Методическая разработка раздела программы

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кочуновская основная общеобразовательная школа

Бутурлинского района Нижегородской области










Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру

3 класс (автор А.А.Плешаков)




Тема разработки: «Проблемное обучение как способ стимулирования творческой познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира».






Выполнила:

учитель начальных классов

МБОУ Кочуновской ООШ

Щелыканцева Елена Владимировна

Образование: высшее

Педагогический стаж: 24 года


Кочуново

2014

Содержание


  1. Пояснительная записка………………………………………………………
  2. Цели и задачи раздела……………………………………………………….
  3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями…………………………………………………………………
  4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы……………………..
  5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся ……………………………………………………..
  6. Система знаний и система деятельности………………………………….
  7. Календарно-тематическое планирование по разделу……………………..
  8. Разработка урока…………………………………………………………….
  9. Список литературы…………………………………………………………
  10. Приложения…………………………………………………………………















1. Пояснительная записка

Любое исследование, любое творчество

начинается с постановки проблемы.

Г. Лейбниц В соответствии с требованием ФГОС начального общего образования одним из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является экологическое воспитание, которое является ответственным этапом в становлении и развитии личности ребенка. Учебный курс «Окружающий мир» в начальной школе вмещает в себя очень большой объем знаний о живой и неживой природе, о человеке, обществе как составных частях окружающего мира, об их взаимодействии, об экологии как науке и её роли в сохранении нашего природного дома. Все это не только необходимо дать детям в теоретическом виде, но и отработать практические умения и навыки. Можно давать все материалы в готовом виде: познакомить с видами животных, растений, привести примеры; но можно пойти другим путем: дать ученикам возможность испытать свои силы в умении увидеть закономерность. Чтобы достичь этого, необходимо научить детей понимать, с какой целью они выполняют то или иное задание и каких результатов сумели добиться. Я рассматриваю в своей работе раздел программы по окружающему миру 3-го класса «Эта удивительная природа». Считаю, что данный раздел программы очень важен для учащихся в познании окружающего их мира. Так как здесь систематизированы и последовательно рассматриваются самые различные природные компоненты (воздух, вода, растения, животные и другие). Применительно к каждому компоненту изучаются его особенности, значение в природе и жизни людей, охрана данного природного компонента. Особое внимание уделяется раскрытию разнообразных экологических связей, что особо актуально в 21 веке, поскольку экологические проблемы не только не исчезли, а продолжают углубляться. На материале данного раздела происходит формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как своего собственного дома и общего для всех людей, для всего живого. У ребёнка формируются личностные качества культурного человека - доброта, терпимость, ответственность. Считаю, что учебный материал данного раздела можно изучить наиболее эффективно, используя методы и формы проблемного обучения. Занимаясь самообразованием, изучая методическую литературу, заметила: большинство ученых признают, что развитие познавательной активности, творческих способностей школьников и интеллектуальных умений современного школьника невозможно без проблемного обучения. Проблемное обучение предполагает организацию поисковой деятельности учащихся, овладение знаниями на основе активной умственной деятельности по решению задач проблемного характера, а также овладение методами добывания знаний. Значительный вклад в раскрытие проблемы интеллектуального развития, проблемного и развивающего обучения внесли Н. А. Менчинская, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Т. В. Кудрявцев, Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, А. М. Матюшкин, И. С. Якиманская. В работе «Проблемные ситуации в мышлении и обучении» А.М. Матюшкина наглядно демонстрируется переориентация психологии с обоснования на выработку новых форм и методов обучения, прослеживается решающий вклад психологических исследований в разработку проблемного обучения. «Чтобы создать проблемную ситуацию в обучении, - отмечает А.М. Матюшкин, - нужно поставить ребенка перед необходимостью выполнения такого задания, при котором подлежащие усвоению знания будут занимать место неизвестного»1. «Проблемное обучение, - по мнению М. И. Махмутова, - основывается на аналитико-синтетической деятельности обучающихся, реализуемой в рассуждении, размышлении. Это эвристический, исследовательский тип обучения с большим развивающим потенциалом».2 Говоря о применении проблемного обучения в курсе «Окружающий мир» следует отметить ряд существующих программ начальной школы. Раздел учебной программы « Эта удивительная природа» встречается в следующих программах начальной школы: • Программа Виноградовой Н.Ф. « Окружающий мир» В ней содержаться интегрированные знания о природе, обществе, человеке. • УМК « Гармония» В ней систематизируются и расширяются представления детей о явлениях природы и общественной жизни; происходит обогащение нравственного опыта учащихся. • Программа Вахрушева А.А. « Мир и человек». Различаются эти программы количеством часов, отведенных на изучение темы, разными подходами. Но наиболее полно раскрыта тема в программе Плешакова А.А. « Мир вокруг нас» Программа дает возможность целенаправленно развивать мышление ученика, формируя приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение). Иллюстративные материалы учебника, общение с его сказочными героями, разнообразные творческие задания, исследовательская, проектная деятельность, являются действенным средством развития воображения и творческих способностей школьника. Новизна представленной разработки заключена в том, что в основе лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. На уроках данного раздела учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач раздела важное место занимают экскурсии и учебные прогулки, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия проводятся не только в классе, но и на улице, в парке. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в разделе программы.





























2. Цели и задачи раздела
Цель: Создание условий для стимулирования творческой познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира посредством форм и методов проблемного обучения.
Задачи:

  1. Формировать качественные знания и умения, добытые в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем;
  2. познакомить с экологически обоснованным поведением в природной среде;
  3. развивать мышление и способности учеников, творческие умения;
  4. воспитывать активную творческую личность ученика, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные учебные проблемы.





























