- Преподавателю
- Начальные классы
- Развивающие игры для младших школьников
Развивающие игры для младших школьников
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дусина Е.Н. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
«СИСТЕМА РАЗВИВАЮЩЕ - ОБУЧАЮЩИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. В конвенции о правах ребёнка встатье 31 п. 2 закреплено «Государства-участники уважают и поощряют право ребёнка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха.». Предлагаемая система развивающе-обучающих игр предназначена для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в условиях семьи, дошкольных и школьных образовательных учреждений, в том числе и коррекционных. В случае если занятия проводятся с детьми имеющими проблемы в развитии, возраст участников игры может продлеваться. Известно, что наиболее эффективно способности формируются в течение так называемого сенситивного периода развития ребёнка. Воспитание и развитие, которое дети получают на ранней жизненной стадии, оказывает решающее воздействие на их интеллектуальный уровень. Впоследствии ребёнок нигде уже не сможет приобрести столь важные для него качества. Поэтому, перенесение начальной фазы формирования интеллектуальных способностей на возможно ранний возраст, позволит вовремя развить зарождающийся талант, поощрить тягу к познанию и полноценно подготовить ребёнка к жизни. Чем раньше начнётся умственное развитие ребёнка, тем успешнее будет развиваться его интеллект, хотя развитие это и является по природе своей непрерывным процессом, его качество и темпы могут меняться. Если же время упущено и уже в начальной школе ребёнок испытывает трудности в обучении, то необходимо как можно раньше начать коррекционную работу, учитывая причины, вызывающие затруднения. Любое промедление в воспитании и обучении ребёнка способно серьёзно затормозить его интеллектуальное развитие. Предлагаемая программа разрабатывалась как система настольных развивающе-обучающих игр. Её целью является развитие интеллектуальных способностей, создание мотивации для качественного восприятия и усвоения учебного материала в дошкольных образовательных учреждениях и начальной школе, формирование личностных качеств детей, учитывая индивидуальность каждого ребёнка, его интересы и потребности. Рост интеллекта происходит при попытке собственными силами справиться с проблемами окружающего мира, в накоплении опыта обращения с предметами и общения с людьми, в самостоятельных наблюдениях и выводах. Поэтому, основными задачами данной программы являются: * развитие у ребёнка стремления к познанию; * развитие умения рассуждать, анализировать ситуацию, делать выводы; * увеличение словарного запаса ребёнка; * развитие умения замечать различия, чувствительность к противоречиям; * развитие умения оценивать как сам процесс, так и его результат; * развитие умения применять идеи и имеющийся опыт на практике; * развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи, творческих способностей; * развитие уверенности в своих силах и способностях; * научить ребёнка свободно чувствовать себя в коллективе, помочь овладеть разными формами общения. В дошкольном и младшем школьном возрасте одним из самых эффективных методов и приёмов, активно воздействующих на познавательную деятельность детей, на их эмоциональную сферу, является ИГРА, а у дошкольников, ведущей деятельностью является игровая деятельность. Игра способствует снятию у детей различных фобий, вызывает интерес и положительное отношение к выполняемому виду деятельности, улучшает общую работоспособность. Предложенные игры считаю системой, т.к. они позволяют не только запоминать буквы, но и обучать детей грамоте, переходя от менее сложных приёмов к более сложным по системе запоминания, воспроизведения по контуру, самостоятельное воспроизведение, обучение грамоте. В педагогике понятие «развивающе-обучающие игры» не используется. Мы же предлагаем игры, которые одновременно развивают мыслительную деятельность и обучают основам грамоты. Развивающее направление игр, предложенных в данной программе, способствуют развитию интеллектуальных и творческих способностей и их тренировке. Обучающее направление игр, помогает лучше усваивать и закреплять знания, приобретённые на занятиях или на уроках, пробуждают у детей интерес к изучаемым предметам. Общее направление развивающе-обучающих игр, позволяет воспитывать у детей наблюдательность, умение слушать и слышать других людей, культуру поведения и общения. Варианты правил игры необходимо выбирать с учётом индивидуальных особенностей всех её участников, их знаний, умений и навыков, т.к. игровая ситуация для каждого ребёнка является важным условием его личного успеха. Все игры предложенные в программе, ориентированы на напряжение внимания, памяти, мышления, сообразительности и поэтому интерес к ним появляется не всегда и не у всех детей сразу, следовательно, развивающе-обучающие игры нужно вводить постепенно, не оказывая на детей давления. Детей нельзя заставлять играть в эти игры, их можно только увлечь игрой. Трудные, непосильные задачи могут отпугнуть детей от игры. Предложенные нами игры - универсальны. Их можно применять для занятий по программе в системе, а можно пользоваться каждой игрой как самостоятельной, поэтому игры могут быть использованы для семейной игры, для занятий (индивидуальных и групповых) в детских дошкольных учреждениях, в начальной школе, а также в ходе учебного процесса для коллективной работы или работы в малых группах в зависимости от особенностей группы или класса и по усмотрению педагога, с учётом целей занятия или урока. Варианты всех игр соответствуют традиционным правилам описания настольных игр, с подробными примечаниями по каждому варианту игры. По данной схеме описания варианта игры родители и педагог получают информацию о том, развитию и обучению каких качеств способствует тот или иной вариант игры, и по каким правилам (методам) проводится эта игра на предложенном материале. Все предложенные игры можно применять в условиях помещения (на полу, на столе) и на природе (имея гладкую поверхность для игры). При работе с данными развивающе-обучающими играми в системе, педагогам необходимо учесть, что все предложенные игры являются логическим продолжением одна другой и применяются для занятий при подготовке детей к школе и в начальной школе. Данная система игр не является строго регламентируемыми указаниями и носит рекомендательный характер, т.к. авторы видят возможность использовать эти игры в большом возрастном диапазоне - 5 лет, с 4 до 8 лет, в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка. Количество часов может быть разным и зависит не только и не столько от усвоения, сколько от интереса ребёнка к данной игре. Автор понимает, что период с 4 до 8 лет охватывает три совершенно разных возрастных особенности, но учитывая социальное состояние нашего общества, зачастую рекомендуемые для 4-ёх летнего возраста пособия в коррекционных образовательных учреждениях используется для 8-ми летних детей. Поэтому мы считаем возможным назвать эту работу, как систему развивающе-обучающих игр для детей 5-7 лет, а в некоторых случаях для более раннего или позднего возраста.
