- Преподавателю
- Начальные классы
- «Знакомство с буквами Ф, ф и звуками [ф] и [ф]»
«Знакомство с буквами Ф, ф и звуками [ф] и [ф]»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Нестеренко Н.И. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Урок по обучению грамоте. Тема «Знакомство с буквами Ф,ф и звуками [ф] и [ф']».
Подготовила учитель: Н.И. Нестеренко.
Задачи: познакомить учащихся с буквами Ф, ф и звуками [ф] и [ф']; совершенствовать навыки чтения и работы с текстом, умение правильно ставить логическое ударение; развивать орфографическую зоркость; речь учащихся; воспитывать умение слушать, учитывать мнение других; чувство гордости за свою Родину. Формирование универсальных учебных действий: 1. Личностные УУД
Формирование: мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценки; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе. 2. Регулятивные УУД
Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности. 3. Познавательные УУД
Формирование: умения объяснять значение слова; сопоставлять слова, различающиеся одной или несколькими буквами. Составлять слова из изученных букв; читать слоги с изменением буквы гласного; различать звучание слов.
Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков; устанавливать количество и последовательность звуков в словах; различать звуки: гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие; анализировать поэлементный состав печатных и письменных заглавной и строчной букв.
Делить слова на слоги; анализировать слово: определять место ударения в слове.
Воспринимать на слух литературное произведение.
Осознавать смысл текста при его прослушивании.
4. Коммуникативные УУД
Формирование: умения слушать и слышать учителя, ученика; умения сотрудничать в группе, при решении учебных задач.
Ход урока
I. Организационный момент
Мы гостей сегодня ждали,
И с волнением встречали.
Хорошо ли мы умеем:
И читать, и отвечать?
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного!
- Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание. Повернитесь к гостям, поприветствуйте их. А теперь можно тихо сесть.
Психологический настрой
- Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием понаблюдают за нашей работой и порадуются вашим успехам. Слайд 2
Мы - дружные!
Мы - умные!
Мы - внимательные!
Мы - старательные!
В 1 классе учимся,
Всё у нас получится.
II. Мотивация к учебной деятельности. Слайд 3
-Вы узнали этого героя?
-Из какого он мультфильма?
- Как вы думаете, почему у кота такая фамилия?
-Наш урок будет посвящен всему, что связано с морем. Если мы будем внимательными, старательными, то поможем Матроскину узнать что-то новое.
III. Артикуляционная гимнастика и фонетическая зарядка.
-А сейчас мы проведём гимнастику для языка и губ. А зачем нужна эта гимнастика?
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
УТЬ-УТЬ-УТЬ- вот отправились мы в путь. Слайд 4
ИН-ИН-ИН- мимо ёлок и осин.
ДЕ-ДЕ-ДЕ- рыбы плавают в воде.
IV. Актуализация знаний. Слайд 5
- Показываются картинки, на которых изображены предметы с буквой Ф. (Флаг, фрукты, филин, фламинго).
- Назовите предметы, изображённые на картинках. Запомните их хорошо.
Меняю местами. Слайд 6
- Назовите, что стояло сначала.
Слайд 7 - Проверим.
- Что объединяет эти слова? Выделите новые звуки.
V. Формулирование темы и цели урока. Слайд 8
- Сформулируйте тему и цели нашего урока.
(Тема урока "Буква Ф и звуки, которые она обозначает")
Цели урока: - познакомиться с…
- учиться писать ….
- учиться читать ….
VI. Знакомство с новыми звуками Слайд 9
1.Знакомство со звуком [ ф].
- Сколько слогов в слове «флаг»? Докажите.
- Произнесите первый звук в слове флаг.
- Дайте характеристику звуку [ ф]. (Согласный, глухой, твёрдый.)
2. Знакомство со звуком [ ф'].
- Увидев, такой красивый корабль, радостно показались на гребне волны дельфины.
- Разделите слово дельфин на слоги. Докажите, что в этом слове 3 слога. Произнесите второй слог. Выделите первый звук в слоге.
- Дайте характеристику звуку [ ф']. (Согласный, глухой, мягкий.)
3. Работа с деформированным предложением. Слайд 10
-Прочитайте предложение.
Три, России, флаг, цвета, имеет.
-Докажите, что это не предложение.
-Как на письме мы выделяем предложения?
