- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья «Система оценки качества образования в соответствии с ФГОС»
Статья «Система оценки качества образования в соответствии с ФГОС»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Щеглова Л.А. |
Дата | 15.07.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МБОУ Сосновская СОШ № 2
«Система оценки качества образования в соответствии с ФГОС»
Учитель начальных классов
Щеглова Людмила Александровна
2014г
В этом году у меня 1 класс и первый год работы по ФГОС. Поэтому, я хочу коснуться безотметочной системы оценивания в 1 классе в условиях ФГОС
Безотметочное обучение представляет собой систему, в которой отсутствует 5- или 10 -балльная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности.В условиях безотметочного обучения контроль и оценка должны отражать, прежде всего, качественный результат процесса обучения.
Основными принципами безотметочного обучения являются:
• критериалъностъ.
Контроль и оценка строятся на критериальной, выработанной совместно с
учащимися основе. Критерии должны быть однозначными и предельно четкими.
• приоритет самооценки.
Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя. Для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся: оценка предстоящей работы и оценка выполненной работы. В начале года дети хотели получать только высокие оценки поэтому завышали свою самооценку. Потом, составив совместно с учителем критерии оценки, стали оценивать себя по - другому, адекватно.
• гибкость и вариативность.
Содержательный контроль и оценка предполагают использование различных процедур и методов изучения результативности обучения, изучение как индивидуальных, так и групповых, коллективных результатов учебной деятельности.
• естественность процесса контроля и оценки.
Контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение. В характеристику учебно-познавательной деятельности учащихся включаются результаты наблюдении за их учебной деятельностью в обычных условиях.
В конце урока дети показывают кружками разного цвета оценку своей работы. Мы сами составили с детьми цвет кружка, определяющий самооценку каждого на определённом уровне. Кружки или поднимаем вверх, или прикрепляем магнитиками к доске. Смотрим, каких кружков больше, каких меньше. И определяем, как работал класс.
Основной функцией контроля и оценки в безотметочной системе является определение учеником границ своего знания - незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание проблем, возникших в учебной деятельности и способов их преодоления
Перспективная цель безотметочного обучения заключается в достижении полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования.
Содержательный контроль и оценка предусматривает выявление индивидуальной динамики усвоения ребенком знаний и умений по учебным предметам и не допускает сравнения его с другими детьми.
Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:
*стартовые
*диагностические работы;
*текущие проверочные работы; *итоговые проверочные работы;
Для определения стартовых возможностей ученика в начале года, для проведения проверочных работ по разделам и итоговых проверочных работ используется отдельная тетрадь по каждому предмету. В ней отражаются тексты и результаты работ. Данная тетрадь создается на учебный год и хранится в течение всего периода обучения ребенка.
Оценку проверочных работ фиксирую в листе достижений, который у меня заведён на каждого, чтобы отследить динамику роста 1- классника. Результаты по каждому критерию выносятся на шкалу с делениями:
- очень высокий уровень ;
- высокий уровень;
- средний уровень ;
- низкий уровень.
Лист индивидуальных достижений
«МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
1 класс
Ф.И. учащегося ______________________________
Формируемые
умения и навыки
входная
I четверть
II четверть
III четверть
I ˅
четверть
Уровень развития
I. ВХОЖДЕНИЕ В МАТЕМАТИКУ
1. Ориентация в пространстве (вверх- вниз; влево - вправо)
□
□
□
□
□
2. Классификация предметов
(различение предметов по цвету, форме, размерам и т.п.)
□
□
□
□
□
З. Сравнение групп предметов, чисел
□
□
□
□
□
4. Воспроизведение чисел:
от 1 до 10
□
□
□
□
□
от 10 до 1
□
□
□
□
□
от 1 до 20
□
□
□
□
□
5. Написание цифр
□
□
□
□
□
II. ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ
1. Сложение в пределах 10
□
□
□
□
□
2. Вычитание в пределах 10
□
□
□
□
□
3. Состав чисел первого десятка
□
□
□
□
□
4. Сравнение чисел
□
□
□
□
□
5. Разностное сравнение чисел (на сколько больше, меньше)
□
□
□
□
□
6. Умение записывать словесные формулировки с помощью цифр
□
□
□
□
□
7. Знание компонентов сложения и вычитания
□
□
□
□
□
8. Умение записывать числа в порядке убывания
□
□
□
□
□
9. Умение записывать числа в порядке возрастания
□
□
□
□
□
III. ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
1. Распознавание геометриче
ких фигур
□
□
□
□
□
2. Единицы длины
□
□
□
□
□
3. Измерение и черчение отрезков
□
□
□
□
□
4. Единицы массы
□
□
□
□
□
5. Умение сравнивать именованные числа
□
□
□
□
□
Можно при помощи графика или таблицы.
