«Знакомство с буквами Ф, ф и звуками [ф] и [ф]»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по обучению грамоте. Тема «Знакомство с буквами Ф,ф и звуками [ф] и [ф']».

Подготовила учитель: Н.И. Нестеренко.

Задачи: познакомить учащихся с буквами Ф, ф и звуками [ф] и [ф']; совершенствовать навыки чтения и работы с текстом, умение правильно ставить логическое ударение; развивать орфографическую зоркость; речь учащихся; воспитывать умение слушать, учитывать мнение других; чувство гордости за свою Родину. Формирование универсальных учебных действий: 1. Личностные УУД

Формирование: мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценки; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе. 2. Регулятивные УУД

Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности. 3. Познавательные УУД

Формирование: умения объяснять значение слова; сопоставлять слова, различающиеся одной или несколькими буквами. Составлять слова из изученных букв; читать слоги с изменением буквы гласного; различать звучание слов.

Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков; устанавливать количество и последовательность звуков в словах; различать звуки: гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие; анализировать поэлементный состав печатных и письменных заглавной и строчной букв.

Делить слова на слоги; анализировать слово: определять место ударения в слове.

Воспринимать на слух литературное произведение.

Осознавать смысл текста при его прослушивании.

4. Коммуникативные УУД

Формирование: умения слушать и слышать учителя, ученика; умения сотрудничать в группе, при решении учебных задач.

Ход урока

I. Организационный момент

Мы гостей сегодня ждали,

И с волнением встречали.

Хорошо ли мы умеем:

И читать, и отвечать?

Не судите очень строго,

Ведь учились мы немного!

- Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание. Повернитесь к гостям, поприветствуйте их. А теперь можно тихо сесть.

Психологический настрой

- Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием понаблюдают за нашей работой и порадуются вашим успехам. Слайд 2

Мы - дружные!

Мы - умные!

Мы - внимательные!

Мы - старательные!

В 1 классе учимся,

Всё у нас получится.

II. Мотивация к учебной деятельности. Слайд 3

-Вы узнали этого героя?

-Из какого он мультфильма?

- Как вы думаете, почему у кота такая фамилия?

-Наш урок будет посвящен всему, что связано с морем. Если мы будем внимательными, старательными, то поможем Матроскину узнать что-то новое.

III. Артикуляционная гимнастика и фонетическая зарядка.

-А сейчас мы проведём гимнастику для языка и губ. А зачем нужна эта гимнастика?

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

УТЬ-УТЬ-УТЬ- вот отправились мы в путь. Слайд 4

ИН-ИН-ИН- мимо ёлок и осин.

ДЕ-ДЕ-ДЕ- рыбы плавают в воде.

IV. Актуализация знаний. Слайд 5

- Показываются картинки, на которых изображены предметы с буквой Ф. (Флаг, фрукты, филин, фламинго).

- Назовите предметы, изображённые на картинках. Запомните их хорошо.

Меняю местами. Слайд 6

- Назовите, что стояло сначала.

Слайд 7 - Проверим.

- Что объединяет эти слова? Выделите новые звуки.

V. Формулирование темы и цели урока. Слайд 8

- Сформулируйте тему и цели нашего урока.

(Тема урока "Буква Ф и звуки, которые она обозначает")

Цели урока: - познакомиться с…

- учиться писать ….

- учиться читать ….

VI. Знакомство с новыми звуками Слайд 9

1.Знакомство со звуком [ ф].

- Сколько слогов в слове «флаг»? Докажите.

- Произнесите первый звук в слове флаг.

- Дайте характеристику звуку [ ф]. (Согласный, глухой, твёрдый.)

2. Знакомство со звуком [ ф'].

- Увидев, такой красивый корабль, радостно показались на гребне волны дельфины.

- Разделите слово дельфин на слоги. Докажите, что в этом слове 3 слога. Произнесите второй слог. Выделите первый звук в слоге.

- Дайте характеристику звуку [ ф']. (Согласный, глухой, мягкий.)

3. Работа с деформированным предложением. Слайд 10

-Прочитайте предложение.

Три, России, флаг, цвета, имеет.

-Докажите, что это не предложение.

-Как на письме мы выделяем предложения?

- Составьте из данных слов предложение. Слайд 11

-Какие орфограммы здесь встречаются?

