Урок окружающего мира на тему Дикие и домашние животные (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок окружающего мира на тему Дикие и домашние животные (2 класс)Урок окружающего мира на тему Дикие и домашние животные (2 класс)Урок окружающего мира на тему Дикие и домашние животные (2 класс)Урок окружающего мира на тему Дикие и домашние животные (2 класс)Урок окружающего мира на тему Дикие и домашние животные (2 класс)Урок окружающего мира на тему Дикие и домашние животные (2 класс) Урок окружающего мира во 2 классе Тема. Дикие и домашние животные Цели: дать представление о диких и домашних животных, их сходстве и различиях; показать разнообразие домашних животных, их значение для человека. Планируемые результаты: учащиеся осознают значение животных для человека; научатся сравнивать и различать диких и домашних животных. Оборудование: анаграмма слова «животные» на доске, картинки с изображением диких и домашних животных, фотографии, слайды; у учащихся - цветные фишки, стрелки из цветной бумаги, цветные карандаши, книга «Зеленые страницы».

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
- Закончите предложения.
  • Такие растения, как крыжовник, смородина, малина, называют... (кустарниками).

  • Растения, плоды которых человек употребляет в пищу, называют... (плодовыми).

  • Растения, из которых получают волокна, называют... (прядильными). Это лен, хлопок.

  • Растения, которые человек выращивает на полях, а в пищу употребляет семена (зерна), называют... (зерновыми).

  • Яблоня, груша, слива - фруктово-ягодные... (деревья).
  • Помидор, огурец - ... (травянистые) растения.
  • Растения, которые человек выращивает на клумбах, в цветниках, называют... (декоративными).
  • Растения, которые выращивает человек, называют... (культурными).
  • Лук, чеснок, капуста, картофель - это... (овощные) растения
  • Кто может рассказать легенду о растениях?


Тест

Дикорастущие и культурные растения

А1. Какое растение является дикорастущим?

1) астра  2) крапива

 3) петрушка  4) слива

А2. Какой кустарник является культурным?

 1) акация  2) орешник

 3) смородина  4) калина

А3. Найди плодовое культурное растение?

 1) слива  2) пшеница

 3) горох  4) флокс

А4. Какой цветок может расти только в саду?

 1)ромашка  2) лютик

 3) вероника дубравная 4) гладиолус

В1. Название какого декоративного растения переводится с греческого как «звезда»?

 1) флокса  2) розы

 3) астры  4) тюльпана

В2. Какое культурное растение человек использует для получения ткани?

 1) лён  2) гречиха

 3) ячмень  4) хмель

В3. Какая зерновая культура лучше всего переносит холод?

 1) рис  2) овес

 3) пшеница  4) рожь

С1. Из каких культурных растений пекут хлеб?

 1) из ржи

 2) из ячменя

 3) из гречихи

 4) из пшеницы




  1. Самоопределение к деятельности

Молодцы, так много узнали о растениях. А о чем мы сегодня будем говорить на уроке, вы узнаете, отгадав зашифрованное слово. (На доске анаграмма.)

ЕЫНТОВИЖ


  • Кто догадался, в чем секрет? Как расшифровать слово? (Слово записано наоборот.)
  • Что это за слово? (Животные.)
  • Кто помнит, на какие группы мы делили животных? (Звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся.)

Заполняем опорную схему

Классы животных



Пресмыкающиеся

Насекомые

Птицы

Рыбы

Млекопитающие

Земноводные



  • Назовите признаки различных групп животных и приведите примеры.
  • Подумайте, на какие еще группы можно разделить всех животных. (Ответы детей.)


Заполняем опорные схемы

  1. Дикие

1.Травоядные

2. Домашние

3. Всеядные

2. Хищные

  • Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О животных.)
  • Прочитайте тему урока на с. 72 учебника. (Дикие и домашние животные.)
  • Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)
  • Проверьте свои предположения. Прочитайте, что говорит нам Муравьишк.
  1. Работа по теме урока

1. Беседа, работа по учебнику
  • Отгадайте загадки.
  • Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. (Корова.)
  • Кто не прядет, не ткет, а людей одевает? (Баран, овца.)
  • У кого рога длиннее хвоста? (У козы.)
  • Хвост крючком, нос пятачком. (Свинья.)
  • Как можно назвать всех этих животных? (Домашние животные.)
  • А еще какие есть? (Дикие животные.)
Дикие животные живут в природе самостоятельно: сами добывают себе пищу, строят жилища, ухаживают за своим потомством.
  • А как появились домашние животные? (Ответы детей.)
Давным-давно, когда еще не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, очень редко находили они себе пищу. Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки. Они научились охранять человека от врагов, помогать ему искать и добывать пищу. Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Теперь человек уже не может жить без своих домашних друзей и помощников.
  • Чем домашние животные отличаются от диких? (Люди кормят их, строят им жилища, заботятся о потомстве.)
  • Рассмотрите рисунки на с. 72 учебника. Какие животные на нем изображены? (Ответы детей.)
  • Отметьте зелеными фишками диких животных, а желтыми - домашних.
(Проверка в парах.)
  • Что вы можете рассказать об этих животных?
(Учащиеся рассказывают все, что знают об этих животных, учитель дополняет их ответы, показывает картинки, фотографии.)