МОЗАИКА «БУКВЫ» Игра-мозаика для детей в возрасте от 4 до 7 лет. Игра предназначена для изучения детьми зрительного образа печатных заглавных и строчных букв русского алфавита. Игра способствует развитию у детей логического мышления (в процессе составления целой картинки из частей), внимания, памяти, умения сопоставлять образ буквы с обозначаемым ею звуком (фонемой), благодаря произнесению собираемой буквы, тренировке мелкой моторики руки. Игра позволяет воспитывать в ребёнке познавательный интерес, усидчивость, умение действовать самостоятельно, навыки самоконтроля и самооценки. Игра состоит из:
- 32 карточек с печатными буквами, состоящих из 12 частей каждая и имеющих свой цветовой фон;
- карточки с набором букв.
- в игре могут участвовать 1-3 игрока, с условием, что каждый собирает разные карточки;
- если занятие проводится в большой группе детей, то количество игроков в подгруппе не должно превышать трёх человек, для того, чтобы каждый ребёнок имел возможность запомнить не только свою собираемую букву, но и буквы своих товарищей, и обсуждение выполнения задания с ведущим не занимало много времени;
- ведущий перед началом игры заранее отбирает 2-3 комплекта букв из которых ребёнок выбирает по фону карточки элементы буквы, которую будет собирать;
- по ходу игры, ведущему следует обращать внимание участников игры на цвет собираемой буквы: красный цвет - гласная буква,
- за одно занятие следует предлагать ребёнку собрать одну букву;
- каждое очередное занятие следует начинать с повторения тех букв, которые ребёнок уже запомнил;
- в начале каждого очередного занятия ведущий раскладывает все карточки с образцами букв перед участниками игры и предлагает выбрать те буквы, которые ещё не собирали;
- если ребёнок не справляется с предложенным заданием, то необходимо выявить причину вызывающую трудность и провести с ним индивидуальные занятия;
- занятия проводится до тех пор, пока каждый ребёнок не выучит все буквы.
ПРАВИЛА ИГРЫ Цель игры: познакомить детей со зрительным образом печатных заглавных и строчных букв. Ход игры. Ведущий выкладывает перед игроками заранее приготовленные элементы мозаики. Показывает карточку с изображением большой и маленькой буквы и сообщает как она называется. Из подготовленных для занятий элементов предлагает собрать мозаику с этой буквой. При этом ведущий периодически подсказывает каждому игроку название собираемой буквы. Участники игры также многократно произносят название этой буквы при сборе, тем самым заучивая её. После того как изображения буквы собраны, ведущий предлагает каждому участнику игры обвести пальцем собранную букву, таким образом закрепляя её в моторике руки. Когда игрок запомнил образ печатной буквы, ведущий предлагает ему рабочую карточку с набором букв (см. приложение 1), вкоторой нужно узнать и отметить изученную букву. Приложение 1. РАБОЧАЯ КАРТОЧКА АдиДепбНмрйЦУкЕнгшщЗхъцКфыВапРОЛджэЯчС МИТьБЮХзЩШГнекуЦйФ ываПролдЖЭяЧсмтьбХэюъзжБщдбшльготНРИепмкАсУВчцыЯфйХщгеуйцкНШзъФвПОДжэлРАыясИьюбТмчНЛбиаёрйЁшхеутюьисячмтбэдопвфыАрлжъХЗЩшгнЕкЦйукЛМнёоажбкрвРАБюзжпДТвфтдйыч о ИГРА «ВЫШИВКА БЕЗ ИГЛЫ» Игра для детей в возрасте 3-7 лет. Игра предназначена для знакомства детей с графическим изображением письменных заглавных и строчных букв русского алфавита и их звуко- буквенной характеристики. Игра способствует развитию моторики, внимания, памяти, умения сопоставлять образ письменной буквы с обозначаемым ею звуком (фонемой). Игра позволяет воспитывать в ребёнке познавательный интерес, усидчивость, умение действовать самостоятельно, аккуратность, а также формировать каллиграфические навыки письма. Игра состоит из:
- 32 карточек с отверстиями для вышивки букв;
- набор разноцветных шнурков; -30 фишек.
- в игре могут участвовать 1 - 3 игрока, с условием, что каждый «вышивает» карточки с разными буквами;
- если занятие проводится в большой группе детей, то количество игроков в подгруппе не должно превышать трёх человек, для того, чтобы каждый ребёнок имел возможность запомнить не только свою «вышиваемую» букву, но и буквы своих товарищей, а обсуждение выполнения задания с ведущим не занимало много времени;
- ведущим может быть тот, кто хорошо знает все буквы и их звуко- буквенные характеристики и может проанализировать с ребёнком выполненное задание;
- перед началом игры ведущий объясняет детям, что обозначает цвет точек на контурах буквы: зелёная точка - начало буквы (элемента),
- в игре по варианту 1 для «вышивки» рекомендуется использовать красный и синийшнурочки, таким образом закрепляя с детьми полученные знания о гласных и согласных буквах в первой игре системы « Мозаика «Буквы» »;
- перед началом игры по варианту 2, ведущий знакомит детей с условными символами характеристики звуков (варианты объяснений предлагаются в скобках):
- кружок (во время произнесения звука рот открывается и воздух при выходе изо рта не встречает препятствий) - гласный звук;
- квадрат (во время произнесения звука воздух при выходе изо рта встречает препятствие (губы, зубы, язык), как бы цепляется за углы квадратика) - согласный звук;
- колокольчик (когда звонишь в колокольчик всегда раздаётся звон) - звонкий согласный звук;
- ухо( когда человек плохо слышит, почти глухой, он подставляет ухо к говорящему поближе) - глухой согласный звук;
- цвет шнурка для «вышивки» буквы выбирается в соответствии с характеристикой звука. Цвет условного обозначения является подсказкой для выбора шнурка.
