Программа внеурочной деятельности по истории для 2 класса

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.
.
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить:

  • историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

  • воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Полностью принимая и разделяя такие целевые ориентиры отечественной системы образования, я считаю, что духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но, подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.
Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение личности. «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством и литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи... Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д. Лихачев).

Программа «Богатыри земли русской» для детей 8 - 9 лет предусматривает формирование у детей разнообразных представлений о человеке и обществе. Программа обеспечивает преемственность и перспективу изучения истории между начальной школой и средним звеном обучения.
Чтобы обеспечить непрерывность содержания педагогического процесса, изучение данного курса предполагается в течение всех 4 лет начальной школы. Уроки проводятся 1 раз в неделю. Курс построен на материале отечественной истории, причем в 1-2 классах дети знакомятся с историей и культурой России через сказания, предания, былины, а затем в 3-4 классах переходят к изучению истории России через конкретные исторические личности. История края (малой родины) рассматривается как часть истории России. Для рабочей программы внеурочной деятельности по курсу «Богатыри земли русской» мною были выбраны следующие приоритеты:

  • Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего школьного возраста понять, что они - часть великого русского народа.

  • Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.). В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления русского человека о добре, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя обучающихся с былинами, поговорками, пословицами, сказками, я тем самым приобщаю их к общечеловеческим нравственным ценностям.

  • Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные обряды, праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

I. Цель программы - приобщение детей к истории России.

При этом важно отметить, что данная программа внеурочной деятельности по курсу «Богатыри земли русской» направлена не только на овладение детьми определенными знаниями. Она в значительно большей степени, является программой воспитания, так как способствует формированию у детей нравственных качеств, чувств патриотизма, толерантного отношения ко всем людям, населяющим нашу многонациональную Родину.
Таким образом, образовательная цель программы внеурочной деятельности по курсу «Богатыри земли русской» для младших школьников состоит в их приобщении ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и народной игры до театра. Именно такой представляется мне стратегия развития личностной культуры младшего школьника как основы формирования его любви к Родине.
О важности того, чтобы ребенок с раннего детства постигал историю своего народа и его культуру, написано много, ибо обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за ту землю, на которой живешь. Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Знание истории родины, ее культуры поможет ребенку в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.


Достижение поставленной цели становится возможным через решение следующих задач:

1. Пробуждать интерес к истокам русской истории, культуре и народному творчеству;

2. Воспитывать чувства патриотизма, используя достижения русского искусства, фольклора;

3. Формировать черты характера, которые помогут ребенку стать человеком и гражданином своей страны;

4. Пробуждать желание знакомиться с историей своей страны;

5. Углублять знаний об истории, традициях, культуре России;

6. Развивать желание быть полезным в семье, школе, своему народу.

Программа базируется на следующих основных положениях:

  • «позитивный центризм», то есть отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, построение содержания курса « от ребенка » (это положение было выдвинуто Н.Ф. Виноградовой);

  • непрерывность и преемственность педагогического процесса, в котором предыдущий период развития содержит предпосылки для последующих новообразований, то есть программный материал располагается в единой последовательности с учетом возрастающей детской компетентности;

  • дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов путем использования разноуровневых заданий;

  • научность и интегрирование предмета с помощью осуществления межпредметных связей в целях формирования целостного взгляда на окружающую социальную среду, место человека в ней;

  • рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

  • деятельностный подход, который предполагает, что ребенок выступает не как объект учебных воздействий, а как субъект всех видов деятельности, активный участник процесса приобретения знаний;

