Статья «Система оценки качества образования в соответствии с ФГОС»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Сосновская СОШ № 2

«Система оценки качества образования в соответствии с ФГОС»





















Учитель начальных классов

Щеглова Людмила Александровна



2014г

В этом году у меня 1 класс и первый год работы по ФГОС. Поэтому, я хочу коснуться безотметочной системы оценивания в 1 классе в условиях ФГОС

Безотметочное обучение представляет собой систему, в которой отсутствует 5- или 10 -балльная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности.В условиях безотметочного обучения контроль и оценка должны отражать, прежде всего, качественный результат процесса обучения.
Основными принципами безотметочного обучения являются:

критериалъностъ.
Контроль и оценка строятся на критериальной, выработанной совместно с
учащимися основе. Критерии должны быть однозначными и предельно четкими.


приоритет самооценки.
Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя. Для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся: оценка предстоящей работы и оценка выполненной работы. В начале года дети хотели получать только высокие оценки поэтому завышали свою самооценку. Потом, составив совместно с учителем критерии оценки, стали оценивать себя по - другому, адекватно.

гибкость и вариативность.
Содержательный контроль и оценка предполагают использование различных процедур и методов изучения результативности обучения, изучение как индивидуальных, так и групповых, коллективных результатов учебной деятельности.

естественность процесса контроля и оценки.
Контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение. В характеристику учебно-познавательной деятельности учащихся включаются результаты наблюдении за их учебной деятельностью в обычных условиях.

В конце урока дети показывают кружками разного цвета оценку своей работы. Мы сами составили с детьми цвет кружка, определяющий самооценку каждого на определённом уровне. Кружки или поднимаем вверх, или прикрепляем магнитиками к доске. Смотрим, каких кружков больше, каких меньше. И определяем, как работал класс.

Основной функцией контроля и оценки в безотметочной системе является определение учеником границ своего знания - незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание проблем, возникших в учебной деятельности и способов их преодоления
Перспективная цель безотметочного обучения заключается в достижении полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования.

Содержательный контроль и оценка предусматривает выявление индивидуальной динамики усвоения ребенком знаний и умений по учебным предметам и не допускает сравнения его с другими детьми.
Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:

*стартовые

*диагностические работы;
*текущие проверочные работы; *итоговые проверочные работы;

Для определения стартовых возможностей ученика в начале года, для проведения проверочных работ по разделам и итоговых проверочных работ используется отдельная тетрадь по каждому предмету. В ней отражаются тексты и результаты работ. Данная тетрадь создается на учебный год и хранится в течение всего периода обучения ребенка.

Оценку проверочных работ фиксирую в листе достижений, который у меня заведён на каждого, чтобы отследить динамику роста 1- классника. Результаты по каждому критерию выносятся на шкалу с делениями:
- очень высокий уровень ;
- высокий уровень;
- средний уровень ;
- низкий уровень.

Лист индивидуальных достижений

«МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

1 класс

Ф.И. учащегося ______________________________

Формируемые

умения и навыки

входная

I четверть

II четверть

III четверть

I ˅

четверть

Уровень развития

I. ВХОЖДЕНИЕ В МАТЕМАТИКУ

1. Ориентация в пространстве (вверх- вниз; влево - вправо)

2. Классификация предметов

(различение предметов по цвету, форме, размерам и т.п.)

З. Сравнение групп предметов, чисел

4. Воспроизведение чисел:

от 1 до 10

от 10 до 1

от 1 до 20

5. Написание цифр

II. ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ

1. Сложение в пределах 10

2. Вычитание в пределах 10

3. Состав чисел первого десятка

4. Сравнение чисел

5. Разностное сравнение чисел (на сколько больше, меньше)

6. Умение записывать словесные формулировки с помощью цифр

7. Знание компонентов сложения и вычитания

8. Умение записывать числа в порядке убывания

9. Умение записывать числа в порядке возрастания

III. ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

1. Распознавание геометриче

ких фигур

2. Единицы длины

3. Измерение и черчение отрезков

4. Единицы массы

5. Умение сравнивать именованные числа


Можно при помощи графика или таблицы.

В конце учебного года проводится итоговая комплексная работа, которая дает возможность проследить динамику формирования ряда предметных навыков, имеющих большое значение для всего процесса обучения. Такая работа даётся или от адм. школы , или от других структур - это мониторинг.

