профессий в изобразительном искусстве.

Метапредметные учебные действия

Третьеклассник научится:

-Овладеет умением творческого видения с позиции художника.

Овладеет умением вести диалог, распределять функции в роли выполнения коллективной творческой работы.

-Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнения творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию.

-Планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

-Рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовывать место занятий.

-Осознано стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более оригинальных творческих результатов.

Третьеклассник получит возможность:

-Принимать художественную задачу, инструкцию учителя и ход выполнения работы, предложенный в учебнике.

-На первоначальном уровне понимать особенности художественного замысла и его воплощения.

-Осуществлять под руководством учителя контроль по результату своей деятельности.

-Воспринимать мнение и предложения своих сверстников.

-Соотносить произведения по настроению, форме, по средствам художественной выразительности.

-Делать несложные выводы.

-Обсуждать со сверстниками ход выполнения работы и её результаты.

-Использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи.

-Следить за действиями других участников в совместной деятельности.

Предметные результаты.

Опыт учащихся в художественно-творческой деятельности.

Третьеклассник научится:

Третьеклассник получит возможность научиться:

-Различать виды художественной деятельности.

-Различать виды и жанры в ИЗО.

-Понимать образную природу искусства.

-Эстетически оценивать явления природы, события окружающего мира.

-Применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческой работы.

-Узнавать, воспринимать и осмысливать несколько великих произведений русского и мирового искусства.

-обсуждать и анализировать произведения искусства.

-Усвоить названия ведущих музеев России и своего региона.

-Видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике.

-Использовать в художественно-творческой деятельности различные материалы и техники

-Компоновать на плоскости листа и в объеме, задуманный образ.

Освоить умения применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, графической грамотности.

-овладеть навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина,

Навыками изображения средствами аппликации и коллажа.

Рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную культуру.

-Эстетически воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, свидетелей нашей истории.

-Объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современников.

-Выражать в изобразительной деятельности свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов.

-Приводить примеры произведений искусств, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

-Понимать содержание и выразительные средства художественных произведений.

-Сопоставлять объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусств, и объяснять их разницу.

-Выражать в беседе свое отношение к произведению искусства.

-Создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного.

-Выбирать характер линий для изображения того или иного образа.

-Овладеть на практике основами цветоведения.

-Использовать пропорциональные соотношения лица, фигуры человека при создании портрета.

-Создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы.

-Изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним свое эмоциональное отношение.

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Ученики должны знать:

  • основные виды и жанры изобразительных искусств;

  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);

• имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные про­изведения;

  • названия наиболее крупных художественных музеев России;

  • названия известных центров народных художественных ремесел России.

Ученики должны уметь:

• применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;

• различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;

  • применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной творче­ской деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

Ученики должны быть способны решать следующие жизненные практические задачи:

  • для самостоятельной творческой деятельности;

  • обогащения опыта восприятия произведений ИЗО;

  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении музеев ИЗО, народного творчества и др.;

Учебно-тематический план.

№п/п

Содержание программного материала

Количество часов

1

Искусство в твоем доме

8 часов

2

Искусство на улицах твоего города

8 часов

3

Художник и зрелище

10 часов

4

Художник и музей

8 часов

Итого

34 часа

Содержание учебного предмета.

I ЧЕТВЕРТЬ: ИСКУССТВО В ТВОЕМ ДОМЕ (8 ч.)

Мастера ведут ребенка по его дому и выясняют, что же каж­дый из них «сделал» в ближайшем окружении ребенка. В итоге становится ясно, что без участия Мастеров не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.

Тема. Твоя игрушка. (2 часа)

Игрушки, т. е. какими им быть, придумал художник. Создание игрушки тоже искусство. Над каждой игрушкой работают все три наших волшебных Мастера - Изображения, Постройки и Укра­шения. Их совместная работа - это три стадии создания игруш­ки: придумывание, конструирование, украшение.

Роль игрушки в жизни людей и разнообразие игрушек. Раз­личные материалы, из которых изготавливают игрушки. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки.

Задание: лепка игрушки из пластилина или глины, роспись по белой грунтовке.

Вариант задания: создание игрушки из любых подручных ма­териалов.

Материалы: пластилин или глина, гуашь, водоэмульсионная краска для грунта, кисти маленького размера, тампоны; солома, кусочки меха, деревянные брусочки, кусочки ткани, природные материалы.

Зрительный ряд: разнообразные игрушки с ярко выраженным художественным образом; народная игрушка (дымковская, городецкая, филимоновская, каргопольская, богородская), игрушки из подручного материала - упаковок, ткани, меха.

Литературный ряд: пословицы, поговорки, русские народные сказки.