В конце учебного года проводится итоговая комплексная работа, которая дает возможность проследить динамику формирования ряда предметных навыков, имеющих большое значение для всего процесса обучения. Такая работа даётся или от адм. школы , или от других структур - это мониторинг.
Итоговая комплексная работа состоит из двух частей - основной и дополнительной. Они направлены на оценку сформированности таких способов действий и понятий, которые служат опорой в дальнейшем обучении. В работу входят задания по русскому языку, чтению, математике. Содержание и уровень сложности заданий основной части соотносятся с таким показателем достижения планируемых результатов обучения, как «учащиеся могут выполнить самостоятельно и уверенно». Поэтому выполнение заданий основной части обязательно для всех учащихся, а полученные результаты можно рассматривать как показатель успешности достижения учеником базового уровня требований. Опыт показывает, что подавляющее большинство первоклассников успешно справляются практически со всеми заданиями основной части.
В отличие от заданий основной части, задания дополнительной части имеют более высокую сложность. Поэтому выполнение заданий дополнительной части для учащегося необязательно - они выполняются только на добровольной основе. Соответственно и негативные результаты по заданиям дополнительной части интерпретации не подлежат. Успешное выполнение этих заданий может рассматриваться как показатель достижения учеником повышенного уровня требований и служит поводом исключительно для дополнительного поощрения ребенка и никоим образом не в ущерб ему.
В дополнительной части для получения поощрительных баллов предлагается выполнить, как минимум, три по своему выбору.
Задания как основной, так и дополнительной части строятся на основе текста, по которому предлагается четыре варианта итоговых комплексных работ.
Аналогичные задания во всех вариантах направлены на проверку одних и тех же умений и навыков, однако сложность заданий незначительно варьируется за счет содержательного контекста или особенностей формулировки задания. При этом первый и второй варианты работы полностью равноценны и могут быть предложены всем учащимся.
Если в классе есть хорошо подготовленные дети, которые показали высокие результаты при стартовой диагностике и успешно учились в течение всего первого года в школе, им целесообразно предложить четвертый вариант, задания в котором несколько сложнее по сравнению с заданиями первого и второго вариантов. Детям, которые к концу 1 класса еще недостаточно включились в учебный процесс, целесообразно предложить третий вариант. Как правило, это относится к ослабленным детям, учащимся с исходно низкой мотивацией учения, к тем, кто не умел читать при поступлении в школу, или ребятам, у которых не было возможности получить элементарную подготовку к школе. Задания третьего варианта несколько упрощены по сравнению с заданиями первого и второго вариантов.
Индивидуальный подход учителя к подбору варианта поможет каждому ребенку получить посильное задание и, как следствие, вполне заслуженный успех.
Для тренировочных работ, для предъявления текущих работ на оценку используется рабочая тетрадь. Учащиеся самостоятельно и взаимно, а также учитель, осуществляют контроль и оценку работ в данной тетради, предварительно указав совместно выработанные критерии оценивания.
Классный журнал является главным документом учителя и заполняется соответственно программе.
• Все виды контрольно-оценочных работ (стартовая, модульная, итоговая) по учебным предметам анализируются по отдельным знаниям и умениям.
Критерии определения уровня овладения знаниями и умениями:
- очень высокий уровень - 95-100% выполнения;
- высокий уровень - 75-94% выполнения;
- средний уровень - 50-74% выполнения;
- ниже среднего уровень - 30-49% выполнения;
- низкий уровень - менее 30% выполнения.
По результатам каждой контрольно-оценочной работы выполняется анализ, схема которого разрабатывается учителем Результаты анализа работ каждого учащегося оформляются на листе и доводятся до сведения родителей учащихся через дневник.
Оценку уровня сформированности знаний и умений по итогам учебного года на основе результатов проверочных работ по предмету дает качественная (в 1 классе) и количественная характеристика, отраженная в итоговом оценочном листе.
В конце учебного года учитель составляет содержательный анализ своей педагогической деятельности, учитывая следующее:
• динамику развития учащихся за учебный период;
• уровень усвоения учащимися ведущих знаний и умений;
• количество учащихся с очень высоким и высоким, а также с ниже среднего и низким уровнем обученности;
• сведения о выполнении программы с указанием успехов и возникших трудностей; выводы о причинах проблем и неудач;
• предложения по преодолению трудностей.
Ссылки на используемую литературу:
s_nikol.tat.edu54.ru/DswMedia/ocenkaznaniyfgos.pdf
geoclass.ru/index.php/3-nomer-1-2013/108-kolonka-redakt
borovoeshc.ucoz.ru/load/fgos/ocenka_predmetnykh_znanij_1_klass_fgos/6-1-0-80
nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2013/08/12/tematicheskoe-planirovanie-po-obucheniyu-gramote-1-klass-i
sch496.ru/p158aa1.html