- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа
Рабочая программа
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Архипова Т.В. |
Дата | 13.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
|
Бисероплетение
Рабочая программа
Пояснительная записка к рабочей программе «Бисероплетение», содержание и планирование курса.
Архипова Татьяна Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 10
30.08.2011
Оглавление
Пояснительная записка
Рабочая программа «Бисероплетение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Бисероплетение сохраняет свое значение и в наши дни. С каждым годом увеличивается количество людей, заинтересованных в том, чтобы научиться народному ремеслу. Занятия бисероплетением вызывают у младших школьников большой интерес. Кружковые занятия по обучению учащихся бисероплетению направлены на воспитание художественной культуры школьников, развитие их интереса к народному творчеству, его традициям и наследию. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве. В ходе кружковой работы учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию. У них развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве, а именно, о бисероплетении. Дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивают художественный вкус, "культуру творческой личности". Формирование "культуры творческой личности" предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей. У учащихся начальных классов еще недостаточно развита мускулатура рук, мелкая моторика рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер. Данные обстоятельства требуют от педагога, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный. Результат будет достигнут, если ребенок на занятии займет позицию "я хочу это сделать сам". В задачу педагога входит создать условия, при которых потенциал ребенка будет использован полностью. На теоретическую часть занятия отводится меньше времени, чем на практические действия. Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только "под диктовку" учителя по принципу "делай как я", выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Использование схем и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, соединяя "работу ума и работу рук", а учителю иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся. Изготовление изделий строится на различном уровне трудности: по образцу, простейшему чертежу, рисунку, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. С самого начала процесса обучения систематически обращается внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с проволокой и ножницами. В программу включён не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющих кругозор детей. Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов из бисера вызывают повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда. Художественные изделия выполняются как индивидуально, так и коллективно. Программа способствует: -развитию разносторонней личности ребенка, воспитанию воли и характера; -помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждении в жизни; -формированию понятия о роли и месте декоративно - прикладного искусства в жизни; -освоению современных видов бисероплетения; -обучению практическим навыкам художественно - творческой деятельности, пониманию связи художественно - образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств; -созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы. Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, использование поделок-сувениров в качестве подарков. Актуальность выбора данной программы определена следующими факторами:- Всё, что окружает человека, за исключением творений самой природы, создано на протяжении тысячелетий руками человека.
- Наша планета похожа на гигантский фантастический музей вечности, главными экспонатами которого является вдохновение, работа, мастерство.
- Для того, чтобы украсить свой дом, можно сделать что-нибудь своими руками. Например, цветы, деревья, украшения или панно, сплетенные из бисера.
- Плетение из бисера способствует воспитанию усидчивости, трудолюбия, аккуратности, хорошего вкуса, развитию пальцев рук.
Ожидаемые результаты
Освоение детьми программы «Бисероплетение» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:- учебно - познавательный интерес к бисероплетению, как к одному из видов декоративно-прикладного творчества;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических и творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- основы социально - ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально - ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
- Выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ;
- Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- Учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- Осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- Адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими;
- Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
- пользоваться средствами выразительности языка декоративно - прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно - творческой деятельности;
- осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
- различать изученные виды плетения из бисера, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно - прикладного искусства.
- создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- понимать культурно - историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их.
- первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
- формировать собственное мнение и позицию.
- учитывать и координировать в сотрудничестве, отличные от собственной позиции, других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Оценка планируемых результатов освоения программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио. Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий. Выставки могут быть: однодневные - проводятся в конце каждого задания с целью обсуждения; постоянные - проводятся в помещении, где работают дети; тематические - по итогом изучения разделов, тем; итоговые - в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.Учебно-тематический план
№
Наименование раздела
Количество часов
1 класс 1 Вводное занятие
1 2 Низание бисера в «две нити»
6 3 Низание бисера в «одну нить»
7 4 Плетение брошек и подвесок
10 5 Работа по замыслу детей
8 6 Итоговое занятие
1
2 класс 1 Вводное занятие
1 2 Традиционные виды плетения
7 3 Виды подвесок
7 4 Изготовление украшений из бисера
10 5 Работа по замыслу детей
8 6 Итоговое занятие
1
3 класс 1 Вводное занятие
1 2 Браслеты из бисера
5 3 Основы цветоведения
10 4 Метод параллельного низания на проволоке
12 5 Работа по замыслу детей
5 6 Итоговое занятие
1
4 класс 1 Вводное занятие
1 2 Цветы из бисера
8 3 Веночек для куклы
4 4 Интересные игрушки
14 5 Работа по замыслу детей
6 6 Итоговое занятие
1
Содержание курса
1 класс
Вводное занятие.- Беседа "Из истории бисероплетения".
- Беседа "Правила работы с бисером".
- Теоретические занятия: зарисовка схем изделий.
2 класс
Вводное занятие.- Беседа " Использование бисера в декоративно-прикладном искусстве".
- Беседа "Техника безопасности при работе с бисером".
- Теоретические занятия: низание бисера в «одну и две нитки», дотачивание, закрепление нити.
- Практические занятия: простая цепочка из двух бисерин, цепочка крестик в полтора ряда, цепочка змейка, цепочка в цветочек, ажурные цепочки-сеточки.
- Теоретические занятия: знакомство с технологией изготовления подвесок и их использование.
- Практические занятия: плетение подвесок, используя разные виды плетения.
- Практические занятия: Закрепление изученных методов плетения, объединение разных видов плетения, украшение изделий подвесками. Колье Вечернее.
- Выставка.
3 класс
Вводное занятие.- Беседа " Украшения из бисера. Их использование и назначение".
- Беседа "Техника безопасности при работе с бисером".
- Теоретические занятия: эскизы, рабочие эскизы. Составление рабочих схем.
- Практические занятия: Плетение браслетов «Элегантный», «Цветочный».
- Теоретические занятия: понятие о сочетании цветов. Понятие о композиции из геометрических элементов.
- Практические занятия: плетение образцов узоров с разными композициями.
- Теоретические занятия: знакомство с новым методом работы. Демонстрация работ, изготовленных этим методом. Материалы и инструменты. Подготовка рабочего места.
- Практические занятия: плетение изделий методом параллельного низания.
- Выставка.
4 класс
Вводное занятие.- Беседа " Традиции в бисероплетении".
- Беседа "Техника безопасности при работе с бисером".
- Теоретические занятия: цветы на длинном прямостоящем стебле. Придание эстетического вида, обкручивание стебля зеленой ниткой.
- Практические занятия: цветущая веточка из бисера. Незабудка. Ромашка. Мак полевой. Веночек для куклы
- Практические занятия: изготовление цветов и листьев. Коллективная работа: изготовление веночка для куклы.
- Теоретические занятия: понятие о сувенире. Сувенир в повседневной жизни.
- Практические занятия: изготовление изделий лягушка, Краб, Рыбка, Бабочки, Черепаха.
- Выставка.
Методическое обеспечение
- Кабинет начальных классов;
- Проволока, леска;
- Бисер;
Акриловые краски; - Малярный скотч, лейкопластырь.
Учебно-методическая литература для педагога
1. Котова И. Н., Котова А. С. Бисер. Гармония цветов. Начальный курс: Учебное пособие. СПб.: ИД МиМ, 1998. 48 с.
2. Ляукина М. В. Бисер. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2005. 152 с.
3. Путий Ю. В. Бисер. К.: Слово, 2005
4.Белов Н.В. Фигурки из бисера М.: Харвест, 2009
Учебно-методическая литература для детей
1. Ресурсы интернет.
2. Журналы Бисероплетение