Тема. Твоя посуда. (2 часа) Роль художника в создании посуды. Форма и украшения по­суды обусловлены ее назначением (праздничная или повседнев­ная, детская или взрослая). Работа Мастеров Постройки, Украше­ния и Изображения по изготовлению посуды: конструкция - фор­ма, украшение, роспись. Посуда из различных материалов.

Задание: лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке.

Вариант задания: придумать и изобразить на бумаге сервиз из нескольких предметов. При этом обязательно подчеркнуть назначение посуды (для кого она, для какого случая). Материалы: пластилин, глина, водоэмульсионная краска, кисть; гуашь, тонированная бумага. Зрительный ряд: образцы посуды из натурного фонда, слай­ды народной посуды, посуда из разных материалов (металла, де­рева, пластмассы).

Тема. Мамин платок. (1 час)

Знакомство детей с искусством росписи тканей. Художествен­ная роспись платков и их разнообразие. Выражение в художест­венном образе платка его назначения: праздничный или повсед­невный, для молодой женщины или пожилой. Расположение рос­писи на поле платка, ритмика росписи. Роль Мастера Постройки. Растительный или геометрический характер узора. Колорит плат­ка как средство выражения.

Задание: создание эскиза платка для мамы, девочки или ба­бушки (праздничного или повседневного). Материалы: гуашь, кисти, белая и цветная бумага.

Зрительный ряд: яркие примеры росписи платков и тканей (слайды и натурный фонд); женские образы в произведениях искусства; фотографии, кадры из фильмов; природные мотивы в росписи платков; образцы детских работ по этой теме.

Тема. Обои, шторы, в твоем доме. (1 час)

Роль художника в создании обоев и штор. Разработка эскизов обоев как создание образа будущей комнаты и выражение ее на­значения: детская комната или спальня, или гостиная, или ком­ната для работы. Роль цвета обоев в настроении комнаты. Повто­ряемость узора в обоях. Роль каждого из Братьев-Мастеров в со­здании обоев и штор: построение ритма, изобразительные мотивы и их превращение в орнамент для украшения комнаты.

Задание: создание эскизов обоев или штор для комнаты, име­ющей четкое назначение (спальня, гостиная, детская). Задание можно выполнить и в технике набойки с помощью трафарета или штампа.

Материалы: гуашь, кисти, клише, бумага или ткань.

Зрительный ряд: фотографии художественно разработанных интерьеров, отобранные образцы обоев, художественные эскизы, детские работы по теме.

Тема. Твоя книжка. (1 час)

Роль художника в создании книги. Книжная иллюстрация. Ху­дожники детской книги. Создание художником формы книги. Многообразие форм и видов книг, игровые формы детских книг. Роль обложки. Шрифт, буквица. Дружная работа трех Мастеров при создании книги. Задание: разработка детской книжки-игрушки с иллюстраци­ями.

Вариант задания (сокращение): иллюстрация выбранной сказ­ки или конструирование обложки для книжки-игрушки. Материалы: для учащихся - гуашь или мелки, белая или цветная бумага, ножницы; для учителя - степлер. Зрительный ряд: детские книги с хорошими иллюстрациями, книжки-игрушки, различные по назначению и форме взрослые книги; иллюстрации разных авторов к одной и той же сказке.

Литературный ряд: текст выбранной сказки.

Тема. Поздравительная открытка (декоративная закладка). (2 часа)

Создание художником поздравительных открыток и другой мелкой тиражной графики. Форма открытки и изображение на ней как выражение доброго пожелания. Многообразие открыток. Роль выдумки и фантазии.

Задание: создание эскиза открытки или декоративной заклад­ки. Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклей­ками или графической монотипии.

Материалы: плотная бумага маленького формата, графические материалы по выбору учителя. Зрительный ряд: лучшие образцы печатных и самодельных от­крыток; старинные открытки, которые иногда берегут в семье на добрую память; произведения тиражной графики, различные по технике; детские работы по теме.

В создании всех предметов в доме принимал участие худож­ник. В любой работе ему помогали наши волшебные Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Понимание роли каждого из них. Форма предмета и его украшение.

На обобщающем уроке можно организовать игру в художни­ков и зрителей или игру в экскурсоводов на выставке детских ра­бот, выполненных в течение четверти. «Ведут беседу» три Мас­тера. Они рассказывают и показывают, какие предметы окружа­ют людей дома в повседневной жизни и есть ли вообще дома предметы, над которыми не работали художники. Понимание то­го, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобразительного, декоративно-при­кладного искусства, архитектуры, дизайна, должно стать итогом четверти и одновременно открытием.

Учебная беседа, обучающая игра, выставка и обсуждение дет­ских работ за период четверти.