- после выполнения упражнения со шнурком целесообразно закрепить графическое начертание буквы в рабочей тетради;
- за одно занятие следует предлагать ребёнку «вышить» одну букву;
- каждое очередное занятие следует начинать с повторения тех букв, которые ребёнок уже «вышивал»;
- если ребёнок не справляется с предложенным заданием, то необходимо выявить причину вызывающую трудность и провести с ним индивидуальные занятия;
- занятия проводятся до тех пор, пока каждый ребёнок не освоит графическое начертание и звуковые характеристики всех букв.
РИСУНКИ К ИГРЕ «БУКВЫ-СЕСТРИЧКИ»
Аа - аист Оо - одуванчик Уу - утка Ээ - эскимо Я я - ящерица Ёё - ёлка Юю - юнга И и - изба Ее - енот Лл - лес Мм - медведь Нн - нос Рр - рыбак Гг - гусли Кк - кит Дд - дым Тт - тигр Вв - ветер Фф - фотограф Зз - звезда (на небе) Сс - сом Бб - болото Пп - павлин Хх - хлеб Йй - йог Жж - жёлудь Чч - черепаха Щщ - щит Цц - царь Шш - шлем ы - мЫшка ь - тюлЬпан ъ - (только фон)
- автобус
- осёл (ослик)
- улей
- эскимос
- якорь
- ёж
- юбка
- индюк
- лось
- мёд
- носорог
- рюкзак
- гном
- книга
- дятел
- топор
- волк
- Фонтан
- Зебра
- самовар
- печь (русская)
- художник
- йод
- жираф
- часы щука
- церковь
- шмель
- сЫр
- гусЬ
- подЪезд
Игра для детей в возрасте от 4 до 8 лёт. Игра предназначена для изучения ребёнком букв русского алфавита, она также в занимательной форме научит детей соотносить графическое изображение печатных и рукописных вариантов букв (заглавных и строчных), подготовит к выполнению звуко-буквенного анализа слова, даст начальное представление о частях речи русского языка. Игра способствует развитию у детей мышления, внимания, памяти, умения обосновывать своё мнение. В ходе игры ребёнок обучается сопоставлению предметов по совпадающим формам и размерам выреза и выступа (развитие глазомера) и самостоятельно оценивать правильность своего выбора. Игра позволяет воспитывать в ребёнке познавательный интерес, навыки общения, приучает действовать по установленным правилам. Игра состоит из:
- 33 элементов карточек с вырезом,
- 33 элементов карточек с выступом,
- кубика с гранями разного цвета,
- кубика с гранями, обозначающими род.
- в игре могут участвовать 2-6 игроков;
- ведущим является тот, кто хорошо знает все буквы (рукописные и печатные) и звуко-буквенные характеристики;
- задача ведущего при помощи наводящих вопросов подводить детей к правильным выводам, предусмотренным целями игры;
- важно не обращать внимания на скорость и количество собранных карточек, нужно, чтобы ребёнок привыкал выполнять работу не наспех, а качественно;
- для начала лучше использовать не полный комплект карточек, а примерно 2-3 карточки на одного играющего. Это позволит участникам игры быстрее найти нужные пары и легче запомнить буквы;
- эффективнее начать игру с изучения гласных букв, затем к ним присоединить согласные (Л, М, Н, Р), далее постепенно остальные буквы;
- занятия рекомендуется проводить до усвоения ребёнком материала, предусмотренного целями вариантов игры, при наличии интереса.
- Одинаковые ли буквы изображены на этих элементах карточки? (На карточках изображены одинаковыебуквы.)
- Чем отличается изображение этих букв? (Одна буквапечатная, а другая - письменная.)
- Назови предметы нарисованные на карточке? Ведущий вместе с игроками делает основной вывод: «Название нарисованных па карточке предметов начинается с одной буквы.»