3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями
Начальное образование - это фундамент всего дальнейшего общего образования. Его характер, содержание, методы и формы проведения во многом определяют судьбу человека, его будущую жизнь, так как в младшем школьном возрасте формируются базовые основы для целенаправленного развития личности ребёнка, для развития его физических и интеллектуальных способностей, для становления его нравственных устоев и ценностных ориентаций. Дети младшего школьного возраста обладают рядом преимуществ по сравнению с детьми старшего возраста. Проблемное обучение предполагает творческое (а не воспроизводственное) мышление. Поэтому творческую энергию у младшего школьника намного легче развивать, чем у взрослого, который никак не может отказаться от старых стереотипов. Самооценка младшего школьника, как правило, достаточно высокая и высока их раскрепощенность, внутренняя свобода, отсутствие закомплексованности, стереотипов. Это большие плюсы для учителя, который использует проблемное обучение в начальных классах как один из факторов активизации познавательной деятельности школьника. Развитие психики третьеклассников происходит главным образом на основе ведущей для них деятельности учения. Включаясь в учебную работу, дети постепенно подчиняются ее требованиям, а выполнение этих требований предполагает появление новых качеств психики. Новые качества возникают и развиваются у школьников по мере формирования учебной деятельности. Организация занятий в классе возможна лишь в том случае, если все дети одновременно слушают учителя, следуют его указаниям. Управление своим поведением на основе задаваемых образцов способствует развитию у детей произвольности как особого качества психических процессов. Она проявляется в умении сознательно ставить цели действия и преднамеренно искать и находить средства их достижения, преодолевая трудности и препятствия. При выполнении тех или иных заданий учащиеся обычно отыскивают наилучшие пути их решения, выбирают и сопоставляют варианты действий, планируют их порядок и средства реализации. Чем больше "шагов" своих действий может предусмотреть ребенок и чем тщательнее он может сопоставить их разные варианты, тем более успешно он будет контролировать фактическое решение задачи. Необходимость контроля и самоконтроля в учебной деятельности создают благоприятные условия для формирования у третьеклассников способности к планированию и выполнению действий про себя, во внутреннем плане. Одно из важных требований учебной деятельности состоит в том, что дети должны развернуто обосновывать справедливость своих высказываний и действий, что предполагает формирование умения как бы со стороны рассматривать и оценивать собственные мысли и действия. Это умение лежит в основе рефлексии как важного качества, позволяющего разумно и объективно анализировать свои суждения и поступки с точки зрения их соответствия замыслу и условиям деятельности. Возраст детей 8-9 лет является сензитивным (чувствительным к освоению) для:

  • формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
  • развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться»;
  • раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
  • развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
  • становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
  • усвоения социальных норм, нравственного развития;
  • развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.
Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познания и деятельности. Основная задача учителя - создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка. Проблемное обучение способствует решению поставленной задачи. Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения при изучении раздела «Эта удивительная природа»: 1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний. 2. Быть доступным для учащихся и соответствовать их познавательным способностям. 3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность. 4. Задания должны быть достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного. Для учащихся третьего класса, в связи с их возрастными особенностями, приемлемы два вида проблемного урока:
  • проблемно-поисковый (учитель предлагает проблему, а дети ищут варианты решения и оптимальный вариант);
  • проблемно-обобщающий (дети находят только оптимальный вариант).




4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы

Личностные результаты:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

  • высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками;

  • ценностное отношение к природному миру;

  • воспитание любви к природе, родному краю;

  • понимание роли человека в мире, принятие норм нравственного поведения в природе;

  • формирование основ экологической культуры.

Предметные результаты:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение, опыт, эксперимент, измерение);

  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Метапредметные результаты:

  • способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательство и др.);

  • владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

  • способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием;

5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся

Образовательные технологии


1

Формы занятий


2

Методы



3

Способы фиксации результатов

4 Технология проблемного обучения Урок-экскурсия

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

словесный (проблемное изложение материала);

наглядный (показ видео и мультимедйных материалов, иллюстраций, и др.)

практический (выполнение практических работ, опытов , наблюдений и др.) Проведение проверочных работ после завершения прохождения каждого модуля раздела Личностно-ориентированные технологии Урок-исследование

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

поисковая беседа;

эвристическая беда;

самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащегося Составление диагностической карты «Оценка результатов освоения раздела программы» Здоровьесберегающие технологии Урок- практикум

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях: фронтальный; индивидуальный индивидуально-фронтальный; групповой; парный;
Информационные технологии Урок- проект

Игровые технологии Урок-контроль


Процесс подготовки к использованию проблемного метода: 1. Анализ научной литературы по теме; 2. Педагогическое наблюдение; 3. Диагностика по выявлению уровня познавательной активности учащихся на входе в раздел; 4. Диагностика по выявлению уровня познавательной активности учащихся на выходе из раздела.

Методика проблемного обучения Методика проблемного обучения представляет собой систему действий, состоящую из 6 этапов деятельности:

№п/п

Название действий

1

Нахождение проблемы в учебном материале.

2

Формулировка проблемы в виде проблемного вопроса (при изучении нового материала).

Формулировка проблемной задачи (на этапе закрепления, обобщения изученного материала)

3

Выдвижение гипотезы учащимися.

4

Поиск вариантов решения проблемы

5

Решение проблемы

6

Проверка правильности решения проблемы Наиболее широко применяемыми методами проблемного обучения в разделе «Эта удивительная природа» являются: проблемное изложение материала, поисковая беседа, самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся, проблемные домашние задания. Рассмотрим более подробно каждый из перечисленных методов на примерах уроков из раздела «Эта удивительная природа».

Проблемное обучение при объяснении нового материала При объяснении нового материала используются в основном две формы проблемного обучения: проблемное изложение и поисковая (эвристическая) беседа. Проблемное изложение предполагает активную самостоятельную, познавательную деятельность учащихся, направленную на разрешение проблемных ситуаций, предложенных учителем. Данный метод применим при изучении тем, которые, по причине кажущейся простоты вопроса, его спорности или многовариантности путей решения задания, требуют специальной активизации мыслительного процесса учащихся. По схеме проблемного изложения были проведены уроки по темам: «Тела, вещества, частицы», «Берегите воду!», «Разнообразие растений», «Солнце, растения и мы с вами», «Размножение и развитие растений», «Разнообразие животных», «Кто что ест?», «С кем дружит дуб?», «Невидимая пирамида».

