Конспект урока по литературному чтению Гласный звук [и], буквы И, и

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока № 15 Тема урока: Гласный звук [и], буквы И, и Класс: 1 Предмет: литературное чтение Тип урока: решение учебной задачи Педагогическая цель: создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [и], буквами Ии; развития речи

Цели урока: Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают

пути их устранения.

Познавательные: общеучебные - овладевают методом познания - наблюдением; логические - характеризуют изучаемый звук. Коммуникативные: выразительно рассказывают сказку

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Проверка готовности класса
и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Приветствие учащихся.

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

- Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Самоопределение, смыслообразование(Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К) II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

- Сейчас мы с вами расскажем сказку о весёлом язычке, да не просто расскажем, но и покажем.

- Жил-был весёлый язычок в своём домике. Домик назывался… (рот). В домике было две двери (губы и зубы), откройте первую дверцу, потом вторую. Надоело Язычку сидеть в тёмном домике, он решил выйти погулять. Высунул он кончик на улицу, посмотрел, какая погода. Солнышко греет, решил Язычок позагорать. Лёг Язычок на крылечке и греется. Вдруг подул ветер, Язычок замёрз и спрятался в домике. Улёгся в мягкой постельке и заснул. Выспался Язычок, решил сделать зарядку: потянулся вверх, опустился вниз. Почистил зубки. Вышел на улицу поискать ребят: посмотрел налево - нет, посмотрел направо - нет, вверх, вниз, побежал кругом и увидел вас. Он так обрадовался, что защёлкал вот так. Теперь вы, друзья

Внимательно слушают учителя. Выполняют движения по тексту

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Постановка цели и задач урока.

Цель этапа: Мотивация учебной деятельности учащихся - Отгадайте загадку: В узкий глазок вдета тонкая нитка - И поплыла за корабликом прытко. Шьет, зашивает и колется колко. А называют кораблик… - С какого звука начинается отгадка?

- Как вы думаете, какая задача сегодня стоит перед нами?
Слушают загадку, называют отгадку:
- Иголка.

- Звук [и].

- Познакомиться со звуком [и] и буквой, его обозначающей

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися о слого-звуковом анализе слова с изучаемым звуком (иголка). Выделяют звук [и] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова


1. Слого-звуковой анализ слова иголка (учебник, с. 29)

- Рассмотрите схему слова иголка.

- Сколько слогов в слове?

- Какой слог ударный?

- Сколько звуков в первом слоге?

- Что вы можете сказать о втором слоге? - Что вы можете сказать о третьем слоге?

2.Знакомство со звуком [и] и буквой И

- Еще раз произнесите первый слог.

- Сколько в нем звуков?

- Какой это звук?

- Почему? -Особенность произнесения гласного звука [и] - рот открыт нешироко, губы растянуты.

Гласный звук [и] можно записать буквой, которая так и называется: гласная буква И.

(Учитель показывает карточку с буквами И, и.)

- Найдите букву И на «ленте букв». На что она похожа?

Молоток я раздобыл,

Из дощечек букву сбил.

- Сколько здесь дощечек?

- Три!

- А какая буква?

- И!

Е. Тарлапан

Буква И наискосок

Примеряла поясок.

Сверху вниз его тянула -

К правой ножке пристегнула.

Г. Ванюхина - Выложите букву И из счетных палочек
3. Чтение стихотворения Б.Берестова «Ивы». Дифференцированное задание. - Прочитайте стихотворение. Найдите слова с буквой И. В каких словах буква И заглавная, в каких - строчная?
Физкультминутка

Мы проверили осанку

И свели лопатки,

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Пойдём мягко, как лисята,

И как мишка косолапый,

И как заинька-трусишка,

И как серый волк-волчишка.

Вот свернулся ёж в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ёжика коснулся, Ёжик сладко потянулся
4. Дидактическая игра «Кто больше?»

- Кто назовет больше всех слов
со звуком [и]?