ВАРИАНТ ТРЕТИЙ Цель игры: развивать зрительную память и внимание, закрепить умение соотносить печатные и рукописные варианты букв. Ход игры. Ведущий раздаст всем участникам игры одинаковое количество элементов карточек. Вторые элементы карточек раскладываются на середине игрового поля рисунками кверху. Игроки по сигналу ведущего начинают искать на игровом поле парные элементы к своим половинкам карточки. Когда все играющие выполнили первое задание, ведущий предлагает участникам игры «заснуть» (закрыть глаза, отвернуться). В это время ведущий переворачивает у всех игроков по одному элементу каждой карточки рисунком книзу. После этого предлагает игрокам вспомнить и назвать то, что изображено на перевёрнутом элементе. Когда игрок назвал предмет, нарисованный на элементе карточки, он переворачивает этот элемент рисунком кверху и сам убеждается в правильности своего ответа. Если игрок правильно назвал предмет, то элемент остаётся у него, а если допущена ошибка, то элемент карточки забирает ведущий, а право хода передаётся следующему участнику игры. Выигрывает тот, у кого окажется больше элементов карточки. ВАРИАНТ ЧЕТВЁРТЫЙ Цель игры: развивать "умение детей проводить звукобуквенный анализ слов, познакомить с классификацией предметов: одушевлённые (живые) - неодушевлённые (неживые). Ход игры. Все половинки карточек выкладываются рисунками книзу и перемешиваются. Затем любые 33 элемента делятся поровну между участниками игры ( лишние элементы карточек откладываются в «банк» рисунками кверху). Остальные 33 элемента раскладываются перед игроками на плоской поверхности картинками кверху, в несколько рядов, как на витрине. Элементы карточек, находящиеся у игроков, - это «деньги», а карточки, находящиеся на игровом ноле, - «покупки». Участники игры по очереди могут «покупать» на свою половинку «деньги» любую половинку «покупки», если звук, который обозначает буква на половинке «деньги» содержится в названии предмета на половинке «покупки», при этом игрок обосновывает своё решение, выделяя в слове нужный звук голосом. например.На половинку карточки «деньги» с буквойАа можно «купить» половинку карточки с изображением предмета: ёлка, изба, рюкзак, самовар и т.п. Если у кого-то из игроков нет подходящей половинки карточки «деньги» для покупки «товара», То он может поменять любую свою половинку «деньги» на другую в «банке». Выигрывает тот игрок, который сможет сделать большее количество покупок Примечании: - в зависимости от способностей участников игры, ведущий может усложнить вариант тем, что на элемент «деньги» с изображением печатной буквы можно «купить» одушевлённый предмет, а на элемент «деньги» с изображением рукописной буквы можно «купить» неодушевлённый предмет. например. На элемент «деньги» с буквой Аа можно «купить» элемент карточки с изображением предмета: павлин, черепаха, зебра и т.п. , а на элемент «деньги» с буквой Ааможно «купить» элемент карточки с изображением предмета: часы, фонтан, книга и т.п.
- если элементы с изображением людей попали в разряд «покупки», то покупается не человек, а любой предмет, находящийся у него (например: у гнома - колпак, у художника - краски, у рыбака - рыба, у эскимоса - шуба и т.п.);
- вариант игры будет более эффективным, если при «покупке» взрослый участник игры (ведущий) будет спрашивать у «покупателей»: - Что ты купил?
- Всё, что час окружает, что мы видим, можем потрогать - это предметы. К словам, которые называют предметы, можно подставить вопросы кто это? и что это? (Школьникам можно сообщить (напомнить), что эти слова относятся к части речи - имени существительному). Например: словамальчик, девочка, щенок. Это одушевлённые предметы, они отвечают на вопрос кто это? Слова труба, дом, дерево. Это неодушевлённые предметы, они отвечают на вопрос что это?
- Всё, что описывает эти предметы, их размер, форму, цвет, материал, - это признаки предметов. К словам, которые называют признаки предметов, можно подставить вопросы: какой? какая? какое? какие? (Школьникам можно сообщить (напомнить), что эти слова относятся к части речи - имени прилагательному ). Например: мальчик (какой?) высокий. Слово высокий называет признакмальчика.
- Всё, что делают эти предметы, какую работу или дело выполняют, - это действия предметов. К словам, которые называют действие предмета, молено подставить вопросы: что делает? что сделает? что делал? (Школьникам можно сообщить (напомнить), что эти слова относятся к части речи - глаголу). Например: мальчик (что делает?) рисует. Словорисуетназывает действие, которое выполняет мальчик.
- выпал цвет, соответствующий имени прилагательному - игрок берёт карточку с изображением «дым» и называет предмет и его признак: «Дым какой? Густой.».
- выпал цвет соответствующий глаголу - игрок берёт карточку с изображением «дым» и называет предмет и его действие, «Дым что делает? - Клубится».
- при игре с детьми, которые уже познакомились в школе с частями речи, целесообразно ввести условие, требующее, чтобы они подтверждали свой ответ соответствующими вопросами и определяли часть речи, указывая, что она называет.
- ОБОЗНАЧЕНИЯ: красный цвет - предмет;
ВАРИАНТ ШЕСТОЙ Цель игры: научить детей определять род предметов, признаков предметов, действий предметов, закрепить умение определять основные части речи русского языка. Ход игры. Перед началом игры ведущий вспоминает с игроками (объясняет игрокам) правила о роде имён существительных, имён прилагательных, глаголов. - Если к слову, называющему предмет (признак предмета, иногда действие предмета), можно подставить слова ОН, МОЙ, то это словомужского рода. I Например: мой учебник, он лежит на парте.
- Если к слову, называющему предмет (признак предмета, иногда действие предмета), можно подставить слова ОНА, МОЯ.то ото словоженского рода. Например: моя книга, она лежит на парте.
- Если к слову, называющему предмет (признак предмета, иногда действие предмета), можно подоврать слова ОНО, МОЁ.то это слово среднего рода.Например: моё яблоко, оно висит на дереве.