Примеры проблемного изложения новых знаний.

Урок по теме: « С кем дружит дуб? »

Деятельность учителя

Деятельность учащихся Изучение нового материала. 1.Рассказ о дубе. - Отправимся к дубу. А какой же он дуб? В чём его сила и слабость?




2. Повторение правил поведения в лесу. (На слайде панорама смешанного леса) - Вот мы и в лесу. А знаете ли вы как надо вести себя в лесу? 3. Работа по схеме «Друзья дуба» - Отправляемся в дубраву. Посмотрите как много животных в дубраве. Продвигаясь по схеме, подумайте, как связаны все эти животные с дубом? (открывается слайд со схемой, на которой справа расположены картинки с изображением животных) - Кто должен быть во втором звене цепи? -Выберете и выставьте животных напротив стрелок. - Как эти животные связаны с дубом?
- Прочтите в учебнике как называют такую связь.
Учащиеся далее двигают по схеме картинки с животными: волка, лисы, совы, змеи. - Как связаны эти животные с дубом? Прочитайте информацию в учебнике с.100.
- Мы видим, что отдельные цепи переплетаются между собой. Образуется пищевая сеть. Поэтому экологи говорят, что лес - это единое целое. 4. Невидимая пирамида. -Отгадайте загадки: В золотой клубочек Спрятался дубочек.
- Эта маленькая крошка, рада даже хлебной крошке. Потому что дотемна В норке прячется она.
- У неё глаза большие Хищный клюв - всегда крючком. По ночам она летает, Спит на дереве лишь днём.
Составим цепь питания совы.
Открывается слайд с изображениями совы, мышей и желудей. Учащиеся составляют цепь питания, перемещая картинки. - Кто крупнее в этой цепи питания?
- Если бы у нас были волшебные весы, и мы бы взвесили всех сов, мышей и желуди, то оказалось бы, что желуди тяжелее мышей, а мыши тяжелее сов. Как вы думаете, почему? - И это не случайно. Ведь одной сове для питания надо много мышей, а одной мышке - множество желудей. Получается экологическая пирамида. Открывается слайд с изображением пирамиды; рисунков желудей, мышей, совы, карточек со словами: «сова», «мыши», «желуди». - Как вы думаете, что будет в основании пирамиды? Почему? Один ученик «заполняет» (двигает картинки) желудями основание пирамиды, и придвигает карточку «желуди» - А кого поместим в центр пирамиды?
Один ученик вставляет картинку с мышами в середину пирамиды и придвигает карточку «мыши». - И вершина пирамиды - сова (учитель придвигает картинку с изображением совы). - Какой вывод сделаем? Кого больше в природе, кого меньше?

Ответы подготовленных детей - Дуб сильный, может прожить 500 лет и более. Если дуб срубят, от пня начинает тянуться молодая поросль с очень большими листьями. Вырастает она из особых аварийных почек. -Дуб сильное дерево, но есть у него и слабая сторона - он боится холода. Молодые листья и стебли погибают при заморозках. Чтобы уберечься от этой беды, дуб начинает зеленеть позже других деревьев.

Ответы детей.


Предположения детей.



- Растительноядные или всеядные животные. Учащиеся двигают по интерактивной доске картинки с животными: кабана, лося, мышей, белку и сойку. - Они питаются желудями, листьям, древесиной дуба. Дети читают информацию в учебнике с.100. -Говорят, что животные связаны с дубом напрямую. Предположения детей. - Хищники тоже связаны с дубом, но косвенно. Они поедают зверей, которые питаются желудями, листьями дуба.




- Жёлудь.


- Мышь.


-Сова

Жёлудь- мышь - сова.



-Крупнее всех - сова, а мышь крупнее желудя.


- Потому, что желудей в лесу очень, очень много, мышей много, а сов - мало..




-В основании пирамиды будут желуди, потому что их очень, очень много. Они начало пищевой цепи.


-В середине пирамиды будут мыши, тат как их много, и они питаются желудями.



- Вывод: невидимые пирамиды есть повсюду в природе. Хищников всегда меньше, чем растительноядных. Растительноядных животных меньше, чем растений, которыми они питаются.

Частично-поисковый (эвристический) метод позволяет раскрывать шаги рассуждений и поиска, связь между ними и формировать готовность учащихся к самостоятельному установлению связей. Более продуктивным использование данного метода будет для тем, в которых учащимся предлагается пройти путь ученого-практика: идея - выдвижение гипотезы - эксперимент - анализ результатов - подтверждение или опровержение гипотезы - вывод. При частично-поисковом методе учитель создает проблемную ситуацию, но она разрешается учениками с помощью учителя. Учитель может подсказать первый шаг или затруднительный шаг в решении проблемы. Наиболее наглядный приём этого метода является эвристическая беседа. Она планируется таким образом, чтобы последующий вопрос вытекал из предыдущего и чтобы все ответы и вопросы на них в совокупности решали новую проблему. Главное - чтобы каждая часть вопросов составляла задачи в поисках решения основной проблемы. По такой схеме были проведены уроки по темам: «Разнообразие веществ», «Воздух и его охрана», «Круговорот воды в природе», « Как разрушаются камни»

Пример урока по теме: « Круговорот воды в природе».

Деятельность учителя Деятельность учащихся

Актуализация знаний

- Меня льют, меня пьют, всем нужна я, кто я такая?

- Сегодня на уроке мы продолжим разговор об удивительном мире воды. Поможет нам в этом Капитошка. (На доске рисунок )

- Кто же это?

(Показывается видиофрагмент мультфильма «Капитошка»)

- Так кто же такой Капитошка?

