Статья Фольклор на уроках бурятского языка

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Слушаю - забываю,

Смотрю - запоминаю,

Делаю - понимаю.

Конфуций.
Тема :
«Бурятский родной язык для человека как значение и ценность»

Цель :
создание условий для повышения познавательной активности и ключевых компетенций учащихся на уроках бурятского языка .

Общее содержание .

В последние годы в развитых странах мира активно обсуждается проблема поворота системы образования к формированию ключевых компетенций. Эта проблема стала актуальной и для отечественной школы. Основным результатом деятельности образовательного учреждения по Концепции модернизации российского образования должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и иных сферах. Полноценная познавательная деятельность школьников выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности есть не что иное, как ключевые компетентности. Они формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность. Поэтому перед нами, учителями начальных классов , возникает вопрос: каким образом, какие компетенции можем сформировать мы? Одной из важнейших для бурят является проблема сохранения бурятского языка. Сузилась сфера применения бурятского языка, постепенно он был вытеснен из делового и почти исчезает из бытового общения. В настоящее время только небольшая часть коренного населения бурят являются носителями языка. Сегодня стоит задача расширения сферы применения бурятского языка в официальной и бытовой сфере, повышение престижа знания родного языка, совершенствования форм и методов его преподавания через решение вопроса кадрового обеспечения квалифицированными специалистами, нормативно-правовой и материально-технической базой, учебно-методическим комплексом. Таким образом, в условиях полиэтнического образовательного пространства достаточно остро стоит проблема сохранения и развития бурятского языка, с одной стороны, и подготовка на рынок труда компетентного и конкурентоспособного специалиста, имеющего активную жизненную позицию, с другой. Поэтому перед нами стоит первостепенная задача: мы должны найти такие методы и технологии, которые бы способствовали развитию ключевых компетенций учащихся. Учитывая, что информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом, создаются оптимальные условия учащимся для развития их потенциальных возможностей, формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации через внедрение информационных технологий в процесс обучения. Данные технологии способствуют:

  • Повышению мотивации к изучению родного языка;
  • Активизации познавательной деятельности учащихся;
  • Развитию вариативности мышления;
  • Направленности мыслительной деятельности учащихся на поиск и исследование.
Именно, поэтому ИКТ вызывают интерес и апробируются в педагогической деятельности через:
  • Электронный учебник бурятского языка
  • Внутришкольный образовательный ресурс.
  • Сети Интернет.

В нашей школе оборудован кабинет информатики, есть мультимедийный центр, персональный компьютер в кабинетах, поэтому преподавание с постоянным использованием ИКТ не вызывает затруднений. В педагогической деятельности создаются условия для формирования следующих ключевых компетенций:
  • Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
  • Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.
  • Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности.
  • Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации. Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
  • Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями.
  • Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи.
  • Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.

Учителя в своей работе делают акцент на использование электронного учебника бурятского языка. Краткая справка. Электронный учебник бурятского языка был создан коллективом авторов в 2003-2006 гг. по заказу Министерства образования и науки РБ и Агинского Бурятского автономного округа. Целью проекта являлась разработка образовательного ресурса «БУРЯАД ХЭЛЭН» энциклопедической направленности для внедрения в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных учреждений РБ, а также его частичной Интернет-версии на сайте buryadxelen.org. Учебно-методический комплекс «Буряад хэлэн» («Бурятский язык») содержит 1390 проверочных и контрольных упражнений, 59 диктантов, 54 интерактивные таблицы и теоретические материалы по всем разделам языка и словарь грамматических терминов. Раздел «Уран үгын абдарһаа» («Ларец изящных изречений») содержит художественные тексты для чтения (822 наименования), раздел «Амар сайн» («Здравствуй») знакомит учащихся с флорой и фауной в игровой форме, содержит электронную галерею бурятского искусства - работы бурятских и монгольских художников, гобеленщиц, ювелиров и скульпторов, а также 5 познавательных игр. В трех познавательных разделах представлены иллюстрированные материалы на бурятском языке по истории, краеведению, культуре, традициям, а также природе Бурятии. Всего 453 увлекательных статей и 1125 фотографий. Комплект содержит 14 словарей бурятского языка. Главное направление - это изучение родного языка и развитие национальной культуры, создание условий изучения обычаев, истории, культуры своего народа. Основная задача учебника - формирование самостоятельного творческого мышления, повышение эффективности и качества учебного процесса. 1. Первое направление - демонстрация материалов из электронного учебника. На теоретическом этапе урока изучение нового материала сопровождаются демонстрацией учебной информации из электронного учебника. Это позволяет направить внимание школьников на самые важные моменты теоретического материала, помогает учащимся лучше запомнить новое, более глубоко проникнуть в суть изучаемого вопроса. Учебник, представленный средствами мультимедиа, расширяет свои функции. Он становится не только средством передачи информации, но и усиливает обучающие и развивающие функции. Удивительно интересными являются материалы из раздела «Амар сайн». 2. Второе направление - использование программ для презентаций. Как бы интересно и захватывающе не был написан учебник, как бы красиво ни рассказывал учитель, образ территории лучше создается при использовании ярких фотографий и иллюстраций. При этом особенно важным является использование зрительного канала восприятия. Программы разработки презентаций Power Point, позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различие средства информации, максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки. Демонстрация на экране высококачественных иллюстраций позволяет создать более полный образ изучаемого объекта. Презентации удобны тем, что отбирается именно тот материал, который необходим для конкретного урока и в нужной последовательности. Это позволяет сделать урок более ярким, увлекательным. Презентации используются как на отдельных этапах урока, так и для связи занятия в единое целое. Слайды в сочетании с анимацией, интерактивными элементами обеспечивают качественно новый уровень предоставления информации. Поэтому используемые на уроке демонстрационные средства: слайды, картины, анимации, что способствует формированию у детей образных представлений, а на их основе - понятий.