РИСУНКИ К ИГРЕ «СЛОВАРНЫЕ СЛОВА» Б-Е-РЁЗА = дерево + серёжки Б-О-ТИНКИ = ботинки + гуталин и обувная щётка В-А-ГОН = вагон + рельсы для поезда В-О-РОБЕИ = воробей + кормушка с крошками Д-О-РОГА = шоссейная дорога + дорожный знак К-А-РАНДАШ = карандаш + альбом для рисования К-А-РТИНА = картина + краски и кисточки (или мольберт) К-О-РАБЛЬ = корабль + море М-Е-ДВЕДЪ = медведь + дупло с пчёлами М-О-РОЗ = узоры на стекле + снежинки (или замёрзлое озеро) ОГ-О-РОД = грядки + овощи (или лопата, лейка) П-А-ЛЪТО = пальто + пуговицы П-Е-НАЛ = пенал + школьно-письменные принадлежности(т.е. ручка, карандаш, линейка, стёрка) ПЛ-А-ТОК = платок + разноцветные нитки Р-А-СТЕНИЕ = растение + вода, льющаяся из лейки С-О-ЛОВЕИ = соловей + зелёная ветка дерева ТР-А-МВАИ = трамвай + трамвайная остановка, провода ирельсы М-А-ШИНА = машина + бензоколонка С-О-БАКА = собака + поводок с ошейником П-О-СУДА = посуда + мойка для посуды К-О-СТЁР = костёр + дрова (спички) М-О-ЛОТОК = молоток + гвозди К-О-РОВА = корова + зелёный луг ЯБЛ-О-КО = плод яблока + дерево с яблоками
Игра для детей в возрасте от 6 до 10 лет. Игра поможет ребёнку в игровой занимательной форме узнать и запомнить написание основных словарных слов русского языка. Игра способствует развитию у детей ассоциативного мышления, памяти, внимания, речи, творческих способностей, расширению кругозора и словарного запаса, тренирует способность ребёнка классифицировать предметы по различным признакам и обосновывать свой выбор. Игра позволяет воспитывать в ребёнке познавательный интерес, навыки общения, умение действовать самостоятельно, проверяя правильность своего выбора. Игра состоит из:
- 24 элемента карточек с вырезом,
- 24 элемента карточек с выступом.
- 24 элемента карточек с гласными буквами.
- в игре могут участвовать 1 - 4 человека;
- ведущим может быть тот, кто хорошо знает учебный материал и может проанализировать с детьми выполненное задание;
- ведущий требует от участников игры полных ответов и при необходимости поправляет игроков и помогает им;
- ведущий может предложить участникам игры помогать друг другу при ответах;
- при желании можно предложить другим участникам игры
- вопросы можно выписать на отдельную карточку печатными или письменными буквами (в зависимости от возраста участников игры). Если игроки ещё не умеют читать, то взрослые помогают вспомнить вопросы:
- для усложнения игры можно предложить игрокам составить с отгаданным словом предложение, например: «Корова пасётся на зелёном лугу»-,
- после выполнения задания варианта игры целесообразно закрепить написание словарных слов в рабочей тетради;
- занятия проводятся до тех пор, пока каждый ребёнок не освоит правильное написание предлагаемых в игре словарных слов.
- Элементы карточек с картинками раскладываются перед участниками игры рисунками кверху. Ведущий предлагает участникам игры разложить элементы карточек по двум признакам:
- предметы, созданные руками человека:
- предметы, созданные природой. - и объяснить свой выбор.
- Как называется?
- Это птица, зверь или растение ?
- Как выглядит?
- Где живёт (растёт) ?
- Чем питается?
- Элементы карточек с картинками раскладываются перед участниками игры рисунками кверху. Ведущий предлагает участникам игры по очереди выбрать только элементы карточек, на которых изображены предметы, созданные руками человека, и ответить на вопросы:
- с изображением предметов;
- с изображением букв.
- если водящий игрок не может подобрать у себя элемент карточки с предметом, подходящим по сюжету к предыдущему, то он может взять элемент другой карточки в «банке» или пропустить ход.
- собранные карточки кладутся встык друг к другу, как в «домино», на поверхности игрового поля;
- к «дорожке», составленной по усложнённому варианту, можно предложить составить рассказ или устроить конкурс на написание самой интересной весёлой истории;
Приложение 1 В белом сарафане Стала на поляне. Летели синицы, Сели на косицы. (Берёза)
Стоит Алёна, Платок зелёный, Тонкий стан. Белый сарафан. (Берёза)
Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова. (Берёза)
Стоят в поле сестрицы: платьица белёны, шапочки зелены. (Берёза)
Клейкие почки, Зелёные листочки С белой корой Стоит под горой. (Берёза)
Не заботясь о погоде, В сарафане белом ходит, А в один из тёплых дней Май серёжки дарит ей. (Берёза)Они бывают разные - Зелёные и красные. Они по рельсам вдоль бегут. Везде встречают их и ждут. (Вагоны) Я весь день ловлю жуков. Ем букашек, червяков. Зимовать не улетаю, Под карнизом обитаю. (Воробей) Птичка-невеличка Ножки имеет, А ходить не умеет. Хочет сделать шажок - Получается прыжок. (Воробей) Куда бежит - сама не знает. В степи ровна, В лесу плутает. Споткнётся у порога. Что это? (Дорога) Я зашёл в зелёный дом И недолго пробыл в нём. Оказался этот дом Быстро - в городе другом. (Вагон)
В серой шубке перовой И в морозы он герой, Скачет, на лету- резвится, Не орёл, а всё же птица. (Воробей)
Маленький мальчишка В сером армячишке По дворам шныряет. Крохи собирает. (Воробей)
Высоких деревьев длинней, Травиночки маленькой ниже. С ней дали становятся ближе И мир открывается с ней. (Дорога) Не живая - а идёт, Неподвижна - а ведёт. (Дорога)
