Урок

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Урок

русского языка

в 3 классе.







Учитель: Климова Марина Евгеньевна

МБОУ «Средняя школа №5»

2013 г.

Тема урока: Сочинение по пословице.

Цели: Формировать умения составлять текст-повествование с элементами описания по заданной пословице.

Развивать наблюдательность, мышление.

Обогащать словарный запас учеников.

Развивать устную и письменную связную речь учащихся.

Ход урока:

Организационный момент

Постановка темы и целей урока.

Сегодня нам предстоит познакомиться с новым видом сочинения - сочинение по пословице. Мы выясним особенности такого сочинения и потренируемся в его написании. Уверена, что вам это удастся.

Актуализация знаний.

«Пословица- мудрость народная. Пословица недаром молвится».

- Как вы понимаете эти выражения?

- Что такое пословица?

- Какие пословицы вы знаете? Объясните их смысл.

Все пословицы можно разделить на группы: о труде, о дружбе, о матери, о Родине, о человеке и его качествах, об учении и другие.

Великий русский писатель Владимир Иванович Даль занимался сбором пословиц. Он их собирал 53 года и позже издал книгу «Пословицы русского народа».

Знакомство с новым материалом.

На уроках литературного чтения мы с вами часто подбираем пословицы к рассказам, сказкам. А вот К.Ушинский и Л. Толстой создавали литературные произведения по пословицам.

А что вы знаете об этих авторах?

Великий русский писатель Л.Н.Толстой был графом. В то время школ было мало, а в деревнях их вообще не было. И Лев Николаевич открыл школу в своей усадьбе в Ясной Поляне. В назначенный день дети робко вошли в школу, они очень волновались. Но вот граф улыбнулся, заговорил и робость прошла. Ребятишки с удовольствием стали учиться. Но книг для детей было мало. И Л.Н.Толстой создаёт «Новую азбуку» и «Русские книги для чтения». В школе он учил детей и писать сочинения по пословицам. Сам писатель признавался, что дети писали гораздо интереснее любого взрослого.

Замечательный русский писатель, педагог К.Ушинский создал для детей своеобразную энциклопедию об окружающем мире, о космических планетах и материках, об истории страны, о растениях и животных. Эта книга называлась «Детский мир».

Работа в группах.

-Каждая группа получит карточку с текстом. Ваша задача прочитать, обсудить, попробовать самим придумать небольшой рассказ по данной пословице.

Карточка 1.

«Не ладно скроен, да крепко сшит».

Беленький, гладенький зайчик сказал ежу:

- Какое у тебя, братец, некрасивое колючее платье! - Правда,- отвечал ёж, - но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка; служит ли тебе так же твоя хорошенькая шкурка?

Зайчик вместо ответа только вздохнул. К. Ушинский.

Карточка 2.

«Худо тому, кто добра не делает никому».

«Гришенька! Одолжи на минуточку карандаш». А Гриша в ответ: «Носи свой; мой мне самому нужен». «Гриша! Помоги мне уложить книги в сумку». А Гриша в ответ: «Книги твои, сам и укладывай».

К.Ушинский

«Тайное всегда становится явным».

Купила мама слив и хотела дать их детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу. За обедом отец и говорит: - А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу? Все сказали:- «Нет». Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже : - «Нет, я не ел» . Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это не хорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь». Ваня побледнел и сказал: - «Нет, я косточку бросил за окошко». И все засмеялись, а Ваня заплакал. Л. Толстой

Карточка 4.

«Как глядишь, так и видишь».

Мальчик лежал на земле и смотрел на дерево сбоку. Он сказал: - «Дерево кривое». А другой мальчик сказал: - «Нет, оно прямо, да ты криво смотришь. Как глядишь, так и видишь».

Л.Толстой

Обсуждение рассказов авторов и собственных сочинений.

- Мы с вами убедились, что писатели раскрыли смысл пословиц конкретным примером. Вы тоже коллективно попытались это сделать и у вас неплохо получилось. А сейчас каждый из вас самостоятельно придумает рассказ к пословице «Тише едешь - дальше будешь».

Устное составление рассказа.

- Объясните смысл пословицы. - Кто, по - вашему, будут герои рассказа?

- О чём будут ваши истории? - Сколько частей будет в вашем рассказе?

Итак, обдумайте сначала историю, сделайте на черновик наброски. Важно, чтобы идея вашего рассказа совпала со смыслом пословицы.

Написание сочинения, самопроверка.



© 2010-2022