- С кем он подружился?

- Ребята, Капитошка, подружившись с Волчонком, остался жить поблизости?

- О каком свойстве воды говорит это явление?

- Так что же, Капитошка и Волчонок больше никогда не встретятся?

- Ваши знания помогут нам подтвердить или опровергнуть гипотезу о том, вернётся ли Капитошка на землю или нет. Запишите ваши предположения на листочек.

-Давайте попробуем смоделировать природный процесс в классных условиях. (Проводится демонстрация опыта )

- Вода.

Дети высказывают предположения.

- Капля воды.

- С Волчонком.

- Нет. Улетел на облако.

- Испарение.

Ответы детей (выдвижение детьми гипотезы)


Самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся - это высшая форма самостоятельной деятельности. Она возможна лишь тогда, когда учащиеся обладают достаточными знаниями, необходимыми для построения научных положений, а также умением выдвигать гипотезы. Исследовательский метод предполагает самостоятельный поиск связей между знаниями и между явлениями, в этих знаниях отраженными. Чаще всего этот метод используют при выполнении заданий творческого характера на установление связи и выявление закономерностей между существующими фактами. По такой схеме были проведены уроки по темам: «Свойства воды», «Что такое почва?». Примером использования этого метода может служить практическая работа по изучению свойств воды. В начале занятия сообщаю учащимся, о том, что им предстоит познакомиться со «знакомым незнакомцем». Ставлю перед детьми задачу: «рассмотрите вещество, находящееся в пробирках, определите его свойства, назовите его и подтвердите свои выводы с помощью опытов. На партах лежат протоколы лабораторной работы, в которых учащиеся записывают результаты своих наблюдений и цветовая шкала.

В завершении работы был сформулирован вывод о результатах проведенного исследования.

Решение проблемных задач Проблемные задачи - это задачи творческого характера, требующие от учащихся большой самостоятельности в суждениях, поиска не испытанных ранее путей решения. Проблемные задачи используются обычно на завершающем этапе закрепления пройденного материала и при повторении. Задачи проблемного характера можно применять в качестве домашних заданий.

Примеры использования проблемных задач

Урок по теме: « Вода. Превращение воды» 1. Почему морская вода имеет вкус? 2. Задание для Золушки. Мачеха приготовила смесь из песка, соли и опилок. Как отделить их друг от друга при помощи воды?


Урок по теме: «Кто что ест?

Для того чтобы учащиеся лучше представили себе пищевые связи в природе, создаем с ребятами модели цепей питания. После составления, которых, обязательно ставится перед детьми экологическая задача, типа:

1. Что произойдет, если люди уничтожат всех песцов?

2. Водоросли, мелкие ракообразные, рыба, тюлень, белый медведь.

- Что будет, если в Арктике резко сократится численность белых медведей?

3. В результате интенсивного лова почти полностью уничтожены некоторые промысловые виды рыб. Как это может отразиться на природе Арктики? В результате дети самостоятельно приходят к выводу, что все составные части окружающего мира взаимосвязаны, человек обязан предвидеть результаты своей деятельности, а в данном случае ограничить, а во многих случаях запретить охоту на животных, ограничить ловлю рыбы.

Проблемное домашнее задание Главная функция домашнего задания - это стимулирование познавательного интереса учащихся, желания знать как можно больше по предмету или по теме. В этом случае колоссальную, положительную роль играют проблемные домашние задания. Домашние проблемные задания открывают более широкие возможности развития одаренных и интересующихся естествознанием учеников. Но проблемные задания полезны не только для «средних» и сильных учеников. В классе имеются учащиеся, не проявляющие интерес к предмету. Для этих учеников бывают полезны несложные проблемные индивидуальные задания, но цель их иная: заставить учащихся поверить в свои силы, пробудить интерес к предмету. На уроках использую следующие виды проблемного домашнего задания: работа с загадками, составление творческого рассказа, исследование.

Работа с загадками Сочинение загадок способствует развитию эмпирического мышления, так как эти знания формируются при сравнении предметов и представлений о них, что позволяет выделить в них общие свойства.

Примеры загадок про реку, придуманные детьми: «Голубая лента среди деревьев сверкает»

«Синий ремешок затерялся средь дорог. Составление творческого рассказа Учащимся предлагаю представить себя в роли соавторов учебника, и написать творческий рассказ, который можно было бы разместить в учебнике, нарисовать к нему иллюстрацию.

Пример. Урок по теме: «Разнообразие животных» Напишите дома небольшие сочинения на экологическую тему: «Человек и его меньшие братья - животные». «Приносят ли растения человеку радость?» «Зачем людям природа?»

Исследовательские домашние работы Для активизации познавательной деятельности целесообразно использовать задания, при выполнении которых младшие школьники учатся проводить наблюдения и ставить опыты в домашних условиях, с помощью родителей.

Пример урока по теме: «Солнце, растения и мы с вами?»


Проведи опыт по выявлению значения света для образования сахара и крахмала в растениях. - Возьми две луковицы и две небольшие баночки. В баночки налей воды и помести туда луковицы. Одну баночку поставь в светлое место, другую - в тёмное. Через несколько дней продемонстрируй обе луковицы, зарисуй их. В классе обсуди результат.

Вывод: листья растений, которые были на свету, зелёные, а листья растений, которые были в темноте - жёлтые. Значит фотосинтез, образование крахмала происходит интенсивно только на свету.

6. Система знаний и система деятельности

Технологическая карта по изучению раздела

«Эта удивительная природа» (20 часов)

№п/п

Название модуля,

краткое содержание изучаемого материала

Количество часов на изучение модуля

Система деятельности

1

Тела, вещества, частицы. (Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твёрдые, жидкие и газообразные вещества).

