- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок-практикум по окружающему миру для 2 класса Как измеряют температуру?. Что такое погода?
Урок-практикум по окружающему миру для 2 класса Как измеряют температуру?. Что такое погода?
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Серёгина Т.В. |
Дата | 23.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок-практикум по окружающему миру для 2 класса
«Как измеряют температуру?». «Что такое погода?»
Цели: познакомить учащихся с различными видами термометров и правилами пользования ими; научить измерять и записывать температуру воздуха, тела человека; Дать общее представление о погоде, какая она бывает.
Планируемые результаты: Предметные: Научатся узнавать изученные объекты живой и неживой природы; измерять температуру воздуха, тела человека. Научатся наблюдать и описывать состояние погоды; записывать температуру воздуха; выбирать одежду по погоде.
Метапредметные: Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные УУД: описывать изученные явления природы; проводить несложные наблюдения. Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Оборудование:
- Различные термометры: комнатный, наружный, медицинский, водный.
- Стаканы с теплой и холодной водой.
- Кусочки льда (по возможности).
Сценарий урока:
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
(Некоторые ученики работают по карточкам с индивидуальными заданиями). Карточка 1. Дан список слов: Солнце, собака, дерево, гора, здание, рыба, одуванчик, книга, человек, платье - Подчеркните одной чертой то, что относится к живой природе, двумя - то, что относится к неживой природе, волнистой линией - то, что создано руками человека.
Карточка 2. Дан список слов и словосочетаний: Таяние снега, самолет, птица, Солнце, листопад, карандаш, дерево, созревание плодов, облако - Подчеркните одной чертой предметы природы, двумя - явления природы, волнистой линией - то, что к природе не относится (сделано руками человека).
Карточка 3. - Закончи предложения: Почва, горы, осадки, облака, воздух - это… природа. Рыбы, растения, птицы, насекомые, звери - это … природа.
- Беседа учителя с целью расширения знаний детей о живой природе.
- Определение темы урока. Целеполагание.
- Практическая работа (знакомство с термометром).
(Учитель демонстрирует комнатный термометр для измерения температуры в помещении, водный термометр для измерения температуры воды и медицинский термометр для измерения температуры тела человека.)
- Посмотрите на эти термометры внимательно. Что вы можете сказать? (Все они сходны по строению; есть стеклянная трубочка с жидкостью и шкала. Разница в том, что шкала в термометрах разная.) - Как вы думаете, почему у разных термометров различные шкалы? - В медицинском термометре шкала начинается с 34o, так как нормальная температура тела человека 36,6o. Если человек болен, температура повышается, жидкость поднимается выше отметки 37o и самая высокая отметка 42 o, так как выше температура у человека быть не может. - На водном термометре шкала от 0 o до 100 o. Почему? (При 0 o вода превращается в лед, а при 100 o закипает.) - На комнатном термометре шкала от - 20 o до + 50 o, а на уличном от - 40 o до + 50 o. Почему? - Давайте посмотрим, как действует термометр на примере водного термометра. (Учитель опускает термометр в стакан с тёплой водой) - Посмотрите, что происходит со столбиком жидкости в трубке термометра? - Определите температуру воды, не вынимая термометр из стакана. (Учитель помещает этот же термометр в стакан с холодной водой). - Посмотрите, что произошло со столбиком жидкости? Определите температуру холодной воды. - Точно также работает и уличный термометр. Если на улице становится холоднее, жидкость опускается, если становится теплее - поднимается. - А сейчас мы поучимся правильно измерять и записывать температуру. - Во-первых, чтобы уличный термометр правильно показывал температуру воздуха на улице, надо укрепить его около того окна, которое меньше всего в течение дня нагревается солнцем. Во-вторых, термометр должен находиться на уровне глаз. - Если градусы выше нуля, то это градусы тепла и записывают их со знаком «+», если ниже нуля - то градусы холода и записываются со знаком «-«. Вместо слова «градус» ставится маленький кружочек. (Дети записывают температуру под диктовку учителя на доске). - Например, температура воздуха в классе +22 o, температура кусочков льда 0 o и т.д.
- Физкультминутка.
- Беседа «Что такое погода?»
- Групповая работа.
Дождь Сама природа подсказывает людям, какая будет погода. Многие из вас знают эти подсказки-приметы: цветы сильно пахнут - дождь близко; лягушки расквакались в пруду и вылезли на берег - жди дождя. А почему идет дождь? Как вода поднимается к небу, чтобы упасть на землю дождем? На земле много океанов и морей, рек и ручейков, озёр, прудов и луж. Солнце нагревает воду. Она испаряется, т.е. становится прозрачным и невидимым паром. Этот легкий пар вместе с теплым воздухом поднимается все выше и выше от земли - на много километров вверх. Там, на высоте, всегда холодно. Теплый пар наверху прикасается к холодному воздуху, и из него образуются крохотные, как пыль, капельки воды. Капельки еще очень маленькие и легкие. Холодный воздух тащит их вниз, а теплый воздух опять поднимает их вверх. Так они и снуют над землей вверх-вниз, пока не сольются в крупные капли. Но вот капель уже так много, что вместе они превращаются в большое облако. Ветер подхватывает облака и разносит их по свету. Облака плывут над землей, пока тяжелые капли, не в силах больше удерживаться, не прольются на землю дождями. Прошел дождь. Еще недавно стояли лужи во дворе. Но выглянуло солнце, высушило воду. Она опять превратилась в пар, чтобы высоко в небе образовать тучку и пролиться на землю благодатным дождем.
Ветер Теплый воздух легче холодного. Он всегда стремиться вверх, а холодный воздух тяжелый, он внизу. Значит, ветер - это воздух, который приходит в движение. Солнце греет землю, и от земли нагревается воздух. Но вода, растения, дома и почва неодинаково нагреваются, а значит, и воздух над ними разной температуры. Над речкой он более холодный, чем над асфальтом или каменными домами. Над широкими теплыми морями, над снежными полями, над лесами и жаркими пустынями все время движется воздух. Вокруг всей Земли воздух кружится. То сильнее, то слабее дует ветер. Сильные и опасные ветры называются ураган, тайфун, смерч. Тихие ветры - бриз, муссон.
- Продолжение работы по теме урока.
- А что такое облачность? - Что такое осадки? Какими они бывают? - Когда нет облаков, небо чистое, солнечное, погоду называют ясной. - Облачность - скопление облаков. Когда небо частично закрыто облаками, говорят «облачно». - А вот когда все небо затянуто облаками и его совсем не видно, то говорят «пасмурно». - Осадки обычно бывают в виде дождя или снега. - А какие бывают осадки кроме дождя и снега? (Град.) - Кто попадал под град? Расскажите. - Погода может быть холодной или жаркой, сухой или дождливой, ветреной или спокойной. Погода находится в процессе постоянных изменений час от часу, день ото дня, месяц от месяца, год от года. - Есть люди, которые изучают погоду и предсказывают, какой она будет. Их называют метеорологи. (Самостоятельное чтение детьми материала в учебнике, с. 22-23)
- Итог урока. Рефлексия.
- Домашнее задание.
- Прочитать в учебнике текст «Что такое погода?»
- Рассказать, что вы знаете о тумане, метели, грозе, буре.
- Выполнить в тетради «Проверим себя» на с. 4-5, задания 1, 2