Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему «Правописание -ться и -тся в глаголах»

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

« Калиновская СШ», филиал МКОУ « Мачешанская СШ»

План - конспект

урока русского языка в 4 классе по теме:

«Правописание -ться и -тся в глаголах»

(Программа « Начальная школа XXI века»)

Учитель: Антонова Тамара Александровна

Цель:

Закрепить знание структуры первого шага учебной деятельности и умения выполнять УУД, входящие в его структуру (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Построить алгоритм правописания -ться и -тся в глаголах и сформировать первичное умение его применять.

Закрепить алгоритм правописания -ться и -тся в глаголах (общий случай) через выполнение заданий разных видов.

Оборудование: Интерактивная доска ( с использованием презентации), карточки для оценивания, карточки для групповой работы, карточки с индивидуальными заданиями, учебник, тетради учащихся, словари.

Ход урока

Этапы урока

Универсальные учебные действия

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Организационный момент.

Оргмомент ( СЛАЙД 1,2)

Учитель Долгожданный дан звонок

Начинается урок

Он пойдет вам, дети, впрок!

Дети Постараемся понять

Будем грамотно писать!

Учитель Ребята, посмотрите на гостей, подарите им свои

улыбки. А теперь посмотрите на своего соседа и улыбнитесь

друг другу. Я рада, что вы пришли на урок с хорошим

настроением. У вас на столах лежат карточки для оценивания.

На протяжении всего урока вы сами будете себя оценивать в

каждой графе и в конце урока выставите себе общую оценку.

- Ребята, прочитайте пословицу « Грамоте учиться - всегда

пригодиться»(СЛАЙД3)

Ка вы понимаете смысл этой пословицы? Для чего вам нужны

знания?(ответы детей)

- Сегодня на уроке нам предстоит сделать важное открытие в области русского языка. Для этого нужно быть внимательными и активными. На уроке вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

А девиз нашего урока: С хорошим настроением принимайся за работу! (СЛАЙД4)

Запишите число, классная работа.

- Ребята, какую тему мы сейчас изучаем? (глагол)

- самоопределение (Л);

- смыслообразование (Л);

- целеполагание (Р);

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.





3. Постановка учебной задачи

А) Актуализация знаний:

Учитель: Что мы уже знаем о глаголе? (СЛАЙД5)

Ответы учащихся по логической цепочке: Глагол - это самостоятельная часть речи, /которая обозначает действие или состояние предмета и /отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? /Начальная форма глагола называется неопределенной формой глагола./ Эти глаголы имеют окончания -ть,-ти, и нулевое окончание в глаголах на - чь. /Примеры: читать, играть, думать, любить, смеяться

Ребята, что мы с вами повторили на этом этапе урока? (все, что знаем о глаголе)

Оцените себя

- Вы готовы к изучению следующей темы?

-Итак, мы продолжим изучение глагола и познакомимся с новым правилом написания слов данной части речи.

2.1.Словарная работа

Знакомство с новыми словарными словами - тренер, но тренироваться

Ребята, кто такой тренер, как вы понимаете?

А сейчас нам Аня зачитает в толковом словаре

Ребята, посмотрите, есть ли среди наших гостей тот, кого вы можете назвать тренером?

А для чего нужно заниматься спортом?

Ребята, вы должны запомнить правописание этих слов

Что вы изучили на этом этапе урока? (познакомились с новыми словарными словами)

Оцените себя

2.2. Работа по теме урока

Выполнение пробного учебного действия и фиксирование индивидуального затруднения.

А чем же мы будем сегодня заниматься?

Ребята, прочитайте слова на доске

Послушайте, пожалуйста, диалог учащихся

Как вы считаете, кто же из детей прав?

- Сформулируйте тему нашего урока? (Правописание -тся и -ться в глаголах).(СЛАЙД)

Для того, чтобы разрешить спор девочек, вы должны выполнить самостоятельную работу. У вас на столах лежат карточки, вставьте пропущенные буквы

- Стихотворения М.Бородицкой, (рубрика «Давай подумаем»):

Солнце садится, струится водица,

Птица синица в водицу глядится.

Чистой водицы синица напьется-

Славно сегодня звенится-поется.

Ребята, какие правила вы вспомнили, вставляя пропущенные буквы? (непроизносимая согласная, безударная гласная в корне слова). А какие слова вызвали у вас затруднение?(слова, которые оканчиваются на звук ца).Ребята, вот сегодня мы с вами поработаем над правописанием таких слов.

а чтобы узнать над какой проблемой нам предстоит сегодня работать, давайте посмотрим на выделенные слова?