Следует подчеркнуть, что для детей младшего школьного возраста характерна кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому обращение к одной и той же теме несколько раз способствует развитию внимания детей и длительному сохранению их интереса.
Для организации обучения по программе внеурочной деятельности по курсу «Богатыри земли русской» вовсе не обязательно создание какой-то особой предметно-пространственной среды, то есть занятия могут проходить в обычной классной комнате. Однако следует учитывать, что трудности в изучении младшими школьниками обществоведческой дисциплины (краеведения, истории) во многом определяются недостаточным жизненным опытом детей, преобладанием наглядно-образного мышления. Поэтому при изучении быта и материальной культуры прошлого, то есть вещественных источников исторических знаний (костюма, мебели, посуды, орудий труда), желательно использовать реальные предметы и материалы. Мой опыт показал, что непосредственное знакомство детей с исторической «бытовой повседневностью» способствует более быстрому и продуктивному усвоению соответствующих знаний. Недаром в нашей школе оборудован краеведческий уголок, есть возможность посетить с детьми районный краеведческий музей. Именно здесь для детей открывается возможность для более глубокого и вдумчивого проникновения в мир истории. «Живые» предметы старины будят воображение, расширяют восприятие, а непосредственное соприкосновение с ними позволяет лучше ощутить собственную связь с прошлым.
Необходимо отметить, что в настоящее время наблюдается значительное повышение интереса людей к своей родословной - семейной генеалогии, естественное желание знать прошлое семьи, свои национальные, сословные, профессиональные, религиозные и географические корни, жизненный путь и судьбы представителей разных поколений.

Изучение своей родословной поможет детям глубже осмыслить, что:

  • корни каждого - в истории и традициях семьи, своего народа, в прошлом края и страны;

  • семья - ячейка общества, хранительница национальных традиций;

  • счастье семьи - счастье и благополучие народа, общества, государства.

Большое значение имеют семейные экскурсии по району, слободе Белая , посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть оформлены в виде фотовыставки. Это может быть и совместный доклад, и снятый фильм. Можно предложить обучающимся и их родителям провести совместное мини-исследование. Причем педагог должен оказать семье помощь в выборе темы исследования, разумно ограничивая ее «территориальные» и «временные рамки», например, исследование истории не всей слободы , а одной улицы (на которой находится школа или живут обучающиеся), изучение прошлого дома и судеб его жителей и т.д.
Таким образом, условно можно говорить о трех уровнях ознакомления детей с историей края и страны.
Это, во-первых, получение «готовых» знаний о крае и Родине из рассказа учителя, из учебных пособий, средств массовой информации.
Во-вторых, это самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы обучающихся (дети приоткрывают для себя события прошлого через рассказы бабушек, дедушек, посещение музея, школьного краеведческого уголка, чтение литературных произведений, просмотр фильмов и т.д.).
И, наконец, третий уровень - изучение школьниками истории родного края и России в ходе элементарного исследовательского поиска (например, сбор предметов старины, семейных реликвий, изучение своей родословной и т.д.).
Естественно, что в начальной школе главным является первый уровень и в меньшей степени, в силу возрастных особенностей, дети изучают предмет самостоятельно или участвуют в исследовательской деятельности. Хотя именно это наиболее эффективно при накоплении систематических знаний по истории «ближней» Родины (семьи, района, слободы), овладении методами исторического познания, выработки умения применять их.

Данная программа способствует:

  • максимальной активизации познавательной деятельности обучающихся;

  • формированию у них навыков и умений самостоятельной работы;

  • развитию исторического мышления.

Ожидаемый результат программы:
- устойчивый интерес к истории своих предков;
- знания культуры родной страны;
- умение устанавливать связи между прошлым и современностью;
- способность творчески мыслить и рассуждать;
- способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах;

II. Требования к уровню подготовки обучающихся.
К концу учебного года обучающиеся должны знать:

  • происхождение и расселение славянских народов;
  • славянскую мифологию;
  • мифические существа;
  • причины принятия христианства на Руси;
  • исторические термины по темам;
уметь:
  • вести диалог по заданной теме;
  • описывать впечатления после прочтения исторической литературы, просмотра презентации, фильма;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • фиксировать свои наблюдения, делать выводы, применять полученную информацию при общении;


усвоить элементарные понятия:
  • история;
  • дата;
  • расселение;
  • мифическое существо;
  • религия;
  • историческое событие;
научиться:
  • рассказывать об исторических событиях;
  • описывать свои впечатления после прочтения литературы;

Формы и методы проведения занятий:

- Беседа.

- Экскурсия.

- Коллективный рассказ-эстафета по заданной теме.

- Сообщения обучающихся;

- Литературно-исторические задания, кроссворды.

- Урок вопросов и ответов.

- Презентации.


III. Учебно -тематический план


№ п/п

Тема занятий

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие. Знакомство с прошлым.