3. Третье направление - использование Интернет-ресурсов. Одним из сайтов, используемых в учебной деятельности, является сайт "Буряад хэлэн".buryadxelen.org - сайт предназначен для поддержки «Электронного учебника бурятского языка». Здесь можно найти сведения о бурятском языке, его грамматике, культуре и обычаях бурятского народа, а также проверить свои знания, узнать что-то новое. С этого сайта можно использовать видеосюжеты из проекта "Мунгэн дуhалнууд"- "Серебряные капли". Дети слушают живую литературную речь, учатся правильно произносить слова, выразительно говорить на родном языке. Данный вид работы повышает эмоциональное восприятие учащимися материала.

4. Четвертое направление - компьютерные тесты как форма фронтальной проверки знаний и умений учащихся Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации. Создание компьютерных тестов с помощью программы "Power Point". Для создания такого теста не надо брать большое количество заданий (достаточно 3-5), чтобы выполнение теста не занимало много времени на уроке. Практика показала, что лучше выбирать "закрытые" тестовые задания, т.е. задания при которых из нескольких вариантов предложенных ответов абсолютно верным является только один. Учащийся, прочитав задание, выбирает на его взгляд правильный ответ. Наводит курсор на этот вариант ответа и подтверждает свой выбор нажатием левой клавиши мыши. Применять компьютерные тесты можно на разных этапах урока: как на этапе закрепления знаний, так и для проверки домашнего задания. Тесты, созданные с помощью программы "Power Point", при необходимости можно изменять и дополнять. 5. Пятое направление - формирование информационно - коммуникационной компетенции через метод проектов. На уроках бурятского языка в начальных классах разрабатывают мини-проекты, затем учащиеся дорабатывают их дома, используя домашние компьютеры, готовят презентации. Например, по темам «Бурятская кухня», «Бурятская национальная одежда», «Легенды о происхождении села», «Моя родословная» и т.д. Учащиеся, разрабатывая проект, используют электронный учебник и другие разные источники информации. В ходе проекта учащиеся ведут самостоятельный поиск, обработку и представление информации. Применяя информационные технологии можно:
  • Индивидуализировать учебный процесс за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения. В классах, как правило 8-13 учащихся, обладающих неодинаковым развитием, знаниями и умениями, темпом познания и другими индивидуальными качествами. Использование компьютера позволяет каждому учащемуся работать самостоятельно, с учетом уровневой дифференциации. Создать условия для развития самостоятельности учащихся.
Ученик решает те или иные задачи самостоятельно (не копируя решения с доски или у товарища), при этом повышается его интерес к предмету, уверенность в том, что он может усвоить предмет.
  • Повысить качество наглядности в учебном процессе
  • Использовать компьютер для освобождения учащихся от трудных, непонятных текстов в учебнике;
  • Снизить трудоемкость процесса контроля и консультирования.
  • Снять у учеников нервную нагрузку, сопутствующую контрольным работам, исчезает карающая роль оценки - ее всегда можно попытаться исправить, если все повторить.
Информационные технологии повышают:
  • информативность урока,
  • эффективность обучения,
  • придают уроку динамизм и выразительность.
Итогом внедрения ИКТ в образовательный процесс является позитивная динамика изменения качества знаний и повышение познавательной активности учащихся. Таким образом, ИКТ и метод проектов играют роль в формировании следующих ключевых компетенций у учащихся:

