Проектирование современного урока

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектирование современного урока

Н.А. Муратова, учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №3»

Чистопольского муниципального района РТ Мерило успеха любого учителя - это успехи его учеников, активных, любознательных, творческих, готовых к жизни в современном мире. Сегодня очень важна готовность человека действовать инициативно и творчески при любых обстоятельствах - этот социальный запрос соответствует потребностям ребёнка быть самостоятельным, знать и уметь использовать свои возможности. Одна из главных целей нашей работы с детьми - развитие их умственных способностей, то есть необходимо развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, находить закономерности. Главный принцип нашей работы - сделать сложное в учёбе понятным, а занудное - занятным. В школе вводятся новые формы организации учебного процесса. Но основной формой обучения в начальной школе сегодня по-прежнему остается урок. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Вся учебная деятельность на современном уроке должна строиться на основе деятельностного подхода. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Деятельностный метод позволяет мне грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс «открытия» нового знания. Структура уроков введения нового знания обычно имеет следующий вид: I. Мотивирование к учебной деятельности - 1-2 минуты Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

  • актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности ("надо");
  • создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ("хочу");
  • устанавливаются тематические рамки ("могу").

II.Актуализация и пробное учебное действие - 4-5 минут Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.
  • Возникновение проблемной ситуации
  • Методы постановки учебной проблемы:
1)побуждающий, подводящий диалоги; 2)мотивирующий приём «яркое пятно» - сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни, шутки и др.)
III. Выявление места и причины затруднения - 4-5 минут Цель: обсуждение затруднения («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?») На данном этапе организуется выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
  1. восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;
  2. соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) - 7-8 минут На данном этапе учащиеся обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д.
V . Реализация построения проекта. -5-6 минут На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
VI. Первичное закрепление - 4-5 минут Цель: проговаривание нового знания, (запись в виде опорного сигнала)
  • фронтальная работа, работа в парах;
  • комментирование, обозначение знаковыми символами.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу - 4-5 минут. Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет.
  • Письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2-3 типовые задания).
  • Самоконтроль, самопроверка.
VIII. Включение нового знания в систему знаний и повторение -7-8 минут.
  • Сначала детям предлагаются задания, которые содержат новый алгоритм, новое понятие.
  • Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) - 2-3 минуты. Цель: осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. Вопросы: Какую задачу ставили на уроке? Удалось решить поставленную задачу? Каким способом? Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё? Где можно применить новые знания? Что на уроке у вас хорошо получилось? Над чем ещё надо поработать? Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования. Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. У обучающихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту. Список литературы 1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. - М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008. 2. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». - М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011. 3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. - Москва, 2006.


© 2010-2022