- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока окружающего мира на тему Российская империя. Петр Первый
Конспект урока окружающего мира на тему Российская империя. Петр Первый
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Пахомова С.Г. |
Дата | 17.02.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Тема урока: Российская империя. Петр I Великий.
Тип урока: Открытие нового знания.
Цели урока: Формирование у учащихся образа преобразований Петра I как решительного изменения всех форм общественной и государственной жизни, благодаря которому Россия превратилась в одно из сильнейших государств. Задачи:
- Познакомить с личностью Петра I, его реформами и вкладом в развитие России;
- Развивать речь, умение анализировать, делать выводы; сотрудничать, работать в группе;
-
Способствовать воспитанию интереса к истории России; воспитывать уважительное отношение к нашим предкам, оставившим нам в наследие плоды своего труда.
Ход урока.
Слайд 1 Организационный момент. (1 мин)
Начинаем мы опять
По истории шагать.
И окажемся мы с вами…
Далеко за много лет…
В том истории секрет.
- Пусть этот урок, проведённый совместными усилиями, позволит нам открыть много нового.
Слайд 2 Актуализация знаний. (3 мин)
У: -Как вы думаете, кто такие патриоты? (работа со словарем)
Патриот - человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему - нибудь.
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BE%D1%82
У: -Какими качествами должен обладать настоящий патриот? (любовь к Родине, самоотверженность, храбрость, трудолюбие, готовность к самопожертво-ванию,…)
У: -Кого и почему можно назвать патриотом в истории Древнерусского и Московского государства? (А. Невский, Д. Донской, К.Минин, Д.Пожарский)
Слайд 3 Выход на тему урока, мотивация. (1 мин)
У:-Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной исторической личностью, попытаемся определить, можно ли этого человека назвать патриотом.
У: Предлагаю вам расшифровать «Шифрограмму».
ЯЫОЗКЕВЕЛИКИЙШЫЙПЁТРМНТЛЬПЕРВЫЙДЖШЕЭ
У:- Мы будем говорить о царе "Петре Первом", который за свою деятельность получил прозвание "Великий". Хотите узнать, почему?
Слайд 4 Целеполагание (1 мин)
У: Что бы вы хотели узнать о Петре Первом? Поставьте цели.
Д:- Почему Петр Первый получил прозвание "Великий"?
- Каким правителем был Петр Первый?
- Был ли он патриотом?
- Что он сделал для страны?
У:- Спасибо. В течение урока попытаемся ответить на эти вопросы
Открытие нового знания. (Презентация «Детство и юность Петра 1»)
У:- Все начинается с детства. Каким был маленький Петр, нам расскажет … (выходит герой - Пётр 1) (7 мин) Родился я 30 мая 1672году в Москве. Когда мне было 4 года, умер мой отец, и отправили меня с матушкой в село Преображенское. Рос я шустрым мальчиком, любил играть в военные игрушки и игры. Для моих игр собрали 600 детей в округе. Для моих потех и игр были построены крепости, как будто настоящие, где мы разыгрывали штурмы. Летом мы учились стрелять из пушек, а знаете чем - репами. А ещё мы ходили в походы и совершали переправы через реку. Когда я стал царём, моё детское войско стало настоящим, а лучшие друзья стали полководцами. Так потешный мой полк стал гвардией. Но больше всего я любил море, морское дело. Когда мне было лет 7, обнаружил в сарае небольшой ботик (это маленькое парусное судно), тогда в России таких ещё не было. Меня научили ставить мачту, поднимать паруса. С тех самых пор я мечтал о морских путешествиях. В 10 лет я стал царём, но 10 лет очень мало для правителя, поэтому государством управляла моя сестра Софья. Пока я рос, много учился и работал. Знал 14 ремёсел и часто на моих руках были мозоли. Но этим я гордился. В 17 лет я начал править страной. Микроитог: Ученик: - А сейчас я хочу проверить, кто внимательно меня слушал. Нужно выполнить тест. Тест: 1.Сколько лет было Пётру I, когда его провозгласили царем?