- Составьте из данных слов предложение. Слайд 11
-Какие орфограммы здесь встречаются?
VII. Физминутка
Вместе с Матроскиным поплаваем и мы с вами. Если услышите твёрдый звук [ф], то плывёте как на лодке, гребя вёслами, если услышите мягкий звук [ф'], то ныряем.
Называю слова: фамилия, фуражка, филин, факел, фото, финики, факир, фокус, фиалка, флот.
VIII. Знакомство с новой буквой Слайд 12
- Найдите новую букву.(Буква прикреплена в классе в разных местах вместе с другими буквами.)
- Встаньте, изобразите букву Ф.
- На что похожа буква Ф?
Чтение стихов о букве ф.
С этой буквой на носу
Филин прячется в лесу.
IX. Работа в прописях. Письмо строчной буквы ф. Слайд 13
-Я тетрадочку открою и наклонно положу,
Я друзья от вас не скрою - ручку я вот так держу,
Сяду прямо - не согнусь,
За работу я возьмусь.
- Какую букву мы будем учиться писать? Дайте характеристику.
Но сначала разогреем кисти рук.
-
Пальчиковая гимнастика. Слайд 14
Мы со звуком Ф играем
И слова мы повторяем:
Фотограф, фермер, футболист, фокусник, филателист.
2. Графический анализ элементов.
- Из каких элементов состоит строчная «ф»?
-Обведите.
а) Письмо в воздухе.
б) Самостоятельное письмо буквы.
в) Письмо слогов после объяснения учителем.
г) Анализ и письмо слова филин:
-Вспомните слова, которые читали. В каком из них согласный звук |ф| звучал мягко? Закрасьте, напишите 1 раз.
Кто закончил работу в прописи, работает на карточке по выбору.
3. Работа с разноуровневыми заданиями.
1 карточка.
Найди и подчеркни буквы Ф,ф
АвФйёФуЦфЗфхпафшьИфсмиРеУЙфЫвфяфычФхгеуыфАФэ
2 карточка.
Найди слова с буквой Ф и подчеркни карандашом.
фонарьэвдролулицаэыдщгжёлтыйхещгшфокусжроллюди
жизньыждплроФаяэажрлкрасныйэыждплфутболжпдолоз
эфжпзнггидыФёклажыдподругойжвдплорросветофорэжд
-Поменяйтесь карточками и проверьте.
X. Чтение слогов с новой буквой Слайд 15
фа фи
фо фе
фу фя
фы фё
шепотом (хором)
громко (хором)
радостно (девочки)
вопросительно (мальчики)
- На какие группы их можно разделить? По какому признаку?
- Какие гласные обозначают мягкий звук?
Игра «Доскажи словечко».
Х1. Зрительная гимнастика
Прилетела бабочка,
Села на указку,
Попытайтесь вслед за ней
Пробежаться глазками.
-Отдохнули. Продолжаем работу.
ХII. Загадки. Слайд 16
Из первых букв отгаданных слов, должно получиться слово, связанное с нашей темой урока.
Всю ночь летает,
Мышей добывает.
А станет светло,
Спать летит в дупло. (Филин)
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт. (Лиса)
На скале он строит дом.
Не боится жить он в нём.
Два могучие крыла
У хозяина (орла)
Я - усатый, полосатый
Не люблю весёлых игр.
Отгадайте. Кто я? (Тигр)
- Какое слово получилось? Что означает слово ФЛОТ?
Флот - это крупное соединение военно-морских судов.
Слайд 17- А кто считается основателем российского флота? В 1696 году, 20 октября, Боярская Дума, высший совещательный орган Государства, вынесла решение - морским судам быть! Именно эту дату считают днем основания нашего флота.
- А зачем нам нужен ФЛОТ? (Охранять морские границы нашей Родины)
- Кто служит на флоте?
-А какой праздник мы будем с вами отмечать? Кого поздравляют в этот день?
ХIII Развитие речи. Слайд 18
Работа в группах.
Вам надо собрать пословицу, прочитать её и объяснить, как вы понимаете эту пословицу.
- Давайте прочтём ещё раз хором эти пословицы .
-Что такое пословица? А чему же учат нас эти пословицы?
XIV.Беседа по иллюстрации . Слайд 19
- Назовите виды кораблей. (Лайнер, ботик, подводная лодка, парусное судно, ледокол, крейсер.)