  1. Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 (с. 26). (Вариант 1 подчеркивает диких животных, вариант 2 - домашних. Проверка в парах.) №2 (с. 26). (Вариант 1 - первая строка, вариант 2 - вторая строка.)
  1. Беседа, работа по учебнику
(Класс делится на группы. Обсуждение вопросов 1, 3, 4 нас. 73.)
  • Какие дикие животные водятся в нашем крае? (Ответы детей.)
  • Каких домашних животных разводят в нашем крае? (Ответы детей.)
  • Для чего человек выращивает домашних животных? (Примерный ответ. Животные дают человеку мясо, жир, молоко, кожу, яйца, пух, перья, шерсть, мед, воск, лекарства, охраняют жилье. Животных человек использует как транспортное средство. Человек получает радость от общения с животными.)
  • Как человек заботится о животных? (Примерный ответ. Кормит, чистит, следит за их здоровьем. Летом для домашних животных заготавливаются корма, до наступления холодов утепляются жилища. Зимой и весной у домашних животных рождаются детеныши, человек ухаживает за ними )
  1. Игра «Отгадай детеныша»

(Учитель называет взрослое животное, а учащиеся - детенышей.)
  • Свинья. (Поросята.)

  • Корова. (Телята.)

  • Утка. (Утята.)

  • Гусь. (Гусята.)

  • Лошадь. (Жеребята.)

  • Овца. (Ягнята.)

  • Кошка. (Котята.)

  • Курица. (Цыплята.)

  • Собака. (Щенки.)

    1. Моделирование

  • С помощью стрелок из цветной бумаги выполните задание 2 на с. 73 учебника.

    1. Физкультминутка
Мы тоже можем так. Смотри скорей, который час, Тик-так, тик-так, тик-так. Налево раз! Направо раз! Мы тоже можем так. Чтоб стать похожим на орла И запугать собак. Петух расправил два крыла. Мы тоже можем так. (Руки - в стороны, плавно поднимают и опускают руки.) Пастух в лесу трубит в рожок - Пугается русак. Сейчас он сделает прыжок… Мы тоже можем так.

(Приседают на корточки, поднимают руки к голове, вытягивают указательные пальцы, как уши зайца и прыгают.)

Идёт медведь, шумит в кустах,

Спускается в овраг.

На двух ногах, на двух ногах

Мы тоже можем так.

(Изображают движение медведя, с покачиванием влево - вправо.)

Теперь пора и отдохнуть,

Устали как-никак.

Поесть, попить и снова в путь.

Мы тоже можем так.


  1. Продолжение работы по теме урока

Отгадайте, о каких домашних животных говорится в загадках.

Явился в желтой шубке:

- Прощайте, две скорлупки! (Цыпленок, утенок.)

Мед на зиму припасла Работящая... (пчела). Подсчитано: чтобы приготовить 100 г меда, пчела-сборщица должна взять нектар примерно у миллиона цветков! И доставить этот напиток богов в улей около 15 тыс. раз. Если медоносы находятся всего за 1,5 км от улья (а иногда за взятком пчелы летают и за 8 км), тогда их путь туда и обратно составит 45 тыс. км! Больше длины экватора! И весь этот гигантский труд для приготовления всего 100 г меда!

С хвостом, а не зверь, С перьями, а не птица. (Рыба.)

  • Ребята, а кто догадается, название какой рыбы звучит так же, как старинное мужское имя? (Карпа.)

Карп - одна из рыб, распространенных по всему земному шару. Живут карпы в прудах и озерах. Греческое слово «карп» означает «приплод». Греки не зря так назвали эту рыбку: карпы удивительно плодовиты. Их самки мечут по несколько сотен тысяч икринок. Карпы малоподвижны и прожорливы. Неудивительно, что они быстро растут. Хотя карпы - рыбы крупные: вес их достигает нескольких килограммов, им не нужен простор. В небольшом пруду может жить много карпов - было бы достаточно еды. Карп - культурная, т. е. выведенная человеком, форма сазана. За многие века люди создали разнообразные породы карпа: есть карпы чешуйчатые, зеркальные (у них чешуя редко разбросана но телу) и голые - совсем без чешуи. Сейчас карпов разводят во многих хозяйствах.
На прошлом уроке мы с вами познакомились с легендами о растениях. Оказывается, легенды о животных тоже существуют.
  • Прочитайте об этом на с. 74 учебника.
  • О каких животных вы прочитали? (О кошке и жаворонке.)
  • Что вас удивило? Что особенно понравилось, запомнилось? (Ответы детей.)


(Далее учащиеся читают рассказ «Солнышко» в книге «Зеленые страницы», обсуждают прочитанное, делятся впечатлениями, отвечают на вопросы учебника к рассказу (с. 75).)

  • Придумайте сказочную историю о диком или домашнем животном.

(Учащиеся придумывают истории и рассказывают их друг другу. Затем желающие выступают перед классом.)
  1. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 75, в рамке).)
  • Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
  1. Подведение итогов урока

  • О чем мы говорили сегодня на уроке?
  • Что вы запомнили? Какие выводы сделали?
Человек - часть природы. По мере развития цивилизации и обособления в городах и селениях люди испытывали все большую потребность окружить себя животными и растениями. Настойчивое стремление человека приблизить к себе природу не случайно. Общение с животными делает людей добрее, а их жизнь - интереснее, дает много новых знаний и впечатлений. Однако любой зверь, большой или маленький, требует к себе любви и внимания, а еще нужно тратить на него время. Не все питомцы одинаково адаптируются к соседству с человеком. Прежде чем заводить животное, обязательно познакомьтесь с его повадками и другими особенностями. Учитесь ухаживать за своими питомцами, если они у вас есть. Будьте ответственными и милосердными хозяевами. Домашнее задание
  1. Рабочая тетрадь: № 3, 4 (с. 26-27, в рамке).

  2. Найти другие легенды о животных.


© 2010-2022