Урок русского языка на тему

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цель: выработка умения писать личные письма.

Задачи:

  • формировать навыки правильного написания личного письма, почтовые правила оформления адреса, определенный речевой этикет;

  • развивать у школьников способности к сочинительству и умению выражать свои мысли в письменной форме;
  • повысить интерес учащихся к эпистолярному жанру, к истории возникновения письма; воспитывать любовь уважение к близким людям.





Ход урока.

I 1. Организационный момент.

2. Эмоциональная зарядка. (стук в дверь, входит почтальон Печкин с почтовой сумкой, почтовым ящиком, посылкой)

- Кто там?

- Это я, почтальон Печкин.

- Ты повсюду гость желанный,

Хоть приходишь очень рано.

Здравствуй, Печкин! Что для нас

Ты принес на этот раз?

- Вам - газеты!

- Вам - журналы!

- Вам - письмо сынок прислал!

- Вам - посылка,

В извещенье распишись о полученье! - Эй, ребята! Налетай - свою почту получай!

Только посылку я вам не отдам.

- Почему?

- Потому что сначала я должен убедиться, что ребята действительно достойны получить ее.

- А что для этого нужно?

- Пусть дети расскажут, умеют ли они писать письма, знают ли историю письма.

А для этого они должны ответить на мои вопросы, отгадать загадки.

- Хорошо, задавай свои вопросы.

1). Когда стали отправлять письма: до возникновения письменности или после?

2). Когда в России появилась почтовая марка?

3). Филателисты. Кто они?

4).Продолжите фразу: « Адресат -это тот, кто…»

« Адресант - это тот, кто…»

5). Какие бывают письма?

6) А теперь отгадайте загадку: Прямоугольник из бумаги

Чудесный текст найду в нем я.

Его прислали мне не маги,

А лучшие мои друзья.

В бумажный « домик» текст тот вложен,

Отправлен мне весенним днем.

Был путь конверта долог, сложен,

Но вот он в ящике моем!

- Молодцы, ребята! Теперь я убежден, что эта посылка пришла по назначению.

А еще я оставляю вам вот этот предмет. Отгадайте, что это?

На стене, на видном месте,

Собирает вести вместе,

А потом его жильцы

Полетят во все концы.

Я уверен, что каждый из вас напишет письмо и опустит в этот ящик.

А сейчас я хочу вам показать свой любимый мультфильм «Зима в Простоквашино», где я рассказываю о почтовых услугах.

II. Закрепление изученного и подготовка к написанию письма.

1.Создание проблемной ситуации. Чтение письма мальчика в газету и отрывка из романа А. Фадеева « Молодая гвардия» - «Мамины руки».

Беседа об отношении к маме.(2 слайд «Фотографии мам»)

2. Постановка целей урока. (3 слайд - цели урока)

Полгода мы учились писать письма. Сегодня на уроке мы должны показать все, чему научились,т.е. применить свои знания на практике. Мы будем писать письмо маме.

3. Редактирование писем. Подготовка к написанию. Послушайте три письма ребят к своей маме. Я их прочту с их согласия. Ведь чужие письма без разрешения читать нельзя!

- Скажите, согреют ли нежностью мам такие письма? Что бы вы хотели изменить или добавить?

- А вот послушайте письма писателя Н. Островского к своей маме (чтение писем учителем). Сравните письма ребят и письма писателя. Как вы можете прокомментировать эти письма? Что в них общего и чем они отличаются?

4.Повторение композиции письма. (4 слайд - таблица)

- Вспомните, пожалуйста, из каких частей состоит письмо? Как они называются?

5. Работа над зачином письма.

- Используя словарь вежливых слов на доске, как вы обратитесь к маме ласково? Вспомните стихи о маме, где есть обращение. (Чтение учащимися стихов наизусть).

А какие знаки препинания ставят в предложении, где есть обращение? Расскажите правила, опираясь на схемы (5 слайд - схемы).

А теперь начинайте писать письмо маме. Пусть ваши письма будут добрыми и теплыми.

Даже из горячих точек, оттуда, где гремела война, летели треугольники-письма, наполненные любовью и нежностью к маме.

(Аудиозапись песни).

(6-7 слайд - письма с фронта).

Чтение стиха Асадова «Письмо с фронта»:

Мама! Тебе эти строки пишу я,

Тебе посылаю сыновний привет,

Тебя вспоминаю, такую родную,

Такую хорошую - слов даже нет!

Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,

Немного лентяя и вечно не в срок

Бегущего утром с портфелем под мышкой,

Свистя беззаботно, на первый урок.

(8слайд - иллюстрации)

(Учитель проходит по рядам, зачитывает лучшие, оригинальные письма уч-ся).

6. Работа по предупреждению стилевых и речевых ошибок.

- А можно начать письмо так:

- Мам, привет! ( слишком фамильярно)

- Уважаемая Людмила Ивановна! ( очень деловито).

Нужно помнить, что это письмо личное, к родному и любимому для вас человеку.

Помните, что нельзя в каждом предложении писать одно и тоже слово. Замени его словами, близкими по смыслу. Как называются такие слова?

Подберите синонимы к слову «мама», к слову «дорогая».

7. Домашнее задание. Работа над информационной частью письма.