1

1


2

Откуда есть пошла земля Русская: происхождение и расселение славян.

2

1

1

3

Славянская мифология: три уровня богов- высший, средний, низкий.

1

1


4

Славянские боги - Род, Велес, Перун.

2

1

1

5

Славянские боги - Ярило, Стрибог, Даждьбог.

2

1

1

6

Славянские боги - Сварог, Жива, Мара

2

1

1

7

Славянские боги - Кострома, Купала, Леля.

2

1

1

8

Славянские боги - Лада. Святовид, Триглава.

2

1

1

9

Мифические существа -Баба - Яга, Лихо, Дворовой, Домовой.

2

1

1

10

Мифические существа - Кикимора, Леший, Кощей.

2

1

1

11

Мифические существа - Русалка, Водяной, Аспид.

2

1

1

12

Мифические существа - Сирин, Волколак, Берегиня.

2

1

1

13

Мифические существа - Горыныч, Горыня, Оборотень.

2

1

1

14

Проектная работа « Сказка о моем домовенке»

2


2

15

Князь Владимир - Красное Солнышко.

1

1


16

Крещение Руси.

2

1

1

17

Летописи древней Руси.

2

1

1

18

Кирилл и Мефодий - создатели славянской письменности.

2

1

1

19

Нестор - летописец.

1

1


20

Проектная работа (итоговое занятие) «С летописцем в древнюю Русь».

1


1


ИТОГО:

34

17

17


IV. Основное содержание программы внеурочной деятельности

по курсу «Богатыри земли русской» для второго

класса


33 часа; 1 час в неделю; в том числе 1 час - резервный.


Тема №1. Вводное занятие. (1 час)

История - дорога во времени и пространстве. Знакомство с прошлым.

Тема №2. Откуда есть пошла земля Русская:

происхождение и расселение славян. (2 часа)


Изучение географического расселения предков, занятия древнего человека, быт первобытных людей. Понятие о народе, народной культуре, исторической народной памяти (практическое занятие).

Тема №3 Славянская мифология: три уровня богов

- высший, средний, низкий. (1 час)

Язычество - вера древних славян. Высшие боги - природная стихия; средний уровень - божества, связанные с хозяйственными работами или сезонными обрядами; низшие боги - боги-охранители дома, леса, поля и разных ремесел.

Тема №4 Славянские боги - Род, Велес, Перун. (2 часа)

Особенности и предназначение высших богов: Род - создатель мира и отец первого поколения светлых богов; Велес - бог мудрец, покровитель искусства; Перун - бог грома и воинской доблести. Практическое занятие.

Тема №5 Славянские боги - Ярило, Стрибог, Даждьбог. (2 часа)

Особенности и предназначение высших богов: Ярило - воплощение весеннего солнца; Стрибог - бог зимы и ветра; Даждьбог - покровитель летнего солнца и плодородия. Практическое занятие.

Тема №6 Славянские боги - Сварог, Жива, Мара. (2 часа).

Беседа о предназначении у славян бога Сварога - Бога Неба; богини жизни покровительницы мира - Живы; богини жатвы и плодородия - богини Мара.

Тема №7 Славянские боги - Кострома, Купала, Леля. (2 часа)
Кострома - вера древних славян в богиню плодородия и урожая; Купала- символ искренней, нежной и трагической любви; праздник Ивана Купала; Леля - богиня весны, искренности и красоты.

Тема №8 Славянские боги - Лада, Святовид, Триглава. (2 часа)
Лада - богиня красоты, любви счастья; Святовид - бог света, изобилия; Триглава - богиня земли у древних славян. Практическое занятие.

Тема №9 Мифические существа -Баба - Яга, Лихо, Дворовой,

Домовой.(2 часа)

Легенды о мифических существах. Баба - Яга - образ колдуньи, живущей между миром людей и Темным лесом; Лихо - дух зла, который активизируется только тогда, когда сам человек поступает неправильно; Дворовой - ночное создание, хозяин двора; Домовой - одно из важнейших мифологических существ в жизни древних славян.

Тема №10 Мифические существа - Кикимора, Леший, Кощей (2 часа)

Кикимора - призрак-оборотень, меняющий свое обличие; Леший - хозяин леса; культовый персонаж славянской мифологии - Кощей. Изучение легенд и сказаний. Практическое занятие.