2

Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться её выполнить;
характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»;классифицировать тела и вещества, наблюдать опыт с растворением вещества, высказывать предположения, объясняющие результат опыта, доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц; работать в группе; различать тела и вещества, осуществлять самопроверку; моделировать процесс растворения, а также расположение частиц в твердом, жидком и газообразном веществах; формулировать выводы , оценивать достижения на уроке

2

Воздух и его охрана. (Воздух, его свойства и состав. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений)

1

Анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха;
исследовать с помощью опытов свойства воздуха; различать цель опыта, вывод; фиксировать результаты исследования в рабочей тетради;
работать в паре: объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; осуществлять;: интервьюировать взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в родном городе;

3

Вода. (Вода, её свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту).

3

Практическая работа: исследовать по инструкции учебника свойства воды (определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, формулировать выводы ;
работать в паре; анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойств воды; рассказывать об использовании в быту воды как растворителя, сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, обобщать информацию.

4

Что такое почва? (Разрушение твёрдых пород в природе. Почва, её состав. Представление об образовании почвы и роли организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей.

2

Высказывать предположения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновывать их;
практическая работа: исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез;
анализировать схему связей почвы и растений; на основе схемы моделировать связи почвы и растений;

5

Разнообразие растений. (Растения, их разнообразие. Группы растений. Виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России.

4

Знакомиться с группами растений по материалам учебника;
работать в группе: классифицировать растения из предложенного списка, предлагать подобные задания одноклассникам, проверять и оценивать их ответы; знакомиться по учебнику с понятием «виды растений»; использовать предложенную информацию при характеристике групп растений; определять растения с помощью атласа-определителя, осуществлять взаимопроверку;
приводить примеры растений разных групп и видов с помощью атласа-определителя;
подготавливать сообщение об одном из видов растений любой группы;

6

Разнообразие животных. (Животные и их разнообразие. Группы животных.Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека.. Животные из Красной книги России. Охрана животных).

4

Актуализировать знания о животном мире, полученные в 1-2 классах;
классифицировать животных из списка, предложенного одноклассниками;
приводить примеры животных разных групп;
с помощью атласа-определителя «От земли до неба» определять животных, изображенных на рисунках, и относить их к определенной группе;
Анализировать схемы цепей питания;
характеризовать защитные приспособления растений и животных;
обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе

7

В царстве грибов. (Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из красной книги России.

1

Характеризовать строение шляпочных грибов;
с помощью иллюстраций учебника и атласа-определителя различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы;
обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне»;
моделировать различие грибов-двойников.

8

Великий круговорот жизни. (Представление о круговороте жизни и его звеньях: организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители. Роль почвы в круговороте жизни).

2

Характеризовать организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители;
обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе;
моделировать круговорот веществ в природе;
рассказывать о круговороте веществ на Земле.

9

Проверочная работа по теме «Эта удивительная природа»

1

Выполнять тесты с выбором ответа;
оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;
оценивать свои знания.

7. Календарно-тематическое планирование по разделу «Эта удивительная природа»

«Окружающий мир» А.А.Плешаков (3 класс)

п/п

Тема

Вид

Элементы содержания образования

Планируемые результаты Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

1

Тела, вещества, частицы

Урок - исследование

Любой предмет - тело. Солнце, луна, планеты - небесные тела. Тела состоят из веществ. Вещества состоят из частиц.

- иметь представление о многообразии и целостности окружающего мира;

- проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире.

- испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;

- понимать свою роль в деле охраны окружающей среды.

- принимать социальную роль обучающегося;

- определять мотивы учебной деятельности;

- проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки

- работать с дополнительной литературой (рекомендованной учителем);

- использовать лабораторное оборудование;

- фиксировать результаты исследования в рабочей тетради (в форме таблицы);

- наблюдать опыт: понимать цель, ход опыта, делать вывод, фиксировать результаты.

- исследовать свойства воды (по инструкции в учебнике);

- работать с текстом учебника: определять и раскрывать главную мысль, анализировать схемы

- наблюдать учебный эксперимент, высказывать предположения, делать выводы;

- работать со схемами в учебнике: анализировать, объяснять, моделировать круговорот воды в природе

- выполнять практическую работу с целью проверки предположений;

- анализировать рисунки, схемы учебника, моделировать связи почвы и растений

- анализировать схему: выявлять сходство и различие процессов;

- моделировать процессы дыхания и питания растений

- читать схему (характеризовать этапы развития растения из семени);

- пользоваться атласом - определителем;

- находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края;

- моделировать цепи питания;

- работать в группе: выполнять задания и самопроверку с помощью учебника

- работать в группе: выполнять действия по алгоритму;

- работать в паре: извлекать информацию из текста учебника, выполнять задания

- работать с текстом в паре;

- формулировать понятные высказывания в рамках учебного

диалога

- высказывать предположения, проверять их с помощью учебника;

- интервьюировать взрослых

- высказывать и обосновывать свои предположения;

- работать в группе: классифицировать объекты, составлять задания, задавать вопросы, осуществлять взаимопроверку.

- работать в группе: обсуждать ответы на вопросы, определять затруднения; работать с текстом (находить в тексте ответы на вопросы)

- выполнять практическую работу в парах, высказывать предположения

- работать в группе: обсуждать и представлять информацию.

- определять цели изучения раздела «Эта удивительная природа»;

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- анализировать схемы, диаграммы.

- формулировать выводы.

- определять цели и этапы работы над проектом;

- моделировать процессы, происходящие в природе

- оценивать достижения на уроке;

2


Разнообразие веществ



Урок - исследование

Вещества, созданные природой и искусственно.

Вещества изучает наука химия. Поваренная соль, сахар, крахмал, кислоты

3

Состав и свойства

воздуха

Урок - практикум

Воздух - это смесь газов. Состав воздуха. Свойства воздуха. Воздух должен быть чистым.

4

Вода.


Превращения воды.


Комбинированный урок с элементами исследовательской работы

Вода- часть всего живого на земле. Свойства воды. Превращение воды: твердое, жидкое, газообразное состояние.