Если ты его отточишь, Нарисуешь всё, что хочешь! Солнце, море, горы, пляж. Что же это?... (Карандаш)
Чёрный Ивашка - Деревянная рубашка, Где носом поведёт, Там заметку кладёт. (Карандаш)
Палочка волшебная Есть у меня, друзья, Палочкою этой Могу построить я Башню, дом и самолёт И большущий пароход! (Карандаш)
Долговязый Тимошка Бежит по узенькой дорожке. Его следы - твои труды. (Карандаш)
Он признался ножу: - Без работы я лежу. Построгай меня, дружок. Чтобы я работать мог. (Карандаш)
Не похож на человечка, Но имеет он сердечко, И работе круглый год Он сердечко отдаёт. (Карандаш)
Рыжий молокозавод День жуёт и ночь жуёт: Ведь траву не так легко Переделать в молоко! (Корова)
Пьёт бензин, как молоко, Может бегать далеко. Возит грузы и людей. Ты знаком, конечно, с ней? (Машина)
Голодная мычит, Сытая жуёт, Всем ребятам Молоко даёт. (Корова)
На резиновом ходу Все дороги обойду. Я на стройке пригожусь, Я работы не боюсь. Мне открыты все пути. Вам со мной не по пути? (Машина)
Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое. (Корова)
Бежит, гудит, В два глаза глядит, А станет - Ярко-красный Глазок глянет. (Машина) Летом бродит без дороги Между сосен и берёз, А зимой он спит в берлоге, От мороза пряча нос. (Медведь)
Вперевалку зверь идёт По малину и по мёд. Любит сладкое он очень. А когда приходит осень, Лезет в яму до весны, Где он спит и видит сны. (Медведь)
Кто в лесу глухом живёт Неуклюжий, косолапый? Летом ест малину, мёд, А зимой сосёт он лапу. (Медведь)
Хозяин лесной просыпаетсявесной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. (Медведь) Летом по лесу гуляет. Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь) Самый бойкий я рабочий В мастерской. Колочу я что есть мочи День-деньской. Как завижу лежебоку, Что валяется без проку, Я прижму его к доске Да как стукну по башке! В доску спрячется бедняжка Чуть видна его фуражка. (Молоток и гвоздь)
Тит на работу вышел, Каждый услышал. Сам он худ, голова с пуд, Как ударит - крепко станет. (Молоток)
Толстый тонкого побьёт - Тонкий что-нибудь прибьёт. (Молоток и гвоздь) Он вошёл - никто не видел, Он сказал - никто не слышал. Дунул в окна и исчез, А на окнах вырос лес. (Мороз)
В этой узенькой коробке Ты найдёшь карандаши, Ручки, перья, скрепки, кнопки Что угодно для души. (Пенал)
С хозяином дружит. Дом сторожит, Живёт под крылечком, А хвост колечком. (Собака)
Невидимкой, осторожно Он является ко мне, И рисует как художник. Он узоры на окне. (Мороз)
Портфель у меня Не велик и не мал: Лежит в нём задачник, Букварь и ... (Пенал)
Гладишь - ласкается, Дразнишь - кусается. На цепи сидит, Дом сторожит. (Собака)
Какой это мастер На стёкла нанёс И листья, и травы И заросли роз? (Мороз)
Дышит, растёт, А ходить не может. (Растение)
В дом чужого не пущу, Без хозяина грущу. (Собака)
Заворчал живой замок, Лёг у двери поперёк. (Собака) Прилетел к нам наконец Лучший наш певец. Дни и ночи напролёт Он поёт. (Соловей)
Дом чудесный - бегунок На своей восьмёрке ног День-деньской в дороге: Бегает аллейкой По стальным двум змейкам. (Трамвай)
Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней? Кто же это?... (Соловей)
Спозаранку за окошком Стук, и звон, и кутерьма. По прямым стальным дорожкам Ходят красные дома. (Трамвай) Я румяную Матрёшку От подруг не оторву, Подожду, когда Матрёшка Упадёт сама в траву. (Яблоко)
Круглое, румяное, Я расту на ветке: Любят меня взрослые И маленькие детки. (Яблоко)
Покуда было малым, Не падало оно, А выросло - упало. Не правда ли, смешно? (Яблоко)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
БЕРЁЗА лиственное дерево с белой корой и листьями, похожими на сердечки. БОТИНКИ обувь со шнурками, закрывающая ногу по щиколотку. ВАГОН вид транспорта для перевозки пассажиров или грузов, обычно приспособленный для передвижения по рельсам при помощи тепловоза. ВОРОБЕЙ маленькая птичка с серо-чёрным оперением.
ДОРОГА полоса земли, приспособленная для движения транспорта или людей. КАРТИНА произведение живописи, выполненное художником. КАРАНДАШ стержень из графита в деревянной оболочке, предназначенный для письма или рисования. КОРАБЛЬ морское судно имеющее двигатель, штурвал и якорь. КОСТЁР горящая куча дров, сучьев, хвороста. КОРОВА домашнее жвачное животное, дающее молоко. МАШИНА вид транспорта, имеющий колёса и мотор, перевозящий людей и грузы по дороге. МЕДВЕДЬ крупный хищный зверь с густой шерстью и толстыми лапами. МОЛОТОК инструмент для забивания гвоздей. МОРОЗ низкая температура воздуха, при которой замерзает вода. ОГОРОД участок земли, на котором выращивают овощи, обычно около дома. ПАЛЬТО длинная верхняя одежда, которую надевают поверх платья, костюма. ПЕНАЛ коробочка для хранения и переноса карандашей, ручек, стёрки. ПЛАТОК кусок ткани, обычно квадратный, или вязаное изделие такой же формы. ПОСУДА предметы, из которых едят, пьют, в которых готовят пищу. РАСТЕНИЕ растущий организм, получающий питание из почвы и воздуха. СОБАКА домашнее животное, верный друг человека, любит ходить с ним на охоту, охраняет жилище. СОЛОВЕЙ маленькая буро-серая птичка, отличающаяся красивым пением. ТРАМВАИ вагон с двигателем, работающим от электричества, перевозящий людей в городе. ЯБЛОКО сочный плод яблони.