II ЧЕТВЕРТЬ: ИСКУССТВО НА УЛИЦАХ ТВОЕГО ГОРОДА (8ч)

Все начинается с порога родного дома. II четверть и посвя­щена этому порогу. И Родины нет без него. Не просто Москва или Тула, но именно родная улица, идущая «у лица» твоего до­ма, исхоженная ногами.

Тема. Наследие предков: памятники архитектуры. (1 час)

Знакомство с древней и новой архитектурой вблизи школы и дома. Художник-архитектор придумывает дома, определяет, ка­кими им быть. Лучшие произведения архитектуры - это достоя­ние народа, их надо беречь и охранять; это эстафета культуры, которую поколения передают друг другу.

Задание: изучение и изображение одного из архитектурных памятников своих родных мест.

Материалы: восковые мелки или гуашь, кисти, тонированная или белая бумага.

Литературный ряд: материалы, связанные с выбранным архи­тектурным памятником.

Тема. Витрины на улицах. (1 час)

Роль художника в создании витрин. Реклама товара. Витрины как украшение города. Изображение, украшение и постройка при создании витрины. Реклама на улице.

Задание: создание проекта оформления витрины любого мага­зина (по выбору детей).

При дополнительном времени дети могут сделать объемные макеты (по группам).

Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: фотографии и слайды с изображением оформленных витрин; детские работы предыдущих лет.

Тема. Парки, скверы, бульвары. (1 час)

Архитектура садов и парков. Художник-архитектор придумы­вает не только здания, но и парки. Парки для отдыха, парки-му­зеи, детские парки. Рассмотреть, как построены парки и сады, там где мы живем.

Задание: изображение парка, сквера (возможен коллаж).

Вариант задания: построение игрового парка из бумаги (кол­лективная работа).

Материалы: цветная и белая бумага, гуашь или восковые мел­ки, ножницы, клей.

Зрительный ряд: слайды садов и парков разных эпох; видовые фотографии и слайды; изображения садов и парков в искусстве.

Тема. Ажурные ограды. (1 час)

Чугунные ограды в Санкт- Петербурге и Москве; их назначение и роль в украшении города. Узорные ограды в род­ном городе, деревянный ажур наличников.

Задание: создание проекта ажурной решетки или ворот - вы­резание из сложенной цветной бумаги (решетки и ворота могут быть вклеены в композицию на тему «Парки, скверы, бульвары»).

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: старинные ограды в Москве и Санкт- Петер­бурге; современные декоративные решетки и ограды в различных городах (слайды).

Тема. Фонари на улицах и в парках. (1 час)

Художественные образы фонарей. Форму и украшение фона­рей тоже создает художник. Фонари праздничные, торжественные, лирические. Фонари на улицах городов, в парках. Фонари - украшение города. Старинные фонари Москвы и Санкт- Петербурга, других городов. Задание: графическое изображение или конструирование фор­мы фонаря из бумаги.

Материалы: тушь, палочка, белая и цветная бумага, ножни­цы, клей.

Тема. Транспорт. (2 часа)

Роль художника в создании машин. Разные формы автомоби­лей. Украшение машины. Автомобили разных времен. Умение ви­деть образ в форме машины. Все виды транспорта помогает со­здавать художник.

Задание: придумать, нарисовать или построить из бумаги об­разы фантастических машин (наземных, водных, воздушных). Материалы: графические материалы, белая и цветная бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: фотографии транспорта; слайды старинных машин. (Обобщение темы). Опять должен возникнуть вопрос: «Что было бы, если бы на­ши Братья-Мастера ни к чему не прикасались на улицах нашего города?» На этом уроке из отдельных работ создается одно или не­сколько коллективных панно. Это может быть панорама улицы из нескольких склеенных в полосу рисунков. Здесь можно размес­тить ажурные ограды и фонари, транспорт. Дополняется панно фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов. Можно провести игру в экскурсоводов и журналистов. Экс­курсоводы рассказывают о своем городе, о роли художников, ко­торые создают художественный облик города.

Задание: создание коллективного панно «Наш город (село)» в технике коллажа, аппликации. Беседа о роли художника в со­здании облика города.

III ЧЕТВЕРТЬ: ХУДОЖНИК И ЗРЕЛИЩЕ (10ч)

Зрелище - неотъемлемая часть жизни человека. Какой туск­лый и однообразный был бы мир без праздника! В цирке, на кон­церте или в театре нас встречает праздничное и красочное зре­лище, созданное художником.

Игровая природа зрелища позволяет учителю в конце четвер­ти продемонстрировать творческие работы детей в виде театра­лизованного представления или спектакля.

Тема. Художник и театр. (1 час)

Спектакль - вымысел и правда театральной игры. Худож­ник - создатель сценического мира. Декорации и костюмы. Про­цесс создания театрально-сценического оформления.