-Прочитайте еще раз выделенные слова. Разделите их на группы (глаголы, имена существительные)

- Какое правило правописания слов, оканчивающихся на [ца] вы знаете? (правило написания имен существительных- курица, птица и т.д.).

-А теперь сделайте вывод «На конце имен существительных слышится [ца] и пишется ца.

- Как вы думаете, это правило подходит к глаголам?

- Значит, какого правила написания глаголов мы не знаем? (проблемная ситуация)

- Какую цель вы перед собой поставите? (найти способ правописания глаголов, оканчивающихся на -тся или -ться).

Ребята, попробуйте сами сформулировать правило правописания тся, ться в глаголах.

- А теперь прочитайте правило в учебнике на стр.106 (один учащийся зачитывает)

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- подведение под понятие (П);

-определение основной и второстепенной информации (П);

-постановка и формулирование проблемы (П);

-волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

-планирование, прогнозирование



- анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П);

- извлечение необходимой информации из текстов (П);

- использование знаково-символических средств (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- подведение под понятие (П);

- выполнение пробного учебного действия (Р);

- фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации(К);

- учёт разных мнений (К)





4 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

5Включение в систему знаний Ребята, как определить, -ться или -тся следует писать в конце глаголов? - Правильно, выбор написания зависит от формы слова. А форму глагола мы устанавливаем по вопросу. - Помните, дети! Вопрос- ваш главный помощник. Если вы сможете правильно поставить вопрос, то вы правильно напишете глагол. Прежде чем глагол писать Не забудь вопрос задать.

Алгоритм правописания -тся и -ться.(СЛАЙД) Неопределенная форма Форма 3-го лица единственного числа (что делать?) (что делает?) Учиться Учится Трудиться Трудится

Открытие нового знания. Итак, дети, сделаем вывод. В какой форме мягкий знак пишется, а в какой- нет? Правильно, дети. (Дети формулируют правило).

Письмо по памяти

Ребята, что мы запомнили на этом этапе урока?

( правописание ться, тся)

А сейчас игра « Собери предложение»

Что мы повторили на этом этапе урока? ( правописание тся, ться)

ФИЗМИНУТКА

Парная работа

Работа в парах

Дифференцированная работа по карточкам

( некоторые учащиеся работают по карточке)

Карточка №1 Ф.И.______________

_Задание: вставить пропущенные тся,ться

любит учит… ребёнок играе…

нужно торопи… сон сни…

мама удивляе… дети радую…

папа улыбае… ветка качае…

девочка смеё… буду умыва…

начинает готови… малыш резви…

Ребята, что мы с вами повторили на этом этапе урока? (все, что знаем о глаголе)

Комментированное письмо

Ребята, что мы с вами повторили на этом этапе урока? (все, что знаем о глаголе)

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

- извлечение необходимой информации (П);

- моделирование и преобразование моделей разных типов (П);

- выполнение действий по алгоритму(П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- построение логической цепи рассуждений (П);

- доказательство (П);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);

- учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

- использование критериев для обоснования своего суждения (К);

- осознание ответственности за общее дело (Л);

- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л);

- извлечение из текстов упражнения необходимой информации (П);

- подведение под понятие (П);

- выполнение действий по алгоритму (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- использование критериев для обоснования своего суждения (К);

-контроль, коррекция, выделение и осознание качества и уровня усвоения (Р);

-самоопределение (Л)

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

- понимание задания, извлечение необходимой информации(П);

- моделирование, преобразование модели (П);

- выполнение действий по алгоритму (П);

- построение логической цепи рассуждений (П);

- доказательство (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- контроль, коррекция, оценка (Р);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Шкала успеха

«5»

«4»

«3»

«2»

- Что нового вы узнали на уроке? Какое открытие в языке сделали?

- Какое затруднение у вас возникло в начале урока? В чём была причина затруднения?

- Какую цель перед собой поставили?

- Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию.

- Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить?

- Оцените свою собственную работу

- Какие затруднения остались? Над чем надо ещё поработать?

Оценки за урок

Рефлексия

На уроке я понял, научился, усвоил

Домашнее задание.

  1. стр.107 упр.634 (спиши, перед глаголами записывай вопросы)- обязательная часть

  2. Составить и записать текст на тему « Пришла весна», используя глаголы на ться, тся (дополнительное задание по желанию)

Всем спасибо

- рефлексия способов и условий действия (П);

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

- самооценка на основе критерия успешности (Л);

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К);

- использование критериев для обоснования своего суждения (К);

- планирование учебного сотрудничества (К);

- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям( Л);

-смыслообразование (Л).



© 2010-2022