VII. Физминутка

Вместе с Матроскиным поплаваем и мы с вами. Если услышите твёрдый звук [ф], то плывёте как на лодке, гребя вёслами, если услышите мягкий звук [ф'], то ныряем.

Называю слова: фамилия, фуражка, филин, факел, фото, финики, факир, фокус, фиалка, флот.

VIII. Знакомство с новой буквой Слайд 12

- Найдите новую букву.(Буква прикреплена в классе в разных местах вместе с другими буквами.)

- Встаньте, изобразите букву Ф.

- На что похожа буква Ф?

Чтение стихов о букве ф.

С этой буквой на носу

Филин прячется в лесу.

IX. Работа в прописях. Письмо строчной буквы ф. Слайд 13

-Я тетрадочку открою и наклонно положу,

Я друзья от вас не скрою - ручку я вот так держу,

Сяду прямо - не согнусь,

За работу я возьмусь.

- Какую букву мы будем учиться писать? Дайте характеристику.

Но сначала разогреем кисти рук.


  1. Пальчиковая гимнастика. Слайд 14

Мы со звуком Ф играем

И слова мы повторяем:

Фотограф, фермер, футболист, фокусник, филателист.

2. Графический анализ элементов.

- Из каких элементов состоит строчная «ф»?

-Обведите.

а) Письмо в воздухе.

б) Самостоятельное письмо буквы.

в) Письмо слогов после объяснения учителем.

г) Анализ и письмо слова филин:

-Вспомните слова, которые читали. В каком из них согласный звук |ф| звучал мягко? Закрасьте, напишите 1 раз.

Кто закончил работу в прописи, работает на карточке по выбору.

3. Работа с разноуровневыми заданиями.

1 карточка.

Найди и подчеркни буквы Ф,ф

АвФйёФуЦфЗфхпафшьИфсмиРеУЙфЫвфяфычФхгеуыфАФэ

2 карточка.

Найди слова с буквой Ф и подчеркни карандашом.

фонарьэвдролулицаэыдщгжёлтыйхещгшфокусжроллюди

жизньыждплроФаяэажрлкрасныйэыждплфутболжпдолоз

эфжпзнггидыФёклажыдподругойжвдплорросветофорэжд

-Поменяйтесь карточками и проверьте.

X. Чтение слогов с новой буквой Слайд 15

фа фи

фо фе

фу фя

фы фё

шепотом (хором)

громко (хором)

радостно (девочки)

вопросительно (мальчики)

- На какие группы их можно разделить? По какому признаку?

- Какие гласные обозначают мягкий звук?

Игра «Доскажи словечко».

Х1. Зрительная гимнастика

Прилетела бабочка,

Села на указку,

Попытайтесь вслед за ней

Пробежаться глазками.

-Отдохнули. Продолжаем работу.

ХII. Загадки. Слайд 16

Из первых букв отгаданных слов, должно получиться слово, связанное с нашей темой урока.

Всю ночь летает,

Мышей добывает.

А станет светло,

Спать летит в дупло. (Филин)

Хвост пушистый,

Мех золотистый.

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт. (Лиса)

На скале он строит дом.

Не боится жить он в нём.

Два могучие крыла

У хозяина (орла)

Я - усатый, полосатый

Не люблю весёлых игр.

Отгадайте. Кто я? (Тигр)

- Какое слово получилось? Что означает слово ФЛОТ?

Флот - это крупное соединение военно-морских судов.

Слайд 17- А кто считается основателем российского флота? В 1696 году, 20 октября, Боярская Дума, высший совещательный орган Государства, вынесла решение - морским судам быть! Именно эту дату считают днем основания нашего флота.

- А зачем нам нужен ФЛОТ? (Охранять морские границы нашей Родины)

- Кто служит на флоте?

-А какой праздник мы будем с вами отмечать? Кого поздравляют в этот день?

ХIII Развитие речи. Слайд 18

Работа в группах.

Вам надо собрать пословицу, прочитать её и объяснить, как вы понимаете эту пословицу.

- Давайте прочтём ещё раз хором эти пословицы .

-Что такое пословица? А чему же учат нас эти пословицы?

XIV.Беседа по иллюстрации . Слайд 19

- Назовите виды кораблей. (Лайнер, ботик, подводная лодка, парусное судно, ледокол, крейсер.)

-Что можно сказать о них? (Одни современные, другие старинные.)