Тема №11 Мифические существа - Русалка, Водяной, Аспид. (2 часа)

Верование наших предков в водных духов (Русалки, Водяной). Аспид - крылатый змей, командующий ударными легионами темного воинства.

Тема №12 Мифические существа - Сирин, Волколак, Берегиня. (2 часа)

Сирин - птица - буревестник из древнеславянской мифологии; Волколак - оборотень, наполовину человек, наполовину волк; древние легенды о Берегине - духе - покровительнице одиноких путников.

Тема №13 Мифические существа - Горыныч, Горыня, Оборотень. (1 час)

Фольклорный образ Горына - беспринципный злодей, разоряющий деревни и города; Горыня - самый старший и самый сильный из последних великанов; славянские легенды о людях - оборотнях

Тема №14 Проектная работа « Сказка о моем домовенке» (2 часа)

Творческая деятельность - составить самостоятельно сказку о домовенке, который живет рядом.

Тема №15 Князь Владимир - Красное Солнышко.( 1 час)

Славный и храбрый князь Владимир. Поиск веры у других народов. Крещение князя Владимира.

Тема №16 Крещение Руси.( 2 часа)

Причины принятия христианской религии на Руси. Крещение Руси.

Тема №17 Летописи древней Руси.(2 часа)

Тема №18 Кирилл и Мефодий - создатели славянской письменности. ( 2 часа)

Тема №19 Нестор - летописец. ( 1 час)

Тема №20 Проектная работа (итоговое занятие) «С летописцем в древнюю Русь». ( 1 час)






V. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(2 КЛАСС)

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Основное содержание занятия


Оборудование

Дата проведения

план

факт

1.

Вводное занятие. Знакомство с прошлым.

1

Рассказать детям в доступной форме о существовании Древней Руси. Основные понятия «история», «археология», «летопись», «раскопки»

Иллюстрации в книгах, презентация, творческое задание в тетради



2

Откуда есть пошла земля Русская. Происхождение и расселение славян

1

1

Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Первые славянские поселения: быт, основные занятия.

Иллюстрации в книгах, карта, творческое задание в тетради



3

Славянская мифология: три уровня богов- высший, средний, низкий.

1

Вера в различных богов - язычество. Почему наши предки были язычниками.

Иллюстрации в книгах, презентация



4

Славянские боги - Род, Велес, Перун.

2

Изучение легенд о славянских богах.

Иллюстрации, творческое задание в тетради



5

Славянские боги - Ярило, Стрибог, Даждьбог.

2

Изучение легенд о славянских богах.



6

Славянские боги - Сварог, Жива, Мара

2

Изучение легенд о славянских богах.

Иллюстрации, творческое задание в тетради



7

Славянские боги - Кострома, Купала, Леля.

2

Изучение легенд о славянских богах.

Иллюстрации, творческое задание в тетради



8

Славянские боги - Лада. Святовид, Триглава.

2

Изучение легенд о славянских богах.

Иллюстрации, творческое задание в тетради



9

Мифические существа -Баба - Яга, Лихо, Дворовой, Домовой.

2

Знакомство с содержанием мифов о Бабе- Яге, Дворовом, Домовом, Лихо. Создание образов мифических существ с помощью рисунков.

Иллюстрации, творческое задание в тетради



10

Мифические существа - Кикимора, Леший, Кощей.

2

Знакомство с содержанием мифов о Кикиморе, Лешем, Кощее.

Иллюстрации, творческое задание в тетради



11

Мифические существа - Русалка, Водяной, Аспид.

2

Знакомство с содержанием мифов о Русалке, Водяном, Аспиде.

Иллюстрации, творческое задание в тетради



12

Мифические существа - Сирин, Волколак, Берегиня.

2

Знакомство с содержанием мифов о Сирине, Волколаке, Берегини.

Иллюстрации, творческое задание в тетради



13

Мифические существа - Горыныч, Горыня, Оборотень.

2

Чтение мифов о Горыныче, Горыне, Оборотне.