5

Круговорот воды в природе

Урок - исследование

Природное явление - круговорот воды в природе.

6

Берегите воду.

Урок - путешествие

Значение воды для человека и всего остального живого мира на земле. Причины загрязнения воды. Как охраняют воду от загрязнения.

7

Как разрушаются камни?

Урок -исследование

Разрушение камней. Факторы, способствующие разрушению камней.

8

Что такое почва?


Урок - практикум

Почва плодородный слой земли, состав почвы, что растения получают из почвы?

9

Разнообразие растений.


Урок - исследование


Наука о растениях - ботаника. Деление царства растений на группы:

10

Солнце, растения и мы с вами.


Урок с применением проблемных задач

Растения - живые существа. Питание растений.

11

Размножение и развитие растений

Урок - исследование

Размножение растений. Развитие растений.

12

Охрана растений.


Урок -проект

Значение растений для человека и всего остального живого мира на земле. Причины исчезновения растений.

13

Разнообразие животных.


Урок - путешествие.

Наука о животных -зоология. Деление царства животных на группы. Виды животных.

14

Кто что ест?


Урок исследование с применением творческих заданий

Разделение животных по особенностям их питания. Как приспособлены животные к проживанию в природе.

15

С кем дружит дуб?

Урок - путешествие

Связь животных и растений.

16

Размножение животных.


Комбинирован

-ный урок с использованием проблемных задач

Размножение животных, развитие животных: насекомых, рыб, птиц, зверей.

17

Охрана животных.



Урок - проект.

Роль животных в природе. Причины исчезновения некоторых животных. Меры, принимаемые для охраны животных.

18

В царстве грибов. Съедобные и ядовитые грибы

Урок - путешествие с применением эвристической беседы

Части гриба, связь грибов с деревьями, съедобные и несъедобные грибы.

19

Обобщение по разделу

Урок -соревнование.

Обобщение знаний, полученных при изучении раздела "Эта удивительная природа".

20

Проверочная работа

Урок-контроль.

- выполнять тесты с выбором ответов



8. Разработка урока по теме « Разнообразие растений» Тема: Разнообразие растений. Тип урока: Урок-исследование Технологии обучения: личностно-ориентированная, здоровьесберегающая, информационно - коммуникационная, проблемно-исследовательская. Продолжительность: 45 минут Цель урока: познакомить с разнообразием растительного мира, с отличительными признаками основных групп растений. Задачи: 1. Уточнить знания детей о том, что такое растения. Дать первичное представление о многообразии растений и их классификации. Учить находить общие части у разных видов растений. 2. Развивать навыки классификации и обобщения на примере понятий «дерево», «кустарник», «травянистое растение» 3. Воспитывать бережное отношение ко всему живому. Формирование универсальных учебных действий (УУД) Личностные УУД: - формирование: мотивации к обучению и познанию мира природы; адекватной самооценки; готовности открыто выражать свою позицию на уроке, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе, Формирование культуры экологической грамотности. Познавательные УУД: -формирование умения находить в тексте нужную информацию, анализировать ее, устанавливать взаимосвязи между живой природой и человеком, умения выдвигать свои предположения по разрешению выдвинутых проблем. Регулятивные УУД: - формирование: умения удерживать цель до получения ее результата, умения регулировать и контролировать свою деятельность. Коммуникативные УУД: формирование качества взаимовыручки, умения работать в группе, навыка сотрудничества. Методы обучения на уроке: методы проблемного обучения

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая (дифференцированная).

Материал к уроку: учебник, рабочие листы; фотографии представителей каждой группы растений: водоросли, мхи, папоротник, хвойные и цветковые растения; гербарий; текст о каждой группе растений. Описание урока

1. Обоснование выбора формы проведения урока Существует связь между окружающим миром и различными жизненными ситуациями, которая побуждает учителя применять такие формы проведения уроков, которые бы могли активизировать сознательную деятельность учащихся. Одной из таких форм является урок - исследование, когда ученик сталкивается с проблемой, для решения которой имеющихся знаний недостаточно, их необходимо «добыть ». Учащиеся сами формулируют проблемы, выдвигают гипотезы, находят способы решений. Учитель направляет учащихся, создает ситуации успеха.

2.Форма организации деятельности учащихся. На 1 этапе происходит фронтальная работа с классом. На 2 этапе - групповая работа. На 3 этапе происходит обмен между группами полученной информации. На 4 этапе - учащиеся с учителем обобщают полученные знания.

3. Организация учебной деятельности с учётом личностно-ориентированного обучения На уроке созданы все условия для реализации основных принципов ЛОО. Это выражается в следующем:

  • Создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе учащихся и учителя;
  • Стимулирование учащихся к высказываниям;
  • Создание педагогических ситуаций межгруппового и внутригруппового общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;
  • Создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

4. Организация учебной деятельности с учётом здоровьесберегающей технологии обучения Учебная деятельность, организованная на уроке, способствует сохранению здоровья детей, а именно:

  • своевременная подготовка к уроку и его мобилизующее начало;
  • доброжелательная атмосфера, способствующая положительному эмоциональному настрою; чёткая организация учебного труда;
  • групповая работа, создающая ситуацию, когда более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища
5. Организация учебной деятельности с учётом ИКТ Использование ИКТ на данном уроке способствует:
  • повышению познавательной активности учащихся, развитию интереса к теме;
  • даёт возможность учащимся закрепить свои знания, оценить свой результат.

Ход урока


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к учебной деятельности.
Цель: сформировать самооценку готовности к уроку.

2.Актуализация опорных знаний:
Цель: Актуализировать знания о растениях.

3.Постановка проблемы, цели урока.
Цель: Сформировать представление о результате.


Организация детей к уроку.

С добрым утром! Начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать, а работать и искать.

Психологический настрой к уроку

Начинаем урок! Улыбнись соседу, дружок!