Задание: театр на столе - создание картонного макета и пер­сонажей сказки для игры в спектакль. Материалы: картонная коробка, разноцветная бумага, краски, клей, ножницы.

Зрительный ряд: слайды эскизов театральных художников.

Литературный ряд: выбранная сказка.

Тема. Образ театрального героя. (1 час)

Мир театра, мир условности, мир игры. Театр кукол как пример видового разнообразия кукол. Задание: создать эскиз кукольного персонажа.

Материалы: картон, разноцветная бумага, краски, клей, ножницы, формат А4.

Зрительный ряд: слайды эскизов театральных художников.

Литературный ряд: выбранная сказка.

Тема. Театральные маски. (2 часа)

Лицедейство и маска. Маски разных времен и народов. Маска как образ персонажа. Искусство маски в театре и на празднике. Задание: конструирование выразительных и острохарактерных масок.

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: фотографии масок разных народов и теат­ральных масок.

Тема. Театр кукол. Голова куклы, театральный костюм. (2 часа)

Многообразие мира театра кукол. Театр Петрушки, перчаточ­ные и тростевые куклы, марионетки. Работа художника над кук­лой. Образ куклы, ее конструкция и костюм.

Задание: создание куклы к кукольному спектаклю.

Материалы: пластилин, бумага, ножницы, клей, куски ткани, нитки, мелкие пуговицы.

Зрительный ряд: слайды с изображением театральных кукол, репродукции из книг о кукольном театре, диафильм.

Тема. Театральный занавес. (1 час)

Задание: создание эскиза театрального занавеса.

Материалы: гуашь, кисти, клей, цветная бумага большого формата.

Зрительный ряд: театральные и цирковые занавесы.

Тема. Афиша. (2 часа) Значение афиши и плаката. Образ зрелища и его выражение в афише. Единство изображения и текста в плакате. Шрифт. Задание: создание эскиза плаката-афиши к спектаклю или цирковому представлению.

Материалы: гуашь, кисти, клей, цветная бумага большого формата.

Зрительный ряд: театральные и цирковые афиши.

Тема. Художник в цирке. Праздник в городе. (1 час) Роль художника в цирке. Цирк - образ радостного, искромет­ного и волшебного зрелища. Искусство цирка - искусство преувеличения и праздничной красочности - веселая тема дет­ского творчества.

Задание: выполнение рисунка или аппликации на тему цирко­вого представления.

Материалы: мелки, гуашь, кисти, цветная бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: фотографии, слайды и видеофрагменты цир­кового представления. Заключительный урок четверти предоставляет учителю раз­личные возможности для его проведения. Это может быть теат­рализованное представление или спектакль с использованием сдеданных на занятиях масок, кукол и т. д. или же дети как Мас­тера Изображения, Украшения и Постройки могут украсить класс или школу, превратив их в место для праздника.

IV ЧЕТВЕРТЬ: ХУДОЖНИК И МУЗЕЙ (8 ч).

Три четверти учебного года были посвящены прикладным ви­дам деятельности художника. Познакомившись с ролью художни­ка в нашей повседневной жизни, в IV четверти мы обращаемся к станковым видам изобразительного искусства. Речь пойдет о картине и скульптуре, будет дано представление о жанрах изоб­разительного искусства (натюрморт, портрет, пейзаж, бытовой и исторический жанры) и разных по назначению видах скульптуры. Лучшие произведения искусства хранятся в музеях, и люди специально приходят, чтобы увидеть их. Многие города могут гордиться своими музеями. Музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России - хранители великих произведений миро­вого и русского искусства. К этим шедеврам каждый ребенок дол­жен прикоснуться и научиться гордиться тем, что именно его род­ной город хранит такие великие произведения.

В Москве есть музей - святыня русской культуры - Третья­ковская галерея. О ней в первую очередь нужно рассказать. Ог­ромно значение Эрмитажа и Русского музея в Петербурге - цен­тров международных художественных связей. И есть также мно­го небольших интересных музеев, выставочных залов.

Однако тема «Художник и музей» шире. Существуют самые разные музеи, но всегда в их организации принимает участие ху­дожник, который помогает сделать музейную экспозицию. Бывают художественные, литературные, исторические музеи, музеи науки и т. д. и даже домашние музеи в виде семейных альбомов, рассказывающих об истории семьи. Может быть до­машний музей игрушек, марок, археологических находок, просто личных памятных вещей.

Тема. Музеи в жизни города. (1 час) Музеи в жизни города и всей страны. Разнообразие музеев. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художе­ственные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей; музей родного города. Рассказ учителя и беседа.

Задание: «Мы в музее» - изображение музейного интерьера с фигурами зрителей.

Материалы: гуашь или графические материалы; бумага.