- Какие флаги на наших кораблях?

- Андреевский флаг - флаг русского флота. Крест святого Андрея Первозванного, считавшегося покровителем России, лёг в основу флага.

- А что вы ещё видите на иллюстрации?

- "Роза ветров" - компас (ориентир в водном пространстве).

ХV. Рефлексия Слайд 20

- Наш урок подходит к концу. Давайте расскажем коту Матроскин, что узнали на уроке сегодня.

- У вас на партах лежат кораблики. Вам нужно разместить их на плакате на высоком, или на низком гребне волны.

Если вы узнали на уроке что-то новое, чему-то научились, и урок для вас прошел интересно, поставьте свой кораблик на высокий гребень волны.

Если кто-то считает, что он недостаточно усвоил материал, пусть он поставит свой кораблик на низкий гребень волны. Ученики прикрепляют кораблики на доску.

- Я благодарю вас за работу.

Литература

Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. и др. «Русская азбука»: Учебник для 1 класса. М.: "Просвещение" - 2010г.

Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. и др. Прописи 1 класс. М.: "Просвещение" - 2010г.

Извекова Н.А., Сурьянинова Н. С. «Мир вокруг». М.: "Просвещение" -1985 г.

Раевский Ю.В. «Весёлая азбука для дошкольников». - 1994 г.

«Что такое. Кто такой»: В 3 т. М.: Педагогика - Пресс, 2001г.




САМОАНАЛИЗ УРОКА

Тип: Урок изучения нового материала.

Тема «Знакомство с буквами Ф,ф и звуками [ф] и [ф']».

Задачи: познакомить учащихся с буквами Ф,ф и звуками [ф] и [ф']; совершенствовать навыки чтения и работы с текстом, умение правильно ставить логическое ударение; развивать орфографическую зоркость; воспитывать умение слушать, учитывать мнение других; чувство гордости за свою Родину.

Класс выше средних учебных возможностей. Есть слабые. Читают все. Это один из последних уроков по теме «Букварный период».

Для достижения триединой задачи я стараюсь опираться на основные компоненты современного урока.

Я провожу интегрированные уроки обучения грамоте и письма, т. к. это позволяет чаще менять вид деятельности, у детей повышается интерес и самое главное - они не устают. Считаю, что в 1 классе интегрированные уроки позволяют соблюдать принцип целостности содержания образования.

С учетом темы урока старалась формировать у учащихся мотивацию учения в целом и соотносить цели обучения и свои возможности.

У детей положительное, личностное, ответственное отношение к учебе, а мотивы у них социальные и познавательные.

Дети умеют ставить перед собой цели: и конечные и промежуточные. Если посмотреть на цели с учетом качества, то увидим, что в основном они устойчивые, есть и перспективные.

Урок я начала с эмоционального настроя с целью создать благоприятную обстановку, проверить включение детей в работу.

С целью подготовки артикуляционного аппарата к работе провели разминку.

Для того чтобы подготовить к восприятию нового и проверить мотивационный настрой провела актуализацию знаний.

С целью активизировать ребят и вызвать положительные эмоции при успешном достижении цели, расширять свои познания, учиться слушать своего товарища и помогать ему я использовала работу в группах, парах, различные виды чтения и письма.

С учетом темы по самообразованию провела работу по развитию речи посредством пословиц. Применение пословиц на уроках в начальной школе считается наиболее эффективным и необходимым для развития детской речи. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Введение в урок пословиц и поговорок - сокровищниц русской народной речи и народной мудрости - необходимо как для воспитательного воздействия, так и для запоминания, для развития детской речи. Они кратки и выразительны, являются "строительным материалом" нашего языка. Изучение пословиц обогащает речь учащихся, развивает ее, повышает грамотность, способствует воспитанию эстетического вкуса. Так же пословицы способствуют развитию и коммуникативных навыков младших школьников.

А помочь осмыслить и оценить личную деятельность ребенка и вызвать положительные эмоции провела рефлексию.

Методы и приемы, которые я применяла на уроке:

Словесные методы - беседа, инструктаж.

Методы практической деятельности - практические упражнения, работа с прописями.

Стимулирования и мотивации - поощрение, порицание, ситуация успеха, побуждение к поиску решения, предъявление учебных требований.

Контроля и самоконтроля - индивидуальный опрос, взаимоопрос, парный контроль.

Формы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.


© 2010-2022