-Что можно сказать о них? (Одни современные, другие старинные.)
- Какие флаги на наших кораблях?
- Андреевский флаг - флаг русского флота. Крест святого Андрея Первозванного, считавшегося покровителем России, лёг в основу флага.
- А что вы ещё видите на иллюстрации?
- "Роза ветров" - компас (ориентир в водном пространстве).
ХV. Рефлексия Слайд 20
- Наш урок подходит к концу. Давайте расскажем коту Матроскин, что узнали на уроке сегодня.
- У вас на партах лежат кораблики. Вам нужно разместить их на плакате на высоком, или на низком гребне волны.
Если вы узнали на уроке что-то новое, чему-то научились, и урок для вас прошел интересно, поставьте свой кораблик на высокий гребень волны.
Если кто-то считает, что он недостаточно усвоил материал, пусть он поставит свой кораблик на низкий гребень волны. Ученики прикрепляют кораблики на доску.
- Я благодарю вас за работу.
Литература
Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. и др. «Русская азбука»: Учебник для 1 класса. М.: "Просвещение" - 2010г.
Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. и др. Прописи 1 класс. М.: "Просвещение" - 2010г.
Извекова Н.А., Сурьянинова Н. С. «Мир вокруг». М.: "Просвещение" -1985 г.
Раевский Ю.В. «Весёлая азбука для дошкольников». - 1994 г.
«Что такое. Кто такой»: В 3 т. М.: Педагогика - Пресс, 2001г.
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Тип: Урок изучения нового материала.
Тема «Знакомство с буквами Ф,ф и звуками [ф] и [ф']».
Задачи: познакомить учащихся с буквами Ф,ф и звуками [ф] и [ф']; совершенствовать навыки чтения и работы с текстом, умение правильно ставить логическое ударение; развивать орфографическую зоркость; воспитывать умение слушать, учитывать мнение других; чувство гордости за свою Родину.
Класс выше средних учебных возможностей. Есть слабые. Читают все. Это один из последних уроков по теме «Букварный период».
Для достижения триединой задачи я стараюсь опираться на основные компоненты современного урока.
Я провожу интегрированные уроки обучения грамоте и письма, т. к. это позволяет чаще менять вид деятельности, у детей повышается интерес и самое главное - они не устают. Считаю, что в 1 классе интегрированные уроки позволяют соблюдать принцип целостности содержания образования.
С учетом темы урока старалась формировать у учащихся мотивацию учения в целом и соотносить цели обучения и свои возможности.
У детей положительное, личностное, ответственное отношение к учебе, а мотивы у них социальные и познавательные.
Дети умеют ставить перед собой цели: и конечные и промежуточные. Если посмотреть на цели с учетом качества, то увидим, что в основном они устойчивые, есть и перспективные.
Урок я начала с эмоционального настроя с целью создать благоприятную обстановку, проверить включение детей в работу.
С целью подготовки артикуляционного аппарата к работе провели разминку.
Для того чтобы подготовить к восприятию нового и проверить мотивационный настрой провела актуализацию знаний.
С целью активизировать ребят и вызвать положительные эмоции при успешном достижении цели, расширять свои познания, учиться слушать своего товарища и помогать ему я использовала работу в группах, парах, различные виды чтения и письма.
С учетом темы по самообразованию провела работу по развитию речи посредством пословиц. Применение пословиц на уроках в начальной школе считается наиболее эффективным и необходимым для развития детской речи. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Введение в урок пословиц и поговорок - сокровищниц русской народной речи и народной мудрости - необходимо как для воспитательного воздействия, так и для запоминания, для развития детской речи. Они кратки и выразительны, являются "строительным материалом" нашего языка. Изучение пословиц обогащает речь учащихся, развивает ее, повышает грамотность, способствует воспитанию эстетического вкуса. Так же пословицы способствуют развитию и коммуникативных навыков младших школьников.
А помочь осмыслить и оценить личную деятельность ребенка и вызвать положительные эмоции провела рефлексию.
Методы и приемы, которые я применяла на уроке:
Словесные методы - беседа, инструктаж.
Методы практической деятельности - практические упражнения, работа с прописями.
Стимулирования и мотивации - поощрение, порицание, ситуация успеха, побуждение к поиску решения, предъявление учебных требований.
Контроля и самоконтроля - индивидуальный опрос, взаимоопрос, парный контроль.
Формы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.