Разработка урока по русскому языку Глагол как часть речи. Лексическое значение глагола

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок русского языка в 3 классе по теме «Понятие о глаголе как части речи. Роль глаголов в нашем языке. Лексическое значение глагола. Цель урока: подвести под понятие «Лексическое значение глагола». Задачи: 1.Учить применять полученные знания в конкретной языковой ситуации. 2.Формировать умение употреблять глаголы в речи согласно их лексическому значению. Совершенствовать навык распознавания глаголов среди других частей речи. 3.Воспитывать интерес и уважение к русскому языку. Метапредметные УУД. Познавательные: выделять признаки глагола как части речи и определять его лексическое значение, выделять главное, делать выводы. Регулятивные: планировать учебное сотрудничество, оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: работать в парах, группах, высказывать свою точку зрения. Оборудование: учебник, слайдовая презентация, оценочный лист, конверты с задания. Ход урока.
  1. Организационный момент.
Учитель: - Вот опять звенит звонок. Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постараемся понять, Мы многое хотим узнать! Учитель: - (на доске запись) - Прочитайте девиз нашего урока: Учащиеся: «Учись, смекай, активным будь И к знаниям хорошим, ты откроешь путь!» Учитель: Сегодня на уроке мы с вами будем: рассуждать, думать, слушать, доказывать свою точку зрения, наблюдать. Учащиеся: ( читают запись на слайде) Мы уже многое знаем. В своих познаниях продолжаем идти дальше, раскрывая тайны русского языка. У нас у каждого свое мнение и его нужно озвучить. Мы не боимся ошибаться. УУД на данном этапе: личностные - воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания. 2.Актуализация знаний. а) Письмо под диктовку. Учащиеся записывают предложения под диктовку, подчеркивают орфограммы. По неприметной тропинке я выхожу на лесную опушку. На рябинке показалась стайка воробьев. На вершине дуба воркует дикий голубь. Учитель: На какие правила повстречались слова? Устно дополните текст своими предложениями. (дети дополняют своими предложениями). Учитель: Какие части речи вы использовали в своих предложениях в предложениях? Учащиеся: (называют части речи) имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлоги). Учитель: Как вы отличаете одну часть речи от другой? Что вы знаете о каждой части речи? Учащиеся: (перечисляют отличительные признаки, составляют план ответа) - какая это часть речи? - что обозначает? - на какие вопросы отвечает? - как изменяется? - каким членом предложения является чаще всего? б)Наблюдение над лексическим значением глагола. Инсценирование. Учитель: Я буду называть слова, а вы должны будете это изобразить. - рисует, машет, танцует, прыгает, дует, ходит, хлопает, топает. (дети по очереди каждый изображает данные действия). Учитель: Что за слова я назвала? (глаголы) Чем является глагол в русском языке (частью речи). Что он обозначает? (действие предмета) Учащиеся: Глаголы. в) Работа по слайду. Учитель: Прочитайте стихотворение (дети хором читают) Интересная часть речи в русском языке живет. Кто и что делает, расскажет. Чертит, пишет иль поет. Вышивает, или пашет, Варит, жарит, моет, чистит - Или забивает гол, Все расскажет нам …. (глагол) УУД на данном этапе: познавательные - выделяют существенные признаки глаголов, обобщают знания; коммуникативные - умение выражать свои мысли, работать в группе; регулятивные - выполняют учебное действие, контролируют свои действия.
  1. Формулирование темы урока.