Я надеюсь, ребята, что на протяжении всего урока у вас сохранится хорошее настроение, вы будете доброжелательны друг к другу и взаимновежливы.

- Догадайтесь, о чём будем говорить на уроке?

Отгадайте загадку

Их называют зелёной одеждой Земли.

- Каких представителей этого царства вы видите? (Слайд 1)

- К какой группе растений их можно отнести?

- Мы отправимся с вами в удивительное Царство- это Царство растений.

Работа в парах прием создания проблемной ситуации.

- Ребята, вам было задано одно задание, но результат мы получили разный. Почему так получилось?

- Какова будет цель урока? Какому вопросу мы посвятим наше исследование?


- Растения.

- Шиповник, сосна, тополь, смородина, одуванчик, папоротник, водоросли.

Дети высказывают свои предположения. Возникает спор.


- Трудно разделить растения на группы, поскольку не знаем на что обращать внимание.

- Изучить группы растений, их признаки.

- Научиться классифицировать растения.

Личностные УУД: умение оценивать свою готовность к уроку.

Регулятивные УУД: умение организовать свое рабочее место.

Познавательные УУД: анализировать визуальную информацию;осуществлять актуализацию личного жизненного опыта, знаний, анализ объектов.

Коммуникативные УУД:

принимать ответы одноклассников.

Познавательные УУД: выдвигать предположения и обосновывать их

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные УУД:

строить понятные для собеседника высказывания.

Личностные УУД: формирование ценностного отношения к умению видеть, формулировать цель, проблему, тему урока

4.Открытие нового знания
Цель: Сформировать представление о разнообразии растений



Какая наука изучает растения?

Исследование в малых группах

- И сегодня в Царстве растений вы будете в роли ботаников. 1-я группа будет изучать водоросли и мхи; 2-я - папоротники и хвойные растения, 3-я - цветущие деревья, кустарники, травы.

- На столах у вас лежат фотографии, гербарий представителей растений этой группы, учебники, текст о данной группе растений и таблица, которую надо заполнить. Как настоящие ученые, составим план работы. Что нам нужно сделать, чтобы найти ответ на вопрос?

(Слайд 8)

План

1.Прочитать текст

2.Рассмотреть гербарий, фотографии

3.Заполнить таблицу, отметив какие части (органы) имеют растения - представители этой группы.

Обмен информацией

- Поделитесь информацией друг с другом.

Таблица на доске представляет собой объединение всех таблиц, которые группы заполняли в своих рабочих листах. Таким образом, после отчета групп на доске появляется таблица (слайд 9,10,11,12,13)

Связывание информации

- Внимательно посмотрите на таблицу. Как много групп растений мы с вами выделили! Каждая обладает определенными признаками. А можем ли мы объединить какие-то группы по признаку сходства?

- Как представить это в виде схемы? Какие группы растений мы отнесем к нецветковым?

(Слайд 14)

- Ботаника


Высказывают свои предположения


Одновременно с представлением работ дети переносят данные о существенных признаках группы растений в единую таблицу.

Имеющие цветы и не имеющие цветов.

Познавательные УУД: Анализировать объекты живой природы с выделение существенных и несущественных смысловых признаков.

Коммуникативные УУД: согласовывать усилия по решению учебной задачи; договариваться, приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать другие мнения.

Регулятивные УУД: уметь слушать в соответствии с целевой установкой; принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Личностные УУД: умение удерживать учебную задачу.



Физкультминутка

Игра «Деревья, кустарники, травы».

Колокольчик, облепиха, осина, тополь, малина, тимофеевка, кедр, астра, подосиновик, липа, дуб, огурец, смородина, подснежник, комар, берёза.

Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник - руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы - присаживаются на корточки (травы низкие)

Личностные УУД: формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни.

5.Включение нового знания в систему знаний

Цель: проверить уровень усвоения нового знания.

Работа в тетрадях на печатной основе

стр. 39

Познавательные УУД: умение применять полученные знания на практике.

6.Контроль и оценка
Цель: сформировать чувство самоконтроля и самооценки собственной деятельности

-Подведем итог нашего урока.

-Какова была цель урока?

- Какие знания мы открыли?

- На какие группы учёные - ботаники делят царство растений? (слайд 15)

- На основе каких признаков ведётся распределение?

Оцените свою работу

Царство растений разнообразно. В него входят водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Каждая группа имеет свои отличительные признаки…………

Личностные УУД : положительное отношение к проделанной работе.

РегулятивныеУУД: умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;

7. Рефлексия

Цель: Развивать рефлексивные умения. Создавать ситуации для осмысления всей работы на уроке.

- Ребята, закончите фразы:

Сегодня на уроке я узнал(а)………………….

Я похвалил(а) бы себя за………………………

Оцените своё настроение, нарисуйте на доске Смайлик.

Дети рисуют Смайлик на доске

Личностные УУД : осознание практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.; понимание причин собственного успеха

Регулятивные УУД : умение сравнивать, делать выводы;

ПознавательныеУУД : применение новых знаний в жизненных ситуациях;

8. Домашнее задание

Цель:

- Домашнее задание по выбору

1 в. Составить рассказ об одном растении и оформить

2 в. Составить загадку о растении и оформить.

Познавательные УУД: умение применять полученные знания на практике.


9. Список литературы

  1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: Учебник для 3 класса- М.:Просвещение, 2009.

  2. Развитие исследовательских умений младших школьников/ Н.Б.Шумакова- М.:Просвещение,2011.

  3. Нетрадиционные уроки в начальной школе: практическое пособие.- Ростов н / Д «Учитель»,2002.

  4. Я познаю мир: дет. энциклопедия: Растения./Багрова Л.А.- М.: ТКО «АСТ»,1995.

5. Васильева Е.В. Урок-исследование в начальной школе // Начальное образование. - 2006. - № 2.

  1. А.А.Плешаков. Учебник для 3 класса начальной школы «Окружающий мир» в 2 частях. Часть 1/ - 6-е издание - М.: Просвещение, 2010. - 144 с.