Иллюстрации, творческое задание в тетради



14

Проектная работа « Сказка о моем домовенке»

2

Развитие творческого воображения детей - сочинить сказку, опираясь на опорные слова «дом», «домовой», «порядок», «дружба», «послушание»…

творческое задание в тетради



15

Князь Владимир - Красное Солнышко.

1

Русь во времена Владимира. Предпосылки принятия христианства.




16

Крещение Руси.

2

Причины принятия христианства на Руси. Крещение славянского народа. Свержение богов - идолов.

презентация



17

Летописи древней Руси.

2

Основное понятие - «летопись». Виды летописей. Для чего нужны летописи. Великое достояние истории.

творческое задание в тетради



18

Кирилл и Мефодий - создатели славянской письменности.

2

Основные понятия «письменность», «кириллица», «глаголица». Для чего нужна человеку грамота.

творческое задание в тетради, презентация



19

Нестор - летописец.

1

Изучение жизнедеятельности Нестора. Его труд - потомкам память!




20

Проектная работа (итоговое занятие) «С летописцем в древнюю Русь».

1

Закрепление пройденного материала.Что запомнилось больше всего.

творческое задание в тетради




VI. Программно-методическое обеспечение:

Для учителя:

  1. Гончар А. Б., Лебедева Е. И., Боленко К. Г. 120 уроков по естествознанию и истории для самых маленьких. - М., 1993
  2. Леонтьева Г.А., Шорин П.А. Ключи к тайнам Клио. - М., 1994
  3. Петрова Н. Г. Введение в историю. Рабочая тетрадь для учащихся. - М., 1996
  4. Преображенский А.А. История раскрывает тайны. - М., 1991
  5. Саплина Е.В., Саплин А.И. Введение в историю. 3, 4 кл.: Кн. для учителя. - М., 2000
  6. Энциклопедический словарь юного историка. - М., 1995
  7. Атлас чудес света. - М., 1995
  8. Бородин О.Р. Человек и время - М., 1991

  9. Бравич В.М. Путешествие с древней монетой. - Л., 1979
  10. Владимиров Л.И. Всеобщая история книги. - М., 1988
  11. Власов В.Г. Славянская азбука и славянские просветители. - М., 1989
  12. Володомонов Н.В. Календарь: Прошлое, настоящее, будущее - М., 1987

  13. Горячкин Е.Н., Из истории мер и весов. - М., 1953
  14. История и культура древнерусского города. - М., 1989
  15. Каменцева Е.И. Устюгов Н.В., Русская метрология. - М., 1965
  16. Климишин И.А. Календарь и хронология. - М., 1985
  17. Колесников В.В. Мудрое слово Древней Руси. - М., 1989
  18. Кордюкова С.А., Единицы нужны всем. - М., 1972
  19. Кучеренко В.И., Мошнягин Д.Н. Нумизматика в школе. - М., 1963
  20. Лакир А.Б. Русская геральдика. - М., 1990
  21. Легенды, предания, бывальщины. - М., 1989
  22. Нерознак Л.В. Названия древнерусских городов. - М., 1983
  23. Пересветов Р.Г. По следам находок и утрат. - М., 1963
  24. Пронштейн А.П., Кияшко В.Я. Вспомогательные исторические дисциплины. - М., 1973
  25. Рабинович М. Судьбы вещей. - М., 1974
  26. Религия мира. Под ред. Иванов Я.М. Корнев В.И. - М., 1994

  27. Рыбаков Б.А. Сказания. Былины. Летописи. - М., 1963
  28. Селиванов Ф.М. Русский эпос. - М., 1988
  29. Суперанская А.В. Имя через века и страны. - М., 1990
  30. Суперанская А.В. Что такое топонимика. - М., 1985
  31. Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. - Л., 1991
  32. Успенская Л.В. Ты и твое имя - Л., 1972

  33. Успенский Л.В. Имя дома твоего. - Л., 1967
  34. Федоров-Давыдов Г.А. Монеты рассказывают. - М., 1963
  35. Шур Я.И. Рассказы о календаре. - М., 1995
  36. Интернет - ресурсы

Для обучающихся

  1. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

  2. Интернет - ресурсы
  3. А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу".

  4. Энциклопедический словарь юного историка. - М., 1995 5. Колесников В.В. Мудрое слово Древней Руси. - М., 1989

14


© 2010-2022