Зрительный ряд: слайды и фотографии зданий и интерьеров крупнейших музеев и музеев местного значения, фрагменты ви­деофильмов с экскурсиями по музеям.

Рекомендуется посещение художественного музея (экскурсия).

Тема. Изобразительное искусство. Картина-пейзаж. (1 час) Что такое картина? Картина-пейзаж. Пейзаж - изображение природы, жанр изобразительного искусства. Смотрим знаменитые пейзажи

И, Левитана, А. Саврасова, Н. Рериха, А. Куинджи, В. Ван Гога, К. Коро и т. д.

Образ Родины в картинах-пейзажах. Выражение в пейзаже на­строения, состояния души. Роль цвета в пейзаже. Задание: изображение пейзажа по представлению с ярко вы­раженным настроением: радостный и праздничный, мрачный и тоскливый, нежный и певучий.

Дети на этом уроке повторяют понятия «холодный и теплый цвета», «звонкий и глухой цвета» и «разный характер красочно­го мазка». Материалы: гуашь, кисти или пастель, белая бумага.

Зрительный ряд: знаменитые живописные пейзажи с ярко выраженным настроением И. Левитана, А. Саврасова, А. Рылова, А. Куинджи, Н. Рериха, К. Коро, В. Ван Гога.

Тема. Картина-натюрморт. (2 часа) Жанр натюрморта: предметный мир в изобразительном искус­стве. Натюрморт как рассказ о человеке. Выражение настроения в натюрморте. Роль цвета. Расположение предметов в простран­стве картины.

Задание: создание радостного, праздничного или тихого, гру­стного натюрморта (изображение натюрморта по представлению с выражением настроения).

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Зрительный ряд: знаменитые натюрморты с ярко выраженным настроением и ясным для детей сюжетом Ж.-Б. Шардена, К. Петрова-Водкина, П. Кончаловского, М. Сарьяна, П. Кузнецова, В. Стожарова, В. Ван Гога и др.

Тема. Картина-портрет. (2 час) Знакомство с жанром портрета. Знаменитые картины-портре­ты. Портрет человека как изображение его характера и проник­новение в его внутренний мир. Роль позы и значение окружаю­щих предметов. Цвет в портрете, фон в портрете.

Задание: создание портрета кого-либо из дорогих, хорошо зна­комых людей - одного из родителей, друга, подруги или авто­портрета (по представлению).

Материалы: гуашь, кисти или пастель, или акварель по ри­сунку восковыми мелками, бумага.

Зрительный ряд: живописные портреты Ф. Рокотова, В. Серо­ва, И. Репина, В. Тропинина; портреты эпохи Возрождения.

Тема. Картины исторические и бытовые. (1 час) Изображение в картинах событий из жизни людей. Большие исторические события в исторических картинах. Красота повсед­невной жизни в картинах бытового жанра. Учимся смотреть кар­тины.

Задание: изображение сцены из своей повседневной жизни в семье, в школе, на улице или изображение яркого общезначимо­го события. Материалы: акварель (гуашь) по рисунку восковыми мелками или гуашь, кисти, бумага.

Зрительный ряд: дается общее представление об историчес­кой картине так, чтобы не требовалось глубокого разбора сюже­та на уроке (картины П. Уччелло, Пьеро делла Франчески и рус­ских художников начала XX века, например, А. Рябушкин. Сва­дебный поезд). Бытовой жанр: Ж.-Б.Шарден. Молитва перед обедом; З.Серебрякова. За обедом; произведения В.Перова, А. Пластова.

Тема. Скульптура в музеях и на улицах. (1 час) Учимся смотреть скульптуру. Скульптуру надо обходить с разных сторон. Скульптура и окружающее ее пространство. Скульптурные памятники. Парковая скульптура. Разнообразие скульптурных материалов: камень, металл, дерево, глина.

Задание: лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.

Материалы: пластилин, стеки, подставка из картона.

Зрительный ряд: известные скульптурные памятники; парко­вая скульптура, разная по характеру и материалу; скульптурные произведения разных эпох из экспозиций центральных музеев.

Тема. Художественная выставка. (1 час) Организация выставки лучших работ за год - обобщение темы «Искусство вокруг нас». Выставка - это всегда событие и празд­ник общения. Роль художественных выставок в жизни людей.

Экскурсия по выставке и праздник искусств со своим сцена­рием.