  2. Казакова О.В., Сбоева Н.А.. Гаврилкина Н.А. поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». Универсальное планирование. 3 кл. Изд. 3-е переработанное и дополненное. М.: «Вако», 2005, 368 с.

  3. Рабочая тетрадь для учителя по предмету «Окружающий мир». К учебнику А.А. Плешакова «Мир вокруг нас. В 2 частях». М.: Просвещение, 2010.

  4. Тесты по предмету «Окружающий мир». К учебному комплекту А.А. Плешакова «Окружающий мир. 2 части». М.: Просвещение, 2010.



























10. Приложение

Результаты диагностики по выявлению уровня творческой познавательной активности на входе и выходе из раздела. В процессе изучения данного раздела с применением методов проблемного обучения я проводила диагностику, целью которой было выявить: - уровень творческой познавательной активности учащихся; - качество усвоенных знаний по разделу. Методы диагностики: метод наблюдения за активностью и отвлекаемостью учащихся Результаты оценивались по критериям А.К.Макаровой, А.Г. Лидерс, Е.А.Яковлевой Обработав данные, полученные при проведении наблюдений, получила следующие результаты:

Результаты исследований до применения проблемного обучения. После проведения данного исследования выяснилось, что большинство учащихся сразу же замечают проблемную ситуацию, многие самостоятельно осознают существующую в ней проблему. Но найти самостоятельно пути выхода из проблемной ситуации удается не многим, некоторым для этого требуется помощь. Разрешить аналогичную ситуацию смогли небольшая часть учеников. Наблюдение: У 4 человек активность превышает отвлекаемость, что может свидетельствовать о высоком уровне познавательной активности. Эти дети очень часто задают большое количество вопросов, направленных на знание не только фактического материала, но и теоретического. Эти дети самостоятельно выполняют учебные задачи. У 5 человек активность и отвлекаемость находятся примерно в равных количествах, что говорит о среднем уровне активности познания. Эти дети интересуются лишь фактическим материалом и пытаются давать высказывания, имеющие целенаправленный характер. В выполнении самостоятельных заданий этим детям необходима помощь. И у 7 человек отвлекаемость превышает активность, что говорит о низком уровне активности обучения. Эти дети задают очень мало вопросов и часто эти вопросы не имеют целенаправленного познавательного характера, они очень часто отвлекаются. Самостоятельно выполнить задания не могут.
Результаты исследований после применения проблемного обучения После применения проблемного обучения абсолютно все ученики видят в предложенном задании проблему и почти все ее самостоятельно осознают. Самостоятельно находят разрешение проблемной ситуации уже больше половины учеников, а если помощь окажет наблюдатель, то все ученики справляются с заданием. Найти выход из аналогичной проблемной ситуации способны все ученики. Наблюдение. Анализ наблюдения показал следующие результаты: У 7 учащихся активность превышает отвлекаемость. У 8 человек активность и отвлекаемость находятся примерно в равных количествах. И только у двух учеников на данном этапе выявлено, что отвлекаемость превышает активность. У детей повысился интерес к новым знаниям, исчез страх перед преодолением трудностей, усилилось желание самостоятельного поиска разных подходов к выполнению заданий.


КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ. Используя технологию проблемного обучения в моем классе, постепенно идет рост повышения качества образования по данному предмету. В втором классе на конец года качество составляло (2013 -14 уч.г.) - 67 %; в третьем классе-- первое полугодие - 78 %.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Анализ результатов диагностики показал, что творческая активность у детей существенно повысилась, а интерес к учебе значительно увеличился. В классе не осталось детей с повышенным уровнем отвлекаемости. Напряжение интеллектуальных сил ученика рождается в столкновении с трудностью в понимании и осмыслении нового факта или понятия и характеризуется наличием проблемной ситуации, высокого познавательного интереса учащихся к теме. Связь между формированием положительной учебной мотивации и проблемным обучением объясняется тем, что такой способ организации учебного процесса детерминирует процесс активного, творческого мышления учащихся, направленный на овладение общими способами решения проблемных задач. А также выяснилось, что у детей повысился интерес к учебе, новым знаниям, улучшилось эмоциональное отношение к учению, исчез страх перед преодолением трудностей, усилилось желание самостоятельного поиска разных подходов к выполнению проблемных заданий. Воздействие на эмоционально-чувственную сферу учащихся создаёт условия, благоприятствующие творческой активной мыслительной деятельности. А эмоциональность и способы её создания являются неотъемлемым элементом проблемного обучения. Использование проблемного обучения создает условия для целенаправленного формирования учебно-познавательных мотивов. Подтвердилось также и то, что проблемная ситуация также стимулирует творческую мыслительную деятельность учащихся в процессе учения, помогает обеспечить то деятельное состояние мозга, которое является необходимым условием для образования новых связей, и в этом отношении признается как одно из главных условий возникновения познавательной потребности, так как она помогает учащимся осознать тему урока в учебной деятельности, специально для этого организуемой учителем. Кроме того, учебные проблемы оказывают положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, дети испытывают огромное удовольствие, если разрешат проблему самостоятельно, их самооценка растет. Конечно, проблемное обучение требует значительных изменений не только в организации учебного процесса, но и в изложении учебного материала. Но такие изменения в настоящее время крайне необходимы в свете снижения познавательных мотивов школьников. ВЫВОДЫ Сравнив результаты первого этапа (до применения проблемного обучения) и второго этапа (после применения проблемного обучения), можно сделать вывод о том, что внедренное мною проблемное обучение оказало положительный эффект на отношение школьников к учебной деятельности и на качество их учения, так как повысились уровни познавательного интереса, самостоятельности и активности детей в учении.





1 А.М.Матюшкин « Проблемные ситуации в мышлении и обучении» М., 1972

2 М.И.Махмутов «Организация проблемного обучения в школе» М., 1983

16


© 2010-2022