- 10 лет
- 15 лет
- 20 лет
- 6 специальностей
- 8 специальностей
- 14 специальностей
- парусник
- ладья
- ботик
4. Как назывался полк, с которым юный Пётр разыгрывал сражения, и который стал основой русской армии?
-
«смешной»
-
«потешный»
-
«игрушечный»
5.В каком возрасте Петр стал во главе государства?
-
20 лет
-
17 лет
-
14лет
(проверка по слайду) у кого все верно - получает награду.
Слайд 5 Работа с учебником (с. 26 - 27) (2 мин)
У: - Когда на русском престоле оказался молодой царь Пётр, наша страна была отсталым государством. Правители соседних стран не уважали и не считались с русским народом. Но вскоре Россия расправила крылья. Началась «эпоха великих преобразований».
Перед чтением словарная работа:
- император- титул царя, монарха
- реформы или преобразования- изменение к лучшему (синонимы: нововведение, переустройство)
- быт-жизненный уклад, повседневная жизнь
- подданные- люди, принадлежащие к какому - нибудь государству
- властитель и властелин-тот, кто обладает властью, повелитель
У: - В подтверждении словам Пушкина посмотрите отрывок. Фильм «Петр 1» (2 мин)
Слайд 7 «Создание военно- морского флота»
У: - До правления Петра I в России не было военного флота. Желание сделать Россию великой военной державой привело к созданию мощного военно-морского флота почти из ничего.
Работа по учебнику с. 27 - 28 «Создание русского флота» ( 2 мин)
У: - Какое значение для России имело создание флота?
У: - Какие ещё преобразования, реформы произвёл царь Петр 1, вы узнаете поработав в паре на ПК. (дети работают в паре на ПК)(3 мин)
У
Создал морской флот
Новый календарь
Построил новые заводы: - Итак, обсудим, какие преобразования были проведены Петром 1. Для это проведём небольшую игру. (учитель показывает: календарь, газету, цифры пластиковые, солдатика, открытку Питера, одежду, а дети дают ответ о реформах)
Н
Создал новую армиюа доске:
(
Реформы, преобразования
Открыл первый музей3 мин)
Изменил алфавит, ввел цифры
Открыл школы, академию
Построил Санкт - Петербург
Издал первую газету
(последнее назвать - Санкт - Петербург)
У: -Не любил Петр Москву. Непохожа она была на города, которые он видел за границей. Столица могучего государства должна быть другой - каменной, с прямыми, широкими улицами, дворцами и портом. Но в России нет такого города. Нет? Значит, надо построить!
Работа по учебнику с. 30 (2 мин)
У: - 300 лет тому назад в России не было образованных людей. Были храбрые воины, но почти не было учёных. Неграмотные бояре, которые едва умели писать свое имя, Армия была плохо обучена и плохо вооружена, а военного флота и вовсе не было. Не было заводов и фабрик. Берега Балтийского моря были захвачены Швецией. Но в результате всей многогранной деятельности Петра Россия превратилась в великую державу. За выдающиеся заслуги Пётр был назван Великим и получил титул Императора Всероссийского. Россия была провозглашена Империей - так называли большие и сильные государства.
У:- Итак, вернемся к началу урока - можно ли назвать этого человека патриотом России и почему?
У: - Петр Первый говорил: "За моё Отечество и людей жизни своей не жалел и не жалею". Он всегда думал о России, сделал все для того, чтобы Россия стала могучей страной, не жалел ни сил, ни жизни и требовал этого от всех своих подданных. Работа в паре по карточке У: - На карточке даны причины, которые мешали России развиваться. Ваша задача - дополнить результатами преобразования Петра 1.
Причины преобразований
Результат
Россия была отсталой страной, что представляло серьезную опасность для независимости русского народа (защита границ)
Создание регулярной армии, флота
Трудности в ведении торговли между странами
Получить доступ к Балтийскому и Черному морям
Слабое развитие промышленности
Строительство заводов (мануфактур)
Нет науки, светской культуры, мало грамотных людей
Обучение за границей, распространение образования в России, развитие культуры
У:- Итак, подведем итоги:
- Чем стала Россия при Петре 1?
- Почему его прозвали Великим?
- Какой город при Петре Великом стал столицей России?