а) Работа по слайду. Учитель: Прочитайте стихотворение (дети хором читают) Интересная часть речи в русском языке живет. Кто и что делает, расскажет. Чертит, пишет иль поет. Вышивает, или пашет, Варит, жарит, моет, чистит - Или забивает гол, Все расскажет нам …. (глагол) Учитель: Перечислите глаголы (дети называют по очереди). Одинаковы ли эти глаголы по способу действий? Учащиеся: Нет (дети доказывают свое мнение) Постановка проблемной ситуации. Учитель: Определите вид действий этих глаголов. (нельзя) Учитель: Какой вопрос возникает? Учащиеся: Можно ли разделить их на группы? Учитель: (открывает следующий слайд). Значит сегодня мы будем говорить о лексическом значении глаголов. (дети читают тему урока на слайде.) УУД на данном этапе: регулятивные - выполнять учебное действие, контролировать свои действия; коммуникативные - умение выражать свои мысли. 4.Изучение нового материала. Решение проблемной ситуации. Учитель: (работа в парах). Разделите глаголы на группы по способу действий, запишите в тетрадях. 1 группа - живет, делает, пашет, забивает, варит, жарит, моет, чистит (действие физическое) 2 группа - чертит, пишет, вышивает (действие мыслительное) 3 группа - расскажет, поет (действие речевое) Учащиеся: (выходят к доске по парам, доказывают свой ответ) Знакомство с правилом (чтение правила в учебнике,) 5.Физминутка. (слова физминутки напечатаны на слайде) Потянуться, отдохнуть, Глубоко теперь вдохнуть. Встать, умыться, каши съесть. Поскакать, за парту сесть. Встать, попрыгать, посмеяться, Покружиться, покачаться, Поклониться, распрямиться И опять начать трудиться. Учитель: назовите глаголы? Что обозначают эти слова? (действие) 6.Закрепление изученного материала. а)Работа по картине. На слайде картинка с больным ребенком. Учитель: Что делает мальчик? (болеет). Можно ли сказать, что ребенок совершает какое-то действие? (нет, он не совершает ни физического, ни умственного, ни речевого действия. Учитель: Значит слово - болеет, не является глаголом? Учащиеся: Нет. Это глагол. Оно обозначает состояние человек, отвечает на вопрос - что делает? б)Упражнение на распознавание глаголов среди других частей речи. Работа по группам. 1 группа анализирует- 1 столбик, 2 группа- 2 столбик, 3 группа- 3 столбик. На слайде напечатаны слова. Учитель: Внимательно прочитайте слова. Что общего у слов? (общий корень, значит, они называются однокоренными). Чем они отличаются? (разные части речи) Определите лексическое значение слов. Из каждой группы однокоренных слов выпишите только глаголы. (Дети выходят к доске, зачитывают слова, обосновывают свой выбор) УУД на данном этапе: познавательные - подводить под понятие, умение анализировать и синтезировать материал; регулятивные - планировать учебное действие, оценивать весомость приводимых суждений; коммуникативные - аргументировать свою точку зрение, выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли; личностные - применять навыки делового сотрудничества (считаться с мнением другого, проявлять терпение и доброжелательность). в)Применение знаний на практике. Учитель: Выполним упражнение упр.521 (2 человека работают у доски). Учащиеся выполняют задание, комментируют свою работу. Делают выводы. УУД на данном этапе: регулятивные: контролирую своё действие; сравнивать результаты своей деятельности с образцом, адекватно оценивать свою работу. 7.Подведение итога урока. а).Учитель: Подведем итог нашего урока. Для этого каждый из вас выполнит тест, который лежит у вас на столе. (учащиеся заполняют карточку) Тест. 1.Глагол - это_____________________________________________________ 2.Глагол обозначает________________________________________________ Моет, стирает________________________действие (физическое) Рисует, считает____________________действие (умственное, мыслительное) Говорит, рассказывает_____________действие (речевое) Краснеет, зеленеет - изменение___________________(признака) Болеет, грустит _______________________(состояние человека) Нюхать, мерзнуть _________________действие (чувства) 3.Глагол отвечает на вопросы:_______________________________________ Проводим взаимопроверку (учащиеся передают свою работу друг другу) УУД на данном этапе: познавательные - обобщать знания; регулятивные - оценивать результаты своей деятельности, анализировать собственную работу, давать адекватную оценку работе своего товарища; коммуникативные - умение выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения. б).Рефлексия. Учитель: Поставьте себе знак вместо точек на той строчке, как вы себя оцениваете. (! . ?) …. - я во всем разобрался …. - в основном я понял …. - мне еще не все понятно. УУД на данном этапе: личностные: самооценка на основе критериев успешности; регулятивные - осуществлять итоговый контроль деятельности. Учитель: Записываем домашнее задание. стр.523, упр.523, повторить правило. Учитель: Молодцы! Урок окончен. УУД на данном этапе: личностные - слушать учителя, выражать положительное отношение к процессу познания.















© 2010-2022