Подведение итога: какова роль художника в жизни каждо­го человека?
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Объектом оценки результатов освоения программы по предмету «Изобразительное ис-кусство» является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе теку-щего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценива-ния, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему пониманию результа-та. Система коллективных работ дает возможность каждому ребенку действовать конструк-тивно в пределах своих возможностей. Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки. Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оце-ниваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изу-чаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, уме-нию работать самостоятельно или в группе). Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление (ори-гинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника вы-полнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изобра-жения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка за-данной теме, название рисунка). Характеристика цифровой оценки (отметки) «5» («отлично») - учащийся полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практи-ке; верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все ком-поненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное. «4» («хорошо») - учащийся полностью овладел программным материалом, но при из-ложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное. «3» («удовлетворительно») - учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала. «2» («плохо») - не справляется с по-ставленной целью урока.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы.

Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между

собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  1. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  2. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося


Тематическое планирование по изобразительному искусству. 3 класс.

Р а з д е л 1. искусство в твоем доме (8 часов)

п/п

Тема

Кол-во

часов

Основные виды

учебной деятельности

Результаты образования

Дом.задание

Дата проведения

предметные

личностные

метапредметные

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Твои игрушки (создание формы, роспись).

1

Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материала, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и украшения. Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать её.

Знание образцов игрушек Дымкова, Филимонова, Хохломы, Гжели. Умение выполнять роль мастера Украшения, расписывая игрушки

Умение преобразиться

в мастера Постройки, создавая форму игрушки, умение конструировать и расписывать игрушки

Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого человека

Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей. Находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Умение находить нужную информацию

и пользоваться ею.

Творческое задание в рабочей тетради

7.09

2

Твои игрушки (лепка из пластилина).

1

Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материала, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и украшения. Создавать выразительную пластическую форму игрушки из пластилина и украшать её

Знание образцов игрушек Дымкова, Филимонова, Хохломы, Гжели. Умения выполнять роль мастера Украшения, расписывая игрушки.

Умение преобразиться

в мастера Постройки, создавая форму игрушки, умение конструировать и расписывать игрушки

Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого человека

Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей. Находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Умение находить нужную информацию

и пользоваться ею.

Рассмотреть игрушки в журналах

14.09

3

Посуда у тебя дома.

1

Характеризовать связь между формой, декором посуды и её назначением. Уметь выделять конструктивный образ и характер декора в процессе создания посуды. Овладеть навыками создания выразительной формы посуды в лепке.

Знание работы мастеров Постройки, Украшения, Изображения. Знание отличия образцов посуды, созданных мастерами промыслов (Гжель, Хохлома)

Умение изобразить посуду по своему образцу. Знание понятия «сервиз»

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу, создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его.

Придумать форму вазы для цветов

21.09

4

Мамин платок.

1

Наблюдение за конструктивными особенностями орнаментов и их связью с природой. Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка. Умение составить простейший орнамент при выполнении эскиза платка.

Знание основных вариантов композиционного решения росписи платка. Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза росписи платка.

Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию.

Творческое задание в рабочей тетради

28.09

5

Обои и шторы у тебя дома.

1

Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для определенной комнаты.

Знание роли художников

в создании обоев, штор. Понимание роли каждого из Братьев-Мастеров в создании обоев и штор: построение ритма, изобразительные мотивы.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств декоративных произведений. Овладевать основами графики Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Рассмотреть обои дома.

05.10

6

Твои книжки.

1

Понимать роль художника и Братьев -Мастеров в создании книги. Уметь отличать назначение книг, оформлять обложку иллюстрации

Знание художников, выполняющих иллюстрации. Знание отдельных элементов оформления книги. Овладеть навыками коллективной работы.

Формирование навыков коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств декоративных произведений. Овладевать основами графики Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Творческое задание в рабочей тетради

12.10

7

Поздравительная открытка (декоративная закладка).

1

Понимать роль художника и Братьев -Мастеров в создании форм открыток изображений на них.

Знание видов графических работ ( работа в технике граттажа, графической монотипии, аппликации или смешанной технике)

Умение выполнить

простую графическую работу.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств декоративных произведений. Овладевать основами графики Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Рассмотреть открытки

19.10

8

Труд художника для твоего дома. Обобщение темы.

1

Участвовать в творческой обучающей игре, организованной на уроке в роли зрителей, художников , экскурсоводов.

Осознавать важную роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме. Эстетически оценивать работы сверстников.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Умение анализировать образцы, работы, определять материалы, контролировать свою работу, формулировать собственную позицию и мнение.

26.10

Р а з д е л 2. Искусство на улицах твоего города (8 часов)

1

Памятники архитектуры.

1

Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Знание основных памятников города, места их нахождения. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города.

Знание художников - скульпторов и архитекторов. Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа. Понимать, что памятники архитектуры -это достояние народа.

Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.

Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей. Находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Умение находить нужную информацию

и пользоваться ею.

Рассмотреть храмы.

09.11

2

Витрины на улицах.

1

Понимать работу художника и Братьев-Мастеров по созданию витрины как украшения улицы города и своеобразной рекламы товара. Знание оформления витрин по назначению и уровню культуры города.

Фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина. Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания облика витрины магазина.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию.

Творческое задание в рабочей тетради

16.11

3

Парки, скверы, бульвары.

1

Сравнивать и анализировать парки, скверы и бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения.

Знание, в чем заключается работа художника-архитектора. Знание, понятия «ландшафтная архитектура»; что работа художника-архитектора - работа

целого коллектива.

Умение изобразить парк или сквер. Овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта.

Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.

Умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации проектов.

Творческое задание в рабочей тетради

23.11

4

Ажурные ограды.

1

Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт-Петербурге, Москве, Саратове. Различать деятельность Братьев-Мастеров при создании ажурных оград. Фантазировать, создавать проект ажурной решетки.

Закрепить приемы работы с бумагой: складывание, симметричное вырезание. Знание разных инженерных формы ажурных сцеплений металла.

Умение конструировать

из бумаги ажурные решетки.

Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.

Умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации проектов.

Найти образцы оград в журналах

30.11

5

Фонари на улицах и в парках.

1

Воспринимать, сравнивать, анализировать, давать эстетическую оценку старинным в Санкт-Петербурге, Москве, Саратове. Отмечать особенности формы и украшений.

Изображать необычные фонари. Знание виды и назначение фонарей.

Умение придумать свои варианты фонарей для детского праздника

Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.

Умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации проектов.

Творческое задание в рабочей тетради

07.12

6

Новогодний фонарик.

1

Наблюдать за разнообразием форм новогодних фонарей, конструировать новогодние игрушки-фонари. Работать в группе.

Знание основных приемов работы с бумагой. Умение конструировать фонарь из цветной бумаги к празднику, передавать настроение в творческой работе.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.

Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу, проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его

Рассмотреть фонари

14.12

7

Удивительный транспорт.

1

Уметь видеть образ в облике машины, характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшения.

Видеть, сопоставлять, объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями. Знание разных видов транспорта.

Умение изобразить разные виды транспорта. Обрести новые навыки в конструировании бумаги.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.

Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу, проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его

Творческое задание в рабочей тетради.

21.12

8

Труд художника на улицах твоего города. Обобщение темы.

1

.Осознавать и уметь объяснить нужную работу художника в создании облика города. Участвовать в занимательной образовательной игре в качестве экскурсовода.

Овладеть приемами коллективной творческой деятельности

Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.

Умение анализировать образцы, работы, определять материалы, контролировать свою работу, формулировать собственную позицию и мнение.

28.12

Р а з д е л 3. Художник и зрелище (10 часов)

1

Художник в театре.

1

Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля.

Знание истоков театрального искусства.

Умение создать эпизод

театральной сказки. Придумать эскиз театрального костюма

Знание, каким был древний античный театр.

Умение нарисовать эскиз театрального костюма.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Умение понимать взаимосвязь изобразительного искусства с литературой, музыкой, театром; Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства; давать оценку своей работе по заданным критериям.

Завершить костюм

11.01

2

Образ театрального героя.

1

Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании образа театрального героя.

Знание истоков театрального искусства.

Умение создать образ героя.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии

Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу, проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его

Сходить в театр

18.01

3

Театральные маски.

1

Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а так же выразительность формы, декора, созвучные образу.

Знание истории происхождения театральных масок.

Умение конструировать маску из бумаги. Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии

Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу, проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его

Подготовить презентацию.

25.01

4

Театр кукол.

1

Иметь представление о разных видах кукол, о кукольном театре в наши дни. Использовать куклу для игры в кукольный театр.

Знание театра кукол как пример видового разнообразия театра.

Умение создать театральных кукол из различных материалов.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.

Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу; оценивать по заданным критериям.

Почитать о театре

01.02

5

Театральный занавес.

1

Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира. Уметь объяснить роль художника в создании театрального занавеса.

Знание устройства театра.

Умение анализировать отличие театра от кинотеатра. Знание театральных художников.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии

Умение понимать взаимосвязь изобразительного искусства с литературой, музыкой, театром; Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства; давать оценку своей работе по заданным критериям.

08.02

6

Афиша и плакат.

1

Иметь представления о создании театральной афиши, плаката. Добиваться образного единства изображения и текста.

Знание назначения афиши.

Умение создать эскиз афиши к спектаклю.

Осваивать навыки лаконичного декоративно-обобщенного изображения.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии

Умение анализировать образцы, работы, определять материалы, контролировать свою работу, формулировать собственную позицию и мнение.

Рассмотреть афишу

15.02

7

Художник в цирке.

1

Понимать и объяснять важную роль художника в цирке. Учиться изображать яркое, веселое подвижное.

Знание отличия и сходство театра и цирка.