- Определите место звука [и]
в слове. - Как звучат согласные звуки, если после них стоит гласный звук [и]?
5. Введение понятия о многозначности слова иголка (учебник, с. 30) - Соотнесите рисунки со схемой. Что вы заметили?

6.Составление предложения
со словом ёжик - Придумайте предложение про ёжика

7. Развитие связной речи. Составление предложений по рисункам - Рассмотрите рисунки. Мы будем читать предложения. При «чтении» надо называть слова по рисунку

Физкультминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежали,

До лужайки добежали.

На лужайке, на лужайке,

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп! Немного отдохнём. Дальше мы пешком пойдём

Рассматривают схему.

- Три слога.

- Второй.

- Один звук - [и].

- Во втором слоге - слияние и согласный звук - [гол].

- В третьем - слияние согласного с гласным [ка]

- [и].

- Один.

- Гласный.

Объясняют, слушают учителя.

Находят букву и на «ленте букв».

Высказывают свои предположения.

Слушают стихотворения.


Выкладывают из счетных палочек букву И.

Читают стихотворение, находят букву И в словах, называют.

Слушают стихотворение, выполняют движения по тексту


Называют слова со звуком [и] в начале, середине, конце слова.

- Мягко

- Слово одно, а значения разные (иголка у сосны, швейная, у ежа)

Работают в паре: предлагают свой вариант предложения о ёжике

- Мама … (повязала
на мальчика шарф; надела на мальчика шапку; дала мальчику карандаш и ручку; дала рюкзак и пенал)

Выполняют движения по тексту

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

V. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

1. Работа с пословицами (учебник, с. 28)

- Какой смысл заложен в пословице «Нет друга - ищи, а нашел - береги»?

- Расскажите о своем лучшем друге.

- Как вы понимаете значение слов «взаимопомощь», «дружба»?

- Почему так говорят: «Дело учит, дело мучит, дело кормит?»

- Сколько букв И в пословице?

2. Роль ударения в слове

- Вспомните, какую роль в слове играет ударение?

- Может ли измениться смысл слова, если изменится ударение?

3. Работа с рисунком (учебник с. 30)

- Назовите предметы, изображенные в нижней части страницы.

- Как назвать эти предметы одним словом?

- Какой предмет можно назвать лишним? Докажите

4. Составление рассказа по иллюстрации к сказке (учебник, с. 28)

- Кого вы видите на рисунке?

- Опишите, как он одет.

- С кем беседует Иван-царевич?

- Кто обычно в сказках живет
в избушке на курьих ножках?

- Кого ищет Иван-царевич?

- Придумайте предложение к схеме

5. Дидактическая игра «Восстанови последовательность событий» по сказке «Журавль и лисица»

- Рассмотрите рисунки.

- Кто на них изображен?

- Вспомните сказку. Восстановите последовательность событий.

- Озаглавьте каждую часть.

- Придумайте с другом конец сказки

6. Работа с «лентой букв»

- На «ленте букв» найдите буквы А, О, И. Объясните такое расположение

Слушают пословицу, отвечают на вопрос. Составляют рассказ о своём самом лучшем друге

Отвечают на вопрос учителя. Находят в пословице буквы И, считают их

Отвечают на вопросы

- Грабли, рубанок, клещи, пила.

- Инструменты.

- Грабли. Это сельскохозяйственное орудие труда, остальные используются в строительстве

- Ивана-царевича.

Отвечают на вопросы учителя.

Составляют предложение: «Иван-царевич ищет невесту»


Рассматривают рисунки.

- Журавль и лисица.

Выполняют задания учителя.

Рассказывают сказку

- Гласные буквы располагаются на красном фоне.

- А, О обозначают твердость предшествующих согласных звуков. И обозначает мягкость предшествующих согласных звуков

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

VI.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса


- Какому звуку, какой букве был посвящен урок?

- Чему учились на уроке?

- Что особенно понравилось? Почему?

- Что вызвало затруднение? Почему?

- Какие знания, умения, навыки помогли на уроке?

- Спасибо за урок.

Отвечают на вопросы учителя

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)



© 2010-2022