Примечания: - элементы карточек со словами, к которым в приложении 1 не подобраны загадки (ботинки, картина, корабль, костёр,evo- /юг), пальто, платок, посуда), следует использовать в игре для того, чтобы было сложнее отыскать элементы необходимой для ответа карточки;
- для игроков постарше можно предложить вспомнить, найти в книгах и журналах загадки к оставшимся карточкам пли устроить конкурс на лучшую придуманную загадку.
- для расширения словарного запаса и кругозора детей, по ходу ответов игроков, ведущему следует задавать вопросы:
- «Какие слова помогли тебе узнать предмет?»
- «Значение каких слои тебе непонятно?»
ИГРА «ПРЯТКИ» Игра предназначена для индивидуальных и групповых занятий с детьми в возрасте 3-9 лет и способствует развитию внимания, памяти, речи, творческих способностей; расширению словарного запаса; тренирует способность ребёнка классифицировать предметы по различным признакам и обосновывать свой выбор. Игра поможет ребёнку в игровой занимательной форме узнать и запомнить основные орфограммы и некоторые словарные слова русского языка по курсу начальной школы. Игра помогает воспитывать у детей познавательный интерес, навыки общения, умение действовать самостоятельно, проверяя правильность своего выбора. Игра состоит из: - 6 больших (сюжетных) карточек, -36 маленьких (предметных) карточек. Методические рекомендации:
- в игре могут участвовать 1 - 6 человек;
- если занятия проводятся в большой группе детей, то количество игроков в подгруппе не должно превышать четырёх человек, для того, чтобы каждый ребёнок имел возможность принять активное участие в игре;
- если в игре принимает участие большое количество игроков, то можно предложить выполнить каждое задание группе ребят, предварительно дав им возможность посовещаться и помочь друг другу;
- необходимо строить работу так, чтобы на протяжении нескольких занятий с данной игрой, каждый ребёнок ознакомился со всеми карточками, предлагаемого пособия;
- ведущим может быть тот, кто хорошо знает все орфограммы русского языка и может проанализировать с ребёнком выполненное задание;
- ведущему желательно хорошо знать все предметы, изображённые на сюжетных и предметных карточках;
- если отвечающий игрок испытывает затруднения в игре, то ведущему следует оказать ему необходимую помощь;
- при ответе и проверке вставленной в слово буквы, игроку следует обращаться к букве, изображённой рядом с найденным предметом на сюжетной карте;
- при проведении регулярных занятий в детских учреждениях рекомендуем заниматься три раза в неделю по 15 - 30 минут (при наличии интереса);
- после выполнения задания варианта игры целесообразно закрепить написание слов с различными орфограммами в рабочей тетради;
- занятия по данной игре следует проводить до тех пор, пока каждый ребёнок не освоит орфограммы русского языка, предложенные в данном пособии.
- Участники игры выбирают для себя сюжетную (большую) карту. Маленькие (предметные) карточки беспорядочно раскладываются перед играющими изображением кверху. Задача игроков найти на предметных карточках те предметы, которые «спрятались» на сюжетной карте, и накрыть маленькой карточкой найденный на большой карте предмет.
- Все маленькие (предметные) карточки находятся у ведущего. Ведущий показывает игрокам по одной карточке и называет предмет, на ней нарисованный. Тот участник игры, который нашёл у себя этот предмет на большой карте и назвал его, забирает маленькую карточку у ведущего и кладёт её на большую карту, закрывая этот предмет.
- У кого есть летающие предметы? Кто (что) это?
- У кого есть плавающие предметы? Кто (что) это?
- Сколько на большой карте нарисовано детей?
- Какие ещё живые предметы нарисованы на карте? Назовите их.
- Какие ещё неживые предметы нарисованы на карте? Назовите их.
- Какие есть предметы квадратной (круглой, треугольной и т.д. ) формы?
- Какие есть предметы зелёного (красного, синего и т.д.) цвета? И так далее.
- все игроки могут составлять общий рассказ по одной большой карте или каждый по своей, помогая друг другу;
- ребятам старшего возраста можно предложить записать этот рассказ.
- Какое событие или место изображено на большой карте?
- Какие герои (предметы) здесь нарисованы?
- Как они сюда попали?
- Что происходит с этими героями (предметами)?
- Какое настроение у героев?
- Какие чувства они испытывают?
- Что будет потом?
- Чем всё закончится?
- карточки выкладываются впритык друг к другу, как в домино;
- в конце игры можно предложить игрокам «пройти по дорожке из картинок», повторив придуманный рассказ;
- ребята постарше могут записать придуманную историю.
ВАРИАНТ ВОСЬМОЙ Цель игры: учить детей пересказывать рассказ, развивать память, внимание, речь, творческие способности. Методические рекомендации:
- количество предметных карточек, используемых в игре, зависит от возраста и способностей участников (5-36 карточек);
- карточки выкладываются впритык друг к другу, как в «домино»;
- ребятам постарше можно предложить записать придуманную историю.
- перед началом игры ведущий предупреждает, с какой стороны
- игра продолжается до тех пор, пока кто-то из игроков первым
- старшим участникам игры следует предложить дополнительно ответить на вопрос: «Какая буква пропущена в слове, написанном на предметной карточке?».
- следует давать дополнительное очко за каждую правильно
ВАРИАНТ ДЕСЯТЫЙ Цель игры: развивать у детей внимание, зрительную память. Методические рекомендации:
- количество раскладываемых в кружок предметных карточек зависит от возраста участников игры (10-20 карточек);
- игра продолжается до тех пор, пока кто-то из игроков не не наберёт 10, 15, 20 (сколько условились) карточек;
- старшим участникам игры нужно дополнительно отвечать на вопрос: «Какая буква пропущена в слове, написанном на карточке? »;
- следует давать дополнительное очко за каждую правильно вставленную букву в слово, написанное на предметной карточке.