Итоговая комплексная работа состоит из двух частей - основной и дополнительной. Они направлены на оценку сформированности таких способов действий и понятий, которые служат опорой в дальнейшем обучении. В работу входят задания по русскому языку, чтению, математике. Содержание и уровень сложности заданий основной части соотносятся с таким показателем достижения планируемых результатов обучения, как «учащиеся могут выполнить самостоятельно и уверенно». Поэтому выполнение заданий основной части обязательно для всех учащихся, а полученные результаты можно рассматривать как показатель успешности достижения учеником базового уровня требований. Опыт показывает, что подавляющее большинство первоклассников успешно справляются практически со всеми заданиями основной части.

В отличие от заданий основной части, задания дополнительной части имеют более высокую сложность. Поэтому выполнение заданий дополнительной части для учащегося необязательно - они выполняются только на добровольной основе. Соответственно и негативные результаты по заданиям дополнительной части интерпретации не подлежат. Успешное выполнение этих заданий может рассматриваться как показатель достижения учеником повышенного уровня требований и служит поводом исключительно для дополнительного поощрения ребенка и никоим образом не в ущерб ему.

В дополнительной части для получения поощрительных баллов предлагается выполнить, как минимум, три по своему выбору.

Задания как основной, так и дополнительной части строятся на основе текста, по которому предлагается четыре варианта итоговых комплексных работ.

Аналогичные задания во всех вариантах направлены на проверку одних и тех же умений и навыков, однако сложность заданий незначительно варьируется за счет содержательного контекста или особенностей формулировки задания. При этом первый и второй варианты работы полностью равноценны и могут быть предложены всем учащимся.

Если в классе есть хорошо подготовленные дети, которые показали высокие результаты при стартовой диагностике и успешно учились в течение всего первого года в школе, им целесообразно предложить четвертый вариант, задания в котором несколько сложнее по сравнению с заданиями первого и второго вариантов. Детям, которые к концу 1 класса еще недостаточно включились в учебный процесс, целесообразно предложить третий вариант. Как правило, это относится к ослабленным детям, учащимся с исходно низкой мотивацией учения, к тем, кто не умел читать при поступлении в школу, или ребятам, у которых не было возможности получить элементарную подготовку к школе. Задания третьего варианта несколько упрощены по сравнению с заданиями первого и второго вариантов.

Индивидуальный подход учителя к подбору варианта поможет каждому ребенку получить посильное задание и, как следствие, вполне заслуженный успех.

Для тренировочных работ, для предъявления текущих работ на оценку используется рабочая тетрадь. Учащиеся самостоятельно и взаимно, а также учитель, осуществляют контроль и оценку работ в данной тетради, предварительно указав совместно выработанные критерии оценивания.
Классный журнал является главным документом учителя и заполняется соответственно программе.
• Все виды контрольно-оценочных работ (стартовая, модульная, итоговая) по учебным предметам анализируются по отдельным знаниям и умениям.

Критерии определения уровня овладения знаниями и умениями:
- очень высокий уровень - 95-100% выполнения;
- высокий уровень - 75-94% выполнения;
- средний уровень - 50-74% выполнения;
- ниже среднего уровень - 30-49% выполнения;
- низкий уровень - менее 30% выполнения.
По результатам каждой контрольно-оценочной работы выполняется анализ, схема которого разрабатывается учителем Результаты анализа работ каждого учащегося оформляются на листе и доводятся до сведения родителей учащихся через дневник.
Оценку уровня сформированности знаний и умений по итогам учебного года на основе результатов проверочных работ по предмету дает качественная (в 1 классе) и количественная характеристика, отраженная в итоговом оценочном листе.
В конце учебного года учитель составляет содержательный анализ своей педагогической деятельности, учитывая следующее:

• динамику развития учащихся за учебный период;
• уровень усвоения учащимися ведущих знаний и умений;
• количество учащихся с очень высоким и высоким, а также с ниже среднего и низким уровнем обученности;
• сведения о выполнении программы с указанием успехов и возникших трудностей; выводы о причинах проблем и неудач;
• предложения по преодолению трудностей.

Ссылки на используемую литературу:

s_nikol.tat.edu54.ru/DswMedia/ocenkaznaniyfgos.pdf

geoclass.ru/index.php/3-nomer-1-2013/108-kolonka-redakt

borovoeshc.ucoz.ru/load/fgos/ocenka_predmetnykh_znanij_1_klass_fgos/6-1-0-80

nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2013/08/12/tematicheskoe-planirovanie-po-obucheniyu-gramote-1-klass-i

sch496.ru/p158aa1.html

Статья «Система оценки качества образования в соответствии с ФГОС»

















© 2010-2022