Мы написали начало письма (зачин). Это только часть письма. А что пишут в информационной части письма? Какие фразы здесь можно использовать?

В этой части вы будете писать о новостях из лагеря, о важных событиях

Эту часть вы обдумаете и напишите дома. Это ваше домашнее задание.

8. Работа над концовкой письма.

- Можно ли взять следующие фразы для концовки вашего письма:

С почтением.Горбачев Михаил.

С дружеским приветом, Даниил.

С уважением. Николай Сергеевич.

До свидания. Целую.

Всего доброго. Обнимаю.

Всего доброго. С уважением, ваш Николай.

С любовью. Твой сынуля.

Обнимаю крепко. Целую нежно. Твой сынок Максик.

Физминутка. Инсценирование песни «Зайка-почтальон».

  1. Есть в лесу у нас дороги

И тропинка пролегла

От берлоги до берлоги

От угла и до дупла

Припев: Доставляю письма точно,

В каждый дом, в любой район.

Я - почтальон, я - почта,

Я Зайка - почтальон.

Ты Зайка - почтальон.

Зайка. - Ежик, получай заметку для своей стенгазеты, называется « Не сорите в лесу!»

Еж - Великолепно! Кто автор?

Зайка - Ха - ха… Я!

  1. Дети пишут «тетя Птица»,

Птицы пишут «дядя Зверь»,

Это почта к нам стучится:

«Тук, тук, тук, тук - откройте дверь».

Зайка - Эй, Петушок! Тебе телеграмма!

Петя - Ну! Вызывают на конкурс вокалистов.

Спасибо! Пошел распеваться.

  1. На зеленую газету

Все подписаны в лесу.

Если вдруг вам писем нету,

Я гостинец принесу.

( 9 слайд - презентация конвертов)

- Какой конверт выберем? Может просто свернем треугольником и отправим?

А я хочу взять вот этот конверт. Можно? ( нет, это для официального письма)

Хорошо, конверт выбрали. Вложим свое письмо в конверт и можно отправлять?

Нет, его сначала надо подписать.

Инсценирование отрывка из рассказа А.П.Чехова «Ванька»

Ванька Жуков, закончив письмо дедушке, где сетует на свою горькую судьбу, «свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку… Подумав немного, он умакнул перо и написал адрес:

На деревню дедушке.

Потом почесался, подумал и прибавил: Константину Макарычу».

А.П.Чехов ничего не говорит о том, что произошло дальше.

Вы наверное уже догадались об участи Ванькиного письма?

9. Повторение правил оформления адреса на конверте:

1) Адрес пишется разборчиво, грамотно, аккуратно.

2) Название области, района, города или села пишутся с большой буквы в И.п.

- Какие знаки надо ставить здесь и почему?

3) В верхнем левом углу пишут данные отправителя (адресанта) в Р.п., а в правом нижнем углу - данные адресата - в Д.п.

4) Внизу в левой части конверта пишется цифровой индекс.

Назовите свой почтовый адрес (10 слайд - наш адрес)

Итак, подпишите каждый свой конверт. А чего здесь еще не хватает? (марки).

Верно. Марка это билет для конверта. (11 слайд - презентация марок).

III. Итог урока.

Итак, конверт подписан. Работа завершена.

Вы, ребята, молодцы!

Сегодня на уроке мы повторили, какие бывают письма, из каких частей оно состоит, как правильно подписать конверт, учились писать письмо.

Все старались, отвечали хорошо, дружно. Я уверена, что дома вы письмо закончите и перепишите набело. Завтра вы свои письма опустите в наш почтовый ящик, а почтальон Печкин доставит их по назначению, вашим милым и родным мамам.

А письма ждут все. Ведь для многих письма - это реликвия, поэтому их хранят. В нашем краеведческом музее хранятся письма с фронта. Там, например, хранится письмо - благодарность, которое прислали бойцы Советской Армии в годы Великой Отечественной войны ученице 2 класса Августовской школы Куликовой Маше.

(12 слайд - письмо Куликовой Маше, письмо Искрина Н.М.) В школьном музее хранится письмо Героя Советского Союза Искрина Н.М., чье имя носит одна из улиц нашего села. Во многих семьях хранят письма своих родных.. Пройдет много лет, вы станете взрослыми, а может быть и ваше письмо мама будет хранить всю жизнь. Когда вы пишите письмо, помните и соблюдайте все правила письма. Это свидетельствует о вашем уважении к адресату. Пусть ваши письма будут всегда добрыми, теплыми, сердечными. Пусть ваши письма всегда радуют своих адресатов. Помните! Письма творят добро.! ( 13 слайд - стих « Письмо») Письмо - работа, греющая душу, Дающая отточенность уму. Письмо - возможность выразить словами Все то, что в сердце копится порой, Доводится до совершенства вами И никому не кажется порой. Листы бумаги с почерком бегущим, Летящие не зная выходных. Спешащие к тем самым людям, ждущим Вестей от близких, любящих, родных. Ребята, уже который год подряд проходит областной конкурс «Лучший урок письма». (14 слайд ) В нем принимали участие так же и мои ученики . Я призываю вас попробовать свои силы и принять участие в конкурсе письма. Дерзайте! Желаю вам успехов и побед!


© 2010-2022