Конспект внеклассного занятия по русскому языку на тему Фразеологизмы

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема занятия: «Фразеологизмы»

Цели: познакомить учащихся с понятием фразеологизма как устойчивого

сочетания слов.

Задачи: 1) развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в

устной и письменной речи;

2) формировать навыки определения специфических особенностей

фразеологических оборотов, отличать их от других речевых

единиц в потоке речи;

3) развивать творческие способности и образное мышление

школьников;

4) обогащать словарный запас школьников;

5) воспитывать любовь к родному языку, его красоте и

многозначности.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя
- Сегодня нам предстоит изучить одну из самых интересных тем в русском языке - фразеологизмы. А для этого мы совершим путешествие в страну Фразеология.( Слайд №2) Но въезд туда закрыт. Добродушный стражник хочет помочь нам. Он готов нас пропустить, но с условием, что мы ответим на его вопросы, угадаем пароль и войдем в эту страну.

ТЕСТ (Слайд №3)

1. Как … вода

к) с курицы м) с утки л) с гуся

2. Как … на голову

е) снег и) дождь а) град

3. Убить … зайцев

к) двух с) трех т) четырех

4. Намылить …

р) руки с) шею т) голову

5. Как за … стеной

э) деревянной ю) глиняной и) каменной

6. Как … на сене

д) овца к) собака з) корова

7. Сказка про … бычка

а) белого я) чёрного о) рыжего

Лексика (Слайд №4) Учитель: Название страны « Фразеология» произошло от греческих слов «фразис» - выражение и «логос» - учение, т.е. фразеология - это наука, изучающая устойчивые выражения. Фразеологизм - это устойчивое сочетание слов, т.е. в их составе нельзя заменить ни слово, ни порядок слов. Учитель: Вы справились с заданием. Стражник открывает ворота в страну Фразеология и приветствует нас на пороге очень добрым фразеологизмом. Каким? Добро пожаловать! (Слайд №5) Въезд в страну (Слайд №6) При въезде в страну на пути встречаются условные знаки. (Дети должны подобрать фразеологизм к картинке и объяснить его значение) - купить кота в мешке - приобретаешь что-либо такое, о достоинствах чего заранее не знаешь; - тянуть кота за хвост - вяло, нудно говорить, медлить с ответом, вызывая у кого-либо раздражение; - кот наплакал - мало; - черепашьим шагом - медленно.
Город Мастеров (определите профессию) (Слайд № 9-13 ) - Мы пришли в город Мастеров. Здесь в каждом домике живут фразеологизмы, возникшие в устной речи людей разных профессий. (Дети должны определить, с какой профессией связано возникновение каждого фразеологического оборота). - Люди какой профессии используют эти фразеологические обороты? 1) Топорная работа; Без сучка-задоринки; Снять стружку; Разделать под орех. (Столяр.) 2) На один покрой; Трещать по швам; Семь раз отмерь один раз отрежь; Шито белыми нитками. (Портной.) 3) Калачом не заманишь; Заварить кашу; Толочь воду в ступе. (Повар.)
-Некоторые ученые к фразеологизмам относят также пословицы и поговорки. (Их называют обычно крылатыми выражениями.) Речь жителей города богата крылатыми словами и выражениями.
Закончить пословицы: (Слайд №16)

  1. С кем поведешься, (от того и наберешься).
  2. По одежде встречают, (по уму провожают).
  3. Терпенье и труд (все перетрут).
  4. Сделал дело - (гуляй смело).
  5. Не имей сто рублей, (а имей сто друзей).
  6. Слово не воробей: (вылетит не поймаешь).
Вывод: фразеологизмы пришли в литературный язык из разговорно-бытовой речи, из речи людей разных профессий.
Улица Писателей. (Слайд №17-20)
-Писатели в своих произведениях тоже используют фразеологизмы (устойчивые словосочетания). Они делают их речь яркой, красочной, богатой. Обратите внимание, как украшают стихи такие словосочетания. Недоволен рыболов: -Почему плохой улов? - Размышляя над вопросом, Он клевал всё время носом. Клевать носом - дремать сидя, и борясь со сном, поднимать то и дело опускающуюся голову.
У Мушки и у Мошки Скребут на сердце кошки: Они о чем-то спорили И здорово повздорили. Надеемся, что скоро Забыта будет ссора. Кошки скребут на душе (или на сердце) - тоскливое, тяжелое настроение.
От испуга у Букашки По спине бегут мурашки: На лугу издалека Увидала Паука. По спине бегут мурашки (по коже, по телу) - от холода или от испуга.

- Много фразеологизмов в баснях И. Крылова. (Назвать басню).(Слайд №21-24)
  1. От радости в зобу дыханье сперло. («Ворона и лисица»).
  2. А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь. («Квартет»).
  3. Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку. («Кукушка и петух»).

Улица Художников (фразеологизмы в рисунках).(Слайд №25)
Физкультминутка. (Сценка). Поссорились на перемене ребята. Один кричит: - Я тебе покажу, где раки зимуют! А второй ему: Ишь, разошёлся, прямо из кожи вон лезет! Тут подбежал к ребятам дежурный и давай их растаскивать. А они на него напустились. - Всё следишь! Наверное и спишь с открытыми глазами! А дежурный вдруг как крикнет: - Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки! - Какие такие загадки? - удивились ребята и разжали кулаки. - А вот какие, слушайте! Первая: «Где раки зимуют?» Вторая: «Кто из своей кожи вылезет?». Третья: «Кто спит с открытыми глазами?».

Фразеологический зоопарк. (Слайд №26-27).
Учитель: - Сейчас мы с вами посетим зоопарк, ваша задача вспомнить какие животные живут во фразеологизмах.
Вертеться как …. в колесе (белка). Делить шкуру неубитого …. (медведя). Драть как сидорову …. (козу). Как … на сене (собака).
Переправа. (Слайд №29).
Учитель: - Чтобы продолжить наш путь, мы должны переправиться через реку. В этом нам решил помочь добрый лодочник. Но когда мы достигли середины реки, неожиданно началась буря. Лодочник сообщил, что буря утихнет, если мы сможем раскрыть значение фразеологизма буря в стакане воды.
Буря в стакане воды - большое волнение по ничтожному поводу (шум по пустякам).
Посёлок Синонимов и Антонимов. (Слайд №30). Учитель: - Мы с вами уже знаем о словах-синонимах и словах-антонимах. Вспомните, какие слова называются антонимами? Какие слова называются синонимами? Существуют и фразеологические антонимы и синонимы.
  1. Подберите фразеологизмы - синонимы:
Бить баклуши - _________________________ Водить за нос - _________________________ В час по чайной ложке - _________________ Рукой подать - _________________________ Слова для справок: бездельничать, обманывать, очень, медленно, близко.
  1. Подберите фразеологизмы - антонимы:
Сидеть сложа руки - _____________________ На чужой шее сидеть - ___________________ От рук отбился - ________________________ Слова для справок: не покладая рук, своим горбом жить, держать в ежовых рукавицах.
Итог урока: - Что такое фразеологизм? - Для чего служат фразеологизмы в речи?
Домашнее задание: - Выберите фразеологизм и придумайте ситуацию, в которой можно употребить фразеологизм.


© 2010-2022