- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект внеклассного занятия по русскому языку на тему Фразеологизмы
Конспект внеклассного занятия по русскому языку на тему Фразеологизмы
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Семыкина С.Н. |
Дата | 13.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема занятия: «Фразеологизмы»
Цели: познакомить учащихся с понятием фразеологизма как устойчивого
сочетания слов.
Задачи: 1) развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в
устной и письменной речи;
2) формировать навыки определения специфических особенностей
фразеологических оборотов, отличать их от других речевых
единиц в потоке речи;
3) развивать творческие способности и образное мышление
школьников;
4) обогащать словарный запас школьников;
5) воспитывать любовь к родному языку, его красоте и
многозначности.
Ход урока
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя
ТЕСТ (Слайд №3)
1. Как … вода
к) с курицы м) с утки л) с гуся
2. Как … на голову
е) снег и) дождь а) град
3. Убить … зайцев
к) двух с) трех т) четырех
4. Намылить …
р) руки с) шею т) голову
5. Как за … стеной
э) деревянной ю) глиняной и) каменной
6. Как … на сене
д) овца к) собака з) корова
7. Сказка про … бычка
а) белого я) чёрного о) рыжего
Лексика (Слайд №4) Учитель: Название страны « Фразеология» произошло от греческих слов «фразис» - выражение и «логос» - учение, т.е. фразеология - это наука, изучающая устойчивые выражения. Фразеологизм - это устойчивое сочетание слов, т.е. в их составе нельзя заменить ни слово, ни порядок слов. Учитель: Вы справились с заданием. Стражник открывает ворота в страну Фразеология и приветствует нас на пороге очень добрым фразеологизмом. Каким? Добро пожаловать! (Слайд №5) Въезд в страну (Слайд №6) При въезде в страну на пути встречаются условные знаки. (Дети должны подобрать фразеологизм к картинке и объяснить его значение) - купить кота в мешке - приобретаешь что-либо такое, о достоинствах чего заранее не знаешь; - тянуть кота за хвост - вяло, нудно говорить, медлить с ответом, вызывая у кого-либо раздражение; - кот наплакал - мало; - черепашьим шагом - медленно.
Город Мастеров (определите профессию) (Слайд № 9-13 ) - Мы пришли в город Мастеров. Здесь в каждом домике живут фразеологизмы, возникшие в устной речи людей разных профессий. (Дети должны определить, с какой профессией связано возникновение каждого фразеологического оборота). - Люди какой профессии используют эти фразеологические обороты? 1) Топорная работа; Без сучка-задоринки; Снять стружку; Разделать под орех. (Столяр.) 2) На один покрой; Трещать по швам; Семь раз отмерь один раз отрежь; Шито белыми нитками. (Портной.) 3) Калачом не заманишь; Заварить кашу; Толочь воду в ступе. (Повар.)
-Некоторые ученые к фразеологизмам относят также пословицы и поговорки. (Их называют обычно крылатыми выражениями.) Речь жителей города богата крылатыми словами и выражениями.
Закончить пословицы: (Слайд №16)
- С кем поведешься, (от того и наберешься).
- По одежде встречают, (по уму провожают).
- Терпенье и труд (все перетрут).
- Сделал дело - (гуляй смело).
- Не имей сто рублей, (а имей сто друзей).
- Слово не воробей: (вылетит не поймаешь).
Улица Писателей. (Слайд №17-20)
-Писатели в своих произведениях тоже используют фразеологизмы (устойчивые словосочетания). Они делают их речь яркой, красочной, богатой. Обратите внимание, как украшают стихи такие словосочетания. Недоволен рыболов: -Почему плохой улов? - Размышляя над вопросом, Он клевал всё время носом. Клевать носом - дремать сидя, и борясь со сном, поднимать то и дело опускающуюся голову.
У Мушки и у Мошки Скребут на сердце кошки: Они о чем-то спорили И здорово повздорили. Надеемся, что скоро Забыта будет ссора. Кошки скребут на душе (или на сердце) - тоскливое, тяжелое настроение.
От испуга у Букашки По спине бегут мурашки: На лугу издалека Увидала Паука. По спине бегут мурашки (по коже, по телу) - от холода или от испуга.
- Много фразеологизмов в баснях И. Крылова. (Назвать басню).(Слайд №21-24)
- От радости в зобу дыханье сперло. («Ворона и лисица»).
- А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь. («Квартет»).
- Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку. («Кукушка и петух»).
Улица Художников (фразеологизмы в рисунках).(Слайд №25)
Физкультминутка. (Сценка). Поссорились на перемене ребята. Один кричит: - Я тебе покажу, где раки зимуют! А второй ему: Ишь, разошёлся, прямо из кожи вон лезет! Тут подбежал к ребятам дежурный и давай их растаскивать. А они на него напустились. - Всё следишь! Наверное и спишь с открытыми глазами! А дежурный вдруг как крикнет: - Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки! - Какие такие загадки? - удивились ребята и разжали кулаки. - А вот какие, слушайте! Первая: «Где раки зимуют?» Вторая: «Кто из своей кожи вылезет?». Третья: «Кто спит с открытыми глазами?».
Фразеологический зоопарк. (Слайд №26-27).
Учитель: - Сейчас мы с вами посетим зоопарк, ваша задача вспомнить какие животные живут во фразеологизмах.
Вертеться как …. в колесе (белка). Делить шкуру неубитого …. (медведя). Драть как сидорову …. (козу). Как … на сене (собака).
Переправа. (Слайд №29).
Учитель: - Чтобы продолжить наш путь, мы должны переправиться через реку. В этом нам решил помочь добрый лодочник. Но когда мы достигли середины реки, неожиданно началась буря. Лодочник сообщил, что буря утихнет, если мы сможем раскрыть значение фразеологизма буря в стакане воды.
Буря в стакане воды - большое волнение по ничтожному поводу (шум по пустякам).
Посёлок Синонимов и Антонимов. (Слайд №30). Учитель: - Мы с вами уже знаем о словах-синонимах и словах-антонимах. Вспомните, какие слова называются антонимами? Какие слова называются синонимами? Существуют и фразеологические антонимы и синонимы.
- Подберите фразеологизмы - синонимы:
- Подберите фразеологизмы - антонимы:
Итог урока: - Что такое фразеологизм? - Для чего служат фразеологизмы в речи?
Домашнее задание: - Выберите фразеологизм и придумайте ситуацию, в которой можно употребить фразеологизм.