Умение создать эскиз циркового представления. Знание элементов оформления, созданных художником в цирке: костюм, реквизит.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии

Умение анализировать образцы, работы, определять материалы, контролировать свою работу, формулировать собственную позицию и мнение.

Прочитать стихи и книги о цирке.

22.02

8

Театральная программа

1

Понимать и объяснять важную роль художника в театре и цирке. Учиться изображать яркое, веселое подвижное.

Знание о назначении программы.

Умение создать эскиз программы к спектаклю или цирковому представлению.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию.

Принести программы

29.02

9

Праздник в городе

1

Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города. Фантазировать, как можно украсить город к празднику Победы, новому году.

Знание элементов праздничного оформления, умение использовать художественные материалы, передавать настроение в творческой работе.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию.

Творческое задание в рабочей тетради

07.03

10

Школьный карнавал. Обобщение темы

1

Понимать роль праздничного оформления для организации праздника. Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам.

Знание роли художника в зрелищных искусствах. Овладение навыками коллективного художественного творчества.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.

Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ.

14.03

Р а з д е л 4. Художник и музей (8 часов)

1

Музеи в жизни города.

1

Понимать и объяснять роль художественного музея. Иметь представления о самых разных видах музеев.

Знания о самых значительных музеях искусства России. Знания о роли художника в создании музейных экспозиций. Умение изобразить интерьер музея.

Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию.

Сходить в музей

21.03

2

Картина - особый мир. Картина-пейзаж.

1

Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведения искусства. Рассматривать и сравнивать картины - пейзажи.

Знание художников, изображающих пейзажи. Знание, что такое картина-пейзаж, о роли цвета

в пейзаже. Умение изобразить пейзаж по представлению.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.

Умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы.

Творческое задание в рабочей тетради

04.04

3

Картина-натюрморт. Жанр натюрморта.

1

Воспринимать картину - натюрморт как своеобразный рассказ о человеке - хозяине вещей, о времени, в котором он живёт, его интересах.

Знание, что такое натюрморт, где можно увидеть натюрморт.

Умение изобразить

натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное). Развитие композиционных и живописных навыков. Знание имен художников, работающих в жанре натюрморта.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.

Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ

Найти в журналах натюрморты

11.04

4

Картина-портрет.

1

Иметь представление о жанре портрета. Рассказывать об изображенном на картине человеке.

Знание картин и художников, изображающих портреты. Умение создать кого-либо из хорошо знакомых людей по представлению, используя выразительные возможности цвета.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах художественных произведений. Овладевать основами живописи. Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Творческое задание в рабочей тетради

18.04

5

Картины исторические и бытовые.

1

Беседовать о картинах исторического и бытового жанра. Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся картинах.

Знание отличия исторических и бытовых картин.

Умение изобразить сцену из повседневной жизни людей. Развитие композиционных навыков. Знание исторических и бытовых картин и художников, работающих в этих жанрах. Освоение навыков изображения в смешанной технике.

Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах художественных произведений. Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Творческое задание в рабочей тетради

25.04

6

Скульптура в музее и на улице.

1

Сопоставить изображение на плоскости и объемное. Наблюдение за скульптурой и её объемом. Закрепление навыков работы с пластилином.

Знание, что такое скульптура. Знание нескольких знаменитых памятников и их авторов.

Умение смотреть

на скульптуру и лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах художественных произведений. Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Подобрать фото скульптур.

16.05

7

Музеи архитектуры.

1

Рассказать о древних архитектурных памятниках. Учиться изображать соборы и церкви. Закрепление работы графическими материалами.

Знание правил работы с пастель. И восковыми мелками. Компоновать на плоскости листа архитектурные постройки и задуманный художественный образ.

Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.

Умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы.

Рассмотреть храмы

23.05

8

Художественная выставка. Обобщение темы

1

Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявляя творческую активность. Проводить экскурсии по выставке детских работ.

Знание крупнейшие музеи страны. Понимания роли художника в жизни каждого человека.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах художественных произведений и детских работ.

30.05

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Технические средства обучения

Оборудование рабочего места учителя:

- классная доска;

- персональный компьютер

- мультимедийный проектор;

- интерактивная доска;

Экранно-звуковые пособия

- аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений в соответствии ~
программой обучения;

- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.

Оборудование класса

- ученические столы двухместные с комплектом стульев;

- стол учительский ;

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия: 1. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс. Учебник для общеобразова-тельных учреждений / Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С., Гуров Г.Е., Лепская Н.А., Ло-моносова М.Т., Островская О.В. Под редакцией Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2013. Учебно-методическая литература: 1. Изобразительное искусство. Рабочие программы. 1-4 классы / Неменский Б.М. - М.: Просвещение, 2012. -


© 2010-2022