- игра продолжается до тех пор, пока на игровом поле или в «банке» не кончатся предметные карточки;
- старшим участникам игры нужно дополнительно отвечать на вопрос: «Какая буква пропущена в слове, написанном на карточке?»;
ч к ИГРА «РУССКИЙ ЯЗЫК» Игра для детей от 4 до 10 лет. Игра предназначена для знакомства детей с буквами русского алфавита, составления слов с учётом их звуко-буквенного анализа, в занимательной форме позволяет организовать выполнение арифметического действия «сложение». Игра способствует развитию у детей мышления, внимания, памяти, речи. В ходе игры ребёнок обучается умению составлять и записывать слова, а также проверять правильность составленного слова. Игра позволяет воспитывать в ребёнке познавательный интерес, навыки коллективного общения, приучает действовать по установленным правилам и принимать самостоятельное решение. Игра состоит из: планшета; кубика; 4 разноцветных фишек; набора карточек с буквами и предметами; бланков для записи слов. Методические рекомендации:
- В игре могут принимать участие до 4 человек.
- Независимо от возраста играющих рекомендуется начинать игру с варианта № 1.
- Перед началом игры нужно расположить планшет и «банк» с буквами так, чтобы они были доступны всем участникам игры. Карточки выкладываются буквами вверх.
- Если по окончании игры играющий затрудняется в подсчёте своих баллов, то ему может помочь кто-то из взрослых или хорошо считающий участник игры.
- В случае возникновения ситуации, не предусмотренной в правилах игры, играющие могут найти выход, из неё договорившись между собой.
И Г Л А
1+2=3 И Г О Л К А
1+2=3 П И ф
1 Г Л А Ф И Р А
1+2+3=6 Ф И Г У Р К А
1+2+3=6 Л А У Р А
1+2=3 р У К А
1+2=3 X X X X
Отдано к У X А Р К А
1+2+3=6
Всего набрано (3+3+1+6+6+3+3+6): 31 очко. Примечание: слово, которое отдаётся в «банк», чтобы избежать «ловушку» Акбишо, из бланка вычёркивается и в подсчёте очков не участвует Выигрывает тот, кто набрал большее количество очков. ИГРА-МОЗАИКА «ЦИФРЫ» Игра для детей от 4 до 8 лет. Игра предназначена для знакомства детей с числами и цифрами от 1 до 12. В наглядной занимательной форме она позволяет изучить и закрепить состав чисел, знакомит с действиями «сложение», «вычитание», понятиями «больше», «меньше», «равно». Игра способствует развитию у детей мышления (в процессе составления целой картинки из частей), внимания, памяти, умения сопоставлять образ цифры с её математическим названием, тренировке мелкой моторики руки. В ходе игры ребёнок обучается умению выполнять простые арифметические действия в пределах от 1 до 12, составлять и записывать простые примеры, а также называть числа при действиях «сложение» и «вычитание». Игра позволяет воспитывать в ребёнке интерес к математике, аккуратность, усидчивость, умение действовать самостоятельно, вырабатывает навыки самоконтроля и самооценки. Игра состоит из: 12 карточек с цифрами, состоящими из нескольких частей и имеющими свой цветовой фон; карточек со знаками арифметических действий; листков с графическими заданиями; двух кубиков с точками на гранях; одного кубика со знаками «+», «-», «>», «<» на гранях; инструкции. Методические рекомендации:
- в игре могут участвовать 1 - 2 игрока, с условием, что каждый собирает разные карточки;
- если занятие проводится в большой группе детей, желательно, чтобы число игроков в подгруппе не превышало двух человек;
- ведущим может быть тот, кто хорошо знает все цифры и состав чисел и может правильно проанализировать с ребёнком выполненное задание;
- после знакомства со всеми цифрами ведущий обращает внимание участников игры на цвет собираемой цифры и сообщает, что: цифры красного цвета обозначают - чётное число,
- за одно занятие следует предлагать ребёнку для изучения одну новую цифру;
- каждое очередное занятие следует начинать с повторения тех цифр, которые ребёнок уже запомнил;
- если ребёнок не справляется с предложенным заданием, следует выявить причину, вызывающую трудность, и провести с ним дополнительно индивидуальные занятия;
- изображение на элементах карточек кубиков с точками служит подсказкой для детей, которые плохо запоминают цифры и которым трудно делать вычисления без опоры на конкретный материал;
- все занятия необходимо проводить за большим столом или на полу с гладкой поверхностью;
- перед началом занятия нужно подготовить ксерокопии рабочих листков в соответствии с количеством участников игры.
- в порядке возрастания (от 1 до 12);
- в порядке убывания (от 12 до 1);
- в порядке возрастания, начиная с 3 (4; 5; 6 и т.д.);
- в порядке убывания, начиная с 10 (9; 8; 7 и т.д.); назвать соседей числа 2 (3; 4; 5 и т.д.);
Ведущий сообщает участникам игры, что числа при сложении называются «слагаемое», «слагаемое», «сумма», и выкладывает карточки с соответствующими надписями под цифрами примера. Получается запись:
слагаемое
сумма
В случае вычитания получается запись: Например:
вычитаемое
разность
В случае сравнения получается запись: Например:
меньше
Примечание: в дальнейшем карточки с названием чисел при «сложении» или «вычитании» и при сравнении выставляет не ведущий, а участник игры, составивший этот пример. После того как все участники игры выполнили свои задания, все собранные карточки разбираются, элементы карточек перемешиваются и броски кубиков определяют следующие задания. За каждый правильно выполненный пример участник игры получает 5 очков. Победителем является участник игры, набравший наибольшее количество очков. После того как участники игры закончили работу с карточками, им предлагается выполнить задание № 4 на рабочем листке.
6