УЧАЩИЙСЯ осознанное включение в общую работу развитие личностной рефлексии становление активной, субъектной позиции в учебной (и иной) деятельности ключевые компетенции: учебно-познавательная, ценностно-смысловая, информационная

УЧЕБНАЯ МИКРОГРУППА развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации принятие нравственных норм и правил совместной деятельности ключевые компетенции: коммуникативная, общекультурная

ГРУППА формирование группы как групповой общности повышение познавательной активности группы развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии ключевые компетенции: ценностно-смысловая, коммуникативная, учебно-познавательная
Они рассматриваются, как готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Приобретение этих компетенций базируется на опыте деятельности учащихся в конкретных ситуациях. Овладение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным и востребованным обществом. Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, о которой сама школа мало что знает. Дети, которые пришли в первый класс в 2015 г., будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2060 года. Каким будет мир в середине XXI века, трудно себе представить не только школьным учителям, но и футурологам. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как умение гибко действовать в изменчивых условиях, принимать решения в сложных, противоречивых ситуациях, требующих незамедлительных действий. (1) В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования».(2)Из этого следует, что формирование компетенций одна из приоритетных задач современной школы. Из всего разнообразия предлагаемых трактовок понятия компетенции и перечней существующих компетенций остановимся на тех, которые предлагает современная отечественная педагогика (2): В любой из образовательных областей следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание определённых компетенции. На основе стандарта образования по бурятскому языку попытаемся определить суть и содержание основных компетенций, формируемых в начальных классах общеобразовательной школы.

Формирование ключевых компетенций на уроках бурятского языка:

Компетенции

Содержание

Сформированность

Классы

Ценностно-смысловые

Способность выбирать целевые и смысловые установки для своих действий.

Сознательное отношение к языку как к духовной ценности.

  • оценивать полученные результаты

3-4

  • оценивать степень понимания содержания прочитанного текста

1-4

  • использовать приобретенные знания для достижения поставленных целей

3-4

Общекультурные

Осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, владение культурой межнационального общения

  • понимать, что язык - явление развивающееся

1-4

  • понимать социальную сущность языка, усвоить, что бурятский язык - это прежде всего язык бурятского народа

1-4

  • понимать статус русского языка как государственного, осознавать его функции интеграции народов России, причины потребности общения на бурятском языке

1-4

Учебно-познавательные

Освоение знаний о бурятском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения. Умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения соответствия ситуации и сфере общения.


  • владеть прочными орфографическими и пунктуационными навыками

  • владеть нормами бурятского литературного языка

  • обогатить словарный запас и грамматический строй речи

3-4

Информационные

Умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию

  • владеть техникой чтения

  • выделять в тексте главную и второстепенную информацию

  • прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника

  • извлекать информацию из лингвистических словарей разного вида

4

  • дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста

  • разбивать текст на составные части

4

  • дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста

  • выделять иллюстрирующую, аргументирующую информацию

  • прогнозировать содержание текста по данному началу

4

  • слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения

  • используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, газеты, журнала - по оглавлению и заголовкам статьи

4

  • прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста

  • понимать коммуникативную тему, цель и в соответствии с этим организовывать процесс поиска информации и чтения текста

4

Коммуникативные

Свободное владение родным языком в разных сферах и ситуациях его использования.

Готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию.

  • создавать письменное высказывание разных типов речи

4

  • строить небольшое по объему устное высказывание на заданную тему

4

  • создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи

4

  • принимать участие в диалогах различных видов

  • адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать и заканчивать разговор

4

  • создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы

  • строить научное рассуждение по сложным вопросам

4

Социально-трудовые

Соблюдение прав и обязанностей в роли ученика

  • уметь выполнять требования учителя по соблюдению дисциплины, норм поведения во время учебных занятий

  • уметь действовать в соответствии с личной выгодой, не ущемляя прав других учеников

  • владеть этикой взаимоотношений с учителями и другими учащимися во время классных и внеклассных занятий (сотрудничество)

  • владеть эффективными способами организации собственного времени вне школы (выполнение домашнего задания, организация досуга и т.д.)

1-4

Компетенции личностного самосовершенствования

Потребность речевого самосовершенствования.

  • исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении

4

  • замечать в собственной речи (и чужой) отступления от норм литературного языка

4

  • совершенствовать устную и письменную речь, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки

4
















© 2010-2022